Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 19:59, реферат
Судебная власть признается как разновидность государственной власти наряду с законодательной и исполнительной, ее органы пользуются самостоятельностью. Эта самостоятельность судебной власти проявляется в независимости судей, которые подчиняются только Конституции РФ и закону. В своей деятельности по осуществлению правосудия они никому не подотчетны.
Судебная власть принадлежит не только высшим судебным инстанциям (Верховному Суду и др.), но всем судам Российской Федерации. Они стоят в одном ряду с Президентом РФ, Федеральным Собранием, Правительством РФ, осуществляющим государственную власть в Российской Федерации (ч. 1 ст. 11 Конституции РФ).
Место судебной власти в
системе органов
Судебная власть признается как разновидность
государственной власти наряду с законодательной
и исполнительной, ее органы пользуются
самостоятельностью. Эта самостоятельность
судебной власти проявляется в независимости
судей, которые подчиняются только Конституции
РФ и закону. В своей деятельности по осуществлению
правосудия они никому не подотчетны.
Судебная власть принадлежит не только
высшим судебным инстанциям (Верховному
Суду и др.), но всем судам Российской Федерации.
Они стоят в одном ряду с Президентом РФ,
Федеральным Собранием, Правительством
РФ, осуществляющим государственную власть
в Российской Федерации (ч. 1 ст. 11 Конституции
РФ).
Принцип разделения властей не только
распределяет функции государственной
власти между тремя ветвями власти, но
и устанавливает их самостоятельность
и взаимную уравновешиваемость. В этой
системе суды связаны с законодательной
и исполнительной властью обязанностью
применять законы и другие нормативные
правовые акты, а также в отношении назначения
судей на их должности, но судебная власть
обладает возможностью фактической отмены
законов, указов Президента РФ и постановлений
Правительства РФ, если они будут ею признаны
неконституционными.
Судебная власть полностью самостоятельна
в вынесении судебных решений и приговоров,
но их исполнение относится к обязанностям
исполнительной власти. Возможность судебного
обжалования гражданами действий (бездействия)
должностных лиц и органов исполнительной
власти позволяет судебной власти противостоять
незаконным действиям этой власти. Функции
и полномочия судебных органов, таким
образом, служат своеобразным противовесом
в отношении двух других ветвей власти,
а в совокупности с ними образуют единую
государственную власть.
Принцип разделения властей важен также
для того, чтобы взаимный контроль и сбалансированность
полномочий не привели к присвоению полномочий
судебной власти какой-либо другой властью.
Судить не вправе ни органы законодательной,
ни органы исполнительной власти. Со своей
стороны судебная власть не должна заниматься
нормотворчеством, подменяя законодательные
органы, вмешиваться в прерогативы исполнительной
власти. Вместе с тем судебная практика,
безусловно, влияет на направление законодательной
деятельности, а также исправляет многие
ошибки органов исполнительной власти;
более того, своим толкованием права в
процессе его применения, суды выявляют
подлинное содержание правовых норм, часто
отличное от первоначальных целей.
Согласно Конституции РФ (ч. 2 ст. 118) судебная
власть в Российской Федерации осуществляется
посредством четырех видов судопроизводства:
- конституционного;
- гражданского;
- административного;
- уголовного.
Каждому из этих видов соответствует свой
комплекс установленных законом процессуальных
правил.
Конституция РФ не содержит перечня конкретных
судебных инстанций, а ограничивается
закреплением общего правила о том, что
судебная система РФ устанавливается
Конституцией РФ и федеральным конституционным
законом.
Отсюда вытекает, что ни один суд, входящий
в судебную систему РФ, не может быть учрежден
каким-либо правовым актом, кроме федерального
конституционного закона. Следовательно,
не могут создавать особые судебные системы
и субъекты РФ, поскольку это привело бы
к нарушению единства судебной системы
страны.
Разумеется, на территориях субъектов
РФ существуют судебные органы общей и
арбитражной юрисдикции, но они строятся
на единых принципах всей федеральной
судебной системы и признании Верховного
Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ
высшей судебной инстанцией. Поэтому эти
суды называются федеральными судами.
В настоящее время судебная
система РФ состоит из следующих судов:
1. Конституционная юстиция. Она включает Конституционный
Суд РФ, а также конституционные и уставные
суды в субъектах РФ, которые, однако, не
составляют единой системы с федеральным
Конституционным Судом.
2. Суды общей юрисдикции. Они включают Верховный Суд
РФ, верховные суды республик, краевые
и областные суды, суды автономной области
и автономных округов, городские суды
Москвы и Санкт-Петербурга, районные суды,
а также военные суды (в гарнизонах, армиях,
флотилиях и т. д.). Они осуществляют правосудие
по уголовным, гражданским делам и делам,
возникающим из административных правонарушений.
Судьями общей юрисдикции субъектов РФ
являются мировые судьи, которые в пределах
своей компетенции рассматривают гражданские,
административные и уголовные дела в качестве
суда первой инстанции. Полномочия и порядок
деятельности мирового судьи устанавливаются
федеральным законом и законом субъекта
РФ.
3. Арбитражные суды. В эту систему входят Высший
Арбитражный суд РФ, федеральные арбитражные
суды округов, арбитражные суды республик
и других субъектов РФ. Они осуществляют
правосудие путем разрешения экономических
споров и рассмотрения ряда иных дел.
Судебная власть: понятие и функции
Судебная власть в соответствии с теорией разделения властей – одна из трех ветвей государственной власти, закрепленных в ст. 10 Конституции РФ. Функционирование судебной власти регулируется гл. 7 Конституции РФ.
Судебная власть – это самостоятельная независимая ветвь государственной власти, осуществляемая судами, которые выполняют возложенные на них законом полномочия посредством установленного судопроизводства. В соответствии с Конституцией РФ судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
Как вид власти судебную власть теоретически нельзя отождествлять с судами, судебной системой. Судебной властью надлежит считать не орган (суд) или должностное лицо, а то, что они могут и в состоянии сделать, какими для этого способностями и возможностями обладают.
Одна из важнейших функций судебной власти – осуществление правосудия, т. е. производимой в процессуальном порядке правоприменительной деятельности суда по рассмотрению и разрешению гражданских, административных и уголовных дел, а также экономических споров в целях охраны прав и интересов граждан, организаций и государства.
Контролирующие полномочия судебной власти реализуются в первую очередь в форме контроля за соответствием федеральных законов, законов субъектов РФ и нормативных актов всех уровней положениям Конституции РФ, осуществляемым Конституционным Судом РФ. Широко осуществляется нор-моконтроль и судами общей юрисдикции всех уровней.
Контролирующие функции судебной власти реализуются также в форме контроля за законностью решений местных представительных и всех исполнительных органов, в государственном управлении путем:
Контрольная деятельность также представляет собой:
Контроль за законностью
и обоснованностью действий и
решений всех исполнительных органов
и органов государственного управления,
правоохранительных органов в процессе
выявления и раскрытия