Речевая агрессия в печатных СМИ

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 10:12, диссертация

Краткое описание

Цель работы заключалась в выявлении своеобразия способов выражения речевой агрессии в печатных средствах массовой информации (далее СМИ).
Она предопределила следующие задачи изучения:
1. Разработать типологию способов проявления речевой агрессии в печатных СМИ.
2. На основе сопоставительного анализа заголовков статей выявить особенности проявления агрессии в печатных СМИ тоталитарного и демократического государств.

Оглавление

Стр.
Введение.....................................................................................................
4-6
Глава 1 РЕЧЕВАЯ АГРЕССИЯ КАК СПОСОБ РЕЧЕВОГО
ВОЗДЕЙСТВИЯ

7

1.1. Проблемы изучения речевого воздействия………………..

7
1.1.1. Речевое воздействие в современной науке о языке……..
7-9
1.1.2. Текст как способ речевого воздействия………………….
9-11

1.2. Речевая агрессия как форма речевого воздействия………..

11
1.2.1. Основные подходы к изучению агрессии………………...
11-17
1.2.2. Определение речевой агрессии……………………………
17-18
1.2.3. Виды речевой агрессии……………………………………
19-23

1.3. Дискурс СМИ как пространство проявления речевой
агрессии……………………………………………………….


23-25
1.3.1. Классификация печатных СМИ…………...………………
25-30
1.3.2. Языковое насилие и речевая агрессия в СМИ…………...
1.3.3. Цели и задачи использования заголовков, содержащих
речевую агрессию………………………………………………...
1.3.4. Проявление речевой агрессии в заголовках……...............
30-34

34-37
37-43
1.4. Выводы к первой главе............................................................
43-46

Глава 2 ЗАГОЛОВКИ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ
ВЫРАЖЕНИЯ АГРЕССИИ В ДИСКУРСЕ СМИ


46
2.1. Заголовки газет 30-х гг............................................................
46
2.1.1. Заголовки немецких газет 30-х гг........................................
46-64
2.1.2. Заголовки советских газет 30-х гг.......................................
64-79

2.2. Заголовки газет 90-х гг………………………………………

79-80
2.2.1. Заголовки немецких газет 90-х гг…………………………
80-95
2.2.2. Заголовки русских газет 90-х гг…………………………..
96-109

2.3. Общие и различные черты заголовков немецких и
русских газет 30-х и 90-х гг........................................


110

2.3.1. Сравнительный анализ немецких и русских
газет 30-х гг…………………………………………………


110-114
2.3.2. Сравнительный анализ немецких и русских
газет 90-х гг…………………………………………………

114-118
2.3.3. Заголовки русских газет 30-х и 90-х гг…………………..
118-120
2.3.4. Заголовки немецких 30-х и 90-х гг……………………….
120-122
2.4. Общие замечания…………………………………………….
123

2.5. Выводы ко второй главе..........................................................

123-126

Глава 3 ПРОЯВЛЕНИЕ ВИДОВ РЕЧЕВОЙ АГРЕССИИ В
ГАЗЕТНОМ ТЕКСТЕ


127

3.1. Речевая агрессия в текстах немецких и русских
газет 30-х гг……………………………………………………


127
3.1.1. Статья «Das Fanal!»………………………………………...
127-139
3.1.2. Статья «Шуты на троне»…………………………………
139-148
3.1.3. Статья «Der Blutrausch des roten Zaren»………………….
149-155
3.1.4. Статья «Новая хвастливая декларация господина
Гитлера»……………………………………………………

156-163

3.2. Речевая агрессия в текстах немецких и русских
газет 90-х гг………………………………………………….


164
3.2.1. Статья «Die NATO und Nostradamus»…………………….
165-172
3.2.2. Статья «НАТО на игле милитаризма»……………………
172-177
3.2.3. Статья «Die Diktatur des Boris Jelzin»…………………….
177-184
3.2.4. Статья «Борис, ты прав»…………………………………..
184-191

3.3. Выводы к третьей главе………..............................................

191-193

Заключение................................................................................................

193-197
Источники ................................................................................................
198
Список литературы...................................................................................
19

Файлы: 1 файл

Власова Е.В. Речевая агрессия в печатных СМИ. КД.doc

— 1.19 Мб (Скачать)

В газетах либеральных  агрессия выражается косвенно и не всегда вынесена в заголовок. Порой  нужно прочесть статью целиком, чтобы  понять отношение автора к предмету сообщения. Здесь используются различного рода иносказания, ассоциации, аллегории. Хотя они зачастую оказывают на читателя более сильное воздействие.

Тактика оскорбления  встречается в либеральных газетах довольно редко. В газетах политических  партий это явление наблюдается чаще. В основном она коррелирует с другими, непрямыми тактиками. Например, констатация некомпетентности, колкость, насмешка.

Сравнительный анализ заголовков позволил нам выделить общие и различные черты у газет 90-х гг. двух языковых пространств на следующих уровнях.

1. Тематический уровень  отличает единство тем, выбранных авторами. Прежде всего, это объясняется степенью актуальности того или иного события: расширение НАТО, война в Чечне, Боснии и т.д. Различие здесь наблюдается в аргументации фактов, соответствующей той точке зрения, которой придерживается каждая сторона по тому или иному политическому вопросу.

Одной из ведущих тем  в газетах двух государств является тема кризиса правления Бориса Ельцина  и реформы в новой России.

Зачастую же высказывание формально представляет собой описание или оценку какого-либо факта, но вывод из подобной информации, который предстоит сделать читателю, является очевидным. Даже в тех случаях, когда адресат агрессии эксплицитен, действует принцип «открытого письма», автор призыва не предполагает, что он всерьез может повлиять на поступки упомянутых лиц. Поэтому главным адресатом являются не они, а читатель.

2. В качестве основных  психологических приемов можно  назвать повторы, поляризацию. 

Огромную роль в газетном языке играют повторы. Повторяющийся элемент фиксируется памятью и влияет на формирование у читателей определенного отношения к проблеме, которую поднимает автор. Журналисты используют повторы, создающиеся средствами разных языковых уровней: лексического, синтаксического. Названные приемы – важнейшие стилеобразующие компоненты газеты, которые способны вызвать не только эмоциональное воздействие, но и влиять на формирование мнения, ценностей у читателей, изменять нормы современной речи.

3. Языковые средства. Обогащая текст оттенками значений, авторы создают предпосылки для создания у читателей разных ассоциаций.

Прямая эксплицитная агрессия встречается достаточно редко. Это запрещает закон о средствах  массовой информации. Имплицитное же выражение агрессии наблюдается  в использовании языковых средств: стилистические – метафора, антитеза, аллегория и пр., прецедентные тексты – аллюзии, поговорки.

Из экспрессивно-оценочных  средств доминируют метафорические выражения, развернутые сравнения, фразеологизмы, риторические вопросы.

Одним из характерных  для современных газет средств  выразительности является прием использования прецедентного феномена. Это включение в текст чужого текста (общеизвестных текстов, пословиц, поговорок, имен, намеков на события и т.д.). При этом прецедентные тексты могут быть в неизмененном виде (цитация) или в измененном (квазицитация). Последнее явление часто встречается в заголовках газет. Примеров использования прецедентных текстов, в том числе и аллюзий очень много. Они реализуют разные функции: расширяют культурное пространство текста, служат средством выражения оценки и создания комического эффекта. В исследуемом материале феномен прецедентных текстов использовался с целью развенчания идеалов, в том числе власти или государственного управления. Помимо названной функции аллюзии наряду с другими стилистическими средствами отражают массовое сознание и участвуют в создании выразительности.

Воздействие на адресата осуществляется и с помощью использования структурно-синтаксических способов оформления мыслей (парцелляция).

Тактики, которые наиболее часто используются в прессе 90-х гг., − это преимущественно тактики непрямой агрессии: насмешка, колкость. Они также часто содержат в себе интенцию оскорбления, обвинения, возмущения. Комический эффект в заголовках достигается с помощью языковой игры, иронии.

Смещение политических акцентов, неясность политических позиций демократических деятелей отражаются в лексике. Символично в этой связи появление неологизмов: Niemandsland, Joschkonomics, schrödern, Blairness, Kanzler des-Man-müsste-mal, Der Dochnochpräsident, Bushismus/собчакиада, деморосы, ельцингейт, гайдаровщина, жириновщина, демслеза, бурбулизация. Внутренняя форма данного слова отражает уничижительное отношение к политическим противникам. Сами такие слова звучат как оскорбление.

«В качестве актуализаторов, относящих именуемый объект к миру “своего” или “чужого”, и восстанавливающих нужное значение слова, обычно выступают оценочные эпитеты или модальные слова, ту же функцию выполняет знак кавычек» [Какорина 1996: 172].

Меткие рифмы, игра слов, деформация прецедентных текстов, фамильярные формы собственного имени − все эти нестандартные средства, реализованные в текстах заголовков, обеспечивая мену тональности, не снимают общей агрессивности содержания, переданного фразеологическими  и лексическими сигналами.

Итак, заголовки 90-х гг. едины в содержании косвенных агрессивных тактик. Именно это обусловливает черты большинства из них: актуальное употребление лексических единиц, обладающих «размытым значением», но ярко выраженным аксиологически и коннотативно, использование языковой игры, частое обращение к предмету агрессии, явно превалирующие средства образности над дискурсом.

Политическая и журналистская культура ведущих СМИ Германии и России на основе сравнительного анализа позволяет вывести следующие отличительные признаки: 1. Газеты 90-х гг. более осторожны в использовании агрессивных средств. 2. Газеты исследуемого периода имеют склонность к этикетированию, атрибуции.

 

 

 

 

 

2.3.3. Заголовки русских газет 30-х и 90-х гг.

 

Анализ позволил нам проследить эволюцию развития тактик речевой агрессии в обществах с разным политическим строем.

В основе исследования русскоязычных заголовков 30-х гг. лежат материалы газеты «Правда». При анализе современных российских газет мы ограничились газетами политических партий и либеральными газетами, поскольку, по нашим наблюдениям, в них  наиболее часто встречаются примеры речевой агрессии.

Речевая агрессия в современных газетах политических партий имеет стереотипные формы выражения, которые функционировали в советском политическом дискурсе по отношению к внешним врагам. Часто «формальная», стереотипная агрессия усиливается за счет добавления определений с негативной оценочностью.

Говоря о газете «Правда», следует отметить, что данная газета осталась  на арене журналистики, несмотря на все изменения, произошедшие в стране. В 30-е гг. она не имела никаких конкурентов и ее позиция, точка зрения принималась как нечто незыблемое и неизменное, не подлежащее обсуждению. Сейчас эта газета − «одна из многих». Неизменным же осталась ее открытая приверженность коммунистической партии.

Несмотря на различия целевой направленности, наблюдаются общие тенденции использования тактик речевой агрессии. Так, тактики обвинения, призыва, констатации некомпетентности, возмущения, упрека, колкости и насмешки часто присутствуют в газетах обеих эпох. Этого нельзя сказать о тактиках оскорбления, угрозы, проклятия, злопожелания. В современных газетах  они встречаются намного реже. На наш взгляд, это связано не только с эпохой, но и с общим эмоциональным состоянием автора. Если в 30-е гг. основным признаком негодования, возмущения и намеренного оскорбления служила прямая агрессия нападения, то сейчас мы наблюдаем обратную тенденцию. Агрессия становится скрытой, косвенной, хотя воздействие оказывает не меньшее, чем прямая. Ее отличает повышенная интеллектуальность.

«Практически не реализуется  статья 130 (оскорбление). Закон трактует оскорбление как унижение чести  и достоинства лица, выраженное в  неприличной форме. Пленум Верховного суда определил две такие формы: человека назвали дураком или обругали нецензурной бранью» [Ворошилов 2001: 211].

В языковом отношении  мы можем также говорить о некоторых  общих тенденциях. Так, использование  риторических вопросов, метафор, антитез, характерно для газет обоих периодов.

Речевая агрессия в современной прессе усиливается за счет словосочетаний, которые провоцируют различного рода ассоциации, например, ассоциацию современного президентского правления с самодержавием. Этот прием использовался и в немецкоязычных газетах 30-х гг., когда власть коммунистов сравнивалась с царской.

Часто речевая агрессия выражается через слова с устойчивой отрицательной коннотацией, например: Гитлер, фашисты и т.д.

В газетах 90-х гг. наиболее распространенным приемом реализации косвенных тактик является доминирование прецедентных текстов и фразеологизмов. Наследием советского периода является сохранившаяся тяга к ярлыковости оценок, но, в отличие от советских однозначных прямых отрицательных оценок, сейчас чаще используются иронические оценки. И особенно характерны оценки, основанные на социально-исторических, литературных, фольклорных и других аллюзиях. Иронически переосмысляются под влиянием социальных факторов и пословичные выражения.

Фразеологические единицы  часто используются в современной прессе в заголовках статей в усеченной, трансформационной форме, аллюзивно, что является одним из способов привлечения внимания читателей к той или иной проблеме.

 Пропаганда выступает не только в диктаторском обществе, но и как поддерживающее мероприятие для укрепления власти в современном обществе.

В нашей работе техники пропаганды представлены различными формами языковой игры,  смешением политической и религиозной символики, угрозами, просторечными выражениями, призывами.

Риторическое оснащение  пропаганды как формы коммуникации, которая не принимала противоречий, являлось важным звеном в роли завоевания, убеждения, уговаривания масс. Пропаганда – это составная часть машины подавления. Тоталитарная система была связана с «неумолимой правдой». Цель пропаганды – повлиять на политическое сознание общественности или массы с одной стороны в пользу собственных интересов.

 

2.3.4. Заголовки немецких газет 30-х и 90-х гг.

 

Немецкие газеты двух временных срезов представляют собой два прямо противоположных полюса. Газеты современные избегают использования прямой оценки, которая могла бы оскорбить или обидеть оппонента. Агрессия присутствует, главным образом, имплицитно. Это обусловлено двумя причинами: Во-первых, нежелание возврата к тоталитарному прошлому, во-вторых, объединение ГДР и ФРГ, по сути двух государств, с разным политическим строем, в 1990 году, которое потребовало с обеих сторон терпимости.

С приходом к власти Гитлера 30-е гг. в Германии стали эпохой формирования нового мышления и тотальной  перестройки страны. Фашисты уничтожали всех, кто не соответствовал расовой теории, то есть еврейское население, а также инакомыслящих – коммунистов, большевиков и т.д.

Средства массовой информации не только рассказывали о ходе судебных заседаний, но и не скрывали своих  оценок по поводу происходящего и людей, оказавшихся на скамье подсудимых.

Присутствие прямой вербальной агрессии в газетах Третьего рейха подтверждает мнение о том, что пресса в тоталитарном обществе использовалась в качестве рупора пропаганды идеологии. Тактики оскорбления, обвинения, угрозы, злопожелания и констатации некомпетентности являются ведущими в заголовках газет исследуемого периода.

Современный период характеризуется  использованием непрямой речевой агрессии. Журналист находит неуязвимые способы  избежать возможных претензий к редакции. Например, задавая риторические вопросы, подавая текст без авторского комментария, умело представив подобранные документы, цитаты. Другой способ, когда автор использует математический «метод от противного» – расписывая негативные действия, «одобрять» их. А выводы к таким комментариям читатель сделает сам. Присутствие вербальной иронии в текстах газет является одной из характерных черт современной немецкой прессы. Отсюда и частота использования тактик колкости и насмешки.

Из тактик прямой агрессии встречаются тактики оскорбления, обвинения, констатации некомпетентности, но они выражены чаще всего с помощью разнообразных стилистических премов: аллюзий, эпитетов с оскорбительной коннотацией. Метафора в ироничном употреблении использует языковые выражения не детерминированные, а контрдетерминированные. Собственно значение переводится в семантически противоположное. Языковая игра, фразеологизмы, квазицитация и феномен прецедентности также нередко используются для реализации иллокутивного намерения диффамировать противника. Являясь важными экспрессивными средствами языка, они оказывают сильное воздействие на мышление читателя.

Схожие тенденции в газетах двух периодов присутствуют лишь в графическом оформлении материала. Так,  немецкие газеты как в 30-е гг., так и в 90-е гг. предлагают различные символы визуального воздействия. Например, красный шрифт и подчеркивание важной информации жирной чертой в „Völkischer Beobachter“. В современной „Frankfurter Allgemeine Zeitung“ это готический шрифт в комментарии на первой странице.

Подводя итоги, отметим, что различие в использовании  тактик речевой агрессии в немецких газетах 30-х и 90-х гг. объясняется, прежде всего, различием политического строя. Так, присутствие косвенной агрессии в современной прессе в пору свободы слова представляется нам закономерным явлением. Существует даже несколько специфических видов цензуры, которые сдерживают журналистов в прямом выражении негативной оценки, а значит и реализации прямой речевой агрессии: 1. ограничения на свободу информации, связанные с государственными, военными, медицинскими, коммерческими тайнами, этическими нормами; 2. запрещения, связанные с тем, что через контроль над информацией, над зависимым СМИ можно скрыть ошибки или отложить решение той или иной проблемы до благоприятного времени; 3. ведомственная цензура из-за боязни того, что выявится некомпетентность представителей управленческого аппарата.

Информация о работе Речевая агрессия в печатных СМИ