Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2011 в 02:06, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение вопросов, связанных с экономическими методами управления в современных условиях, а также характеристика и анализ экономических методов управления на примере ООО «КПВС».
ВВЕДЕНИЕ 6
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ООО «КПВС»
1.1 Форма организации и форма собственности. Характеристика основных направлений деятельности
1.2 Организационная структура управления. Характеристика численности и структуры персонала
2 ХАРАКТЕРИСТИКА И АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ НА ООО «КПВС»
2.1 Характеристика теоретических аспектов современных экономических методов управления на предприятии
2.2 Анализ экономических методов управления на ООО «КПВС»
3 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
3.1 SWOT-анализ проблемы исследования
3.2 Предложения по повышению эффективности экономических методов управления на предприятии 7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Если
предприятие не выполняет плана
производства продукции, ухудшается ее
качество, допускаются брак, простои,
неудовлетворительно
Наряду
с ответственностью предприятия
в целом, существует и индивидуальная
ответственность его
4. Материальная заинтересованность. Следующим важным принципом хозрасчета является материальная заинтересованность. Она достигается тем, что все свои текущие расходы (приобретение сырья и материалов, выдача заработной платы и др.) предприятие ведет исключительно за счет собственных средств. Тем самым его расходы и платежеспособность ставятся в зависимость от поступления доходов. Таким образом, чем лучше работает предприятие, тем устойчивее его финансовое положение и платежеспособность.
Хорошая работа предприятия – выгодна, прежде всего, его персоналу, так как за счет прибыли формируется фонд материального поощрения, за счет которого осуществляется стимулирование работников за лучшие результаты труда. Таким образом, повышение заработной платы, материальное стимулирование работников зависит, прежде всего, от роста производства, улучшения качества продукции, увеличения массы прибыли и повышения рентабельности производства.
5. Контроль рублем. Этот принцип означает, что результат работы предприятия должен зависеть от вклада его самого, а не от прочих причин, например, инфляции, наличия неденежного рынка.
Серьезное значение для контроля рублем имеет порядок финансирования капитальных вложений. Финансируя, кредитуя производство, банки и другие финансово-кредитные организации воздействуют в направлении более полной мобилизации резервов производства и повышения его эффективности.
Как видно из перечисленных выше принципов, хозяйственный расчет является обязательным условием развития рыночных отношений, поскольку отражает саму суть рыночной экономики (ограничение вмешательства государства в экономику, практически полная независимость хозяйствующих субъектов) и положение «рыночная экономика без хозрасчета» - нонсенс. При такой модели хозяйствования ставится вопрос о приближении принципов хозрасчета, указанных выше, к конкретному работнику, конкретному рабочему месту. То есть речь идет о создании внутреннего хозрасчета как инструмента повышения эффективности труда, а значит эффективности производства как основного условия выживания в условиях, пусть даже самой социальной, но все-таки рыночной экономики.
Внедрение внутрихозяйственных отношений как эффективный инструмент в реализации внутрифирменного экономического регулирования
Эффективная работа предприятий в рыночных условиях возможна лишь при правильно организованном и четком взаимодействии всех внутренних подразделений, заинтересованности трудовых коллективов и отдельных работников в высоких конечных результатах.
Как показывает практика, провозглашение хозяйственного (коммерческого) расчета как принципа и метода хозяйствования на уровне первичного звена экономики, базирующегося на сопоставлении затрат с результатами, прямо и непосредственно не обеспечивает материальную заинтересованность работников и их экономическую ответственность за результаты своего труда. Необходимо приближение его принципов к конкретному рабочему месту, то есть перенесения целей и ориентиров хозяйственного расчета на внутрихозяйственные отношения.
Внутренний хозрасчет – это хозрасчет производственных единиц, цехов, отделов, служб и т. д., охваченные системой экономических отношений, в целях эффективного использования имеющихся резервов и получения более высокого результата работы фирмы в целом.
Основными задачами нового внутрихозяйственного механизма предприятия являются:
- повышение оперативно-хозяйственной самостоятельности подразделений предприятия с одновременным повышением их ответственности за результаты своей деятельности перед предприятием и за выполнение его обязательств перед государством, заказчиками, поставщиками и кредиторами;
- эффективная координация совместной производственно-хозяйственной деятельности всех подразделений предприятия; усиление материальной заинтересованности подразделений и работников предприятия в конечных результатах труда;
- создание механизма имущественных отношений между работниками предприятия и его собственниками;
- совершенствование методов и форм оплаты труда на основе принципа оценки его конечных результатов на товарном рынке;
- улучшение условий труда, культуры производства и быта работников предприятия, усиление их социальной защиты на предприятии;
- улучшение психологического климата в трудовом коллективе, повышение трудовой и социальной активности его членов на основе новых материальных стимулов труда.
Внутренний
хозрасчет является органической частью
системы хозрасчета предприятия. Он
строится на принципах сочетания
оперативно-хозяйственной
Внутренний хозрасчет исходит из основных требований, обеспечивающих единство интересов коллектива подразделения и всего предприятия в целом, подчиненность интересов коллектива подразделения общим задачам всего производственного коллектива, учет местных условий в формах и методах организации внутреннего хозрасчета, материальное стимулирование за конечные результаты труда.
В настоящее время специалистами выделяются следующие основные принципы внутреннего хозрасчета:
1.
Принцип гибкого сочетания
- закрепление за подразделениями необходимых основных фондов;
- выделение сырья и материалов в соответствии с плановыми нормами;
- предоставление самостоятельного выбора конкретной формы организации работы;
- предоставление права самостоятельного определения направления эффективного использования оборудования и средств;
- предоставление права самостоятельного распределения коллективного заработка;
- обязательная централизация средств для выплаты бюджетных и специально создаваемых фондов.
2.
Принцип одновременного
3.
Принцип рационального
4. Принцип прогрессивности норм и нормативов.
5.
Принцип организации
6.
Принцип материальной
7.
Принцип материальной
Все преимущества такого метода организации внутрихозяйственных отношений были достаточно хорошо усвоены руководителями многих предприятий, и началось активное внедрение внутреннего хозрасчета на практике. Однако по прошествии определенного времени оказалось, что результаты этого внедрения далеко не такие радужные, как представлялось сначала. На многих предприятиях внутренний хозрасчет, казалось бы, не оправдал себя как инструмент, повышающий материальную заинтересованность (производительность труда оставалась низкой даже при снижении заработной платы). Кроме того, возникли сложности во взаимоотношении хозрасчетных подразделений между собой и администрацией предприятия, которые не наблюдались ранее (особенно это касалось распределения общезаводских расходов, определения цены на изделия, производимые для внутреннего потребления на предприятии и др.), возникло множество других проблем. Причин для такого положения дел много. Но главной представляется плохая подготовка предприятий к внедрению внутрихозяйственного расчета. Дело в том, что внутрихозяйственные экономические отношения не могут быть слепком внешних хозрасчетных отношений: отдельные подразделения предприятия не обладают совокупными свойствами и возможностями системы более высокого порядка, какой в данный момент выступает предприятие по отношению к цехам, отделам, участкам и др. производственным, обслуживающим, управленческим звеньям. Решение вопроса разработки механизма внутрихозяйственного экономического регулирования не только сложно, но и многогранно и во многом зависит от специфики предприятия, характера технологии производства, структуры выпускаемых изделий, традиций, компетентности и опыта экономических служб предприятия, подготовленности и квалификации кадров.
Построение нового внутрихозяйственного механизма предприятия должно осуществляться на основе требований рыночных отношений с учетом опыта внутрифирменного планирования на предприятиях зарубежных стран с развитой рыночной экономикой и отечественного опыта применения арендного подряда как наиболее близкого предшественника новых внутрихозяйственных отношений. Выявление этих требований, изучение указанного опыта позволяют сформулировать следующие основные условия эффективности внутрихозяйственного механизма предприятия.
Прежде всего, должна быть
Данное разграничение прав и обязанностей является базой для всей дальнейшей деятельности предприятия при такой форме организации отношений, и нечеткие, размытые формулировки, либо полное отсутствие данных положений может сгубить всю систему внутреннего хозрасчета, что называется «на корню», поскольку внесет организационную и правовую неразбериху во весь процесс жизнедеятельности предприятия. Кроме того, следует отметить исключительную важность обоснованного распределения полномочий между администрацией и подразделением. Здесь необходимо учитывать всю специфику деятельности конкретного подразделения, чтобы не вменить ему функции и обязанности, которые оно, будучи лишь составной частью предприятия, не сможет реализовать в принципе.
Далее,
в положении следует
Также в положении должны найти отражение такие принципы внутреннего хозрасчета как материальная заинтересованность и материальная ответственность. Существует множество способов заинтересовать работника в конечном результате его деятельности, и все они основаны на теории мотиваций. Как уже было сказано, в нашей стране в настоящий период времени в условиях тотального кризиса всех сторон жизни наибольшее значение для стимулирования труда приобретают мотивы низших уровней, в частности – доход. Иными словами, наиболее эффективный способ влиять на качество и количество труда – манипуляции с размером его оплаты.
Доходы работника зависят от факторов и показателей трех уровней:
- непосредственно сам работник (количество и качество труда, стаж, инициатива и др.);
- предприятие, где он работает (ФОТ, фонд потребления, объем производства, прибыль);
- народное хозяйство, экономика региона, страны (национальный доход, ВНП, бюджет).
Ряд факторов влияет на заработную плату и ее стимулирующую функцию. Ставка заработной платы, то есть сумма денег, полученных за определенный промежуток времени, для большинства рабочих является самой важной ценой для экономики; это для них чаще всего главный и единственный источник дохода. Влияет на размер заработной платы соотношение спроса и предложения на рынке рабочей труда, уровень конкурентности на нем, профсоюзы, инфляция и др.
Информация о работе Анализ экономических методов управления на предприятии