Налоговая система Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 18:42, курсовая работа

Краткое описание

Налоговая система в Российской Федерации практически была создана в 1991 г., когда в декабре этого года был принят пакет законопроектов о налоговой системе. Среди них: “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”, “О налоге на прибыль предприятий и организаций”, “О налоге на добавленную стоимость” и другие. Эти законы установили перечень идущих в бюджетную систему налогов, сборов, пошлин и других платежей, определяют плательщиков, их права и обязанности, а также права и обязанности налоговых органов. В настоящее времени эти законы лишь восполняют пробелы в принятой и введенной в действие с 1 января 1999 года части первой Налогового кодекса Российской Федерации.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………стр.2.
1. ОСНОВЫ И ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ. НАЛОГОВЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ.
1.1.Понятие налоговой системы Российской Федерации…………………………………………………………….стр.4.
1.2.Налогоплательщики……………………………………………стр.6.
1.3.Виды классификации налогов………………………………………………………..……….стр.9.
2. ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ.
2.1.Противоречия действующей налоговой системы России………………………………………………………………..стр.22.
2.2.Конституционные основы налогообложения…………………………………….……………..стр.25.
2.3.Ошибки Налогового кодекса………………………………………….……………………стр.28.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………..…………………………………………..стр.33.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………стр.35.

Файлы: 1 файл

Налоговая система Российской федерации и направление ее совершенствования.doc

— 158.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ. 
 
 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………стр.2.

1. ОСНОВЫ И ОБЩИЕ  ПОЛОЖЕНИЯ НАЛОГОВОЙ  СИСТЕМЫ РФ. НАЛОГОВЫЕ  ПРАВОНАРУШЕНИЯ.

1.1.Понятие  налоговой системы  Российской Федерации…………………………………………………………….стр.4.

1.2.Налогоплательщики……………………………………………стр.6.

1.3.Виды классификации налогов………………………………………………………..……….стр.9.

2. ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ  НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ  РФ.

2.1.Противоречия  действующей налоговой  системы России………………………………………………………………..стр.22.

2.2.Конституционные  основы налогообложения…………………………………….……………..стр.25.

2.3.Ошибки  Налогового кодекса………………………………………….……………………стр.28.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………..…………………………………………..стр.33.

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………стр.35. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

 Налоги  являются необходимым звеном экономических  отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов государства. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

 Налоговая система в Российской Федерации  практически была создана в 1991 г., когда в декабре этого года был принят пакет законопроектов о налоговой системе. Среди них: “Об основах налоговой системы  в Российской Федерации”, “О налоге на прибыль предприятий и организаций”, “О налоге на добавленную стоимость” и другие. Эти законы установили перечень идущих в бюджетную систему налогов, сборов, пошлин и других платежей, определяют плательщиков, их права и обязанности, а также права и обязанности налоговых органов. В настоящее времени эти законы лишь восполняют пробелы в принятой и введенной в действие с 1 января 1999 года части первой Налогового кодекса Российской Федерации.

   События произошедшие 17 августа  1998 года резко усилили роль налогов в экономическом положении страны так как любое государство в после кризисной обстановке пытается поправить свое экономическое положение при помощи корректировки налоговой системы. А корректировки могут заключаться в следующем: или повышение налогового бремени, или его понижение плюс «упрощение» налогов. В первом случае можно получить кризис не платежей, так как многие предприятия и физические лица будут попросту уклонятся от уплаты налогов, так как работать в убыток никто не хочет. За этим потянется целая вереница проблем, которые могут не только усугубить кризис, но и привести к полному развалу экономики. Второй путь более прогрессивен, так как «упрощение» налогов и уменьшение налогового бремени до разумных пределов еще никогда не приводило к новому витку кризиса. Чересчур резкое снижение ставок налогов не может привести к желаемому результату.

 В данной работе обобщены нормы законодательства, регулирующие  налогообложение в  РФ, анализируется проблемы его применения.

 Цель  работы - рассмотреть практическое применение совокупности норм отраслей российского законодательства в области налогового права, и попробовать найти направления ее совершенствования. В работе приведены положительные и отрицательные стороны действующего налогового законодательства.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 ОСНОВЫ  И ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ  НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ  РФ. 

 1.1Понятие  налоговой системы  Российской Федерации.

 Финансовое  обеспечение всех уровней бюджета  – федерального, субъектов Федерации, местного – осуществляется за счет разных видов государственных доходов.

 Основным  видом государственных доходов  являются налоги, поскольку они дают наибольшую часть поступлений денежных средств в государственную казну. Налоги являются основным источником доходной части бюджетов во всех странах  рыночной экономики.

 Основные положения о налогах в Российской Федерации закреплены в Конституции РФ (п. 3 ст. 57, 71, 132). В этих статьях изложены основополагающие положения, касающиеся налогообложения и сборов  в РФ. Развитие этих положений содержится в принятых Государственной Думой налоговых законах. Основными из них являются Налоговый кодекс РФ, Федеральные законы «О налоге на добавленную стоимость» и «Об акцизах», законы РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций», «О подоходном налоге с физических лиц», «О налоговых органах РФ» и другие законы и подзаконные акты.

 Для укрепления законности в области  налогового права был принят Налоговый  кодекс Российской Федерации. Наличие  этих документов позволило систематизировать  налоговое законодательство.

 К другим источникам налогового права относятся акты исполнительных органов:

 -Указы  Президента РФ.

 -Постановления  Правительства РФ.

 -Приказы  и инструкции министерств и  других центральных органов.

 -Решения  органов местного самоуправления, имеющие нормативное значение  другие.

 Кроме нормативных актов в правоприменительной практике в области управления налогами используются акты ненормативного характера. К ним относятся акты, которые не содержат правовых норм общего характера, т.е. являются актами индивидуального применения.1

 В налоговых законах и подзаконных нормативных актах изложены не только нормы, закрепляющие права, обязанности и ответственность участников налоговых правоотношений, но и теоретические положения налогового законодательства и практика его применения. Все это в совокупности составляет единое целое налогового права.

 Таким образом, совокупность нормативных  актах различного уровня, содержащих налоговые нормы, составляет систему  налогового законодательства.

 Правовая  наука придает огромное значение определению понятия «налог». Современное российское законодательство дает определение налога в Налоговом кодексе РФ.

 Налог - это обязательный, индивидуально  безвозмездный платеж, взимаемый  с организаций и физических лиц  в форме отчуждения принадлежащих  им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.2

 Однако  данное определение характеризует  налог, а сбор имеет свое определение.

 Сбор - обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или задачу разрешений (лицензий)3. 
 

 1.2.Налогоплательщики.

 Законодательство  не дает нам чёткого определения  понятия «налогоплательщик». В Законе РФ4 дано определение, что плательщиками налогов являются юридические лица, физические лица и другие категории плательщиков. Данная норма права весьма размыта, т.к. не даёт чёткого толкования понятий «юридические лица», «физические лица», особенно не понятно, что имеет в виду законодатель под словосочетанием «другие категории плательщиков», но узнать это можно пользуясь не данным законом, а в каждом конкретном случае, в соответствующем законе по конкретному налогу.

 Понятие «другие категории плательщиков»  Закон РФ «Об основах налоговой  системы в Российской Федерации» не раскрывает, но указывает, что таковые могут быть.

   Термин «юридическое лицо» определяется, как «...организация, которая имеет  в собственности, хозяйственном  ведении или оперативном управлении  обособленное имущество и отвечает  по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде...», также «...должны иметь самостоятельный баланс или смету»5. Из данного определения можно выделить основные признаки, важные для понимания этого субъекта в налоговом праве:

 · юридическое  лицо должно иметь в собственности, хозяйственном ведении или оперативном  управлении обособленное имущество, т.е. имущество обособленное от имущества  учредителей юридического лица, что должно проявляться в наличии у него самостоятельного баланса или сметы;

 · юридическое  лицо должно обладать самостоятельной  имущественной ответственностью, основывающейся на обособленном имуществе юридического лица;

 · юридическое лицо вправе выступать в гражданском обороте от своего имени.

 Но  это не все признаки, определяющие существование юридического лица. В  п.3 ст.49 ГК РФ говорится о правоспособности юридических лиц, которая возникает  в момент его создания, созданным  же юридическое лицо считается с момента государственной регистрации, согласно п.2 ст.51 ГК РФ.

 Таким образом, юридическое лицо должно отвечать всем перечисленными выше признакам, чтобы  мы могли отнести его в категорию  налогоплательщиков.

 Физическими лицами признаются граждане, способные иметь гражданские права и обязанности, а также, своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их6, т.е. обладающие правоспособностью и дееспособностью. Дееспособность физического лица возникает в полном объёме с наступлением совершеннолетия (18 лет)7, следовательно,  лицо, не достигшее этого возраста дееспособностью не обладает и субъектом налоговых правоотношений быть не может. Однако гражданским кодексом сделано два исключения из этого правила:

 · гражданин  может быть признан дееспособным по достижении им шестнадцатилетнего возраста, если он работает по трудовому  договору (контракту), или с согласия родителей, усыновителей или попечителей  занимается предпринимательской деятельностью (эмансипация)8;

 · гражданин  может быть признан дееспособным до достижения им восемнадцатилетнего  возраста, в случае его вступления в брак9.

 Другие  категории плательщиков. В настоящее  время понятие «другие категории  плательщиков» Законом РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» не расшифровывается, но круг плательщиков конкретного налога указывается в соответствующем законе по данному налогу, поэтому я рассмотрю тему налоговых правонарушений, исходя из наиболее часто встречающихся субъектов данных отношений не относящихся ни к юридическим, ни к физическим лицам.

 Здесь можно выделить двух участников налоговых  отношений, такие как филиалы  каких-либо предприятий, а также  граждане-предприниматели без образования  юридического лица (индивидуальные предприниматели). Оба субъекта имеют специфические организационно-правовые формы, отличные от  вышеприведённых, которые позволяют им осуществлять свою деятельность в требуемых им пределах.

 Понятие представительства и филиала  приведено в ст. 55 ГК РФ:

 · Представительство - обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места  его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту;

 · Филиал - обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе и функции представительства.

 Самостоятельными  налогоплательщиками филиалы и  представительства признаются при  наличии у них отдельного баланса  и расчётного счёта. Такие представительства и филиалы являются налогоплательщиками наравне с юридическими лицами и должны исполнять все требования, предъявляемые налоговым законодательством к налогоплательщикам10.

Информация о работе Налоговая система Российской Федерации