Общая характеристика судебной системы Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 11:17, дипломная работа

Краткое описание

Цель данной работы проанализировать принципы организации и основные органы судебной системы РФ, включающую в себя следующие федеральные суды:
1. Конституционный Суд Российской Федерации;
2. Суды общей юрисдикции, возглавляемые Верховным Судом РФ;

Оглавление

Введение
1. Общая характеристика судебной системы Российской Федерации
1.1.Понятие судебной власти
1.2. Конституционно-правовые принципы организации судебной власти
1.3. Судебная система РФ
2. Высшие судебные органы
2.1. Конституционный Суд Российской Федерации
2.2. Верховный Суд Российской Федерации
2.3. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
3. Федеральные суды
3.1. Областные и краевые суды, Верховные суды республик, суды автономной области, суды автономных округов и суды городов федерального значения
3.2. Районные суды
3.3. Военные суды
4. Суды субъектов РФ
4.1. Конституционные (уставные) суды
4.2. Мировые суды
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 80.61 Кб (Скачать)

ПЛАН

 

Введение

1. Общая характеристика  судебной системы Российской Федерации 

1.1.Понятие судебной власти 

1.2. Конституционно-правовые принципы организации судебной власти 

1.3. Судебная система РФ  

2. Высшие судебные органы 

2.1. Конституционный Суд Российской Федерации 

2.2. Верховный Суд Российской Федерации 

2.3. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации 

3. Федеральные суды 

3.1. Областные и краевые  суды, Верховные суды республик,  суды автономной области, суды  автономных округов и суды  городов федерального значения 

3.2. Районные суды 

3.3. Военные суды 

4. Суды субъектов РФ 

4.1. Конституционные (уставные) суды 

4.2. Мировые суды 

Заключение 

Список использованной литературы 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В любом правовом демократическом  государстве имеет место разделение властей как гарантия от возможной  узурпации власти каким-либо органом, организацией, группой лиц или  отдельным лицом. Существует три  ветви власти: законодательная, исполнительная и судебная. Каждая из ветвей власти имеет свое назначение, задачи и  полномочия, необходимые для решения  этих задач. Каждая из властей не должна подменять другую, осуществлять ее функции. Таким образом, судебная власть - одна из трех властей, самостоятельная  и независимая от законодательной  и исполнительной властей.

Осуществляют судебную власть специально созданные и специфические  органы - суды. Судебная власть в Российской Федерации принадлежит только судам  в лице судей и привлекаемых в  установленных законом случаях  к осуществлению правосудия представителей народа.

В последние годы значительно  расширена компетенция судов  по разрешению правовых споров. Гражданам  предоставлено право обжаловать в суд неправомерные действия должностных лиц и органов, прокурору - обращаться в суд с протестом  на незаконные акты, принимаемые местными органами власти и управления. Рассмотрение хозяйственных споров также отнесено к компетенции судов - с этой целью  образованы специализированные арбитражные  суды.

Образован также Конституционный  Суд для рассмотрения дел о  конституционности нормативных  актов и международных договоров, правоприменительной практики. В  некоторых субъектах Федерации  также образованы Конституционные  Суды. Компетенция суда будет расширяться  и в дальнейшем.

Конституция РФ и Закон  «О судебной системе РФ» предусматривают следующие виды органов, которым принадлежат полномочия по осуществлению судебной власти: федеральные суды, конституционные суды и мировые судьи, составляющие судебную систему РФ.

Суд представляет собой учреждение, где обычно работают не один, а несколько  судей. Судебная власть осуществляется по конкретным делам не всеми судьями  одновременно, а так называемыми судебными составами. Рассматривать дело по существу могут: судья единолично, коллегия из трех судей, судья и два народных заседателя, суд присяжных.

Юрисдикция каждого суда, под которой понимается установленное законом полномочие суда разрешать правовые дела, распространяется на определенную территорию (район, область) или на структурное образование Вооруженных Сил РФ (гарнизон, военный округ). Название суда соответствует территориальной или структурной сфере его деятельности (Московской областной суд, районный суд Невского региона). Кроме того, в системе арбитражных судов действуют федеральные арбитражные суды, юрисдикция которых не совпадает с административно-территориальным делением.

Актуальность работы заключается  в том, что судебная система –  это совокупность всех судов государства, имеющих общие задачи, связанных  между собой отношениями по осуществлено правосудия. Судебная система Российской Федерации строится в соответствии с Конституцией РФ и Законом «О судебной системе Российской Федерации». Перечень судов, указанных в этом законе, является исчерпывающим и создание чрезвычайных судов не допускается.

Цель данной работы проанализировать принципы организации и основные органы судебной системы РФ, включающую в себя следующие федеральные суды:

1. Конституционный Суд Российской Федерации;

2. Суды общей юрисдикции, возглавляемые Верховным Судом РФ;

3. Арбитражные суды во главе с Высшим Арбитражным Судом РФ.

Кроме того, Законом «О судебной системе РФ» предусмотрены конституционные (уставные) суды субъектов РФ и мировые  судьи.

Проблемность работы выражается в вопросах связанных с Конституционным судом РФ, судами общей юрисдикции и арбитражными судами, которые представляют собой три независимые друг от друга части общей судебной системы. Все они имеют общие задачи по охране конституционного строя, политической и экономической системы, обеспечению законности и правопорядка, защите прав и интересов граждан. Единство судебной системы достигается путем:

    1. установления судебной системы конституционным законом,
    2. соблюдения всеми судами установленных правил судопроизводства,
    3. применения всеми судами Конституции РФ и других федеральных законов,
    4. признания обязательности исполнения вступивших в силу судебных решений на всей территории Российской Федерации,
    5. финансирования органов судебной власти за счет средств федерального бюджета.

В то же время каждая из ветвей судебной системы имеет свою компетенцию  и не вмешивается в деятельность других.

Сегодня можно считать  основательно утвердившейся точку  зрения о том, что судебная власть является самостоятельной ветвью государственной  власти. В советский период, особенно на раннем его этапе, эта идея, как  известно, отвергалась. Основное место  занимала репрессивная функция суда, суд фактически был звеном государственного аппарата, приспособленного прежде всего  к подавлению; о правозащитной  функции суда практически ничего не говорилось. Только с провозглашением  идеи правового государства, с признанием в Конституции РФ судебной власти в качестве самостоятельной и независимой ветви государственной власти стала создаваться определенная теоретическая база, находящая отражение в законодательстве.

Самый яркий показатель правового  государства – это реальная независимость  судебной власти. Но эта проблема острая, и не только в нашей стране, она  стара как мир. Еще А.Ф. Кони говорил: «судью необходимо «оградить от условий, дающих основание к развитию в  нем малодушия и вынужденной  угодливости». Здесь нет ни одного лишнего слова».

Важнейшая задача государственной  власти — охранять права и свободы  человека— требует демократизации уголовного процесса и практического внедрения в жизнь права граждан на судебное обжалование действий должностных лиц. Судебная власть приобретает подлинно универсальный характер, ибо становится участником осуществления всех функций государства, она в то же время обретает независимость по отношению к другим ветвям власти. Правовое государство своим острием направлено в сторону исполнительной власти, от которой исходит главная угроза правам и свободам. Эта угроза уравновешивается законодательной властью, принимающей демократические законы, а также судами, которые, применяя право, по существу контролируют исполнительную власть. Независимая судебная власть, таким образом, становится сердцевиной правового государства и конституционализма, главной гарантией свободы народа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                  

 

1. Общая характеристика  судебной системы РФ

 

1.1. Понятие судебной власти

 

Согласно Ст.10 Кодекса  РФ, государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную власти.

Судебная власть есть предоставленные  специальным органам государства - судам - полномочия по разрешению отнесенных к их компетенции вопросов, возникающих  при применении права, и реализация этих полномочий путем конституционного, гражданского, уголовного, административного  и арбитражного судопроизводства с  соблюдением процессуальных форм, создающих  гарантию законности и справедливости принимаемых судами решений. Судебная власть призвана охранять право, правовые устои государственной и общественной жизни от любых нарушений, кто  бы их не совершал. Правосудие в правовом государстве осуществляется только судебными органами. Никто не может  присвоить себе функции суда. В  своей правоохранительной деятельности суд руководствуется только законом, правом и не зависит от субъективных влияний законодательной или  исполнительной власти. Независимость  и законность правосудия являются важнейшей  гарантией прав и свобод граждан, правовой государственности в целом. Судебная власть как определенная функция суда обладает рядом основных признаков:

1. Судебная власть - вид  государственной власти. Она осуществляется  государственными органами, выражает  государственную волю, ее составляют  государственно-властные полномочия. В отличие от других видов  власти, реально влияющих на жизнь  людей, судебная власть - одна  из трех ветвей государственной  власти, установленная Конституцией  и другими законами.

2. Судебная власть принадлежит  только судам - государственным  органам, образуемым в установленном  законом порядке, формируемым  из людей, способных на основе  соответствующей подготовки и  своих личных качеств осуществлять  правосудие и реализовывать судебную  власть в иных формах. Судебная  власть в России принадлежит только судам в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей9. В соответствии с Всеобщей декларацией прав человека 1948 г. каждому человеку должно быть гарантировано право (на основе полного равенства) на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением требований справедливости независимым и беспристрастным судом

3. Исключительность судебной  власти - следующий ее признак.  Судебную власть вправе осуществлять только суды1. Важнейшая функция судебной власти - осуществление правосудия - по Конституции Российской Федерации принадлежит только суду, только суд может признать человека виновным в преступлении и подвергнуть его уголовному наказанию.

4.Независимость, самостоятельность,  обособленность - характеристики судебной  власти. При выполнении своих  функций судьи подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону2. Независимость судебной власти одновременно означает запрет каждому суду и судье подчиняться воздействию с чьей-либо стороны при рассмотрении конкретных дел и принятию по ним решений, обязанность противостоять попыткам такого воздействия. Самостоятельность судебной власти означает, что судебные функции суд не делит с какими-либо другими органами, а решения суда не требуют чьих-либо санкций или утверждения. Суды, осуществляющие судебную власть, образуют самостоятельную ветвь государственной власти. Обособленность судебной власти означает, что суды образуют систему государственных органов, не входящую в какую-либо другую государственную структуру, систему, не подчиненную при выполнении своих функций кому-либо.

5. Процессуальный порядок  деятельности - важнейший признак  судебной власти. Процессуальный  порядок определяет только закон.  Закон подробно регулирует правила  действий суда и принятия им  решений при рассмотрении конкретных  дел. Процессуальный порядок,  регулируя правила судебной процедуры,  представляет собой высокую социальную  ценность. Он призван обеспечить  законность всей деятельности  органов, осуществляющих судебную  власть, законность, обоснованность  и справедливость судебных решений,  охрану прав лиц, чьи интересы  с той или иной степени затрагивает  судебную власть.

6.Осуществление полномочий  путем судопроизводства - признак судебной власти4. Судопроизводство представляет собой деятельность, которая начинается при наличии предусмотренных законом оснований и поводов. Эта деятельность развивается в последовательности, установленной процессуальным законом и протекает в процессуальных формах.

7. Подзаконность судебной  власти означает, что компетенция  судов, их полномочия определяются  Конституцией Российской Федерации  и другими федеральными законами. Законодательные органы, законодательная  власть не вправе вмешиваться  в производство по конкретным  делам. Но созданные ею законы  должны неукоснительно соблюдаться  судами. Судьи всех судов, в  том числе и Конституционного  Суда, независимы и подчиняются  только Конституции Российской Федерации и закону. Особой юридической силой обладает толкование Конституции Российской Федерации Конституционным Судом Российской Федерации. Оно является официальным и обязательным для всех органов государственной власти и местного самоуправления, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений3.

 

1.2. Конституционно-правовые принципы организации судебной власти

 

Единство судебной системы  РФ проявляется в том, что:

- она устанавливается  только федеральными конституционными  законами;

- существует единый статус  судей на всей территории РФ;

- все суды применяют  федеральное право, общепризнанные  принципы и нормы международного  права, ратифицированные международные  договоры РФ, а также субъектов  РФ при условии верховенства  федерального права;

- все суды, включая мировых  судей, действуют по единым  правилам судопроизводства;

- исполнение судебных  постановлений, вступивших в законную  силу, обязательно на всей территории  РФ;

- федеральные суды и  мировые судьи финансируются  из федерального бюджета.

Законом установлен порядок  создания и упразднения судов: Конституционный  Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ создаются  и упраздняются в соответствии с  Конституцией РФ, другие федеральные  суды создаются и упраздняются федеральным  законом. Судебная система РФ состоит  из следующих судов:

1) Конституционная юстиция. Это Конституционный Суд РФ, предусмотренный Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 г., а также конституционные и уставные суды субъектов РФ, предусмотренные их конституциями, уставами и законами. Конституционная юстиция не составляет единой системы - конституционные и уставные суды субъектов РФ автономны.

Информация о работе Общая характеристика судебной системы Российской Федерации