Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 19:45, доклад
Перед тем, как дети пойдут одеваться, необходио:
- дать установку на предстоящую деятельность;
- предложить детям убрать на место игрушки, проверить с детьми порядок в группе;
- напомнить и уточнить с детьми правила поведения в раздевальной комнате.
Подготовка к прогулке
Перед тем, как дети пойдут одеваться, необходимо:
- дать установку на предстоящую деятельность;
- предложить детям убрать на место игрушки, проверить с детьми порядок в группе;
- напомнить и уточнить с детьми
правила поведения в раздевальн
Для самостоятельного одевания детей необходимо создать удобную обстановку: каждый ребенок должен сидеть около своего шкафчика, следует следить за тем, чтобы дети не разбрасывали свою одежду, а брали ее постепенно, по мере последовательности одевания, и не забывали убрать сменную обувь в шкаф. В процессе одевания поддерживать с детьми разговор с целью уточнения и закрепления названий одежды, ее назначения, название отдельных деталей одежды, закреплять и активизировать словарь детей (рукав левый, правый, пуговицы, левый-правый ботинок и т.д.).
Весьма важно, чтобы воспитатели и родители малышей поддерживали детское стремление к самостоятельности, не гасили его критикой неумелых еще действий ребенка, не подорвали веру в собственные силы, высказывая недовольство медлительностью.
Задача взрослых – помочь ребенку заметить рост своих достижений, ощутить радость переживания успеха в деятельности по самообслуживанию.
Исследовательская работа в ДОУ позволила выявить основные педагогические условия формирования элементарного самоконтроля и самооценки у младших дошкольников:
- последовательное освоение
- наличие у воспитателя
- гибкое изменение тактики
- создание в группе развивающей
материальной среды,
- взаимодействие воспитателя с родителями малышей.
Вызвать положительный эмоциональный настрой у детей позволяют короткие стихи и потешки:
Мне уже 4 года
Я одеться сам могу.
Если теплая погода, -
Без пальто во двор бегу;
Если ветер сильно дует,
Если слякоть или дождь;
В детский садик не пойду я
Без пальто и без калош.
Глубоко – не мелко,
Корабли в тарелках:
Лука головка,
Красная морковка,
Петрушка, картошка
И крупки немножко
Вот кораблик плывет,
Заплывает прямо в рот!
(И. Токмакова)
Я сегодня утром рано
Умывался из под крана!
Я и сам теперь умею
Вымыть личико и шею.
(А. Кузнецова)
Для развития мелкой моторики целесообразны дидактические пособия, обеспечивающие в игровой форме упражнения в застегивании, шнуровке, завязывании.
Контролировать последовательность действий в процессе одевания на прогулку помогают детям наклеенные в раздевальной комнате на шкафчиках картинки с изображением одежды и обуви, обеспечивающие рациональную очередность действий.
Обучение элементарному самоконтролю разворачивается как последовательный процесс – постепенный переход контрольно-оценочных функций от взрослого к ребенку:
- контроль
и оценка детской деятельности
взрослым («Давай проверим, получились
у тебя хорошие «мыльные
- контроль и оценка детской деятельности от лица игрового персонажа («Ой, у тебя ботиночки поссорились, носочки в разные стороны смотрят. Как же их помирить?»);
- совместная оценка взрослым и ребенком деятельности сверстника (как правило, дети легко замечают ошибки другого);
- развитие элементарного самоконтроля.
Важно помнить, обучение малышей самообслуживанию требует от воспитателя большого терпения, спокойствия, понимания ребенка.
Воспитывать у детей культуру общения. Напоминать о словах «пожалуйста», «спасибо», «извините».
Перед выходом на прогулку большинства одевшихся детей обратить их внимание на внешний вид.
Организация прогулки
Прогулка занимает важное место в режиме дня и является действенным средством всестороннего развития детей. В целях наиболее эффективного использования прогулки необходимо создать благоприятные условия для разнообразной и содержательной деятельности детей на воздухе для детей всех возрастных групп (игры, труд, наблюдения и т.д.).
На прогулке, как и в помещении, воспитатель заботиться о том, чтобы все дети были заняты, интересно играли со своими сверстниками и со старшими детьми, трудились, наблюдали за явлениями окружающей жизни и т.д., создает условия для разнообразной двигательной активности всех детей возрастных подгрупп. При этом важно:
- следить за физическими
- подвижные игры с младшими детьми целесообразно проводить в середине прогулки, а со старшими сразу после выхода на участок или в конце прогулки, перед возвращением в группу.
В зависимости от цели и физических нагрузок подвижные игры могут проводиться со всеми детьми (3-7 лет), с двумя смежными подгуппами (с детьми 3-5 лет) и отдельно с одной группой.
Предпочтение следует отдавать играм с двумя или одной подгруппой, т.к. в этом случае легче учесть разные возможности детей. Важно, чтобы несколько раз в течение недели планировались и отдельно проводились подвижные игры с самыми старшими детьми, т.к. при совместной организации игр физическая нагрузка у старших детей оказывается недостаточной.
В процессе прогулки необходимо наблюдать за содержанием детских игр, взаимоотношением детей в игре. Следить за сменой деятельности, чтобы дети не слишком возбуждались, не перегревались.
Необходимо помнить, что за 30 минут до конца прогулки необходимо перевести детей на более спокойную деятельность. Здесь можно провести наблюдения, словесные игры, беседы с детьми.
Очень полезны систематические прогулки за пределы участка.
Перед уходом с прогулки необходимо проконтролировать, чтобы все игрушки дети убрали на место. Дать детям указание на предстоящую деятельность. Напомнить детям, что при входе в помещение детского сада, надо хорошо вытереть ноги, в группу идти тихо, не кричать. В раздевальной комнате следить за тем, чтобы все дети раздевались быстро, самостоятельно, аккуратно убирали свои вещи в шкаф. Воспитывать у детей бережное обращение к вещам личного пользования. Когда все дети разденутся необходимо проверить как дети выполнили указание, дать оценку детям, если нужно, то предложить ребенку навести порядок в шкафу.
Организация вечерней прогулки
Также тщательно продумывается как и дневная, чтобы дети не скучали и, вместе с тем, не перевозбуждались, могли играть в разнообразные игры, трудиться, наблюдать за окружающим и т.д.
Таким образом, организовать жизнь детей в условиях разновозрастной группы детского сада так, чтобы сделать ее спокойной и яркой, содержательной и интересной, тесно увязав повседневную жизнь с обучением, игрой, трудом – важнейшая задача воспитателя. А умелое использование всех положительных сторон совместного воспитания детей разного возраста будет содействовать формированию в коллективе правильных взаимоотношений, интереса детей к совместным играм, общим занятием, коллективной трудовой деятельности.
Но все это не происходит само собой, а является результатом повседневной и кропотливой работы педагога, правильной организации жизни и самостоятельной деятельности детей.
Реализуя взаимодействие детей, рекомендуется утвердить в разновозрастной группе следующие правила:
Старшие оказывают младшим помощь по их просьбе; это означает, что они не отказывают в помощи, но и не навязывают ее.
Младшие не мешают старшим работать и играть. Принцип уважения к старшим детям очень важен для их психологического комфорта, поскольку им часто приходится встречаться с требованием со стороны взрослых, уступать малышам.
В группе категорически запрещено отбирать игрушки у другого ребенка, бить и оскорблять кого бы то ни было в какой бы то ни было ситуации, ломать чужие постройки, портить продукты труда других детей и брать без разрешения владельца его личные вещи, игрушки, принесенные из дома. За соблюдением этого правила неукоснительно следят все взрослые, работающие в группе.
Младшие дети всегда могут присутствовать и по мере сил участвовать в любом занятии – при условии, что они не мешают старшим детям.
Организуя жизнь детей, их разнообразную активную деятельность, воспитатель должен, прежде всего, заботиться об охране и укреплении здоровья каждого ребенка, его полноценном физическом развитии, о создании бодрого, жизнерадостного настроения.