Судебная система Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 20:48, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы – рассмотреть сущность судебной власти в системе органов Российского государства и определить особенности ее осуществления в Российской Федерации на современном этапе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Проанализировать судебную власть в системе органов Российского государства.
Раскрыть особенности судебной системы Российской Федерации.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Судебная власть в системе органов Российского государства ……...6
1.1. Понятие правосудия. Признаки и принципы правосудия ………...9
1.2. Суд как орган судебной власти..……………………………………15

Глава 2. Судебная система Российской Федерации
2.1 Конституционный Суд Российской Федерации…………………....21
2.2 Верховный Суд и суды общей юрисдикции……………………..…38
2.3 Высший Арбитражный Суд Российской Федерации………………47
Заключение…………………………………………………………………..…...52
Список использованной литературы…………………………………………...54

Файлы: 1 файл

Судебная власть в конституционной системе разделения властей.doc

— 236.00 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Судебная власть в системе органов Российского государства ……...6

        1.1. Понятие правосудия. Признаки и принципы правосудия ………...9

        1.2. Суд как орган судебной власти..……………………………………15

 

 Глава 2.  Судебная система Российской Федерации  

               2.1 Конституционный Суд Российской Федерации…………………....21

          2.2 Верховный Суд и суды общей юрисдикции……………………..…38

 2.3 Высший Арбитражный Суд Российской Федерации………………47

Заключение…………………………………………………………………..…...52

Список использованной литературы…………………………………………...54

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Судебная власть – вид власти. Власть – это не только те или иные учреждения, должностные лица, но и те функции, которые им принадлежат, и осуществление этих функций, их реализация. Смысл слова “власть” истолковывается в основном значении как “право, сила и воля над кем-либо, свобода действий и распоряжений, начальствования”, “право и возможность распоряжаться, повелевать, управлять кем-либо, чем-либо”, “могущество, господство, сила”.

«Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается» - гласит Конституция РФ. 

Актуальность темы исследования состоит в том, что, к сожалению, судебная власть все еще остается традиционно слабым местом в России. Прокламированные Конституцией принципы судоустройства и судопроизводства реализуются с трудом. И в данном случае ощущается противодействие и давление со стороны других ветвей власти.

Цель работы – рассмотреть сущность судебной власти в системе органов Российского государства и определить особенности ее осуществления в Российской Федерации на современном этапе.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

    1. Проанализировать судебную власть в системе органов Российского государства.
    2. Раскрыть особенности судебной системы Российской Федерации.

Для решения поставленных задач использовались нормативные акты, научно-учебные пособия: М.Н. Марченко «Теория государства и права», В.Н. Хропанюк «Теория государства и права», М.В. Баглая, Б.Н. Габричидзе «Конституционное право Российской Федерации», Доглядова В.Б. «Соотношение компетенции законодательной и исполнительной ветвей власти в правовом государстве в сфере безопасности, обороны и внешней политики»; научные работы: И.А. Исаева, М.Н. Золотухиной «История политических и правовых учений России», М. Валуева «Исторические этапы развития судебной системы»; энциклопедические издания, а также материалы периодических изданий.

Предметом исследования является совокупность общественных отношений, возникающих при осуществлении правосудия в Российской Федерации.

     Объектом  исследования является судебная система Российской Федерации, а так же проблемы возникающие при ее осуществлении.

Основными методами, используемыми в данной работе, являлись анализ источников по заданной теме, исследование научного материала, его позитивный и критический анализ. В курсовой работе использовался диалектический метод научного познания (анализ, синтез, индукция, аналогия и др.), с помощью которого рассматривались комплексно, в динамике, взаимосвязи и взаимодействии с другими явлениями, и частнонаучные (формально - юридический, сравнительного правоведения, филологический и др.) метод. Теоретической базой для написания работы стали учебники и учебные пособия, периодические издания, причем не только по теории государства и права, а также истории права и государства.

Структурно работа состоит из введения, основной части, выводов и списка использованной литературы. В основную часть включено 2 главы, в которых последовательно решаются стоящие задачи. Первая глава посвящена судебной власти в системе органов Российского государства, вторая – судебной системе Российской Федерации.

По Конституции РФ судебная власть является трехзвенной. Высшими судебными органами являются Верховный суд РФ, Высший Арбитражный Суд, Конституционный Суд1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Судебная власть в системе органов Российского государства

 

Судебная власть есть предоставленные специальным органам государства - судам - полномочия по разрешению отнесенных к их компетенции вопросов, возникающих при применении права, и реализация этих полномочий путем конституционного, гражданского, уголовного, административного и арбитражного судопроизводства с соблюдением процессуальных форм, создающих гарантию законности и справедливости, принимаемых судами решений. Судебная власть призвана охранять право, правовые устои государственной и общественной жизни от любых нарушений, кто бы их не совершал. Правосудие в правовом государстве осуществляется только судебными органами. Никто не может присвоить себе функции суда. В своей правоохранительной деятельности суд руководствуется только законом, правом и не зависит от субъективных влияний законодательной или исполнительной власти. Независимость и законность правосудия являются важнейшей гарантией прав и свобод граждан, правовой государственности в целом2.

Судебная власть как определенная функция суда обладает рядом основных признаков:

Судебная власть - вид государственной власти. Она осуществляется государственными органами, выражает государственную волю, ее составляют государственно-властные полномочия. В отличие от других видов власти, реально влияющих на жизнь людей, судебная власть - одна из трех ветвей государственной власти, установленная Конституцией и другими законами3.

Судебная власть принадлежит только судам - государственным органам, образуемым в установленном законом порядке, формируемым из людей, способных на основе соответствующей подготовки и своих личных качеств осуществлять правосудие и реализовывать судебную власть в иных формах. Судебная власть в России принадлежит только судам в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей. В соответствии с Всеобщей декларацией прав человека 1948 г. каждому человеку должно быть гарантировано право (на основе полного равенства) на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением требований справедливости независимым и беспристрастным судом4.

 Исключительность судебной власти - следующий ее признак. Судебную власть вправе осуществлять только суды. Важнейшая функция судебной власти - осуществление правосудия - по Конституции Российской Федерации принадлежит только суду, только суд может признать человека виновным в преступлении и подвергнуть его уголовному наказанию.

Независимость, самостоятельность, обособленность - характеристики судебной власти. При выполнении своих функций судьи подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону. Независимость судебной власти одновременно означает запрет каждому суду и судье подчиняться воздействию с чьей-либо стороны при рассмотрении конкретных дел и принятию по ним решений, обязанность противостоять попыткам такого воздействия. Самостоятельность судебной власти означает, что судебные функции суд не делит с какими-либо другими органами, а решения суда не требуют чьих-либо санкций или утверждения. Суды, осуществляющие судебную власть, образуют самостоятельную ветвь государственной власти. Обособленность судебной власти означает, что суды образуют систему государственных органов, не входящую в какую-либо другую государственную структуру, систему, не подчиненную при выполнении своих функций кому-либо.

Процессуальный  порядок  деятельности - важнейший признак судебной власти. Процессуальный порядок определяет только закон. Закон подробно регулирует правила действий суда и принятия им решений при рассмотрении конкретных дел. Процессуальный порядок, регулируя правила судебной процедуры, представляет собой высокую социальную ценность. Он призван обеспечить законность всей деятельности органов, осуществляющих судебную власть, законность, обоснованность и справедливость судебных решений, охрану прав лиц, чьи интересы с той или иной степени затрагивает судебную власть.

Осуществление полномочий путем судопроизводства - признак судебной власти. Судопроизводство представляет собой деятельность, которая начинается при наличии предусмотренных законом оснований и поводов. Эта деятельность развивается в последовательности, установленной процессуальным законом и протекает в процессуальных формах5.

 Подзаконность судебной  власти означает, что компетенция  судов, их полномочия определяются Конституцией Российской Федерации и другими федеральными законами. Законодательные органы, законодательная власть не вправе вмешиваться в производство по конкретным делам. Но созданные ею законы должны неукоснительно соблюдаться судами. Судьи всех судов, в том числе и Конституционного Суда, независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону. Особой юридической силой обладает толкование Конституции Российской Федерации Конституционным Судом Российской Федерации. Оно является официальным и обязательным для всех органов государственной власти и местного самоуправления, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.

 

1.1. Понятие правосудия. Признаки и принципы правосудия

 

Судебная власть и правосудие – понятия родственные, близкие по содержанию, но не тождественные. Судебная власть призвана осуществлять правосудие.

Правосудие – вид правоохранительной деятельности по рассмотрению и разрешению судами уголовных и гражданских дел в строгом соответствии с законом и установленной им процедурой6.

Признаки правосудия:

а) принятие окончательных решений по важнейшим вопросам, касающихся прав и свобод человека, интересов общества и государства (признание виновным или невиновным, удовлетворение или отказ в удовлетворении исковых требований);

б) общеобязательная сила судебных решений. Вступившее в законную силу решение суда (приговор, постановление) обязательно для всех государственных органов, органов местного самоуправления, общественных организаций, должностных лиц, юридических и физических лиц на всей территории Российской Федерации. Неисполнение судебного решения влечет применение определенных мер государственного принуждения (вплоть до лишения свободы);

в) правосудие осуществляется только двумя способами:

1-й рассмотрение и разрешение  в судебных заседаниях гражданских  дел по спорам, затрагивающим права и интересы граждан, предприятий, учреждений и организаций;

2-й рассмотрение в судебных  заседаниях уголовных дел и  применение установленных законом  мер наказания к лицам, виновным  в совершении преступления, либо  оправдание невиновных;

г) правосудие осуществляется только судом (судьей);

д) правосудие осуществляется в строгом соответствии с установленной законом процедурой рассмотрения и разрешения уголовных и гражданских дел. Закон определяет все важнейшие вопросы порядка осуществления правосудия: законный состав суда; лиц, принимающих участие в судебном заседании, их права и обязанности; стадии судебного разбирательства и т. п.

Правосудие в Российской Федерации строится на принципах, отражающих сущность и задачи демократического правового государства и закрепленных в Конституции Российской Федерации (гл. 7) и в Федеральном конституционном законе от 31 декабря 1996 года “О судебной системе Российской Федерации”7.

Характеристика отдельных принципов правосудия:

1) Принцип законности – это принятие только нормативно-правовых актов, соответствующих нормативно-правовым актам с большей юридической силой и с соблюдением процедуры, установленной для их принятия, а также неукоснительное и добросовестное исполнение и соблюдение Конституции РФ, законов и иных нормативных актов всеми государственными органами, юридическими и физическими лицами, и т. п.

В сфере правосудия принцип законности означает соблюдение и исполнение законов и иных нормативных актов в первую очередь судом. Суд вправе не применять законы и иные нормативные акты, противоречащие Конституции РФ. Суд также не вправе применять закон или иной правовой акт, противоречащий международному договору Российской Федерации.

2) Принцип соблюдения прав и свобод личности при осуществлении правосудия. Правовые гарантии обеспечения прав человека включают в себя: право на жизнь и исключительный характер смертной казни; при осуществлении правосудия запрещаются любые действия, причиняющие вред жизни или здоровью человека или унижающие его достоинство (пытки, истязания и пр.); специальный порядок производства действий, нарушающих неприкосновенность частной жизни человека (выемка почтовой корреспонденции, прослушивание телефона и т.п.); неприкосновенность жилища и особый порядок производства обыска; установление ответственности виновных лиц за нарушение прав и свобод человека и гражданина.

3) Принцип осуществления правосудия только судом. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами (ст. 118, ч.1), учрежденными в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом “О судебной системе Российской Федерации “. В Российской Федерации не допускается создание иных (в том числе чрезвычайных) судов (ст. 118, ч. 3).

4) Принцип независимости судей. Судьи, народные, присяжные и арбитражные заседатели независимы и принимают решения, руководствуясь лишь законом и своим правосознанием, без какого-либо влияния на них со стороны кого бы то ни было (включая органы законодательной, исполнительной властей, а также вышестоящих судов). Гарантии независимости судей обеспечиваются: неприкосновенностью судей; созданием органов судейского сообщества; материальным и социальным обеспечением судей; правом судей на отставку; жесткой регламентацией процедуры осуществления правосудия и т.д8.

Информация о работе Судебная система Российской Федерации