Экономические методы управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 17:30, контрольная работа

Краткое описание

Управление предприятием осуществляется с помощью методов и рычагов управления. Метод применительно к управлению означает прием или образ действий, способствующий достижению какой-либо управленческой цели. Но для того, чтобы окончательно достичь поставленной цели, необходимо воздействовать на членов управляемого коллектива с помощью рычагов и стимулов. Рычаг(стимул) управляющего воздействия - это средство, применение которого позволяет выполнить поставленную задачу(цель). Успешное решение производственно-хозяйственной задачи на любом уровне управления требует комплексного применения руководителем различных методов управления и стимулов к труду.

Оглавление

Введение 3
1 Экономические методы управления: понятие и сущность 4
2 Организация экономических методов управления организацией
2.1 Коммерческий и внутрифирменный расчет 7
2.2 Ценовая политика и эффективное управление предприятием 9
2.3 Конкуренция и конкурентоспособность 13
3 Направления развития системы экономических методов
управления организацией 16
4 Анализ принципов экономического обоснования 18
Заключение 20
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Менеджмент.docx

— 36.16 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный  экономический университет»

Центр дистанционного образования

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине: менеджмент

по теме: экономические  методы управления

 

 

 

 

 

 

 

Исполнитель: студент(ка)

Направление экономика

Профиль экономика малого и среднего

предпринимательства

группа ЭП-12КП

Ф.И.О 

 

 

Екатеринбург

201

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение                                                                                                                 3

1 Экономические методы  управления: понятие и сущность                            4

2 Организация экономических  методов управления организацией

2.1 Коммерческий и внутрифирменный  расчет                                                 7

2.2 Ценовая политика и  эффективное управление предприятием                   9

2.3 Конкуренция и конкурентоспособность                                                      13

3 Направления развития  системы экономических методов                             

управления организацией                                                                                   16

4 Анализ принципов экономического  обоснования                                        18

Заключение                                                                                                          20

 Список используемой  литературы                                                                   21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Залогом успешного функционирования предприятия является система управления, которая обеспечивает ему высокую эффективность работы, конкурентоспособность и устойчивость положения на рынке в конкурентной борьбе. В этой связи очень важным становятся избранные руководством предприятия методы управления. Их применение оказывает существенное влияние на все сферы деятельности и процессы, протекающие внутри организации. Грамотно выстроенная система управления позволяет успешно адаптироваться к меняющимся внешним условиям функционирования.

Управление предприятием осуществляется с помощью методов  и рычагов управления. Метод применительно  к управлению означает прием или  образ действий, способствующий достижению какой-либо управленческой цели. Но для  того, чтобы окончательно достичь поставленной цели, необходимо воздействовать на членов управляемого коллектива с помощью рычагов и стимулов. Рычаг(стимул) управляющего воздействия - это средство, применение которого позволяет выполнить поставленную задачу(цель). Успешное решение производственно-хозяйственной задачи на любом уровне управления требует комплексного применения руководителем различных методов управления и стимулов к труду.

При рыночной системе хозяйствования в условиях свободного рынка и  сложного взаимодействия усиливается  роль экономических методов управления. Они становятся условием радикальной  перестройки хозяйственного механизма, создания целостной, эффективной и  гибкой системы управления экономикой.

 

 

1 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ  УПРАВЛЕНИЯ: ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ

 

Экономические методы управления в менеджменте - это совокупность средств и инструментов, с помощью  которых осуществляется целенаправленное воздействие на внутренние переменные предприятия(цели, задачи, структуру, технологии и людей) для создания благоприятных  экономических условий обеспечения  его эффективного функционирования и развития в рыночной экономике.

Экономический механизм менеджмента  включает основные функции и методы управления хозяйственной деятельностью  предприятия, ориентированные на повышение  производительности и эффективности  производства при постоянной адаптации  деятельности предприятия в целом  к изменению коньюктуры рынка  и поведения всех его участников.

Эти методы предусматривают  определение требований и формирование качественных изменений в деятельности предприятия для эффективного хозяйствования с учетом объективных факторов внешней  среды, в которой ему приходится функционировать.

Содержание управленческих воздействий при проведении таких  изменений ориентировано на управление предприятием с целью его эффективного функционирования в рыночных условиях хозяйствования. Это связано с необходимостью внедрения в производство достижений научно-технического прогресса для формирования и поддержания конкурентной позиции предприятия, а также обеспечения устойчивого роста его производительности в условиях жесткой конкуренции.

Сущность экономических  методов заключается в воздействии  на экономические  интересы потребителя  и работников с помощью цен, оплаты труда, кредита, прибыли, налогов и  других экономических рычагов, позволяющих создавать эффективный механизм работы. Экономические методы основываются на использовании стимулов, предусматривающих заинтересованность и ответственность управленческих работников за последствия принимаемых решений.

Особенности экономических  методов управления состоят в  том, что они:

- базируются на некоторых общих правилах поведения, дающих возможность маневрировать ресурсами;

- оказывают на производителей  и потребителей коственное воздействие  посредством системы отношений  учитывают интересы коллектива  и отдельных работников;

- непременно предполагают  самостоятельность предприятия  на всех уровнях при одновременном  возложении на него ответственности  за принимаемые решения и их  последствия;

- побуждают исполнителей  к подготовке альтернативных  решений и выбору из них  наиболее соответствующих интересам  коллектива.

Чем шире применяются экономические  методы, тем большее число вопросов решается непосредственно в основных звеньях управления, ближе к источнику  информации. Использование системы  экономических методов на предприятии  дает должный эффект только в том  случае, если принцип прибыльности ведения хозяйства будет охватывать все звенья организационной структуры  управления, образуя замкнутую систему  с распределением материальной ответственности  между всеми ее звеньями.

Ключевым элементом механизма  управления предприятием в рыночной экономике являются методы и модели управленческого воздействия на хозяйственную деятельность для  создания экономических условий эффективной реализации предпринимательской деятельности, обеспечивающих получение устойчивой выгоды от  осуществления этой деятельности.  Основными экономическими методами(моделями) в менеджменте предприятия, обеспечивающими его эффективное функционирование в рыночных условиях хозяйствования, являются:

- коммерческий расчет;

- внутрифирменный расчет;

- ценовая политика и  механизмы ценообразования;

- механизмы и методы  повышения качества и обеспечения  конкурентоспособности продукции  и предприятия в целом.

Экономические методы должны базироваться на товарно-денежных отношениях рыночной экономики, что вызывает необходимость  нового теоретического обоснования  роли экономических методов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ  МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

 

2.1 Коммерческий и внутрифирменный  расчет

 

Экономический механизм функционирования и развития предполагает использование  метода коммерческого расчета исходя из глобальной хозяйственной политики и целей предприятия, в частности:

- в области обеспечения рентабельности производства и сбыта;

- распределения капиталовложений  и размещения производства;

- финансирования и кредитования;

- развития технологий, кадровой  политики, политики приобретения  новых предприятий и структуры  капитала и др.

Важнейшими элементами экономическими механизмами, реализуемыми централизованно  с помощью рычагов и методов  коммерческого расчета являются:

- глобальная политика  и инструменты ее реализации  в области ценообразования и  оптимизации издержек производства, обеспечивающие конкурентную позицию  предприятия на рынке и получение  устойчивой прибыли;

- организация условий  устойчивого финансирования производственной  деятельности и развития предприятия.

Существуют различные  способы и формы использования  моделей(экономических рычагов и  методов) коммерческого расчета. В  каждом случае использование тех  или иных методов диктуется поставленной задачей.

Необходимость разработки специфических  методов и инструментов взаимодействия и расчета между подразделениями  предприятия вызвана объективными потребностями создания механизма  оптимизации  издержек и повышения  производительности на всех этапах производственной деятельности.

Характер отношений между  подразделениями организации в  рамках внутрифирменного расчета во многом зависит от их хозяйственно-экономического и правового положения. В рамках коммерческого расчета возникла и развилась такая форма взаимоотношений  внутри фирмы, которую можно назвать  внутрифирменным расчетом.

Внутрифирменный расчет реализуется  в организациях, имеющих децентрализованную структуру управления и разные хозяйственные  отношения между подразделениями(выступающими в качестве центров прибыли). Хозяйственные  отношения между отдельными подразделениями  строятся на основе условно-расчетных  трансфертных цен, которые отражают перемещение(переход) продукта в границах собственности одного предприятия. В этом случае продукт выступает товаром по форме, не будучи товаром по существу.

Отношения в рамках внутрифирменного расчета отражают потребность в  обеспечении минимальных затрат на всех промежуточных стадиях производства конечного продукта в рамках предприятия. В соответствии с принятыми отношениями  в рамках внутрифирменного расчета  строится система внутрифирменных  цен, отчислений и платежей. Они выступают  как рычаги воздействия на производственную и экономическую деятельность входящих в предприятие самостоятельных  отделений, филиалов и дочерних компаний, обеспечивающих этим самым роль регулятора издержек производства.

Коммерческий и внутрифирменный расчет представляют собой единую систему расчета, что вытекает из общих целей и задач, строящих перед всем предприятием и его отдельными подразделениями. Внутрифирменный расчет во многом содержит элементы коммерческого расчета, поскольку он ориентирован на реализацию целей коммерческого расчета. Отличительной особенностью внутрифирменного расчета является то, что он осуществляется в границах единой собственности компании, между тем как коммерческий расчет - это метод хозяйствования, предполагающий ведение расчетов и отношений между различными собственниками. Следовательно, при коммерческом расчете цены отражают реальные процессы и в полной мере проявляются товарно-денежные отношения, складывающиеся на рынке.

 

2.2 Ценовая политика и  эффективное управление предприятием

 

Ценам и ценообразованию принадлежит центральное место в экономическом механизме управления предприятием.

В современных условиях концентрации производства произошли качественные изменения механизма ценообразования, представляющего сложную систему  взаимозависимых действий и функции  регулирования. Возросла роль факторов, определяющих уровень цен на конечную продукцию, не связанных с действием  закона стоимости. В силу этого роль цен как регуляторов производства существенно ослабла. К таким факторам следует отнести управленческие решения, связанные с реализацией функций маркетинга и планирования с наиболее полным учетом потребностей рынка. Усилилась роль долгосрочных планов и программ развития производства в ориентации на них всей производственной деятельности предприятия. Это выдвигает требования относительной устойчивости рыночных условий и стабильности цен. Рыночные цены на большинство товаров мирового рынка устанавливаются не в результате стихийной конкуренции, а по согласованию производственной и рыночной стратегии и политики соответствующих фирм отрасли.

Учитывая эти изменения  политика ценообразования должна предопределять краткосрочную и долгосрочную рентабельность продукции и предприятия в  целом. Эффективное ценообразование  во многих случаях дает возможность  увеличить прибыль предприятия. Особое место занимает ценовая политика предприятия в долгосрочном плане  его развития. Основными целями ценовой  политики являются:

- обеспечение обоснованного планирования и согласованного регулирования цен на базе проведения всестороннего анализа рынка и целевой ориентации производства с учетом оптимизации объемов производства, степени загрузки производственных мощностей, обеспечения необходимых капиталовложений и инноваций для повышения производительности, качества и технического уровня производства, достаточных для удержания и укрепления рыночной позиции предприятия в условиях конкуренции;

Информация о работе Экономические методы управления