Анализ экономических методов управления на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2011 в 02:06, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение вопросов, связанных с экономическими методами управления в современных условиях, а также характеристика и анализ экономических методов управления на примере ООО «КПВС».

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 6
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ООО «КПВС»
1.1 Форма организации и форма собственности. Характеристика основных направлений деятельности
1.2 Организационная структура управления. Характеристика численности и структуры персонала
2 ХАРАКТЕРИСТИКА И АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ НА ООО «КПВС»
2.1 Характеристика теоретических аспектов современных экономических методов управления на предприятии
2.2 Анализ экономических методов управления на ООО «КПВС»
3 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
3.1 SWOT-анализ проблемы исследования
3.2 Предложения по повышению эффективности экономических методов управления на предприятии 7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

Курсовая.DOC

— 1.07 Мб (Скачать)

      Метод управления — это совокупность приемов  и способов воздействия на управляемый  объект для достижения поставленных организацией целей.

      Слово «метод» греческого происхождения (methodos), что в переводе означает способ достижения какой-либо цели. Через методы управления реализуется основное содержание управленческой деятельности.

      Характеризуя  методы управления, необходимо раскрыть их направленность, содержание и организационную  форму.

      Направленность  методов управления ориентирована  на систему (объект) управления (фирма, отдел, подразделение, компания и т. д.).

      Содержание  — это специфика приемов и  способов воздействия.

      Организационная форма — воздействие на конкретно  сложившуюся ситуацию. Это может  быть прямое (непосредственное) или  косвенное (постановка задачи и создание стимулирующих условий) воздействие.

      В практике управления, как правило, одновременно применяют различные методы и  их сочетания, (комбинации). Следует  отметить, что в экономической  литературе нет единого толкования содержания, объекта воздействия, и классификации методов управления.

      Одни  авторы классифицируют методы управления в зависимости от их содержания, направленности и организационной  формы, что отражает, по сути, административное, экономическое и социальное воздействие  на управляемую систему. Другие характеризуют их по способам и приемам воздействия. Так или иначе, но все методы управления органически дополняют друг друга, находятся в постоянном динамическом равновесии.

      Направленность  методов управления всегда одна и  та же — они направлены на людей, осуществляющих различные виды трудовой деятельности.

      Следует исходить из того, что в конкретном методе управления определенным образом  сочетаются (взаимодействуют) и содержание, и направленность, и организационная  форма. В связи с этим можно выделить следующие методы управления:

      — организационно-административные, основанные на прямых директивных указаниях;

      — экономические, обусловленные экономическими стимулами;

      — социально-психологические, применяемые  с целью повышения социальной активности сотрудников.

      Экономические методы управления в менеджменте  — это совокупность средств и  инструментов, с помощью которых  осуществляется целенаправленное воздействие  на внутренние переменные предприятия (цели, задачи, структуру, технологии и  людей) для создания благоприятных экономических условий обеспечения его эффективного функционирования и развития в рыночной экономике.

      Экономический механизм менеджмента включает основные функции и методы управления хозяйственной деятельностью предприятия, ориентированные на повышение производительности и эффективности производства при постоянной адаптации деятельности предприятия в целом к изменению конъюнктуры рынка и поведения всех его участников. В отечественной практике экономический механизм управления предприятием принято называть хозяйственным механизмом.

      Экономические методы управления и экономический  механизм менеджмента в целом  определяются социально-экономической  природой рыночной экономики и окружающей среды предприятия. Они ориентированы  на создание условий для его развития при организации производства и сбыта продукции и услуг на рынке. Эти методы предусматривают определение требований и формирование качественных изменений в деятельности предприятия для эффективного хозяйствования с учетом объективных факторов внешней среды, в которой ему приходится функционировать.

      Содержание  управленческих воздействий при проведении этих изменений ориентировано на управление предприятием с целью его эффективного функционирования в рыночных условиях хозяйствования. Оно должно также учитывать объективные тенденции развития общественного производства, его концентрацию и интернационализацию, а также углубление специализации наукоемкого производства и повышение его капиталоемкости. Это связано с необходимостью внедрения в производство достижений научно-технического прогресса для формирования и поддержания конкурентной позиции предприятия, а также обеспечения устойчивого роста его производительности в условиях жесткой конкуренции на мировом рынке. Ключевым элементом механизма управления предприятием в рыночной экономике являются методы и модели управленческого воздействия на хозяйственную деятельность для создания экономических условий эффективной реализации предпринимательской деятельности, обеспечивающих получение устойчивой выгоды от осуществления этой деятельности. Основными экономическими методами (моделями) в менеджменте предприятия, обеспечивающими его эффективное функционирование в рыночных условиях хозяйствования, являются:

      1) коммерческий расчет;

      2) внутрифирменный расчет;

      3) ценовая политика и механизмы  ценообразования;

      4) механизмы и методы повышения  качества и обеспечения конкурентоспособности  продукции. 

      Экономические методы управления находятся в тесной взаимосвязи и являются базовым  элементом экономического механизма менеджмента. Они могут эффективно применяться в управлении предприятием при комплексном использовании с другими элементами менеджмента. Методы ориентированы на обеспечение устойчивой хозяйственной деятельности предприятия и его конкурентной позиции на рынке (в отрасли), которая, в свою очередь, обеспечивает предприятию получение прибыли и рост капитала в длительной перспективе.

      Взаимосвязь экономических методов с основными  видами деятельности предприятия и  функциями менеджмента приведена  на рисунке 1.  

        

      Рис. 2.1 Взаимосвязь экономических методов с основными видами деятельности предприятия и функциями менеджмента 

      Коммерческий  расчет как важный экономический метод  механизма хозяйствования

      В связи с переходом отечественной  экономики к рынку изучение и внедрение накопленного опыта эффективного управление предприятием, и прежде всего практического опыта применения экономического механизма менеджмента в ведущих фирмах рыночных стран, является необходимым условием адаптации отечественных предприятий к новым условиях хозяйствования.

      Экономический механизм хозяйствования, обеспечивающий функционирование и развитие предприятия в рыночной экономике, включает конкретные рычаги, методы и инструменты ре работки и эффективной реализации:

      1. Целей предприятия и его структурных образований (производственных отделений, филиалов, дочерних компаний).

      2. Конкретных задач подразделений,  направленных на достижение их целей и целей предприятия в целом.

      3. Политики предприятия по важнейшим  направлениям деятельности, включая:

      •  обеспечение эффективности (рентабельности) произведет

      •  развитие инвестиционной деятельности, эффективное распределение (использование) капиталовложений и  размещение производства;

      •  финансирование хозяйственной деятельности и использование финансовых (в том числе кредитных) ресурсов;

      • развитие и внедрение передовых  технологий и инноваций в производство;

      •  кадровую политику (политику использования  и развития персонала, а также форм и методов мотивации к произвол ному труду);

      •  политику ценообразования;

      • техническую политику и другие направления  деятельности предприятия, обеспечивающих желаемый результат.

      4. Оптимального (рационального) сочетания  централизованных и децентрализованных методов управления промышленным предприятием, его производственными отделениями и другими структурными и образованиями.

      Коммерческий  расчет объединяет в себе функции  управления и экономические рычаги (методы и инструменты), направленные на соизмерение затрат и результатов  деятельности предприятия для обеспечения экономической целесообразности конкретной предпринимательской деятельности (конкретного бизнеса) и предприятия в целом.

      Конечной  целью коммерческого расчета  является определение совокупности управленческих действий для получения предприятием устойчивой прибыли и других выгод при реализации конкретной хозяйственной деятельности. Важнейшими экономическими механизмами, реализуемыми централизованно с помощью рычагов и методов коммерческого расчета являются:

      1) глобальная политика и инструменты  ее реализации в области ценообразования и оптимизации издержек производства (в том числе сокращение издержек на всех его этапах), обеспечивающие конкурентную позицию предприятия на рынке и получение устойчивой прибыли;

      2) организация условий устойчивого  финансирования (с учетом кредитования) производственной деятельности и развития предприятия.

      Существуют  различные способы и формы  использования моделей (экономических рычагов и методов) коммерческого расчета. В каждом конкретном случае использование тех или иных моделей диктуется поставленной задачей.

      Конкретные  механизмы (модели) коммерческого расчета  для обеспечения эффективного управления функционированием и развитием  промышленного предприятия определяются на основе его глобальной политики, целей в стратегий, формируемых на высшем уровне управления предприятия. Поэтому установление внутренних взаимосвязей элементов соответствующей модели предусматривает необходимость их рассмотрения при централизованном управления.

      На  реализацию принципов и выбор  конкретных средств и методов коммерческого расчета оказывает влияние ряд специфических особенностей развития промышленных предприятий на современном этапе. Эта специфика зависит от вида деятельности, характера выпускаемой продукции (предоставляемых услуг) и степени разделений труда в ранках предприятия, корпорации. Сочетание принципов централизованного и децентрализованного управления внутри предприятия к учетом единых принципов и способов проведения его глобальной централизованной политики в области ценообразования и оптимизации вздержек оказывает непосредственное влияние на конкретные элементы коммерческого расчета и их взаимосвязи. На практике внедрение коммерческого расчета на конкретном предприятии привело к различным моделям его реализации. При этом каждая из них имеет свои преимущества, определяющие ее эффективность для конкретных целей этих предприятий.

      В практике социалистического хозяйствования было несколько “заходов” по широкому и активному внедрению хозрасчетных отношений. Но их практика слабо или  совсем не воспринимала. Причин много. Главная - отсутствие условий конкурентности, состязательности хозяйствующих субъектов: собственников, продавцов, покупателей.

      Совсем  иное значение хозрасчет приобретает  в условиях рыночной экономики. Здесь  он становится необходимым условием и обязательным элементом. 

      Организация хозрасчета в любой отрасли (в  том числе и в строительстве) основана на ряде принципов:

      1. Окупаемость затрат и рентабельность. Хозрасчет обеспечивает каждой нормально работающей организации возмещение издержек производства и получение прибыли. Каждое предприятие должно получать доходы, достаточные для покрытия издержек производства и получения достаточной прибыли.

      2. Хозяйственно-оперативная самостоятельность. Каждое предприятие получает полную хозяйственную самостоятельность: самостоятельно распоряжается своим имуществом, планирует и реализует готовую продукцию, нанимает работников.

      Каждое  предприятие имеет свой расчетный  счет в банке, может получать в  банках и других кредитных учреждениях  ссуды. Также оно имеет самостоятельный баланс и законченную систему бухгалтерского учета.

      3. Материальная ответственность. Предприятие и его работники материально отвечают за невыполнение своих обязательств, за нерациональное использование трудовых, материальных, финансовых ресурсов и другие действия, осуществляемые ими в рамках хозяйственной деятельности.

Информация о работе Анализ экономических методов управления на предприятии