Анализ производства и реализации продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2010 в 22:16, курсовая работа

Краткое описание

В данной курсовой работе рассматриваются проблемы реализации продукции, а также анализируется объем произведенной продукции. Ключевым моментом являются особенности анализа объемов производства продукции на ООО « Цветочница».

Задача курсовой работы состоит в том, чтобы, проанализировав данные показатели, выявить резервы для их увеличения, а также факторы влияющие на эти показатели.

Объектом анализа курсовой работы стало ООО «Цветочница».

Оглавление

Введение 5


1 Теоретические основы производства и реализации продукции 7

1.Показатели объемов производстваи реализации, их взаимосвязь 7
2.Значение, задачи и источники информаци анализа производства и реализации продукции 10


2 Методика анализа производства и реализации продукции 13

1.Обзор основных подходов к анализу производства и реализации продукции 13
2.Анализ формирования и выполнения производственной программы 14
3.Анализ динамики производства и реализации продукции 15
4.Методика анализа ассортимента и структуры продукции 16
5.Методика анализа качества произведенной продукции 19
6.Методика анализа ритмичности работы предприятия 21


3 Анализ производства и реализации придукции на примере ООО “Цветочница” 24

1.Краткая характеристика предприятия 24
2.Анализ производства и реализации продукции 24
3.Анализ факторов и резервов увеличения выпуска и реализации продукции
32


Заключение 36


Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Курсовик готово.doc

— 337.50 Кб (Скачать)

      Анализируя  динамику объема реализации продукции( работ, услуг), необходимо учитывать показатели в сопоставимых ценах. Учет показателей в фактических действующих ценах может привести к искажению результатов анализа, попадающих под воздействие стоимостного фактора.

      Устойчивое  состояние производства и реализации продукции характеризуется одинаковыми темпами изменения объемов товарной и реализованной продукции и устойчивым соотношением их абсолютных величин. Значительное отклонение в темпах изменения объемных показателей служит индикатором сбоя в производственном процессе или системе сбыта продукции, что может являться основной причиной неплатежеспособности.

      Превышение  объема товарной продукции над объемом  реализации продукции свидетельствует  о проблемах сбыта на предприятии. Индикатором этого являются увеличивающиеся запасы готовой продукции на складе.

      Превышение  объема реализации над товарной продукцией свидетельствует о снижении остатков готовой продукции на складе, об активизации маркетинговой политики или о повышении платежеспособного  спроса на выпускаемую продукцию.

      Для наглядности динамика товарной и  валовой продукции может быть изображена с помощью графиков, в  виде столбчатых и полосовых диаграмм.

      Оперативный анализ производства и отгрузки продукции  осуществляется на основе расчета, в  котором отражаются плановые и фактические сведения о выпуске и отгрузке продукции по объему, ассортименту, качеству, а также отклонение от плана.

      Анализ  реализации продукции тесно связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам продукции. Недовыполнение плана по договорам для предприятия оборачивается уменьшением выручки, прибыли, выплатой штрафных санкций. Кроме того, в условиях конкуренции предприятие может потерять рынки сбыта продукции, что повлечет за собой спад производства.

      Особо важное значение для предприятия имеет выполнение контрактов на поставку товаров для государственных нужд. Это гарантирует предприятию сбыт продукции, своевременную ее оплату, льготы по налогам, кредитам и т.п.

      В процессе анализа определяется выполнение плана поставок за месяц и с нарастающим итогом в целом по предприятия, в разрезе отдельных потребителей и видов продукции, выясняются причины недовыполнения плана, и дается оценка деятельности по выполнению договорных обязательств.

Процент выполнения договорных обязательств рассчитывается делением разности между плановым объемом отгрузки по договорным обязательствам (ОПпл)  и его недовыполнением (ОПн) на плановый объем (ОПпл)[1]:

Кд.п. = (Оппл – Опн) / ОПпл

      Недопоставка  продукции отрицательно влияет не только на итоги деятельности данного предприятия, но и на работу торговых организаций, предприятий-смежников, транспортных организаций и т.д. При анализе реализации особое внимание следует обращать на выполнение обязательств по госзаказу, кооперированным поставкам и по экспорту продукции.

При анализе  товарной  продукции устанавливают  выполнение плана по номенклатуре и  ассортименту продукции. 

2.4 Методика  анализа ассортимента и структуры  продукции 

При формировании ассортимента и структуры выпуска  продукции продукции организация  должна учитывать: спрос на данные виды продукции и наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, технических и технологических, финансовых ресурсов.

Система формирования ассортимента включает[2]:

      1. Определение потребностей покупателей,
      2. Оценку уровня конкурентоспособности продукции,
      3. Изучение жизненного цикла изделий и принятие своевременных мер по внедрению более совершенных видов продукции,
      4. Оценку степени риска изменений в ассортименте продукции.
 

      Для обеспечения более полного удовлетворения потребностей населения необходимо, чтобы организация выполняла план не только по объему продукции, но и по ассортименту( номенклатуре).

      Номенклатура[1]- это перечень наименований изделий  и их кодов, установленных для  соответствующих видов.

      Ассортимент[2]- перечень наименований изделий с указанием количества по каждому из них. Различают полный, групповой и внутригрупповой ассортимент. В отличие от перечня наименований продукции( номенклатуры), ассортимент выражается в натуральном измерении по качеству, массе или другой единице измерения.

      В условиях, когда субъект хозяйствования разрабатывает планы самостоятельно на основе контрактов( договоров) на поставку продукции, госзаказа, изучения конъюнктуры  рынка, анализ выполнения плана позволяет  оценить следующее:

  • степень выполнения договорных обязательств,
  • качество планирования,
  • качество менеджмента.

      При этом необходимо учитывать то обстоятельство, что планы выпуска продукции  как в общес объеме, так и  по ассортименту являются исходной базой  для составления планов обеспечения организации необходимым сырьем, материалами, комплектующими изделиями, оснащения соответствующим оборудованием, составления штатного расписания и т. п.

      Анализ  выполнения плана выпуска продукции  по ассортименту позволяет установить причины неэффективного использования производственного потенциала организации.

      Оценка  выполнения плана по ассортименту основывается на сопоставлении планового и  фактического выпуска продукции  по основным ее видам, включенным в  номенклатуру.

      Оценка  выполнения плана по ассортименту может проводиться несколькими способами [5]:

  1. По способу наименьшего процента.

Данный  способ является наиболее простым, при  котором фактический объем производства каждого вида продукции в натуральном  или стоимостном выражении сопоставляется с плановым и определяется выполнением плана (в процентах) по каждой позиции. Наименьший показатель выполнения плана по одной из позиций принимается за уровень выполнения плана или заказа по всему перечню.

  1. По удельому весу в общем перечне наименований изделий, по которым выполнен план выпуска продукции.
  2. По способу среднего процента, который рассчитывается делением общего фактического выпуска продукции в пределах плана на общий плановый выпуск продукции. При этом продукция, изготовленная сверх плана или не предусмотренная им не засчитывается в выполнение плана по ассортименту.

        Далее анализируются причины  невыполнения плана по ассортименту. Они могут быть как внешние,  так и внутренние.

      К внешним причинам относятся:

  • конъюнктура рынка,
  • изменение спроса на отдельные виды продукции,
  • состояние материально-технического обеспечения,
  • несвоевременный ввод в действие производственных мощностей предприятия по не зависящим от него причинам и др.

      Внутренние  причины связаны:

  • с недостатком в организации производства, системе управления и материального стимулирования,
  • с плохим состоянием оборудования и его простоями,
  • авариями,
  • нехваткой электроэнергии,
  • низкой культурой производства и т.п.

      В процессе анализа следует провести оценку структурных сдвигов в  составе продукции и их влияние  на экономические показатели.

      Увеличение  объемов производства по одним видам  и сокращения по другим приводит к изменению ее структуры.

      Структура продукции- это отношение отдельных  изделий в общем их выпуске.

      Выполнить план по структуре- значит сохранить  в фактическом выпуске продукции  запланированные соотношения отдельных  ее видов. Неравномерное выполнение плана по отдельным изделиям приводит к отклонениям от плановой струкуры продукции.

      Изменение структуры оказывает большое  влияние на все экономические  показатели: объем выпускав стоимостной  оценке, материалоемкость, себестоимость, прибыль, рентабельность.

Если  увеличивается удельный вес более  дорогой продукции, то объем ее выпуска  в стоимостном выражении возоастает и наоборот.

      То  же происходит с размером прибыли  при увеличении удельного веса высокорентабельной продукции и соответственно при  уменьшении доли низкорентабельной продукции.

      Расчет  влияния структуры производства на уровень перечисленных показателей  можно произвести способом цепной подстановки, который позволяет абстрагироваться от всех факторов, кроме структуры  продукции.

      Эти же данные можно получить умножением показателя графы 6 по каждому виду продукции на коэффициент выполнения плана по выпуску продукции в целом по предприятию в условно-натуральных единицах (можно в трудозатратах) (Квп)[1]:

  ,                                                                                                                   (2) 

      Такой же результат можно получить и  более простым способом, а именно способом процентных разностей. Для  этого разность между коэффициентами выполнения плана по производству продукции, рассчитанными на основании стоимостных (Кст) и условно-натуральных показателей (можно в нормо-часах) (Кн ) умножим на запланированный выпуск валовой продукции в стоимостном выражении: 

 ,                                                                                       (3)

      Для расчета влияния структурного фактора  на объем производства продукции  в стоимостном выражении можно  использовать также способ абсолютных разниц. Сначала необходимо определить, как изменится средний уровень цены 1 туб (ΔЦстр) за счет структуры:

 ,                                                                                              (4)

      Затем, умножая полученный результат на общий фактический объем производства продукции в условно-натуральном выражении, узнаем изменение объема товарной продукции в стоимостном выражении: 

 ,                                                                                                 (5) 

      Расчет  влияния структурного фактора на изменение выпуска продукции  в стоимостном выражении можно  произвести и с помощью средневзвешенных цен (если продукция однородная). Для  этого сначала определяется средневзвешенная цена при фактической структуре продукции, а затем при плановой и разность между ними умножается на фактический общий объем производства продукции в условно-натуральном выражении[5]: 

 ,                                                                          (6) 
 

      Используя описанные выше приемы, можно определить влияние структуры продукции  и на другие показатели деятельности предприятия: трудоемкость, материалоемкость, на общую сумму затрат, прибыль, рентабельность и другие экономические показатели, что позволит комплексно, всесторонне оценить эффективность ассортиментной и структурной политики предприятия. 

2.5 Методика  анализа качества произведенной  продукции 

      Важным  показателем деятельности промышленных предприятий является качество продукции. Его повышение – одна из форм конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке. Высокий  уровень качества продукции способствует повышению спроса на продукцию и увеличению суммы прибыли не только за счет объема продаж, но и за счет более высоких цен.

Информация о работе Анализ производства и реализации продукции