Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 11:17, дипломная работа
Цель данной работы проанализировать принципы организации и основные органы судебной системы РФ, включающую в себя следующие федеральные суды:
1. Конституционный Суд Российской Федерации;
2. Суды общей юрисдикции, возглавляемые Верховным Судом РФ;
Введение
1. Общая характеристика судебной системы Российской Федерации
1.1.Понятие судебной власти
1.2. Конституционно-правовые принципы организации судебной власти
1.3. Судебная система РФ
2. Высшие судебные органы
2.1. Конституционный Суд Российской Федерации
2.2. Верховный Суд Российской Федерации
2.3. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
3. Федеральные суды
3.1. Областные и краевые суды, Верховные суды республик, суды автономной области, суды автономных округов и суды городов федерального значения
3.2. Районные суды
3.3. Военные суды
4. Суды субъектов РФ
4.1. Конституционные (уставные) суды
4.2. Мировые суды
Заключение
Список использованной литературы
2) Суды общей юрисдикции. Это Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды автономной области и автономных округов, городские суды г. Москва и г. Санкт-Петербурга, федеральные районные суды, федеральные межмуниципальные суды в крупных городах, имеющих внутригородские районы и иные подразделения, мировые судьи, военные суды. Они осуществляют правосудие по уголовным, гражданским делам, трудовым спорам, делам, возникающим из административных правоотношений.
3) Арбитражные суды. Это Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды республик и других субъектов РФ. Они осуществляют правосудие в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, рассматривают экономические, хозяйственные споры и некоторые иные дела.
Закон о судебной системе РФ допускает создание специализированных судов по рассмотрению гражданских дел. Примером служат третейские суды, создающиеся для разрешения конкретного спора соглашениями сторон.
Создание чрезвычайных судов, образованных вне общей системы и осуществляющих судебный процесс вне правил, установленных законом запрещено. Такие суды не могут создаваться даже при самых экстремальных условиях.
1.3. Судебная система РФ
Судебная система – совокупность судов, построенная в соответствии с их компетенцией и поставленными перед ними задачами и целями.
Конституция РФ является основополагающим актом, в общих чертах определяющим суть российской судебной системы. В частности, в статье 118 сказано:
1. Правосудие в Российской
Федерации осуществляется
2. Судебная власть
3. Судебная система Российской
Федерации устанавливается
Создание чрезвычайных судов не допускается. Важное значение имеют также положения статей 125-127 Конституции РФ. Они четко определяют место, занимаемое высшими судами в судебной системе в целом, а вместе с этим и место всех других подчиненных им судов.
В целом структура судебной системы определяется предписаниями не только Конституции РФ, но и ряда других законодательных актов: Закона о судебной системе, Закона о судоустройстве, Закона об арбитражных судах, Закона о военных судах, Закона о мировых судьях. В частности, в статье 3 Закона о судебной системе РФ говорится, что единство судебной системы Российской Федерации обеспечивается путем:
1) установления судебной системы Российской Федерации Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом о судебной системе РФ;
2) соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства;
3) применения всеми судами Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов Российской Федерации;
4) признания обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу;
5) законодательного закрепления единства статуса судей;
6) финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета. Система судов Российской Федерации В ч.2 статьи 4 Закона о судебной системе сказано: «в Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации». Всю совокупность федеральных судов можно сгруппировать в три подсистемы:
1. Конституционный Суд РФ
2. Верховный Суд РФ и суды общей юрисдикции
3. Высший Арбитражный Суд РФ и поднадзорные ему суды.
Статус Конституционного Суда определен в ст.125 Конституции РФ, в ней также сформулированы его задачи и цели (как судебного органа, призванного контролировать конституционность законов и иных правовых актов). Конституционный суд занимает обособленное положение среди федеральных судов, ему напрямую не подчиняются и такие суды (в т.ч. уставные (конституционные) суды субъектов РФ), хотя его решения в целом могут иметь существенное значение для всех судов страны и тем самым влиять на судебную практику. В ст.126 и 127 Конституции РФ говорится о Верховном Суде РФ и Высшем Арбитражном Суде РФ. У этих судов есть свои подсистемы судов, в отношении каждой из них они осуществляют судебный надзор за их деятельностью и дают разъяснения по вопросам судебной практики.
«Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики» (СТ.126 КРФ)
«Высший Арбитражный Суд
Российской Федерации является высшим
судебным органом по разрешению экономических
споров и иных дел, рассматриваемых
арбитражными судами, осуществляет в
предусмотренных федеральным
Наибольшее количество федеральных судов именуются Судами общей юрисдикции (ст.126 КРФ). К ним относятся:
1) Верховный Суд РФ (высшая судебная инстанция);
2) Верховные суды республик (21), краевые (6) и областные (49) суды, суды городов федерального значения (2: Москва, Санкт-Петербург), суд автономной области (1) и автономных округов (11);
3) Военные специализированные суды.
Суды общей юрисдикции (термин закреплен в Законе о судебной системе) рассматривают основную массу дел: гражданские, уголовные, дела об административных правонарушениях. Однако Суды общей юрисдикции не могут заниматься рассмотрением экономических споров, а также не могут осуществлять конституционный контроль (эти дела находятся в ведении Арбитражного и Конституционного судов). Особую ветвь образуют военные суды. Их не относят к числу гражданских (общих) судов, это оговорено в ч.1 ст.22 Закона о судебной системе:«Военные суды осуществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба». Эти специализированные суды состоят из гарнизонных военных судов, окружных (флотских) военных судов, а также Военной коллегии. Основным звеном судов общей юрисдикции является районный суд. В районных судах рассматриваются дела об административных правонарушениях и большинство уголовных (за исключением дел об особо тяжких преступлениях) и гражданских дел (93-95%). В число гражданских (общих) судов входит 2456 районных судов и судов, равных им.В систему арбитражных судов входят:
- Высший Арбитражный Суд РФ;
- Арбитражные суды субъектов
РФ (суды республик, краев,
- Федеральные арбитражные суды округов. Каждая из 3-х подсистем судебной системы имеет свою компетенцию и не вмешивается в дела друг друга. Законом о судебной системе предусмотрена возможность образования судов субъектов Российской Федерации. К ним относятся: конституционные (уставные) суды субъектов Федерации и мировые судьи.
В ч.1 ст.27 Закона о судебной системе обозначены полномочия конституционных (уставных) судов субъектов Федерации, к ним отнесено рассмотрение вопросов о соответствии конституции (уставу) субъектов Федерации: o Принятых в нем законах; o Нормативных правовых актов органов государственной власти; o Нормативных правовых актов органов местного самоуправления; o Вопросов толкования конституции (устава). Решение конституционного (уставного) суда, принятое в пределах предоставленных ему полномочий, не может быть отменено никаким другим судом (ч.4 ст.27 Закона о судебной системе).Компетенция мировых судей определена достаточно широко. Они должны единолично рассматривать по первой инстанции:
- Уголовные дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено максимальное наказание, не превышающее 2-х лет лишения свободы;
- Дела о выдаче судебного приказа;
- Дела о расторжении брака (если нет спора о детях);
- Дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества;
- Иные дела, возникающие из семейно-правовых отношений, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), установлении отцовства, о лишении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка;
- Дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей пятисот минимальных размеров оплаты труда, установленных законом на момент подачи заявления;
- Дела возникающие из трудовых отношений (кроме восстановления на работе);
- Дела об определении порядка пользования земельными участками, строениями и другим недвижимым имуществом;
- Дела об административных правонарушениях, отнесенные КоАП к компетенции мирового судьи.
Звено судебной системы.
Звено судебной системы – суды, занимающие одинаковое положение в судебной системе.
Это понятие является одной
из важнейших характеристик
2. Высшие судебные органы
2.1. Конституционный Суд РФ
Конституционный Суд Российской Федерации был учрежден на основе Закона РСФСР от 15 декабря 1990г. «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР». На основе Конституции Российской Федерации 1993г. вступил в силу в 1994г. Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» СЗ РФ. 1994. № 13. Ст.1447., в котором Конституционный Суд Российской Федерации определяется как судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.
Содержание конституционного
контроля в различных правовых системах
неоднозначно. В правовых государствах
это связывают с самой важной
задачей, которой подчинены все
органы государственной власти - защите
прав и свобод человека и гражданина.
Органы, осуществляющие конституционный
контроль, также принадлежит функция
толкования Конституции, решение споров
о компетенции органов
Конституционный Суд РФ призван решать исключительно вопросы права, и ни при каких обстоятельствах не должен отдавать предпочтение политической целесообразности, оценивать практические действия вне их правовых форм. При осуществлении конституционного судопроизводства Суд не занимается установлением и исследованием фактических обстоятельств, если это входит в компетенцию других судов или иных органов. Решения Конституционного Суда обязательны на всей территории РФ для всех представительных , исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и их объединений, включая главу государства.
Президент РФ и Государственная Дума РФ назначают своих постоянных представителей в Конституционном Суде РФ, которые участвуют в заседаниях Суда, представляя соответствующую правовую позицию по конкретному делу. Они не вправе оказывать какое-либо давление на Суд или предпринимать действия, способные нарушить независимость Конституционного Суда в принятии решений.
Компетенция Конституционного Суда РФ
Конституция РФ. Ст. 1254.
Конституционный Суд Российской
Федерации по запросам Президента Российской
Федерации, Совета Федерации, Государственной
Думы, одной пятой членов Совета
Федерации или депутатов
а) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;
б) конституций республик,
уставов, а также законов и
иных нормативных актов субъектов
РФ, изданных по вопросам, относящимся
к ведению органов
в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.
Конституционный Суд устанавливает соответствие Конституции РФ нормативных актов органов государственной власти и договоров между ними в определенных пределах:
- по содержанию норм;
Информация о работе Общая характеристика судебной системы Российской Федерации