Особенности организации государственной власти в Украине

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 15:45, реферат

Краткое описание

За годы независимости в Украине произошли сложные процессы формирования правовых, экономических и социальных основ демократического общества. Дальнейшая перестройка государственности предусматривает развитие политической системы, усовершенствование государственного участия в экономике, социальную направленность государственной деятельности и развитие духовной сферы, активизацию внешних связей.

Оглавление

Предисловие.
1. Система органов государственной власти в Украине.
2. Реализация государственной политики в сфере государственной службы.
3. Функционирование системы государственной службы.
4. Работа с государственными служащими: конкурсный отбор, стажировка, аттестация.
5. Территориальные управления государственной службы Главгосслужбы Украины.

Файлы: 1 файл

контрольная работа.doc

— 169.50 Кб (Скачать)

     Стандарты государственного управления и прохождения государственной службы в странах ЕС определяются основными принципами административного права и являются общими для всех его членов, независимо от особенностей их национальных систем. Это, в частности:

    • надежность и прогнозируемость;
    • открытость и прозрачность;
    • ответственность;
    • результативность и эффективность.

     Эти принципы составляют основу для построения институций и реализации эффективных  и демократических административных процедур на всех уровнях государственного управления. Государственные служащие законодательно обязаны придерживаться указанных принципов, что обеспечивается независимыми органами контроля, системой правосудия и всесторонним контролем со стороны парламента.

     В соответствии с  подходами к организации  Европейского административного пространства современная профессиональная государственная служба обязательно предусматривает:

  • деление между государственной (публичной) и частной сферами;
  • разграничение политической и административной деятельности;
  • развитие персональной ответственности государственных служащих через преодоление прежних коллективных процессов принятия решений, что требует квалифицированных менеджеров сферы государственного управления;
  • достаточную защищенность, стабильность, уровень оплаты труда, а также четко определенные права и обязанности государственных служащих;
  • отбор, назначение и продвижение по службе, которые базируются на оценке профессиональных достижений.

     В соответствии с  приоритетным направлениям государственной политики относительно адаптации института государственной службы к стандартам ЕС, определенным Концепцией ЕС, разработан и принят ряд стратегических документов, в частности, Программа развития государственной службы на 2005 - 2010 годы и Концепция развития законодательства о государственной службе. 

       Программа развития государственной службы на 2005-2010 годы.

     Постановлением  Кабинета Министров Украины утверждена Программа развития государственной  службы на 2005 - 2010.

     Программа предусматривает направление усилий государственных органов на развитие профессиональной, эффективной и прозрачной (открытой) государственной службы в Украине.

     Мероприятия Программы позволят на основе результатов  функционального обследования и  мониторинга эффективности работы государственных органов ввести предоставление услуг физическим и юридическим лицам, реализовать условия для достижения конкурентоспособности государственной службы на рынке труда, ввести в порядок прохождения государственной службы атрибуты ответственности, связанные с персональной оценкой достижений государственных служащих, их вклада в получение запланированного результата.

     Мероприятиями Программы предусмотрены существенные изменения в профессиональном корпусе  государственных служащих, прежде всего, за счет внедрения инноваций в сферу обучения государственных служащих, а также анализа образовательного уровня и квалификации государственных служащих к процедуре продвижения по службе и поощрения.

     Мероприятия должны сопровождаться тщательным пересмотром  и совершенствованием законодательства по вопросам государственной службы, внедрением современных, в частности информационных, технологий в сферу функционального управления государственной службы.

     Для реализации отмеченных Мероприятий  Программой предусмотрено решение  следующих задач:

     - усовершенствование правовой регуляции государственной службы с учетом Концепции развития законодательства о государственной службе, в частности, законодательного урегулирования административных процедур в проекте административно-процедурного кодекса;

     - проведение функционального обследования органов исполнительной власти всех уровней с целью совершенствования их системы и приведения их структуры в соответствие с целями, заданиями и функциями; (многие из структурных подразделений далеко не эффективно работают, переполнены чиновниками, которые не соответствовали уровню профессий, ответственности, составляют практически баласт, а деньги получают).

     - обеспечение открытости государственной службы в интересах развития гражданского общества и укрепления государственности;

     - обеспечение прозрачности принятия кандидатов на должности государственных служащих и продвижения их по службе;

     - профессионализация государственной службы и приведение ее в соответствие к стандартам Европейского Союза;

     - реализация программ подготовки кадров для государственной службы и профессионального развития государственных служащих;

     - усиление ответственности по соблюдению „Общих правил поведения государственных служащих";

     - повышение социальной защищенности государственных служащих. 

     2.3 Концепция развития законодательства о государственной службе.

     Необходимость реформирования законодательства о  государственной службе вызвана  недостаточной способностью государственной  службы эффективно выполнять обязательства  государства перед обществом, определенные в Конституции Украины.

     Начиная с 2004 года были заложены основы для реформирования системы законодательства о государственной службе. В частности, с учетом концептуальных основ законодательства о государственной службе, определенных в Концепции ЕС, разработана Концепция развития законодательства о государственной службе. (Указ Президента от 20.02.2006)

     Эта концепция - политико-правовой документ, который является политической основой для разработки нового закона о государственной службе. Актуальность принятия Концепции обусловливается необходимостью введения комплексного подхода к реформированию, поскольку действующая нормативно-правовая база в сфере государственной службы является слишком сложной, неполной и фрагментарной.

     Фундаментальными основами отмеченной Концепции являются разграничения политических и административных должностей в государственном управлении; усовершенствование системы прохождения государственной службы; создания единой классификации должностей государственных служащих на основе содержания работы и четко определенных критериев ее объема, сложности и ответственности, а также подотчетности государственного служащего, введение прозрачной системы оплаты труда, которая основывается на тех же критериях; формирование системы управления государственной службой; усовершенствование системы профессионального обучения государственных служащих; введение института дисциплинарной ответственности государственных служащих; обязательность оценки результатов деятельности государственных служащих

     20 февраля 2006 года подписан Указ Президента Украины „О Концепции развития законодательства о государственной службе", которым определена необходимость разработки на ее основе проектов законодательных актов о государственной службе. Впрочем, уже имеются наработки – Новый проект Закона о госслужбы который на сегодня утвержден ВР Украины в первом чтении (Мотренко). 

     3. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ.

     По  данным Государственного комитета статистики Украины на 31 декабря 2007 года в Украине насчитывалось 257 112 государственных служащих. В эту численность вошли государственные служащие (13871 лиц), которые работают в аппаратах Министерства обороны Украины, Министерства внутренних дел Украины, Службы безопасности Украины и Администрации Государственной пограничной службы Украины и которым присваиваются ранги государственных служащих, а не военные (специальные) звания.

     Темпы прироста количества государственных  служащих продолжают уменьшаться начиная  с 2001 года и их доля в общем числе работающих составляет в 2005 году около 4,5% (в развитых странах Европы 7–10%).

     Увеличилось количество государственных служащих в органах судебной власти и прокуратуры (кроме аттестованных работников), которое на 1 января 2007 года составляет более 30000 лиц. Тенденция относительно увеличения численности работающих в этих органах сложилась начиная с 2000 года. За этот период количество государственных служащих в органах судебной власти и прокуратуры выросло в 2,5 раза, что опережает темпы увеличения численности государственных служащих в целом.

     Количество  должностных лиц местного самоуправления на 31 декабря 2005 года составляет 91 925 лиц (на 31 декабрь 2004 года было 89 588 лиц).

     В связи с внесением изменений  к Закону Украины „О содействии социальному становлению и развитию молодежи в Украине" молодыми считаются  государственные служащие в возрасте до 35 лет. Таких государственных  служащих, согласно со статистическими  данными на 31 декабря 2005 года, в Украине насчитывается 115 876 лиц, или 45,1% от численности всех государственных служащих. Из них в возрасте до 27 лет - 63 180 лиц, что на 2,2% больше, чем в предыдущем году. Без изменения остался вес работающих, достигших предельного возраста.

     Анализируя  статистические данные, можно констатировать увеличение количества государственных  служащих, имеющих стаж государственной  службы более 3 лет, до 183376 лиц, что на 4.4% больше, чем в 2006 году. Увеличение количества лиц, которые потенциально имеют достаточную квалификацию и опыт, может положительно влиять на реализацию ими задач государственной службы.

     В сравнении с 2006 годом, практически без изменений осталось соотношение численности мужчин (62 881 лиц) и женщин (194 231 лица) среди государственных служащих в целом по Украине, которое составляет приблизительно 1:3 соответственно. Растет удельный вес женщин среди руководящих работников – государственных служащих.

     По  состоянию на 31 декабря 2005 года среди государственных служащих насчитывалось 1 449 лиц, занимающих должности государственных служащих 1-2 категорий. Соотношение женщин и мужчин среди таких государственных служащих составляет 21,8 и 78,2% соответственно (на 31 декабрь 2003 года - 18,3 и 81,7% соответственно).

     В должностях 1 - 3 категорий в местных государственных администрациях по состоянию на 01.01.2006 г. работало 702 лица, среди них - 24 председателя областных, Киевской и Севастопольской городских госадминистраций, 187 их заместителей, 491 - председатели районных государственных администраций.

     Среди разных возрастных категорий самой  численной остается возрастная группа 41-50 лет (326 лиц), в возрастной группе 31-40 лет – 61 человек, 7 руководителей,  достигших пенсионного возраста (1% от общего количества ).

     Государственные служащие с сельскохозяйственным и техническим образованием составляют наибольший процент среди отмеченного количества государственных служащих, соответственно 40,7% и 26,1%. 107 руководителей имеют экономическое, 43 - юридическое образование, что составляет 15, 2% и 6,4% соответственно .

     Образовательно-квалификационный уровень магистра по специальности  „государственное управление" имеют  104 лица, научные степени - 71 человек, что составляет 10,5% общего количества.

     Около 30% составляет численность руководителей, которые работают в занимаемой должности от 1 до 3 лет. Почти без изменений осталось количество руководителей, стаж работы которых в должности более 5 лет - 160 лиц.  

     3.1 Анализ потребности в кадровых государственных органов, их аппаратов.

     Система государственного заказа подготовки специалистов для государственной службы функционирует на принципах планирования потребности в профессиональном обучении работников органов государственной власти и органов местного самоуправления.

     Данным  органам направлены обновленные рекомендации относительно изучения потребности в подготовке магистров в НАГУ и высших учебных заведениях, которые осуществляют подготовку магистров по специальности „Государственная служба".

     Общее количество лиц, направленных органами государственной власти и органами местного самоуправления в 2004 году на обучение по образовательно-профессиональным программам подготовки магистров по специальностям „Государственное управление" и „Государственная служба" составляла 4457 лиц (в 2003 году - 3537), из которых: в Академию было направлено 2300; в магистратуры - 2157 .

Информация о работе Особенности организации государственной власти в Украине