Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 12:28, курсовая работа
Целью курсовой работы является определить сущность, назначение финансового анализа и исследовать пути улучшения финансовых результатов деятельности организации.
Введение. 3
1. Теоретические основы учета финансового результата на промышленных предприятиях с массовым типом производства 4
2. Пять показателей прибыли 8
3. Понятие рентабельности 12
4. Факторы, влияющие на финансовые результаты деятельности промышленных предприятий с массовым типом производства 15
5. Методика анализа финансовых результатов на промышленных предприятиях с массовым типом производства 20
6. Факторный анализ прибыли от реализации продукции на промышленных предприятиях с массовым типом производства 22
7. Краткая характеристика предприятия ОАО «Рассвет Швейная фабрика» 27
8. Факторы, влияющие на прибыль ОАО «РАССВЕТ Швейная фабрика». 28
Заключение 32
Список используемой литературы 34
Следует отметить, что разделение затрат на постоянные и переменные несколько условно, поскольку многие виды затрат носят полупеременный (полупостоянный) характер. Однако недостатки условности разделения затрат многократно перекрываются аналитическими преимуществами системы «директ-костинг».
Общие затраты на производство (Z) состоят из двух частей: постоянной (Zc) и переменной (Z var), что отражается уравнением:
Z = Zc + Z var,
или в расчете затрат на одно изделие:
Z = (Cc + C var)*X,
Где Z — общие затраты на производство;
X — объем производства (количество единиц изделий);
Cc — постоянные затраты в расчете на единицу изделия (продукции);
C var — переменные затраты на единицу изделия (ставка переменных расходов на единицу изделия).
Для построения уравнения общих затрат и разделения их на постоянную и переменную части по методу высшей и низшей точки используется следующий алгоритм.
Среди данных об объеме производства и затратах за период выбираются максимальные и минимальные значения соответственно объема и затрат.
Находятся разности в уровнях объема производства и затрат.
Определяется ставка переменных расходов на одно изделие путем отнесения разницы в уровнях затрат за период (разность между максимальным и минимальным значениями затрат) к разнице в уровнях объема производства за тот же период.
Определяется общая величина переменных расходов на максимальный (минимальный) объем производства путем умножения ставки переменных расходов на соответствующий объем производства.
Определяется общая величина постоянных расходов как разность между всеми затратами и величиной переменных расходов.
Составляется уравнение совокупных затрат, отражающее зависимость изменений общих затрат от изменения объема производства.
Графически уравнение затрат отображается прямой линией, проходящей через три характерные точки (рис.2.1). На оси ординат (оси затрат на производство) линия проходит через точку, соответствующую величине постоянных расходов. Линия постоянных расходов параллельна оси абсцисс (оси объема производства). Линия затрат проходит также через точки пересечения максимального и минимального объемов производства с соответствующими значениями общих затрат на производство.[15]
Рис. 2.1. Зависимость изменения затрат от объема выпуска продукции
На рисунке: ABC — линия изменения затрат;
АД — линия постоянных расходов;
А — точка, соответствующая величине постоянных затрат;
В — низшая точка объема производства (затрат);
С — высшая точка объема производства (затрат)
Рассмотрев теоретические аспекты анализа финансовых результатов деятельности предприятия, перейдем к практическому анализу на основе данных ОАО «РАССВЕТ Швейная фабрика».
7. Краткая характеристика предприятия ОАО «Рассвет Швейная фабрика»
Полное наименование предприятия - открытое акционерное общество «Рассвет Швейная фабрика».
Индекс: 231400
Город: Санкт-Петербург
Адрес: ул. Дегтярная 5
Тел. (847545)2-36-89
Данное предприятие выпускает швейные изделия для мужчин и женщин. В предлагаемый ассортимент входят такие изделия для женщин, как жакеты, юбки, брюки, блузки. Для мужчин пошиваются в основном брюки. На фабрике производится модная одежда, безопасная, надежная, доступная по цене. Постоянно изучаются запросы потребителей изделий путем прямых и обратных связей. Обновляется ассортимент одежды с учетом направлений моды, требований и ожиданий потребителей. Применяются новые технологии выпуска швейных изделий, основанные на современном оборудовании и новых материалах. Представляются потребителям гарантии высокого качества и потребительских свойств нашей продукции.
Осуществляется постоянное сотрудничество с поставщиками, которые обеспечивают производство высококачественными материалами и комплектующими изделиями.
На фабрике существует цеховая структура:
Экспериментальный цех – осуществляет разработку ассортимента, выполнение образцов швейных изделий, проработка и запуски новых моделей, экспериментальные раскладки для определения технических норм, изготовление подсобных лекал из картона.
Подготовительный цех – складирование и учет основного сырья и прикладных материалов. Расчет ткани по картам раскроя, согласно технических норм.
Раскройный цех – обмеловка, раскрой тканей, нумерация деталей кроя, их комплектация и транспортировка кроя в пошивочные цеха.
Пошивочные цеха №1 и №2 – швейные бригады по изготовлению готовой продукции (7 бригад – 55-60 человек).
Склад готовой продукции – приемка из цехов и отгрузка готовых изделий согласно заказов торгующих организаций.
Склад фурнитуры – складирование и учет фурнитуры. Подача фурнитуры в пошивочные цеха, согласно маршрутных источников и технических норм.
Склад вспомогательных материалов – складирование и учет всех вспомогательных и строительных материалов, а также запчастей для технологического оборудования, поступивших на фабрику, а также их выдача согласно заявки на производство.
На начало 2011 года фабрика имела устойчивое финансовое положение. Производственные запасы по данным баланса на 01.01.2010 года составили 651,0 млн. руб., на 01.01.2011 года - 764,0 млн. руб. В течение 2011 года своевременно производились платежи в бюджет и внебюджетные фонды
С учетом перспективы дальнейшего социального развития коллектива в 2010 году на фабрике был осуществлен ряд мероприятий по внедрению новой техники, ремонту и перепланировке существующих помещений, приведению их в соответствие с современными санитарно-гигиеническими требованиями.
8. Факторы, влияющие на прибыль ОАО «РАССВЕТ Швейная фабрика»
Валовая прибыль предприятия, а также прибыль от реализации зависят от 4 факторов: 1.изменение объема продаж; 2 изменение структуры продаж; 3 изменение себестоимости продукции; 4 изменение цен на продукцию.
Для проведения факторного анализа воспользуемся необходимыми данными, представленными в табл. 2.1
Таблица. 2.1
Исходная информация для факторного анализа валовой прибыли и прибыли от реализации
Показатель | 2010г. | 2010г. пересчитанный на объем в 2011г. | 2011г. |
Объем производства, тыс. ед. | 73,8 | - | 76,7 |
Себестоимость ед. продукции, тыс. руб. | 48,4 | - | 55,6 |
Цена единицы продукции, тыс руб. | 58,8 | - | 67,2 |
Выручка от реализации, млн. руб. | 4342 | 4510 | 5157 |
Полная себестоимость, млн. руб. | 3575 | 3712 | 4270 |
Валовая прибыль, млн. руб. | 767 | 798 | 887 |
Коммерческие расходы, млн. руб. | 22 | - | 25 |
Прибыль от реализации, млн. руб. | 745 | - | 862 |
Таким образом, рассчитаем влияние факторов на увеличение валовой прибыли.
В целом валовая прибыль увеличилась в 2011г. на 120 млн. руб. или на 15,6%.
∆Пв = 887 – 767 = 120 млн. руб.
совокупное изменение объема продукции и структуры продукции позволило увеличить валовую прибыль на 31 млн. руб.:
∆Пв (объем и структура) = 798 – 767 = +31 млн. руб.
увеличение объема производства продукции на 2,9 тыс. ед. или на 3,9%, позволило увеличить валовую прибыль на 29,9 млн. руб.:
∆Пв (объем) = 767 * (76,7/73,8*100 - 100) / 100 = +29,9 млн. руб.
соответственно, влияние изменения структуры продукции составило 1,1 млн. руб.:
∆Пв (структура) = 31 – 29,9 = +1,1 млн. руб.
Полная себестоимость продукции в 2011г. увеличилась на 695 млн. руб., такое увеличение оказало отрицательное влияние на валовую прибыль предприятия:
∆Пв (себестоимость) = 3712 – 4270 = -558 млн. руб.
таким образом, увеличение себестоимости снизило валовую прибыль на 558 млн. руб.
Цены на продукцию в 2011г. также увеличились, их влияние составило 647 млн. руб.:
∆Пв (цен) = 5157 – 4510 = +647 млн. руб.
Представим анализ факторов на прибыль предприятия в таблице
Таблица 2.2
Анализ влияния факторов на прибыль предприятия, млн. руб.
Показатель | Изменение | Влияние |
Объем производства | +2,9(тыс. ед.) | +29,9 |
Структура продукции | - | +1,1 |
Себестоимость продукции | +695 | -558 |
Цена ед. продукции | +8,4(тыс. руб.) | +647 |
Валовая прибыль | +120 |
|
Коммерческие расходы | +3 | -3 |
Прибыль от реализации | +117 |
|
Доходы от участия в других организациях | +1 | +1 |
Операционные доходы | +158 | +158 |
Операционные расходы | +153 | -153 |
Внереализационные доходы | -3 | -3 |
Внереализационные расходы | +5 | -5 |
Балансовая прибыль | +115 |
|
Налог на прибыль и иные обязательные платежи | +46 | -46 |
Чистая прибыль | +69 |
|
Итак, наибольшее влияние на увеличение прибыли оказало увеличение отпускных цен +647 млн. руб., наименьшее – изменение структуры продукции +1,1 млн. руб.
Пусть базовая рентабельность составит 10%. Полная себестоимость сравнимой товарной продукции на плановый год составит 38000 тыс. руб. Снижение себестоимости должно составить 5%. Тогда сравнимая товарная продукция планового года по полной себестоимости отчетного года составит:
---------------- = 40000 тыс. руб.
При базовой рентабельности 10% сумма прибыли за счет роста товарной продукции составит:
-------------- = 4000 тыс. руб.
Затем определяется влияние снижения себестоимости продукции на прирост прибыли. Она представляет собой разницу между себестоимостью сравнимой товарной продукции в ценах отчетного и планового года. Прирост прибыли равен:
40000 – 38000 = 2000 тыс. руб., или ------------ = 2000 тыс. руб.
Также на изменение прибыли влияет изменение ассортимента выпускаемой продукции. Необходимо рассчитать средний уровень рентабельности при структуре выпуска продукции отчетного года. Разница показывает отклонение рентабельности из-за сдвигов в ассортименте. Расчет производится следующим образом (табл. 2.3.)
Таблица 2.3.
Расчет прибыли аналитическим методом
Продукция | Средняя рентабельность при структуре ассортимента отчетного года, % | Средняя рентабельность при структуре ассортимента планового года, % | ||||
удельный вес в выпуске отчетного года | рентабельность планового года | коэффициент рентабельности (гр.2хгр.3):100 | удельный вес в выпуске планового года | Рентабельность планового года | коэффициент рентабельности (гр.5хгр.6):100 | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Шорты Брюки | 60 40 | 12 8 | 7,2 3,2 | 70 30 | 12 8 | 8,4 2,4 |
Итого |
|
| 10,4 |
|
| 10,8 |