Экономические методы управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 17:30, контрольная работа

Краткое описание

Управление предприятием осуществляется с помощью методов и рычагов управления. Метод применительно к управлению означает прием или образ действий, способствующий достижению какой-либо управленческой цели. Но для того, чтобы окончательно достичь поставленной цели, необходимо воздействовать на членов управляемого коллектива с помощью рычагов и стимулов. Рычаг(стимул) управляющего воздействия - это средство, применение которого позволяет выполнить поставленную задачу(цель). Успешное решение производственно-хозяйственной задачи на любом уровне управления требует комплексного применения руководителем различных методов управления и стимулов к труду.

Оглавление

Введение 3
1 Экономические методы управления: понятие и сущность 4
2 Организация экономических методов управления организацией
2.1 Коммерческий и внутрифирменный расчет 7
2.2 Ценовая политика и эффективное управление предприятием 9
2.3 Конкуренция и конкурентоспособность 13
3 Направления развития системы экономических методов
управления организацией 16
4 Анализ принципов экономического обоснования 18
Заключение 20
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Менеджмент.docx

— 36.16 Кб (Скачать)

- создание условий для  поддержания единых цен на  однотипную продукцию. При определении  ценовой политики следует иметь  ввиду, что в качестве долгосрочной  цели организация всегда стремится  к установлению более высоких  цен на товар, качество которого  может заинтересовать покупателя. Покупатели выбирают поставщиков,  товары которых обладают наибольшей  ценностью. Стратегические цели и ценовая политика предприятия должны предусматривать конкурентоспособность товара за счет инноваций, качества, скорости доставки, сервиса и других преимуществ перед конкурентами, а не за счет снижения цен и уменьшения его рентабельности. Предприятия, как правило, при взаимных расчетах и расчетах с внешними контрагентами используют два вида цен: расчетные и публикуемые.

Публикуемые цены являются твердыми фиксируемыми. Расчетные цены - это цены поставщика, устанавливаемые  на сложное промышленное оборудование, изготавливаемое по индивидуальным заказам, и на другую нестандартную  продукцию. Такие цены принято называть договорными.

При определении цены продукции  используется один из известных подходов к ее формированию, в том числе: ценообразование на основе себестоимости  и ценообразование на основе ценности продукции, а также ценообразование, основанное на учете поведения конкурентов. Принципы ценообразования часто называют методами или методологией установления цен и определения структуры цены. Наиболее известные методы:

- самый простой метод  ценообразования состоит в установлении  цены на уровне себестоимости  выполненных работ плюс надбавка. В этом случае формирование  цены предусматривает установление  себестоимости на основании переменных  и постоянных издержек на производство  и сбыт продукции с учетом  объемом продаж, а также прибавления  к себестоимости стандартной  надбавки, которая составляет прибыль.

- целевое ценообразование,  ориентированное на себестоимость.  Этот метод предполагает установление  полной цены с учетом издержек  производства и сбыта плюс  целевая норма прибыли. При  начислении расчетной цены на  сложное или комплектное промышленное  оборудование устанавливается цена  общей поставки и каждой отдельной  части с учетом технических  услуг по проектированию, монтажу  и пуску оборудования в эксплуатацию. Целевое ценообразование является  разновидностью более общего  метода на основе принципа  безубыточности. Уровень желаемой  целевой прибыли в этом случае  взаимосвязан с конкретными инвестициями и уровнем производства, реализуемого с учетом его безубыточности.

- скользящая цена в  момент заключения договора может  устанавливаться путем пересмотра  базисной цены с учетом изменения  статей расходов в процессе исполнения этого договора. Особое значение в этом случае приобретает установление структуры цены, определяющей процентное соотношения в ней отдельных статей расходов(постоянных, на материалы, на зарплату и т.д.). Структура цены позволяет судить о реальных экономических результатах деятельности предприятия и его отдельных подразделений, о конкурентоспособности продукции на рынке и об источниках прибыли.

В условиях жесткой конкуренции  все большее число предприятий(компаний) устанавливают цены на основе воспринимаемой ценности. Ключом к ценообразованию  в этом случае служит восприятие ценности товара покупателем, а не издержки продавца. Ценообразование на основе ценности означает, что продавец не может проектировать товар и разработать маркетинговую программу, прежде чем будет установлен цена на него.

Ценообразование на основе учета конкуренции может быть реализовано двумя методами: на основе уровня текущих цен и закрытых.

Ценообразование в рамках внутрифирменного расчета строится на иных принципах. Цены в этом случае выполняют функции в модифицированном виде, так как внутрифирменный  расчет не имеет коммерческого характера. По существу внутрифирменные цены являются результатом хозяйственной политики в интересах предприятия в  целом и носят в основном расчетный  характер.

 

 

 

 

 

2.3 Конкуренция и конкурентоспособность

 

Конкурентоспособность является экономической категорией (характеристикой), определяющей рыночный механизм воздействия  на производителей товаров и услуг, заставляя их повышать производительность и эффективность производственно-сбытовой деятельности под угрозой вытеснения с конкретного целевого рынка. Под  конкурентоспособностью понимается комплекс потребительских и стоимостных  характеристик товара, определяющих успех этого товара и его производителя  на рынке.

Следует иметь ввиду, что  технически сложные товары больших  затрат в процессе эксплуатации и  их учет необходим при определении  предпочтений потребителей. Поэтому  общее представление о ценности товара  как функции его качества и цены требует в этом случае уточнения  его стоимости, которая должна учитывать как цену покупки, так и эксплуатационные расходы. Такое уточнение приводит к понятию минимальной цены потребления товара за срок его службы у потребителя. Эта стоимость во многих случаях становится важным показателем конкурентоспособности товара.

Конкурентоспособность продукции  измеряется совокупностью показателей, объединенных в три группы: качественные, экономические и организационно-комерческие  показатели. Число показателей конкурентоспособности  конкретного товара зависит от его  вида, технической и эксплуатационной сложности, требуемой точности оценки, цели исследования и других внешних  по отношению к товару факторов. В то же самое время конкурентоспособность  определяется только теми его свойствами, которые представляют заметный интерес  для покупателя, а также гарантируют  удовлетворение конкретной общественной потребности. Качественные показатели конкурентоспособности характеризуют  свойства товара, благодаря которым он удовлетворяет конкретную потребность. Все качественные показатели можно подразделить на классификационные и оценочные.

Классификационные показатели характеризуют принадлежность изделия  к определенной группе и определяют назначение, область применения и  условия использования данного  товара. Оценочные показатели количественно  характеризуют свойства, определяющие качество продукции. В зависимости от выполняемой роли при оценке конкурентоспособности оценочные показатели можно разделить на две группы:

- регламентируемые показатели  характеризуют безопасность товара, его патентную чистоту, соответствие  национальным и международным  стандартам, требования к сертификации  продукции;

- организационно-комерческие показатели определяют конкурентоспособность товара в зависимости от характера и качества исследований рынка, степени эффективности работы по продвижению товара, стимулирования продаж, рекламной деятельности, целевой стратегии предприятия-изготовителя, результативности функционирования сбытовой сети и каналов товародвижения. Они также свидетельствуют о качестве коммерческой работы и включают в себя рациональность торгового контракта, форм и методов поставки, условий и форм платежа, технического обслуживания.

Одним из основных методов  оценки конкурентоспособности продукции  является рейтинговая оценка, которая  широко применяется в мировой  экономической практике. Суть рейтинговой  оценки заключается в том, что  в ходе экспертизы определяются и  ранжируются в порядке значимости наиболее важные параметры продукции. После проведения испытаний свойства товара оцениваются по пятибалльной шкале. Средневзвешенная оценка складывается из частных испытаний по определенным разделам. На основе анализа средневзвешенных оценок делается вывод о конкурентоспособности  продукции. Стратегия предприятия в области обеспечения конкурентоспособности продукции в большей степени зависит от того, на какой стадии жизненного цикла находится выпускаемая продукция. Жизненный цикл товара выступает, как идейная модель реакции рынка на товарное предложение фирмы. Модель жизненного цикла иллюстрирует, что всякий товар как продукт труда имеет ограничение по периоду продолжительности жизни, в процессе которого он проходит несколько стадий: разработку, внедрение, рост, насыщение и спад.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ  СИСТЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ МЕТОДОВ  УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

 

Конечная цель системы  менеджмента - увеличение прибыли за счет повышения конкурентоспособности  товара, расширения рынка его сбыта  и обеспечения устойчивости работы фирмы.

Улучшения финансового состояния  фирмы можно достичь за счет:

- повышение качества товара(чем  выше качество, тем выше цена);

- реализации политики  ресурсосбережении;

- увеличения программы  выпуска конкурентоспособного товара;

- организационно-технического  и социального развития фирмы.

Любые мероприятия по улучшению  этих сторон деятельности отражаются на росте прибыли предприятия. У  потребителя товара главными критериями являются качество товара, его цена и затраты на использование. Эти  особенности проявления эффективности  развития системы менеджмента в  сферах производства и потребления  товара требуют применения разных методик  расчета экономического эффекта  при унифицированных принципах  подхода к расчетам.

К принципам экономического обоснования относятся:

- учет фактора времени;

- учет затрат и результатов  относительно жизненного цикла  товара;

- применение системного  подхода;

- обеспечение многовариантности  технических и  организационных  решений;

- обеспечение сопоставимости  вариантов по исходной информации;

- учет факторов неопределенности и риска.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 АНАЛИЗ ПРИНЦИПОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО  ОБОСНОВАНИЯ

 

Сущность фактора времени  заключается в том, что инвестор, вложив средства в какое-нибудь мероприятие, через несколько лет получит  большую сумму. Вычтя из этой суммы  первоначальные вложения, получим прибыль  от вложений.

Допустим, потребитель покупает орудие труда - нефтеаппаратуру для  разделения нефти. На "входе" системы(объекта  или нефтеаппаратуры) будет нефть, а на "выходе" - продукция переработки: бензин, мазут и пр. Для потребителя  важна отдача объекта (нефтеаппаратуры), выражающаяся в доходе, полученном от реализации продукции, произведенном  объектом(цена продукции минус ее себестоимость). Чем выше качество объекта, тем выше его производительность, качество выпускаемой продукции ( и  соответственно цена продукции), надежность работы, меньше затрат на эксплуатацию, техническое обслуживание и ремонты, потерь по разным причинам. Затраты на приобретение и монтаж объекта будут вычитаться от дохода. Также , изготовитель нефтеаппаратуры совершенствует организацию производства(процессов). В качестве объекта будет процесс, на "входе" - ресурсы для изготовления нефтеаппаратуры, на "выходе" - нефтеаппаратура как результат преобразования "входа" в результат процесса. В этом случае экономический эффект мероприятия по совершенствованию процесса как элемента системы менеджмента проявится в снижении себестоимости изготовления нефтеаппаратуры (за вычетом затрат на мероприятие).

Другим способом учета  фактора времени для фирмы-изготовителя будет совершенствование "вход" системы, например, качество материалов, комплектующих изделий или других составляющих.

Это улучшение повлияет на повышение качества "выхода" - качества нефтеаппаратуры и соответственно ее цены, а также качества процесса (объекта) за счет сокращения брака  у изготовителя, сокращения простоев и других факторов. Дополнительно повышение качества "выхода" увеличит доход потребителя нефтеаппаратуры.

Как видим, методика расчета  экономического эффекта зависит  и от нюансов системного подхода, игнорировать которые недопустимо. Применение комплексного подхода к  расчету экономического эффекта  выражается в том, что наряду с  расчетом прямого экономического эффекта  от реализации технических новинок  необходимо учитывать побочные, сложные  по методу расчета социальный и экологический  эффекты от повышения показателей  экологичности и эргономичности нового объекта. К этим показателям  относятся сокращение вредного воздействия  на воздушный бассейн, почву, воду, природную  среду, повышение уровня автоматизации  управления, снижение показателей радиоактивности, уровня шума, вибрации и др. Эти показатели должны обеспечивать сохранение жизни(здоровья) человека и охрану окружающей природной  среды.

Сопоставимость вариантов  расчета информации обеспечивается путем приведения их к одному (как  правило, по новому варианту), к одним  срокам, уровню качества, условиям применения. На практике не всегда одновременно проявляются  все перечисленные факторы. Некоторые  из них приводятся в сопоставимый вид путем применения для всех вариантов одной и той же математической модели расчета.

Таким образом, для обеспечения  требуемых качества и эффективности  процесса разработки, принятия и реализации управленческого решения рекомендуется  учитывать некоторые особенности.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Потребность в экономических  методах управления закономерно  и существенно возрастает, поскольку  в условиях развития конкуренции  не всегда возможно и разумно решать с помощью директивного воздействия  сложную совокупность задач удовлетворения растущих потребностей населения.

Экономические методы управления должны занять и неизбежно займут доминирующее положение. Это необходимо для обеспечения нормальных условий  функционирования предприятий в  новых условиях хозяйствования. Одновременно сокращается число звеньев управления.

Информация о работе Экономические методы управления