Анализ финансовых результатов и рентабельности на промышленных предприятиях с массовым типом производства

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 12:28, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является определить сущность, назначение финансового анализа и исследовать пути улучшения финансовых результатов деятельности организации.

Оглавление

Введение. 3

1. Теоретические основы учета финансового результата на промышленных предприятиях с массовым типом производства 4

2. Пять показателей прибыли 8

3. Понятие рентабельности 12
4. Факторы, влияющие на финансовые результаты деятельности промышленных предприятий с массовым типом производства 15

5. Методика анализа финансовых результатов на промышленных предприятиях с массовым типом производства 20

6. Факторный анализ прибыли от реализации продукции на промышленных предприятиях с массовым типом производства 22

7. Краткая характеристика предприятия ОАО «Рассвет Швейная фабрика» 27

8. Факторы, влияющие на прибыль ОАО «РАССВЕТ Швейная фабрика». 28

Заключение 32

Список используемой литературы 34

Файлы: 1 файл

эк.анализ курсовая(2).doc

— 298.50 Кб (Скачать)

Знание этих факторов и умение управлять ими позволяет воздействовать на изменение показателей эффективности деятельности коммерческих организаций. Чем более детально факторы изучаются, тем полнее выявляются имеющиеся резервы повышения эффективности функционирования предприятий в жесткой конкурентной борьбе. [11, с.23-26]


5. Методика анализа финансовых результатов на промышленных предприятиях с массовым типом производства                                                     

Приступая к анализу финансовых результатов, необходимо выявить, в соответствии ли с установленным порядком рассчитаны экономические показатели: валовая прибыль; прибыль (убыток) от продаж; прибыль (убыток) до налогообложения; чистая прибыль (убыток) отчетного периода и все исходные составляющие для формирования прибыли, такие как выручка (нетто) от продаж товаров, продукции (работ, услуг); себестоимость реализации товаров, продукции (работ, услуг); расходы по продажам и управленческие расходы, прочие доходы и расходы; подтвердить достоверность данных формы № 1 «Бухгалтерский баланс» и формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках».

Анализ финансовых результатов предполагает решение следующих задач:

- анализ состава и динамики прибыли;

- факторный анализ прибыли;

- анализ показателей рентабельности [12, с. 17].

Анализ финансового результата на основе отчета о прибылях и убытках в качестве обязательных элементов включает в себя чтение финансовой отчетности и изучение абсолютных величин, представленных в отчетности т. е. «горизонтальный» - позволяет осуществить сравнение каждой позиции с предыдущим периодом и «вертикальный» анализ результатов – позволяет определить структуру итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом.

Помимо вертикального и горизонтального анализа исследование финансового результата традиционно предполагает изучение динамики показателей за ряд отчетных периодов, т.е. трендовый анализ.

Информационной базой для выполнения та кого анализа служат отчеты о прибылях и убытках.

Анализ финансового результата на основе отчета о прибылях и убытках в качестве обязательных элементов включает в себя чтение финансовой отчетности и изучение абсолютных величин, представленных в отчетности т. е. «горизонтальный» - позволяет осуществить сравнение каждой позиции с предыдущим периодом и «вертикальный» анализ результатов – позволяет определить структуру итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом.

Помимо вертикального и горизонтального анализа исследование финансового результата традиционно предполагает изучение динамики показателей за ряд отчетных периодов, т.е. трендовый анализ.

Информационной базой для выполнения та кого анализа служат отчеты о прибылях и убытках.

Проведение трендового анализа финансовых результатов на российских предприятиях затруднительно. За последние годы неоднократно менялись формы и состав показателей отчетности, интерпретация тех или иных хозяйственных операций, порядок их отражения. Поэтому обеспечение сопоставимости данных по периодам возможно только при перерасчетах на основе первичных документов. При выборе перечня факторов и методики оценки их количественного влияния на прибыль от реализации конкретный алгоритм расчетов определяется на основе изучения характера производимой продукции, объема и качества исходной информации, возможности получения дополнительных данных, а также в зависимости от требуемой точности данных.

Анализ финансовых результатов деятельности предприятия основан на анализе прибыли, так как она характеризует абсолютную эффективность его работы. Анализ формирования и использования при были проводится в несколько этапов: анализируется прибыль по составу в динамике; проводится факторный анализ прибыли от продажи; изучаются причины отклонения по таким составляющим прибыли, как операционные, внереализационных доходы и расходы; оценивается формирование чистой прибыли и влияние налогов на прибыль [13, с. 17].

Для анализа и оценки уровня и динамики показателей прибыли составляется таблица, в которой используются данные бухгалтерской отчетности хозяйствующего субъекта из формы №2. Информация, содержащаяся в финансовом плане и форме №2, позволяет проанализировать финансовые результаты, полученные от всех видов деятельности хозяйствующего субъекта. Важное значение для оценки финансовых результатов деятельности предприятия имеет факторный анализ прибыли.

Важнейшим составляющим элементом бухгалтерской прибыли является прибыль от реализации продукции (прибыль от продаж). Объектом факторного анализа может быть отклонение фактической прибыли от реализации от прибыли предшествующего года или предусмотренной по бизнес-плану.

Факторный анализ прибыли организации про водят исходя из порядка ее формирования.

П = q – с – у – к, (1.1)

где q - количества реализованной продукции;

с – себестоимости проданных товаров;

у – управленческих расходов;

к - коммерческих расходов.

Анализ прибыли от реализации предполагает не только общую оценку динамики выполнения плана по прибыли от реализации, но и оценка различных факторов, воздействующих на величину и динамику прибыли от реализации.

Основными факторами, влияющими на размер прибыли от продаж являются:

- количество реализованной продукции – прибыль от реализации находится в прямой зависимости от количества реализованной продукции, чем оно больше, тем больше при рентабельной работе предприятие получает прибыль;

- себестоимость реализованной продукции;

- коммерческие расходы;

- управленческие расходы.

Прибыль от продажи находится в обратной зависимости от их величины, то есть сумма средств, необходимых для оплаты текущих расходов, возникающих в ходе производственно – хозяйственной деятельности. Снижение себестоимости реализованных товаров, коммерческих и управленческих расходов представляют собой основные факторы увеличения прибыли:

- продажные цены на реализованную продукцию. Прибыль находится в прямой зависимости от уровня цен, то есть чем выше цена реализации, тем больше предприятие получит прибыли и наоборот, снижение цен приводит к сокращению объема продаж и, следовательно, прибыли.

- структурные сдвиги в составе реализации – влияние этого фактора связано с тем, что отдельные виды товаров, продукции, работ, услуг имеют неодинаковый уровень прибыльности. Всякое изменение соотношения их в общем объеме продаж может способствовать росту прибыли или вызвать ее сокращение. Например: если в общем объеме продаж увеличивается доля более рентабельной продукции, то в этом случае прибыль будет расти, а при сокращение ее – уменьшаться. Это дает финансовому менеджеру управлять возможными финансовыми результатами от реализации [14, с. 255].

 

6. Факторный анализ прибыли от реализации продукции на промышленных предприятиях с массовым типом производства                                                    

Прибыль от реализации товарной продукции в общем случае находится под воздействием таких факторов, как:

                   товарооборот;

                   средний уровень валового дохода;

                   средний уровень издержек обращения;

                   другие доходы и расходы.

 

Это связано с тем, что каждая товарная группа имеет свой уровень валового дохода и требует различных затрат, поэтому с изменением состава товара меняется финансовый результат.

Влияние товарооборота, среднего уровня валового дохода и издержек обращения можно определить методом разниц.

Для этого необходимо базисный уровень рентабельности продаж умножить на величину абсолютного изменения товарооборота:

                                                            (N1p – N0p) * y0             ΔNp * y0

ΔPNp = -------------------------- = -----------------

                                                                  100                            100

Где N0p - базисный (предшествующий отчетному) объем товарооборота;

       N1p – отчетный объем товарооборота;

       Y0   -  базисный уровень рентабельности продаж.

Влияние на прибыль изменение среднего уровня валового дохода рассчитывается умножением отчетного товарооборота на величину отклонения отчетного уровня валового дохода от базисного:

                                                       N1P * (Y1B –Y0B)       N1p *ΔYB

                                         ΔPYB ==

                                                                 100                       100

где Y0B иY1B – базисный и отчетный средние уровни валового дохода по отнашению к товарообороту.

Влияние уровня издержек на величину прибыли определяется умножением отчетного товарооборота на величину абсолютного изменения базисного уровня издержек в сравнении с отчетным:

          N1p (Y0И – Y1p)           N1p *(-ΔYИ)

ΔPYИ = ----------------------- = ------------------

            100                      100

 

Где Y0И и Y1И - базисный и отчетный средние уровни издержек обращения по отношению к товарообороту соответственно.

Вычитание отчетного уровня из базисного обусловлено тем, что издержки в отличие от товарооборота и валового дохода, отрицательно влияют на финансовый результат.

Определение влияния на прибыль изменения показателей в абсолютном выражении не требуют дополнительных расчетов, так как  их абсолютные изменения (+; -) на туже величину изменяют показатели прибыли (от продаж, прибыли до налогообложения, прибыли от обычной деятельности, чистой прибыли(нераспределенной прибыли отчетного периода). [4, с. 296]

 

Операционный рычаг в фактических расчетах

Решая задачу максимизации темпов прибыли, можно манипулировать увеличением или уменьшением не только переменных, но и постоянных затрат, и в зависимости от этого вычислять, на сколько процентов возрастает прибыль. В практических расчетах для этого используют операционный рычаг, определяемый долей постоянных затрат в общих затратах. Использование операционного рычага (левереджа) в анализе позволяет прогнозировать изменение прибыли в зависимости от изменения объема продаж при данном уровне постоянных затрат.

Так как изменение объема продаж (выпуска) вызывает в большинстве случаев изменение лишь переменных затрат, следовательно, чем больше удельный вес постоянных затрат в общей сумме издержек, тем меньше выручка от продаж будет влиять на прибыль, и наоборот. В этом и заключается воздействие операционного рычага:

CM

L = ---------

P

Где L         - сила воздействия операционного рычага;

       CM     - маржинальный доход.

        P         - прибыль от продаж. [4, с.298]

Необходимым условием получения прибыли является определенная степень развития производства, обеспечивающая превышение выручки от реализации продукции над затратами (издержками) по ее производству и сбыту. Главная факторная цепочка, формирующая прибыль, может быть представлена схемой:

Затраты —> объем производства —> прибыль

Составляющие этой схемы должны находиться под постоянным вниманием и контролем. Эта задача решается на основе организации учета затрат по системе «директ-костинг», значение которой возрастает в связи с переходом к рыночной экономике.

Теоретической базой оптимизации прибыли и анализа затрат является система учета прямых затрат — «директ-костинг», которую называют еще «системой управления себестоимостью или «системой управления предприятием».

Система «директ-костинг» является атрибутом рыночной экономики. В ней достигнута высокая степень интеграции учета, анализа и принятия управленческих решений. Главное внимание в этой системе уделяется изучению поведения затрат ресурсов в зависимости от изменения объемов производства, что позволяет гибко и оперативно принимать решение по нормализации финансового состояния предприятия. Наиболее важные аналитические возможности системы «директ-костинг» следующие:

                   оптимизация прибыли и ассортимента выпускаемой продукции;

                   определение цены на новую продукцию;

                   просчет вариантов изменения производственной мощности предприятия,

                   оценка эффективности производства (приобретения) полуфабрикатов;

                   оценка эффективности принятия дополнительного заказа, замены оборудования и др.

Известно, что для целей управления прибылью и себестоимостью затраты классифицируются по различным признакам. Сущностью системы «директ-костинг» является разделение затрат на производство на переменные и постоянные в зависимости от изменений объема производства. К переменным относятся затраты, величина которых изменяется с изменением объема производства: затраты на сырье и материалы, заработная плата основных производственных рабочих, топливо и энергия на технологические цели и другие расходы.

К постоянным принято относить такие затраты, величина которых не меняется с изменением объема производства, например, арендная плата, проценты за пользование кредитами, начисленная амортизация основных фондов, некоторые виды заработной платы руководителей предприятия, фирмы и другие расходы.

Информация о работе Анализ финансовых результатов и рентабельности на промышленных предприятиях с массовым типом производства