Общая характеристика судебной системы Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 11:17, дипломная работа

Краткое описание

Цель данной работы проанализировать принципы организации и основные органы судебной системы РФ, включающую в себя следующие федеральные суды:
1. Конституционный Суд Российской Федерации;
2. Суды общей юрисдикции, возглавляемые Верховным Судом РФ;

Оглавление

Введение
1. Общая характеристика судебной системы Российской Федерации
1.1.Понятие судебной власти
1.2. Конституционно-правовые принципы организации судебной власти
1.3. Судебная система РФ
2. Высшие судебные органы
2.1. Конституционный Суд Российской Федерации
2.2. Верховный Суд Российской Федерации
2.3. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
3. Федеральные суды
3.1. Областные и краевые суды, Верховные суды республик, суды автономной области, суды автономных округов и суды городов федерального значения
3.2. Районные суды
3.3. Военные суды
4. Суды субъектов РФ
4.1. Конституционные (уставные) суды
4.2. Мировые суды
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 80.61 Кб (Скачать)

- по форме нормативного  акта или договора;

- по порядку подписания, заключения, принятия, опубликования  или введения в действие;

- с точки зрения установленного  Конституцией РФ разделения государственной  власти на законодательную, исполнительную  и судебную;

- с точки зрения установленного  Конституцией РФ разграничения  компетенции между федеральными  органами государственной власти;

- с точки зрения разграничения  предметов ведения и полномочий  между органами государственной  власти Российской Федерации  и органами государственной власти  субъектов Российской Федерации,  установленного Конституцией РФ, Федеративным и иными договорами  о разграничении предметов ведения  и полномочий.

Правом на обращение в  Конституционный Суд РФ с индивидуальной или коллективной жалобой на нарушение  конституционных прав и свобод обладают также граждане, чьи права и  свободы нарушаются законом, примененным  или подлежащим применению в конкретном деле, и объединения граждан, а  также иные органы и лица, указанные  в федеральном законе. Жалоба допустима  в случаях, если: 1) закон затрагивает  конституционные права и свободы  граждан; 2) закон применен или подлежит применению в конкретном деле, рассмотрение которого завершено или начато в  суде или ином органе, применяющем  закон.

По итогам рассмотрения жалобы Конституционный Суд принимает  решение о признании закона либо отдельных его положений соответствующими или не соответствующими Конституции  РФ. В случае, если Суд признал  закон не соответствующим Конституции  РФ, дело подлежит пересмотру компетентным органом в обычном порядке.

Конституционный Суд разрешает споры о компетенции:

1) между федеральными  органами государственной власти;

2) между органами государственной  власти Российской Федерации  и органами государственной власти  субъектов РФ;

3) между высшими государственными  органами субъектов РФ.

Правом на обращение в  Конституционный Суд с ходатайством о разрешении спора о компетенции  обладает любой из участвующих в  споре органов государственной  власти. Ходатайство органа государственной  власти допустимо, если:

1) оспариваемая компетенция  определяется Конституцией РФ;

2) спор не касается  дела о подведомственности дела  судам или о подсудности;

3) спор не был или  не может быть разрешен другим  способом;

4) заявитель считает издание  акта или совершение действия  правового характера либо уклонение  от издания акта или совершения  такого действия нарушением установленного  Конституцией РФ разграничения  компетенции между органами государственной  власти;

5) заявитель ранее обращался  к указанным в Конституции  РФ органам государственной власти  с письменным заявлением о  нарушении ими определенной Конституцией  и договорами компетенции заявителя  либо об уклонении этих органов  от осуществления входящей в  их компетенцию обязанности;

6) в течение месяца  со дня получения письменного  заявления не были устранены  указанные в нем нарушения;

7) в случае обращения  соответствующего органа государственной  власти к Президенту РФ с  просьбой об использовании согласительных  процедур, предусмотренных ст.85 Конституции  РФ, Президент РФ в течение  месяца со дня обращения не  использовал эти согласительные  процедуры либо такие процедуры  не привели к разрешению спора.

Толкование Конституции  РФ. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, органов законодательной власти субъектов РФ дает толкование Конституции Российской Федерации. Толкование, данное Конституционным Судом, является официальным и обязательным для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.

Конституционный Суд РФ по запросу Совета Федерации дает заключение о соблюдении установленного порядка  выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной  измене или совершении иного тяжкого  преступления. По итогам рассмотрения дела, Конституционный Суд РФ дает заключение о соблюдении или несоблюдении установленного порядка выдвижения обвинения. В случае принятия Конституционным  Судом решения о несоблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении тяжкого преступления предусмотренное Конституцией РФ рассмотрение обвинения прекращается.

 

Статус судьи

 

Судьей Конституционного Суда РФ может быть назначен гражданин  РФ, достигший ко дню назначения возраста не менее 40 лет, с безупречной  репутацией, имеющий высшее юридическое  образование и стаж работы по юридической  профессии не менее 15 лет, обладающий признанной высокой квалификацией  в области права.

Конституционный Суд РФ состоит  из 19 судей, назначаемых на должность  Советом Федерации по представлению  Президента Российской Федерации. Предложения  о кандидатах на должности судей  Конституционного Суда РФ могут вноситься  Президенту РФ членами Совета Федерации  и депутатами Государственной Думы, а также законодательными (представительными) органами РФ, высшими судебными органами и федеральными юридическими ведомствами, всероссийскими юридическими сообществами, юридическими научными и учебными заведениями.

Совет Федерации рассматривает  вопрос о назначении на должность  судьи Конституционного Суда РФ в  срок не позднее 14 дней с момента  получения представления Президента РФ. Каждый судья Конституционного Суда РФ назначается на должность  в индивидуальном порядке тайным голосованием. Назначенным на должность  судьи Конституционного Суда РФ считается  лицо, получившее при голосовании  большинство от общего числа членов Совета Федерации.

В случае выбытия судьи  из состава Конституционного Суда РФ, представление о назначении другого  лица на вакантное место судьи  вносится Президентом РФ в Совет  Федерации не позднее месяца со дня  открытия вакансии. Судья Конституционного Суда РФ, срок полномочий которого истек, продолжает исполнять обязанности  судьи до назначения на должность  нового судьи или до принятия итогового  решения по делу, начатому с его  участием.

После назначения Председатель Совета Федерации приводит к присяге  лицо, назначенное на должность судьи  Конституционного Суды Российской Федерации. Судья Конституционного Суда РФ приносит присягу Следующего содержания: «Клянусь честно и добросовестно исполнять  обязанности судьи Конституционного Суда Российской Федерации, подчиняясь при этом только Конституции Российской Федерации, ничему и никому более»5.

Судья Конституционного Суда РФ назначается на должность на срок 12 лет. Предельный возраст пребывания в должности судьи Конституционного Суда РФ 70 лет. Назначение на должность  судьи Конституционного Суда на второй срок не допускается. Судья Конституционного Суда РФ считается вступившим на должность с момента принесения присяги. Его полномочия прекращаются в последний день месяца, в котором истекает срок его полномочий или в котором ему исполняется 70 лет.

Конституционный Суд вправе осуществлять свою деятельность при  наличии в его составе не менее  трех четвертей от общего числа судей.

Судья Конституционного Суда не может быть членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы, иных представительных органов, занимать либо сохранять за собой другие государственные  или общественные должности, иметь  частную практику, заниматься предпринимательской, научной и иной творческой деятельностью, занятие которой не должно препятствовать выполнению обязанностей судьи Конституционного Суда РФ и не может служить причиной отсутствия на заседании, если на то не дано согласие Конституционного Суда РФ. Судья Конституционного Суда РФ не осуществлять защиту или представительство, кроме законного представительства  в суде, арбитражном суде или иных органах, оказывать кому-либо покровительство  в получении прав и освобождения от обязанностей.

Судья Конституционного Суда РФ не вправе, выступая в печати, иных средствах массовой информации и  перед любой аудиторией, публично высказывать свое мнение о вопросе, который может стать предметом  рассмотрения в Конституционном  Суде РФ, а также который изучается  или принят к рассмотрению Конституционным  Судом РФ, до принятия решения по этому вопросу.

Судья Конституционного Суда РФ не ограничивается в праве участвовать  в выборах и референдумах. Члены  Конституционного Суда несменяемы, они  обладают равным с другими судьями  иммунитетом и наделены другими  привилегиями. Их полномочия могут  быть приостановлены или прекращены только Конституционным Судом по тем же основаниям, что и полномочия судей других судов. Основными принципами деятельности Конституционного Суда РФ являются независимость, коллегиальность, гласность, состязательность, равноправие  сторон.

 

Структура и организация

 

Конституционный Суд РФ рассматривает  и развешает дела в пленарных  заседаниях и заседаниях палат, включающих в себя соответственно 9 и 10 судей. В  пленарном заседании Суд вправе рассмотреть любой вопрос, входящий в его компетенцию. Исключительно  в пленарных заседаниях он разрешает  дела о соответствии Конституции  РФ конституций республик и уставов  субъектов РФ, дает толкование Конституции  РФ; дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или  совершении иного тяжкого преступления; принимает послания Конституционного Суда РФ; решает вопрос о выступлении с законодательной инициативой по вопросам своего ведения. В пленарных заседаниях избирается Председатель, заместитель Председателя, судья-секретарь Конституционного Суда РФ, формируются персональные составы палат, принимается Регламент Конституционного Суда РФ и др.

В заседаниях палат разрешаются  все дела о соответствии Конституции  РФ законов, договоров и нормативных  актов, кроме конституций республик  и уставов субъектов РФ, разрешаются  споры о компетенции, а также  проверяется конституционность  закона, примененного или подлежащего  применению в конкретном деле по жалобам  на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов.

Председатель  Конституционного Суда РФ избирается в пленарном заседании тайным голосованием большинством от общего числа судей сроком на три года. Он руководит подготовкой пленарных заседаний Конституционного Суда, созывает и председательствует на них. Вносит на обсуждение Конституционного Суда вопросы, подлежащие рассмотрению в пленарных заседаниях и заседаниях палат. Представляет Конституционный Суд в отношениях с государственными органами и организациями, общественными объединениями, по уполномочию Конституционного Суда выступает с заявлениями от его имени. Осуществляет общее руководство аппаратом Конституционного Суда, представляет на утверждение Конституционного Суда кандидатуры руководителей Секретариата Конституционного Суда и других подразделений аппарата. Осуществляет другие полномочия в соответствии с Федеральным конституционным законом и Регламентом Конституционного Суда. Председатель Конституционного Суда издает приказы и распоряжения6.

Заместитель Председателя Конституционного Суда РФ осуществляет по уполномочию Председателя Конституционного Суда отдельные его функции, а также выполняет свои обязанности, возложенные на него Конституционным Судом.

Судья-секретарь  Конституционного Суда РФ осуществляет непосредственно руководство работой аппарата Конституционного Суда РФ, организационно обеспечивает подготовку и проведение заседаний Конституционного Суда; доводит до сведения соответствующих органов, организаций и лиц решения, принятые Конституционным Судом, и информирует Конституционный Суд об их исполнении; организует информационное обеспечение судей; осуществляет другие полномочия в соответствии с Федеральным конституционным законом и Регламентом Конституционного Суда.

 

 

 

Решения Конституционного Суда

 

Решение Конституционного Суда принимается открытым голосованием путем поименного опроса судей. Судья  не вправе воздержаться при голосовании  или уклониться от голосования. Судья, не согласный с решением Конституционного Суда, вправе письменно изложить свое особое мнение, которое приобщается  к материалам дела и подлежит опубликованию  вместе с решением Конституционного Суда.

Решение Конституционного Суда провозглашается в полном объеме в открытом заседании немедленно после его подписания. Постановления  и заключения Суда не позднее чем  в двухнедельный срок со дня их подписания направляются Президенту РФ, Совету Федерации, Государственной  Думе, Правительству РФ, Уполномоченному  по правам человека РФ, Верховному Суду РФ, Высшему Арбитражному Суду РФ, Генеральному прокурору РФ, министру юстиции РФ. Постановления и заключения Конституционного Суда РФ подлежат незамедлительному  опубликованию в официальных  изданиях органов государственной  власти РФ, субъектов РФ, которых  касается принятое решение. Решения  Конституционного Суда публикуются  также в «Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации», а при  необходимости и в иных изданиях.

Решение Конституционного Суда подлежит исполнению немедленно после  опубликования либо вручения его  официального текста, если иные сроки  специально в нем не оговорены. Неисполнение, ненадлежащее исполнение либо воспрепятствование исполнению решения влечет ответственность, установленную федеральным законом. В соответствии с ч.3 ст.46 Конституции  РФ решения Конституционного Суда обжалуются в установленном порядке в  межгосударственные органы по защите прав и свобод человека.

 

2.2 Верховный Суд Российской Федерации

 

Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом Российской Федерации и  осуществляет надзор за судебной деятельностью  всех судов РФ, кроме Конституционного Суда и арбитражных судов РФ.

Информация о работе Общая характеристика судебной системы Российской Федерации