Судебная система Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 20:48, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы – рассмотреть сущность судебной власти в системе органов Российского государства и определить особенности ее осуществления в Российской Федерации на современном этапе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Проанализировать судебную власть в системе органов Российского государства.
Раскрыть особенности судебной системы Российской Федерации.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Судебная власть в системе органов Российского государства ……...6
1.1. Понятие правосудия. Признаки и принципы правосудия ………...9
1.2. Суд как орган судебной власти..……………………………………15

Глава 2. Судебная система Российской Федерации
2.1 Конституционный Суд Российской Федерации…………………....21
2.2 Верховный Суд и суды общей юрисдикции……………………..…38
2.3 Высший Арбитражный Суд Российской Федерации………………47
Заключение…………………………………………………………………..…...52
Список использованной литературы…………………………………………...54

Файлы: 1 файл

Судебная власть в конституционной системе разделения властей.doc

— 236.00 Кб (Скачать)

При установлении численности и границ судебных участков представляется необходимым характеристику преступности, и гражданской конфликтности (наряду с численностью населения), а также территориальную расположенность населенных пунктов, что дополнит установленный законом критерий — численность населения участка от 15 до 30 тыс. человек. Одного критерия численности населения недостаточно для регулирования нагрузки на мировых судей и обеспечения доступности правосудия для граждан. При этом в городах определяющим должно быть количество уголовных преступлений и гражданская конфликтность, а в сельской местности — территориальная удаленность населенных пунктов. С учетом этого в городе участки могут формироваться из расчета 30 тыс. населения, а в сельской местности — из 15 тыс44.

Для формирования высокопрофессионального, авторитетного, пользующегося доверием населения кадрового состава судей необходимо наряду с установленными федеральным законом требованиями к кандидатам в мировые судьи предусмотреть на региональном уровне и дополнительные. В правовых актах субъектов Федерации следовало бы указать, что мировым судьей может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет, не совершивший порочащих его поступков и обладающий моральными качествами, необходимыми для исполнения судейских обязанностей, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии. Целесообразно также предусмотреть возможность возложения на кандидата обязанности подать заявление о согласии на проверку сведений, изложенных им в представленных документах. Такое положение уже законодательно установлено применительно к государственным служащим, а в отношении кандидатов на судейскую должность на федеральном уровне оно не закреплено. Проверка данных о личности кандидата, его предыдущей трудовой деятельности и моральных качеств органами внутренних дел, службой безопасности, налоговыми органами позволит свести к минимуму возможность попадания на судейскую должность случайных лиц. Представляется также необходимым установить контроль со стороны органов судейского сообщества и для кандидатов в мировые судьи, имеющих пятилетний стаж работы в федеральных судах, которые федеральным законом о мировых судьях освобождены от сдачи квалификационного экзамена и получения рекомендации квалификационной коллегии. Для них целесообразно получить заключение квалификационной коллегии о возможности исполнять обязанности судьи. Основанием к этому является то, что, как свидетельствует практика, далеко не все лица, ранее работавшие в должности федерального судьи, имеют необходимый уровень профессиональных знаний и моральных качеств. Уходя в отставку, судья мог быть не рекомендован к назначению на очередной срок в силу его недостаточной квалификации или же из-за того, что наблюдалось низкое качество принимаемых им судебных решений.

Независимость судей и их самостоятельность в профессиональной деятельности во многом обусловлены порядком наделения и сроком их полномочий45.

Наиболее демократичным является порядок, при котором мировые судьи будут избираться населением судебного участка путем прямых выборов, тайным голосованием, как правило, на альтернативной основе, который должен быть установлен отдельным законом субъекта Федерации (как это было предусмотрено Концепцией судебной реформы). В данном случае мировые судьи приобретают власть вершить правосудие непосредственно от населения судебного участка. Обеспечение самостоятельности и независимости мировому судье необходимо в связи с тем, что предоставленное ему право единолично рассматривать уголовные, гражданские и административные дела и осуществлять другие подобные полномочия делает его одним из основных звеньев судебной системы, наиболее приближенным к населению, призванным охранять его права и законные интересы. Избрание мирового судьи непосредственно населением обеспечит его авторитет и независимость от местных органов государственной власти и управления, а также участие и контроль населения в формировании судебных кадров46.

Однако недостатком такого порядка выборов мировых судей являются сложность процедуры их проведения и немалые материальные расходы. Второй вариант — это назначение мировых судей законодательными органами субъектов Федерации. Подобный порядок наделения судей полномочиями существовал до 1994 года. Он имеет опосредованный, упрощенный характер передачи власти от народа судьям через депутатский корпус, не требует материальных затрат и позволяет в непродолжительные строки сформировать корпус мировых судей. Но здесь недостатком является меньшая демократичность. Возможно тут и зависимость назначения судьи не только от его квалификации, но и от того, как судья разрешал ранее конкретные дела, участниками которых были депутаты или их избиратели, имеет место и более бюрократичный характер подбора и рекомендации кандидатов в мировые судьи. Следствием этого может быть зависимость мировых судей от депутатов и должностных лиц, тем более при непродолжительном сроке их назначения. И все же с учетом реальной обстановки в государстве и его регионах, характеризующейся дефицитом бюджетных средств, политической пассивностью граждан, придется, видимо, Пойти по пути назначения мировых судей законодательными (представительными) органами власти субъектов Федерации.47

Каков может быть круг лиц, которым дается право представлять кандидатов для назначения мировых судей? Думается, в их число следует включить глав администраций или президентов субъектов Российской Федерации, председателей республиканских, краевых, областных судов, руководителей Управления Судебного департамента при Верховном Суде РФ в регионах. Это позволит обеспечить участие в наделении полномочиями мировых судей всех ветвей государственной власти региона и преемственность судейского корпуса. Однако органам Судебного департамента при Верховном Суде РФ в регионах и председателям республиканских, краевых, областных судов такое право может быть дано лишь при условии делегирования им подобных полномочий субъектом Федерации. Они являются руководителями органов судебной власти федерального уровня, и право формировать кадровый состав региональных судей им может быть предоставлено только законом региона. Возможна также совместная рекомендация главой администрации, президентом субъекта Федерации и органом судейского сообщества48.

Что касается сроков полномочий мировых судей, то целесообразно установить сначала трехлетний срок (по аналогии с районными федеральными судьями), что позволит выявить наличие необходимых знаний и навыков у лица, назначенного (избранного) мировым судьей, и в случае его профессиональной непригодности через непродолжительный период прекратить его полномочия. При повторном назначении (избрании) срок полномочий можно продлить до пяти лет.

Материально-техническое обеспечение мировых судей целесообразно передать в ведение управлений Судебного департамента при Верховном Суде РФ в регионах (хотя в федеральном законе этот вопрос отнесен к ведению органов юстиции или органов исполнительной власти субъекта Федерации). Желательность финансирования и обеспечения мировых судей через управления Судебного департамента при Верховном суде РФ в регионах обусловлена тем обстоятельством, что, входя в единую систему судебных органов и являясь носителями судебной власти, мировые судью должны обладать независимостью и самостоятельностью. Практика судоустройства в Российской Федерации свидетельствует, что отнесение материально-технического обеспечения к ведению органов юстиции ставит судей в зависимое положение от органов исполнительной власти. Многообразие функций, переданных в настоящее время органам юстиции, отодвигает обеспечение судей на второй план, влечет использование финансовых средств на иные, не связанные с правосудием цели, ставит судей в положение “пасынков”. Поэтому вряд ли нужно передавать функции материально-технического обеспечения органам юстиции, тем более при финансировании оплаты их труда  через органы Судебного департамента, как это предусмотрено ст. 10 Федерального закона “О мировых судьях”. На федеральном уровне материально-техническое обеспечение мировых судей через органы Судебного департамента при Верховном суде РФ в субъектах федерации не нашло своего закрепления по тем основаниям, что здесь имеет место разный уровень органов власти и правового регулирования их деятельности. Судебный департамент при Верховном Суде РФ и его органы являются федеральными органами власти, а мировые судьи — органы судебной власти субъекта Федерации. В связи с этим закрепление функции материально-технического обеспечения мировых судей за органами Судебного департамента при Верховном Суде РФ на федеральном уровне ущемляло бы право субъектов Российской Федерации иметь собственные, самостоятельные органы судебной власти. Однако в соответствии с ч. 3 ст. 11 Конституции Российской Федерации данный вопрос может быть решен законодательством субъекта путем передачи им части своих полномочий федеральному органу государственной власти. Регионам целесообразно делегировать полномочия исполнительного органа власти субъекта Федерации территориальному федеральному органу власти и оформить договором взаимоотношения между высшим органом исполнительной власти субъекта Федерации и территориальным органом Судебного департамента при Верховном Суде РФ49.

Договором может быть определен крут полномочий, передаваемых территориальному органу Судебного департамента при Верховном Суде РФ, порядок подготовки бюджета и финансирования материально-технического обеспечения мировых судей, согласования штатной численности и т.д. Для принятия закона в данной редакции необходимо получить и согласие Судебного департамента при Верховном Суде РФ на передачу его территориальному органу таких полномочий. Такой порядок обеспечения деятельности мировых судей представляется основанным на положениях Конституции РФ и более предпочтительным, так как иной порядок может поставить под сомнение саму возможность в ближайшее время реализовать положения закона о введении в регионах института мировых судей, учитывая, например, длительность и явную затяжку в организации органами юстиции службы судебных приставов и значительное увеличение объема работы этого ведомства в связи с передачей ему исправительно-трудовых учреждений50.

На уровне регионального законодательства следует предусмотреть возможность участия органов судейского сообщества субъектов Федерации при определении порядка и размеров финансирования мировых судей, что будет дополнительной гарантией для реализации их правового статуса. Необходимо установить, что мировые судьи признаются членами судейского сообщества региона, и органы судейского сообщества будут представлять их интересы. Данное обстоятельство послужит дополнительной гарантией их независимости и единства правового статуса с федеральными судьями, единства судебной системы Российской Федерации.

 

1.3 Высший Арбитражный Суд Российской Федерации

 

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим экономическим судебным органом и осуществляет надзор за судебной деятельностью арбитражных судов РФ. Арбитражный Суд осуществляет судебную власть при разрешении споров, вытекающих из гражданских правоотношений и из правоотношений в сфере управления. Арбитражный Суд разрешает споры между предприятиями, учреждениями, организациями, являющимися юридическими лицами, а также гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус предпринимателя51.

Первое упоминание об особых судах для торгового сословия  России встречается в Уставной грамоте Новгородского князя Всеволода Мстиславовича, датированной 1135 годом. Особые таможенные суды, состоявшие "из лучших торговых люден", были учреждены по Ново-Торговому Уставу в 1667 году.

Дальнейшее развитие торговые суды получили при Петре Первом. В 1699 году в Москве учреждена бурмистрская палата. В 1719 году создана Коммерц-Коллегия, ведающая торговыми и вексельными делами. На смену Государевой Боярской Думе и Расправной Золотой Палате высшей судебной инстанцией стал Сенат. Его IV Департамент, бывший высшей апелляционной инстанцией по торговым делам, отчасти можно считать предшественником Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Начало создания коммерческих судов в современном понимании относится к 1808 году, когда был учрежден коммерческий суд в Одессе. Затем такие суды были образованы в Таганроге (1818 г.), Феодосии (1819г.), Архангельске (1820 г.), Измаиле (1824 г.).

         14 мая 1832 года  опубликовано Общее положение  об учреждении коммерческих судов  в России, что означало появление  системы таких судов — предшественницы  нынешней системы арбитражных  судов. Открываются коммерческие суды в Санкт-Петербурге (1832 г.), Москве (1833 г.), Новочеркасске (1835 г.), других городах.

Устав судопроизводства в коммерческих судах определял вопросы подсудности, вызова и явки в суд, отводов, собирания показаний сторон и т.п. Он включал в себя 16 глав, 470 статей и Временные правила о порядке производства дел о несостоятельности из 28 статей.

Обращение в коммерческий суд начиналось с подачи прошения председателю суда, который направлял его в соответствующее отделение. Если прошение удовлетворяло формальным требованиям закона, то заводилось дело. Процесс считался начавшимся с момента вручения сторонам повесток.

         Судебная  реформа 1864 года в России организационно  коммерческих судов не коснулась. Изменения произошли только в  судопроизводстве: споры теперь рассматривались не только на основании Устава торгового судопроизводства, но и в соответствии с Уставом Гражданского Судопроизводства от 20 ноября 1864 года, введенного в действие применительно к общим судам и содержащего общие правила сбора и оценки доказательств. Система арбитражных судов: Высший Арбитражный Суд, Арбитражные суды округов, Арбитражные суды субъектов.

Федеральные арбитражные суды округов являются судами по проверке в кассационной инстанции законности решений арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой и апелляционной инстанциях52.

 Федеральные арбитражные  суды округов действуют в составе президиума     федерального арбитражного суда округа, судебной коллегии по рассмотрению споров, вытекающих из гражданских и иных правоотношений, судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений, в некоторых судах             созданы налоговые коллегии53.

Организация и деятельность арбитражных судов определяются в настоящее время статьями 118-125 и 127 Конституции Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 4 июля 1991 г. "Об арбитражном суде" (действует с 1 октября 1991 г. и от 7 июля 1993 г.), а также Арбитражном процессуальным кодексом (принят Верховным Советом РФ 5 марта 1992 г., действует с 15 апреля 1992 г. с изменениями, внесенными Законом РФ от 7 июля 1993 г.). Система арбитражных судов республик в составе РФ, краевых, областных, городских, арбитражных судов, арбитражных судов автономной области, арбитражных судов автономных округов.

Информация о работе Судебная система Российской Федерации