Экономические методы управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 23:11, доклад

Краткое описание

Решая ту или иную задачу менеджмента, методы служат целям практического управления, предоставляя в его распоряжение систему правил, приемов и подходов, сокращающих затраты времени и других ресурсов на постановку и достижение целей. Рассматриваемые ниже методы менеджмента применяются по отношению к трудовым коллективам в целом и отдельным работникам в частности.

Файлы: 1 файл

1 Сущность и значение экономических методов управления.doc

— 91.50 Кб (Скачать)

1 Сущность и значение  экономических методов управления

Понятие «метод управления»  неразрывно связано с этимологией  слова «метод», происходящего от греческого «methodos» и имеющего два  значения:

· способ познания, исследования явлений природы и общественной жизни;

· прием, способ или образ  действия.

Решая ту или иную задачу менеджмента, методы служат целям практического  управления, предоставляя в его распоряжение систему правил, приемов и подходов, сокращающих затраты времени  и других ресурсов на постановку и достижение целей. Рассматриваемые ниже методы менеджмента применяются по отношению к трудовым коллективам в целом и отдельным работникам в частности. Итак, методы управления -- это способы осуществления управленческих воздействий на персонал для достижения целей управления организацией. Различают три вида методов управления, которые отличаются способами и результативностью воздействия на персонал:

-экономические методы  управления, основанные на социально-экономических  законах и закономерностях развития  объективного мира - природы, общества и мышления; использование этих методов основано на системе экономических интересов личности и общества.

-организационно-распорядительные  методы управления основаны на  правах и ответственности людей  на всех уровнях управления (часто эти методы называют административными).

-социально-психологические  методы управления, основанные на  формировании и развитии общественного  мнения относительно общественно  и индивидуально значимых нравственных  ценностей - добра и зла, сути  жизни, нравственных начал в обществе, отношений к личности т.д. [6,с.83]

Экономические методы -- это элементы экономического механизма, с помощью которого обеспечивается прогрессивное развитие организации. Важнейшим экономическим методом  управления персоналом является технико-экономическое планирование, которое объединяет и синтезирует в себе все экономические методы управления [16].

С помощью планирования определяется программа деятельности организации. После утверждения  планы поступают линейным руководителям  для руководства работой по их выполнению. Каждое подразделение получает перспективные и текущие планы по определенной группе показателей. Например, коммерческий директор ежедневно получает задание от генерального директора и организует работу отдела продаж, используя методы управления персоналом.

При этом мощным рычагом  выступают цены на выпускаемую/перепродаваемую  продукцию, которые влияют на размеры  прибыли организации. Руководитель должен заботиться о том, чтобы рост прибыли обеспечивался за счет снижения себестоимости продукции. Поэтому необходимо применять четкую систему материального стимулирования за изыскание резервов по снижению себестоимости продукции и реальные результаты в этом направлении. Огромное значение в системе материального стимулирования имеет эффективная организация заработной платы в соответствии с количеством и качеством труда.

В сегодняшних условиях посткризисного периода и сложного взаимодействия системы цен, прибылей и убытков, спроса и предложения  усиливается роль экономических  методов управления. Они становятся важнейшим условием создания целостной, эффективной и гибкой системы управления экономикой организации.

План экономического развития является основной формой обеспечения  баланса между рыночным спросом  на товар, необходимыми ресурсами и производством продукции и услуг. Для достижения поставленных целей необходимо четко определить критерии эффективности и конечные результаты производства в виде совокупности показателей, установленных в плане экономического развития. Таким образом, роль экономических методов заключается в мобилизации всего персонала организации на достижение конечных результатов. Они могут выступать в следующих формах: планирование, анализ, коммерческий расчет, ценообразование, финансирование, предоставление экономической самостоятельности, когда персонал распоряжается дивидендами, зарплатой, реализует свои экономические интересы, выявляет новые возможности и резервы.

2. ФОРМЫ Экономических  методов управления

Экономические методы управления предполагают материальную мотивацию, т.е. ориентацию на выполнение определенных показателей или заданий, и осуществление после их выполнения экономического вознаграждения за результаты работы. Формы ЭМУ представлены на нижеследующей таблице.

Таблица 1 Формы экономических  методов управления

 

Наименование группы МУ

Специфика группы

Наименование подгруппы

Наименование методов

 

Экономические методы управления

Воздействие на материальные интересы людей, ориентация на выполнение определенных показателей или заданий  и на вознаграждение за их выполнение

Экономические методы, применяемые  на макро-уровне

Прогнозы: национальные программы; государственные заказы; налоговая политика; ценовая политика, финансово-кредитная политика; инвестиционная политика.

 
   

Экономические методы, применяемые  на уровне предприятия (организации)

Планирование: балансовый метод; нормативный метод; аналитический  метод; математическое моделирование.

 
     

Коммерческий расчет: самоокупаемость; самофинансирование

 
   

Экономические методы управления, применяемые на отдельного работника

Методы поощрения (заработная плата, премирование и т.д.)

 
     

Методы наказания (штрафы, вычеты и др.)

 
         

Использование экономических  методов управления связано с  формированием плана работы и  контролем за его осуществлением, а также экономическим стимулированием труда, т.е. с рациональной системой оплаты труда, предусматривающей поощрения за определенное количество и качество труда, и применение санкций за невыполнение.

Экономические методы на макро-уровне выступают как государственное  регулирование. Оно охватывает разработку прогнозов и рациональных программ, госзаказов, налоговую, ценовую, инвестиционную и финансово-кредитную политику государства.

На микро-уровне методы предусматривают экономическую  обособленность и самостоятельность  предприятий.

Использование экономических  методов управления в целях индивидуальной мотивации трудовой деятельности рабочих  проявляется при оплате труда.

В условиях свободного рынка  и сложного взаимодействия усиливается  роль экономических методов управления. Они становятся условием радикальной перестройки основного механизма хозяйствующего субъекта, создания целостной, эффективной и гибкой системы управления экономикой.[3,c.21]

3 Основные виды экономических  методов управления на предприятии

Основными экономическими методами (моделями) в менеджменте предприятия, обеспечивающими его эффективное функционирование в рыночных условиях экономики, являются:

1) коммерческий расчет;

2) внутрифирменный расчет;

3) ценовая политика  и механизмы ценообразования;

4) механизмы и методы повышения качества и обеспечения конкурентоспособности продукции и предприятия в целом .[6, c.44]

Коммерческий расчет объединяет в себе функции управления и экономические рычаги, направленные на соизмерение затрат и результатов  деятельности предприятия для обеспечения экономической целесообразности конкретной предпринимательской деятельности (конкретного бизнеса) и предприятия в целом.

Конечной целью коммерческого  расчета является определение совокупности управленческих действий для получения  предприятием устойчивой прибыли и других выгод при реализации конкретной операционной деятельности. Важнейшими механизмами коммерческого расчета являются [6, c.46]:

1) политика предприятия по оптимизации  издержек производства и обращения,  обеспечивающая конкурентную позицию предприятия на рынке и получение устойчивой прибыли;

2) организация условий устойчивого  финансирования (с учетом кредитования) деятельности и развития предприятия.

Существуют различные способы  и формы использования моделей  коммерческого расчета. В каждом конкретном случае использование тех или иных моделей диктуется поставленной задачей.

Подразделения (производственные отделения  и филиалы), не имеющие юридической  самостоятельности, не заключают внутрифирменных  сделок на договорной основе. Они осуществляют взаимоотношения с другими отделениями (отделами) на основе различных планов и взаимных обязательств. Такие подразделения наделены собственными финансовыми ресурсами и отчитываются по их использованию. Все расчеты ведутся через единый центр предприятия. В результате в рамках коммерческого расчета возникла и развилась такая форма взаимоотношений внутри фирмы, которую можно назвать внутрифирменным расчетом.

Внутрифирменный расчет реализуется  на тех предприятиях, где есть децентрализованная структура управления и разные хозяйственные отношения между подразделениями (выступающими в качестве центров прибыли и затрат).

В соответствии с принятыми отношениями  в рамках внутрифирменного расчета  строится система внутрифирменных  цен, отчислений и платежей. Они выступают как рычаги воздействия на производственную и экономическую деятельность входящих в предприятие (корпорацию) самостоятельных отделений, филиалов и дочерних компаний, обеспечив этим роль регулятора издержек производства.

Коммерческий и внутрифирменный расчет представляют собой единую систему расчета, что вытекает из общих целей и задач, стоящих перед всей фирмой и ее отдельными подразделениями. Внутрифирменный расчет во многом содержит элементы коммерческого расчета, поскольку он ориентирован на реализацию целей коммерческого расчета.

Отличительной особенностью внутрифирменного расчета является то, что он осуществляется в границах единой собственности  компании, между тем как коммерческий расчет - это метод хозяйствования, предполагающий ведение расчетов и отношений между различными собственниками. Следовательно, при коммерческом расчете цены отражают реальные процессы и в полной мере проявляются товарно-денежные отношения, складывающиеся на рынке.

Ценам и ценообразованию принадлежит  центральное место в экономическом механизме управления предприятием.

Политика ценообразования должна предопределять краткосрочную и  долгосрочную рентабельность продукции  и предприятия в целом. Эффективное  ценообразование во многих случаях  дает возможность увеличить прибыль предприятия. Особое место занимает ценовая политика предприятия в долгосрочном плане его развития.

Цели ценовой политики [6, c.51]:

· Обеспечение обоснованного планирования и согласованного регулирования  цен на базе проведения всестороннего  анализа рынка и целевой ориентации производства с учетом оптимизации объемов производства, обеспечения необходимых инвестиций и инноваций для повышения производительности, качества и технического уровня производства, достаточных для удержания и укрепления рыночной позиции предприятия в условиях конкуренции;

· Создание условий для поддержания  единых цен на однотипную продукцию  на мировом рынке.

Реализация этих целей осуществляется в тесной увязке ценовой политики с маркетинговой деятельностью, проведением инвестиционной политики предприятия, направленных на полное удовлетворение платежеспособного спроса рынка и поддержание уровня издержек производства и сбыта, обеспечивающего запланированную прибыль и конкурентоспособность.

При определении ценовой политики следует иметь в виду, что в качестве долгосрочной цели предприятие всегда стремится к установлению более высоких цен на товар, качество которого может заинтересовать покупателя. Покупатели выбирают поставщиков, товары которых обладают наибольшей ценностью. При этом ценность определяется как функция качества товара и его цены. Стратегические цели и ценовая политика предприятия должны предусматривать конкурентоспособность товара за счет инноваций, качества, скорости доставки, сервиса и других преимуществ перед конкурентами, а не за счет снижения цен и уменьшения его рентабельности (прибыльности).

При определении цены продукции  используется один из известных подходов к ее формированию, в том числе: ценообразование на основе себестоимости  и ценообразование на основе ценности продукции а также ценообразование, основанное на учете поведения конкурентов. Принципы ценообразования часто называют методами или методологией установления цен и определения структуры цены. Наиболее известные методы ценообразования приводятся ниже.

1. Самый простой метод ценообразования состоит в установлении цены на уровне себестоимости выполненных работ плюс надбавка. В этом случае формирование цены предусматривает установление себестоимости на основании переменных и постоянных издержек на производство и сбыт продукции (услуг) с учетом объема ее продаж, а также прибавления к себестоимости стандартной надбавки, которая составляет прибыль.

2. Наиболее распространен в современных  условиях метод, называемый «целевым»  ценообразованием, ориентированным  на себестоимость. Этот метод предполагает установление полной цены с учетом издержек производства и сбыта плюс целевая норма прибыли. Уровень желаемой целевой прибыли в этом случае взаимосвязан с конкретными инвестициями и уровнем производства, реализуемого с учетом его точки безубыточности.

Информация о работе Экономические методы управления