Особенности организации государственной власти в Украине

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 15:45, реферат

Краткое описание

За годы независимости в Украине произошли сложные процессы формирования правовых, экономических и социальных основ демократического общества. Дальнейшая перестройка государственности предусматривает развитие политической системы, усовершенствование государственного участия в экономике, социальную направленность государственной деятельности и развитие духовной сферы, активизацию внешних связей.

Оглавление

Предисловие.
1. Система органов государственной власти в Украине.
2. Реализация государственной политики в сфере государственной службы.
3. Функционирование системы государственной службы.
4. Работа с государственными служащими: конкурсный отбор, стажировка, аттестация.
5. Территориальные управления государственной службы Главгосслужбы Украины.

Файлы: 1 файл

контрольная работа.doc

— 169.50 Кб (Скачать)

     В президентских республиках он является главой государства и главой исполнительной власти, в республиках парламентского типа - только главой государства, но не правительства, в республиках смешанного типа - только главой государства, но с большими юридическими и реальными полномочиями по руководству правительством.

     Институт  президентства распространен более  чем в 130 странах, которые входят в ООН. В Украине он был введен 5 июля 1991 г. Законом «О введении поста Президента Украинской ССР и внесения изменений и дополнений к Конституции (Основного Закона) Украинской ССР».(Кравчук Леонид Макарович)

     Центральной фигурой в институте президентства  является Президент Украины, который по Конституции определен как глава государства, то есть олицетворяет государство и государственную власть в целом, а не какие-то ее ветви.

     Как глава государства  Президент выступает  в разрешении внутренних проблем страны и  от ее имени в международных  отношениях, в роли арбитра в случае возникновения недоразумений между законодательной и исполнительной ветвями власти, обеспечивает единство государства. Специфическим является отношение поста Президента к исполнительной власти. Президент выступает в статусе главы государства со значительными компетенционными преференциями относительно исполнительной власти. Президента можно отнести к исполнительной власти лишь функционально, в связи с определенным объемом полномочий, но он не принадлежит к ней структурно как отдельное структурное звено органов исполнительной власти.

     Президента  Украины избирают граждане Украины  на основе общего, равного и прямого  избирательного права путем тайного  голосования сроком на пять лет. Он должен быть гражданином Украины. Одно и то же лицо не может быть Президентом Украины больше чем два срока подряд. (Эпопея с выборами)

     Президент Украины не может иметь другого  представительского мандата, занимать должность в органах государственной  власти или в объединениях граждан, а также заниматься другой оплачиваемой или предпринимательской деятельностью или входить в состав руководящего органа или наблюдательного совета предприятия, что имеет целью получения прибыли. (ст.102)

     Конституция Украины устанавливает неприкосновенность (ст.103 Конст.) Президента во время выполнения им своих полномочий. Полномочия Президента закреплены в Конституции и объединяют (ст.106):

  • полномочия в сфере законодательства;
  • полномочия относительно деятельности Верховной Рады;
  • полномочия, связанные с назначением на должности и освобождения от должностей членов Кабинета Министров и других должностных лиц;
  • учредительные полномочия;
  • полномочия в сфере обеспечения государственной независимости, национальной безопасности и обороны страны;
  • полномочия в отрасли правосудия;
  • полномочия, связанные с предоставлением гражданства Украины и его лишением, предоставлением убежища в Украине;
  • представительские полномочия.

     Отмеченные  группы полномочий не делегируются. Президент  издает указы и распоряжения, которые  являются обязательными к исполнению на всей территории Украины.

     Конечно, полномочия Президента намного шире и мы к ним еще вернемся в  следующих лекциях.

     2. Реализация государственной политики в сфере государственной службы.

     Все теории, идеи, законы лишь тогда чего-то стоят, когда  есть разработанный и надежно действующей механизм их ввода.  Поэтому выглядит логичным образование в 1994 году Главного управления государственной службы Украины. В Положении о Главгосслужбе Украины, утвержденном Указом Президента Украины, отмечается, что :

     1. Главное Управление государственной службы является центральным органом исполнительной власти со специальным статусом, подконтрольным и подотчетным Президенту Украины. Главгосслужба Украины обеспечивает проведение единой государственной политики в сфере государственной службы и функциональное управление государственной службой.

     2. Главгосслужба Украины в своей  деятельности руководствуется Конституцией  Украины, Законом Украины «О  государственной службе», другими  законами Украины, актами Президента  Украины, Кабинета Министров Украины и соответствующим Положениям.

     В пределах своих полномочий Главгосслужба  Украины организует выполнение актов  законодательства Украины и осуществляет систематический контроль за их реализацией.

     Руководит ГГСУ – начальник Мотренко Тимофей Валентинович, доктор философских наук, очень авторитетный человек.

     Главгосслужба Украины обобщает практику применения законодательства по вопросам, которые принадлежат к ее компетенции, разрабатывает предложения относительно ее совершенствовании и в установленном порядке вности их на рассмотрение Президенту Украины и Кабинету министров Украины.

     Считаю  на этой лекции не целесообразным рассмотрении всех основных задач Главгосслужби Украины - они разнообразны и многочисленны, оставим это на следующие встречи.

     2.1 Стратегия реформирования системы государственной службы в Украине.

     За  период 2000 - 2005 годов Главным управлением  государственной службы Украины  вместе с другими заинтересованными  органами:

  • разработано и внедрено свыше 35 нормативно-правовых актов по вопросам государственной службы;
  • введен Перечень органов, учреждений и организаций, должностей руководящих работников и специалистов которые отнесены к соответствующим категориям должностей государственных служащих, и Реестр должностей государственных служащих как стандарт государственной службы;
  • в 2000 году проведена работа относительно упорядочения структуры аппарата центральных органов исполнительной власти и его структурных подразделений.

     Рядом постановлений Правительства усилено  влияние Головдержслужби Украины на кадровые назначения руководителей кадровых служб, руководителей аппаратов облгосадминистраций, директоров центров переподготовки и повышения квалификации работников органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных предприятий, учреждений и  организаций. Это стало важным фактором повышения качества управления человеческими ресурсами в системе государственной службы. В частности, внесены изменения в Типовое положение о кадровой службе органа исполнительной власти, уточнены задания и функции кадровых служб органов исполнительной власти, что способствовало усовершенствованию их деятельности .

     Значительные  сдвиги произошли в обеспечении  объективности, прозрачности и гласности  во время принятия на государственную службу и продвижение по службе.

     Утвержден Порядок проведения конкурсов на замещение вакантных должностей государственных служащих и общий порядок проведения экзамена кандидатов на замещение вакантных должностей государственных служащих.

     С целью привлечения талантливой молодежи на государственную службу утверждено Положение о конкурсном отборе талантливой молодежи для обучения по образовательно-профессиональным программам подготовки специалистов образовательной отрасли „Государственное управление" и профессиональным программам функциональной специализации „Государственная служба", разработан Порядок отбора на государственную службу перспективных выпускников высших учебных заведений IV уровня аккредитации.

     В процессе реформирования системы государственной  службы осуществлялись мероприятия, направленные на усовершенствование административной культуры государственных служащих, усиление общественного доверия населения к ним. Разработаны:

  • проект постановления Кабинета Министров Украины „Об общих критериях оценки качества предоставления управленческих услуг органами исполнительной власти";
  • общие правила поведения государственного служащего.

     Разработан  комплекс правовых механизмов  наблюдения за прохождением государственной службы и усиления внимания к процессам  предотвращения проявлений коррупции в органах государственного управления (в частности: Порядок проведения Главгосслужбой проверок деятельности органов исполнительной власти по вопросам соблюдения законов Украины „О борьбе с коррупцией" и „О государственной службе"; Порядок проведения служебного расследования в отношении государственных служащих).

     С целью последующего совершенствования  порядка принятия и прохождения  государственной службы, предотвращения проявлений коррупции, других правонарушений принят Указ Президента Украины от 19.11.2001 № 1098 „Об обязательной специальной проверке сведений, которые подают кандидаты на занятие должностей государственных служащих"; внесены изменения к Закону Украины „О борьбе с коррупцией" (Закон Украины от 11.07.2002 № 90-IV „О внесении изменений к Закону Украины „О борьбе с коррупцией"), которые распространяют его действие на всех должностных лиц местного самоуправления.

     Получила  последующее развитие система  профессионального обучения государственных служащих, в сеть которой входят: Национальная академия государственного управления при Президенте Украины (дальше - НАГУ), ее региональные институты государственного управления, магистраты в высших учебных заведениях Украины IV уровня аккредитации, которые осуществляют подготовку магистров по специальности «Государственная служба», центры переподготовки и повышения квалификации работников органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных предприятий, учреждений, организаций. К этой сети привлечены также пятьдесят отраслевых заведений последипломного образования. Создана и функционирует научная и образовательная отрасль „Государственное управление".

     Стратегическим  направлением процесса реформирования системы государственной службы является приведение ее в соответствие со стандартами Европейского Союза.

     Именно  поэтому первым шагом в выработке  политики последующего развития и модернизации государственной службы стало проведение экспертами Мирового банка и Министерства по делам международного развития Великой Британии оценки соответствия системы государственной службы в Украине  базовым показателям Организации экономического сотрудничества и развития, которые используются для ежегодной оценки стран - кандидатов в члены Европейского Союза и позволяют проверить национальную систему на ее соответствие основам Европейского административного пространства. В процессе оценки основное внимание уделялось таким аспектам, как:

  • правовой статус государственных служащих;
  • приверженость букве закона, ответственность и подотчетность государственных служащих;
  • беспристрастность и честность государственных служащих;
  • эффективность управления государственной службой и кадровый контроль;
  • профессиональность и стабильность государственной службы;
  • развитие возможности государственной службы в сфере Европейской интеграции.

     Выводы  и предложения Отчета миссии нашли свое отображение в Концепции адаптации института государственной службы Украины к стандартам Европейского Союза, которая одобрена Указом Президента Украины от 5 марта 2004 года № 278 и стала основой для развития и модернизации института государственной службы.

     С целью обеспечения институционной поддержки осуществляемых изменений  в сфере государственной службы, содействия ее приближению к стандартам Европейского Союза, укрепления интеллектуального  потенциала для последующего проведения административной реформы образован Центр содействия институционному развитию государственной службы (руководитель Вишневский Андрей Владимирович).

     Полтавское  теруправление реализовывает пилотный проект по этому направлению, нарабатывает не только теорию, но и практическое применение. Одной из составных программы качества ИСО Комсомольск в Полтаве, Бердянск в Запорожье.

     Организация системы государственного управления и государственной службы является составной частью процесса интеграции Украины в ЕС.

Информация о работе Особенности организации государственной власти в Украине