Общая характеристика судебной системы Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 11:17, дипломная работа

Краткое описание

Цель данной работы проанализировать принципы организации и основные органы судебной системы РФ, включающую в себя следующие федеральные суды:
1. Конституционный Суд Российской Федерации;
2. Суды общей юрисдикции, возглавляемые Верховным Судом РФ;

Оглавление

Введение
1. Общая характеристика судебной системы Российской Федерации
1.1.Понятие судебной власти
1.2. Конституционно-правовые принципы организации судебной власти
1.3. Судебная система РФ
2. Высшие судебные органы
2.1. Конституционный Суд Российской Федерации
2.2. Верховный Суд Российской Федерации
2.3. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
3. Федеральные суды
3.1. Областные и краевые суды, Верховные суды республик, суды автономной области, суды автономных округов и суды городов федерального значения
3.2. Районные суды
3.3. Военные суды
4. Суды субъектов РФ
4.1. Конституционные (уставные) суды
4.2. Мировые суды
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 80.61 Кб (Скачать)

12)  вносят представления  в государственные органы, общественные организации и должностным лицам об устранении нарушений закона, причин и условий, способствовавших правонарушениям;

13)  ведут личный прием  и организуют работу суда по  приему граждан и рассмотрению предложений, заявлений и жалоб;

14)  организуют работу  канцелярии суда;

15)  осуществляют другие  полномочия, предоставленные им  законодательством.

Председатель Верховного Суда республики, кроме того, вносит в законодательный (представительный) орган республики представления по вопросам, требующим толкования законов республики.

Назначаются на должность  председатели верховных судов (судов) Президентом РФ по представлению  Председателя Верховного Суда РФ, основанному на заключении Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации и согласованному с законодательными (представительными) органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.

Аппарат суда обеспечивает работу суда и подчиняется его  председателю. Работники аппарата являются государственными служащими, им присваиваются  классные чины и другие специальные звания.

Структура и штатная численность  аппарата утверждаются Министром юстиции  РФ по представлению председателя соответствующего суда.

 

3.2 Районные суды

Общая характеристика

 

Районные (городские) суды —  это первое звено федеральных судов общей юрисдикции. Каждый из них является вышестоящим судебным органом для мировых судей и осуществляет надзор за судебной деятельностью названных судов.

В районных (городских) судах  нет президиума, судебных коллегий и Научно-консультативного совета. В их состав входят председатель суда, члены суда, народные заседатели и аппарат суда. В составе крупного районного (городского) суда могут быть должности заместителей председателя. Если суд состоит из одного судьи, то последний одновременно обладает и полномочиями председателя суда.

Председатель районного (городского) суда, его заместители  и судьи этого суда назначаются  на должность Президентом РФ по представлению  Председателя Верховного Суда РФ, основанному на заключении квалификационных коллегий судей и согласованному с законодательными (представительными) органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.

Народные заседатели отбираются на основе списка районного суда.

Районный (городской) суд  может быть создан и упразднен  только федеральным законом.

Районный (городской) суд  в пределах своей компетенции  рассматривает дела в качестве суда первой, апелляционной инстанции  и по вновь открывшимся обстоятельствам.

В первой инстанции районный (городской) суд рассматривает все дела, неподсудные другим судам. В апелляционном порядке он проверяет законность и обоснованность приговоров, решений и постановлений мировых судей. В гражданском процессе по вновь открывшимся обстоятельствам им пересматриваются собственные решения, вынесенные в первой и апелляционной инстанциях (ст. 333 ГПК), а в уголовном судопроизводстве — приговоры (постановления) мировых судей.

Помимо разрешения уголовных  и гражданских дел он рассматривает:

дела об административных правонарушениях; вопросы, связанные  с исполнением приговора (к примеру, применение к лицу института условно-досрочного освобождения от исполнения наказания);

вопросы о применении к  лицу принудительных мер медицинского характера;

материалы, подтверждающие законность и обоснованность ареста или продления срока содержания под стражей, а также любого другого  решения или действия органа дознания, следователя, прокурора.

Районный (городской) суд  изучает и обобщает судебную практику, осуществляет другие полномочия, предоставленные  ему законодательством.

Председатель районного (городского) суда. Организация работы в районном  (городском)  суде. Аппарат районного (городского) суда

 

Председатель районного (городского) суда:

1)   председательствует  в  судебных  заседаниях  и   соответственно   осуществляет   процессуальные   полномочия,   установленные УПК и ГПК;

2)  назначает судей  в качестве председательствующих  в судебных заседаниях;  распределяет другие  обязанности  между судьями;

3)  организует работу  с народными заседателями;

4)  ведет личный прием,  организует работу суда по  приему граждан и рассмотрению  предложений, заявлений и жалоб;

5)  руководит изучением  и обобщением судебной практики  и ведением судебной статистики;

6)  вносит представления  в государственные органы, общественные организации и должностным лицам об устранении нарушений закона, причин и условий, способствовавших их совершению;

7) руководит работой аппарата  суда;

8)  организует работу  по повышению квалификации работников суда, а также по повышению правовых знаний народных заседателей;

9)   организует работу  по  пропаганде  правовых знаний  и разъяснению законодательства;

10)  систематически проверяет  состояние делопроизводства в  суде и своевременно принимает  меры к исправлению вскрытых  ошибок и недостатков;

11)  организует работу  канцелярии суда, а также выполнение  канцелярией требований государственных  стандартов на организационно-распорядительную документацию;

12)  организует хранение, отбор и сдачу в архив документов  суда, ежегодный отбор и уничтожение  дел и материалов, сроки хранения  которых истекли;

13)  разрешает выдачу  или высылку по запросам компетентных органов судебных дел, материалов, документов;

14)  внедряет в практику  суда передовой опыт работы  по делопроизводству, средства оргтехники, решает вопросы организации рабочих мест;

15)  разрешает снимать  копии с документов, необходимых  для вручения или высылки гражданам  и должностным лицам;

16)  устанавливает дни  и часы, когда осуществляется  прием граждан председателем  суда, его заместителем, судьями,  работниками канцелярии;

17)  осуществляет контроль  над обращением к исполнению  приговоров, решений, определений,  судебных приказов и постановлений суда;

18)  осуществляет иные  полномочия.

Аппарат районного (городского) суда обеспечивает работу суда и подчиняется  его председателю. Работники аппарата суда являются государственными служащими, им присваиваются классные чины и  другие специальные звания.

 

3.3 Военные суды

 

Военные суды входят в единую судебную систему РФ и действуют  в Вооруженных Силах. Приговоры  и решения военных судов провозглашаются  именем Российской Федерации.

Судьями и народными заседателями военных судов могут быть избраны  граждане, состоящие на действительной военной службе, причем не требуется  достижения 25-летнего возраста. Судьи  всех военных судов назначаются  Президентом РФ, народные заседатели военных судов избираются открытым голосованием собраниями военнослужащих воинских частей14.

Военным судам  подсудны:

- дела о всех преступлениях,  совершенных военнослужащими, а  также военнослужащими во время  прохождения ими сборов;

- дела о всех преступлениях,  совершенных лицами офицерского  состава, прапорщиками, мичманами,  сержантами, старшинами, солдатами  и матросами органов государственной  безопасности;

- дела о преступлениях  против установленного порядка  несения службы, совершенных лицами  начальствующего состава исправительно-трудовых  учреждений;

- все дела о шпионаже;

- все дела о преступлениях,  совершенных военными строителями  и военнослужащими на особо  режимных объектах и особо  режимных войсковых частях. При  обвинении одного лица или  группы лиц в совершении одного  или нескольких преступлений, если  дело в отношении хотя бы  одного из обвиняемых или одном  из преступлений подсудно военному  суду, а о других любому иному  суду, дело в отношении всех  преступлений и обвиняемых рассматривается  военным судом.

Дела о преступлениях, совершенных лицами до их призыва  на военную службу или поступления  в органы государственной безопасности, но к моменту рассмотрения дела состоящих  на военной службе или на службе в органах государственной безопасности, рассматриваются общими судами. законодательство разграничивает полномочия по рассмотрению уголовных дел по первой инстанции  между военными судами разных звеньев.

Военной коллегии Верховного Суда РФ подсудны дела исключительной важности, а также дела о преступлениях  военнослужащих, имеющих воинские звания генерала, адмирала, либо занимающие должности  от командира соединения и выше и  им равные.

Военным судам видов Вооруженных  Сил, округов, групп войск и флотов подсудны дела о преступлениях лиц, занимающих должности от командира  полка, командира корабля 1-го ранга  и выше и им равных по служебному положению; дела о преступлениях  лиц, имеющих воинские звания полковник  и капитан 2-го ранга; дела о преступлениях, за которые в условиях мирного  времени предусмотрена смертная казнь.

Военным судам армий, флотилий, соединений и гарнизонов подсудны дела о преступлениях лиц, имеющих  воинские звания до подполковника, капитана 3-го ранга включительно, а также  все гражданские дела в случаях, когда они подлежат рассмотрению военными судами.

Вышестоящий военный суд  и Военная коллегия Верховного Суда РФ вправе принять к своему производству в качестве суда первой инстанции  любое дело, подсудное военному суду. Верховный Суд является для военных  судов как надзорной, так и  кассационной инстанцией.

Структура и штаты военных  судов и управления военных судов  Министерства юстиции РФ определяется Министерством юстиции РФ совместно  с Министерством обороны РФ. Офицерский состав, прапорщики, мичманы, сержанты и старшины военных судов, Управления военных судов Министерства юстиции  РФ и Военной коллегии Верховного Суда РФ состоят на действительной военной службе и на них распространяются положения о прохождении военной  службы, воинские уставы и приказы  Министерства обороны РФ.

Финансирование военных  судов и военной коллегии осуществляется за счет средств федерального бюджета  соответственно Судебным департаментом  при Верховном Суде РФ и Верховным  Судом РФ на основании Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» и  Федерального конституционного закона15.

4. Суды субъектов РФ

4.1 Конституционный (уставный) суд

 

Субъектом Российской Федерации  может создаваться конституционный (уставный) суд для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов его государственной власти, местного самоуправления конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, а также для ее толкования.

Порядок конституционного (уставного) судопроизводства в субъекте Российской Федерации определяется его законом. На должность судьи этого суда назначаются постановлением законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Финансируется конституционный (уставный) суд за счет средств бюджета  соответствующего субъекта Российской Федерации.

Принятое в пределах полномочий конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации решение не может быть пересмотрено никаким  иным судом.

4.2 Мировые судьи

 

 Мировые судьи входят в единую судебную систему страны и являются судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

Мировые судьи могут, как  назначаться, так и избираться.

Назначаются (избираются) они  законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации либо избираются населением соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом соответствующего субъекта. При этом у всех мировых судей одинаковые полномочия. Они рассматривают в первой инстанции отнесенные к их компетенции уголовные и гражданские дела, а также дела об административных правонарушениях.

Мировым судьям подсудны уголовные  дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено наказание, не превышающее двух лет лишения свободы. Иначе говоря, мировой судья вправе рассматривать уголовные дела по следующим составам преступлений:

1.  Причинение тяжкого  или средней тяжести вреда  здоровью в состоянии аффекта (ст. 113 УК).

2.  Причинение тяжкого  или средней тяжести вреда  здоровью при превышении пределов необходимой обороны либо при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление (ст. 114 УК).

3.   Причинение тяжкого  или средней тяжести вреда  здоровью по неосторожности (ст. 118 УК).

4.  Угроза убийством  или причинением тяжкого вреда  здоровью (ст. 119 УК).

5.  Заражение венерической  болезнью (ст. 121 УК).

6.  Заведомое поставление  другого лица в опасность заражения ВИЧ-инфекцией (ч. 1 ст. 122 УК).

7.   Незаконное лишение  человека свободы, не связанное  с его похищением (ч. 1 ст. 127 УК).

8.   Причинение имущественного  ущерба собственнику или иному  владельцу имущества путем обмана  или злоупотребления доверием  при отсутствии признаков хищения  (ч. 1 ст. 165 УК).

9.    Умышленные   уничтожение   или   повреждение   чужого имущества, если эти  деяния повлекли причинение значительного ущерба (ч. 1 ст. 167 УК).

10.   Уничтожение   или   повреждение   чужого   имущества   в крупном размере,  совершенные по неосторожности (ст. 168 УК)

Информация о работе Общая характеристика судебной системы Российской Федерации