Мотивация и стимулирование в образовании

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 11:36, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – проанализировать особенности и направления совершенствования мотивации и стимулирования труда в бюджетной сфере.
Для достижения поставленной цели, необходимо решение следующих задач:
- проанализировать теоретические проблемы мотивации и стимулирования персонала;
- изучить особенности мотивации и стимулирования в бюджетной сфере на примере Тверского колледжа им.Коняева;

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретические проблемы мотивации и стимулирования персонала
1.1. Понятие мотивации………………………………………………………6
1.2. Понятие и задачи стимулирования персонала на предприятии………16
Глава 2. Особенности мотивации и симулирования в бюджетной сфере на примере работников Тверского колледжа им. Коняева, направления совершенствования
2.1. Особенности мотивации и симулирования в бюджетной сфере на примере работников Тверского колледжа им. Коняева……….……………...27
2.2. Направления совершенствования системы стимулирования в бюджетной сфере……………………………………………………………………………..45
Заключение……………………………………………………………………….55
Список литературы………………………………………………………………57

Файлы: 1 файл

Мотивация и стимулирование в образовании.doc

— 918.00 Кб (Скачать)

Преобладающие стремления человека к определенным видам деятельности являются его склонностями, а состояние навязчивого тяготения к определенной группе объектов – влечениями.

Мотивационные состояния мобилизуют сознание на поиск соответствующих целей и принятие конкретного решения. Принятие же решения о конкретном действии связано с осознанием мотива данного действия, с понятийным моделированием его будущего результата.              

Мотив – это довод в пользу избираемого действия, осознанное побуждение к достижению конкретной цели, необходимый элемент сознательного, волевого, преднамеренного действия.

Итак, понятие мотивации включает в себя все виды побуждений человеческого поведения. Мотив – сознательный элемент мотивации.         

Сознательное поведение характеризуется сознательной его регуляцией, пониманием сущности его явлений, их взаимосвязей и причинно-следственной обусловленности.

Осознать явление – это значит увидеть его действительные связи в объективном мире. Сознательная регуляция основана на знании – понятийном отражении явлений реального мира. Волевое, сознательное действие характеризуется предвосхищением будущего результата действия – его цели. Целеобразование – важнейшая сфера сознательной деятельности человека. Осознав ту или иную потребность, свои интересы, человек анализирует реальные условия и мысленно представляет ряд возможных вариантов  поведения для осуществления целей, достижение которых может удовлетворить его желания, чувства, стремления в данных условиях. Далее взвешиваются все «за» и «против» относительно возможных вариантов действия, и человек останавливается на одном из них, оптимальном по его представлениям. Этот выбор цели обосновывается определенным доводом в его пользу – мотивом. Отсюда, мотив – это осознанный человеком личностный смысл его действий, осознание отношения данной цели к удовлетворению соответствующего побуждения.

Следует различать понятия «мотив» и «мотивация». Мотивация – это общее побуждение активности в определенном направлении. Наиболее элементарной формой побуждения являются влечения – переживания неосознаваемых потребностей, преимущественно биологического характера. Влечения не имеют определенной целенаправленности и не порождают конкретного волевого акта. Общие контуры целей формируются на стадии желаний, но желания еще не связаны с принятием решения. На следующей стадии преддействия, на стадии стремлений, человек принимает решение действовать в определенном направлении определенным способом, преодолев определенные трудности. При этом обдумываются условия и средства достижения возникших намерений, возможности их реализации. В результате зарождается намерение совершить определенное действие (применительно к преступлению возникает преступный умысел)

Человеческое поведение активируется широким спектром побуждений, являющихся модификацией его потребностей: влечениями, интересами, стремлениями, желаниями, чувствами. Конкретные же действия человека осознанны в системе понятий. Человек понимает, почему следует достичь именно данную цель, он взвешивает ее на весах своих понятий и представлений.

Побуждениями к деятельности в определенном направлении могут быть положительные и отрицательные чувства: любознательность, альтруизм, эгоизм, корысть, алчность, ревность и т.д.

Однако чувства, являясь общим побуждением к определенному роду действий, сами по себе не являются мотивом действий. Так, корыстные устремления могут быть удовлетворены разными действиями. Мотив – это замыкание побуждения на конкретной цели. Не может быть сознательных, но безмотивных поступков.    

Итак, весь сложный мотив преддействия основан на определенной мотивации – на определенном общем побуждении. Но выбор конкретной цели, отчленение данной цели от других возможных направлений действия обуславливается мотивом. Сознательный выбор данной цели – это и есть мотив действия.

Касаясь терминологии, внешняя мотивация – это оплата, ценность оплаты, уверенность в связи усилия оплат с ценностью вознаграждения; внутренняя мотивация – это похвала, премия, продвижение по службе и т.д.

Это две составляющие поощрения сотрудника. Вторая считается наиболее прогрессивной хотя бы потому, что относится к верхней части пирамиды потребностей Маслоу.

Мотивация - одна из основных функций управления людьми. Внешние относительно «человека работающего» средства, которые в той или иной мере побуждают его в процессе труда, зазываются стимулами. Любой стимул определенным образом воспринимается конкретным человеком, «проходит через его сознание» и может побуждать или не побуждать его к деятель­ности. Внутренние побудители определяются как мотивы. Процесс применения системы стимулов и соответственно возникновения мотивов, побуждающих человека к достижению личных или групповых (коллективных) целей, задач представляет собой стимулирование, мотивацию. В современной науке и практике управления чаще применяется понятие «мотива­ция», поскольку приходится учитывать индивидуальные и групповые (коллективные) потребности людей. В науке управления теории мотивации делятся на два вида - содержательные и процессуальные.

«По мнению исследователей, самой наивысшей потребностью людей является потребность в самовыражении, т.е. потребность в реализации своих потенциальных возможностей, росте как личности. Но ни для кого не секрет, что при неудовлетворении первичных потребностей переход на все последующие ступени (по Маслоу)  затруднительны, порою невозможны. Поэтому удовлетворение тех или иных потребностей независимо от профессиональной деятельности, так или иначе, сказывается на этой деятельности и отражаются на людях, с которыми проводится работа. Только высококомпетентный специалист, обладающий индивидуально – психологическими особенностями, способствующими работе в социальной сфере не позволит «возмещать» на людях неудовлетворенные потребности»[5]

Рассмотрим теории потребностей. Иерархия потребностей Абрахама Маслоу Все потребности человека можно представить в виде иерархической структуры. Первичные — физиологические (потребности в пище, воде, убежище, отдыхе, сексе); потребности безопас­ности, защищенности (защита от физических и психологических опасностей со стороны окружа­ющего мира), а также уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворяться в будущем.

Вторичные - социальные потребности в принадлежности к чему или кому-либо, во взаимопонимании, взаимодействии, привязанности и поддержке); в уважении (самоуважение, уважение со стороны окружающих, признание своих качеств, результатов, достижений, компетентности); в самовыражении (потребности в реализации своих потенциальных возможностей, росте как личности)

Теория потребностей Дэвида МакКлеланда. Человеку свойственны три вида потребностей - власть, успех и причастность. Потребность власти выражается в желании воздействовать на других 3 людей, управлять ими. Отсюда возможность описания «человека власти» — энергичные, откровенные люди, не боящиеся конфронтации и стремящиеся отстаивать свои позиции. Потребность       успеха удовлетворяется через доведение работы до своего завершения. Возможно, моделировать 4 черты «человека успеха», а также учитывать их в «Я» процессе управления такими людьми: постановка задач с умеренной степенью риска, наделение достаточными полномочиями для проявления инициативы, самостоятельности, поощрение за достигнутые результаты. Потребность в причастности проявляется в налаживании дружеских отношений, создании круга знакомых людей, оказании помощи другим

Двухфакторная теория Фредерика Герцберга. В мотивации следует различать гигиенические факторы и собственно мотивацию. Гигиенические факторы связаны с условиями труда, а мотивация с характером и сущностью работы

Процессуальные теории. Теория ожиданий Виктора Врума Ожидание — это оценка данной личностью веро­ятности определенного события. При этом важны три взаимосвязи: затраты труда — результаты; результаты — вознаграждение; валентность (удовлетворенность вознаграждением). То есть: мотивация = (3 - Р) х (Р - В) х валентность. Если есть прямая связь между затраченными усилиями и полученными результатами, то мотивация усиливается. Достигнув необходимого результата, человек ожидает определенного вознаграждения или поощрения. Если нет связи между результатами и желаемым вознаграждением, то мотивация будет слабой

Теория справедливости. Работники субъективно соотносят полученное вознаграждение с затраченными усилиями и сопоставляют его с вознаграждением других людей, выполняющих аналогичную работу. Психологическое напряжение возникает тогда, когда человек сталкивается с несправедливость или «придумывает ее» на основе собственных суждений. При этом его мотивация понижается, он работает хуже.

Модель Д. Портера - Э. Лоуера – это комплексная процессуальная теория мотивации, включающая элементы теории ожиданий и теории справедливости. Их модель включает пять пере­менных: затраченные усилия; восприятие; полу­ченные результаты; вознаграждение; степень удовлетворения. Уровень усилий определяется ценностью вознаграждения и уверенностью в том, что приложенные усилия будут соответствующим образом вознаграждены. Результаты зависят от приложенных работником усилий, его способностей, характерных особенностей и осознания им своей роли. Достижение требуемого результата вызывает «внутреннее вознаграждение» (чувство удовлетворения от выполненной работы, компе­тентности и самоуважения), а также восприятие внешних вознаграждений — уровень оплаты, премии, продвижение по службе, похвала и др. В научных исследованиях, в практической деятельности применяется методология выявления как индивидуальных, так обобщенных (усредненных) мотивов, используя которые изучают мотивацию руководителя того или иного уровня системы социальной сферы, специалиста по социальной работе, «полевого» социального работника, социального психолога. [6]

Перечислим основные мотивы социальных работников (по мнению исследователей)

Материальная мотивация. Мотивы: стабильная заработная плата и своевременность ее выплаты; выплата ежемесячной премии в размере 100%; выплата надбавки ежемесячно за стаж работы; выплата материальной помощи в размере двух окладов к отпуску и по итогам работы за год; бесплатный проезд на городском транспорте; стабильность рабочего места. Антимотивы: низкий должностной оклад; оплата труда не учитывает личный трудовой вклад и компетентность; не производится доплата за выполнение функций, не свойственных занимаемой должности; отсутствуют материальные стимулу к повышению уровня образования.

Организационная мотивация. Мотивы: удобно добираться до места работы; близость дома к месту работы позволяет более полно выполнять функцию материнства. Антимотивы: плохая работа городского транспорта; суровые санкции за малейшее нарушение трудовой дисциплины; необходимость выполнять работу, не входящую в круг должностных обязанностей; неправильная организация труда, что не позволяет выполнять нормативы по приему населения; отсутствие нормального обеспечения рабочего места канцтоварами. Социальная мотивация. Мотивы: достаточно большая общественная значимость выполняемой работы; часто испытываю удовлетворение от выполняемой работы; возможность получения второго высшего образования; предоставление дополнительного 12-дневного отпуска за общий стаж работы свыше 15 лет; хорошие отношения с отдельными членами коллектива. Антимотивы: не очень благоприятный социально-психоло­гический климат в коллективе; недемократичность, некорректность вышестоящего руководителя; редкое использование коллегиальной формы принятия решений; отсутствие стимулов к повышению своей квалификации; невозможность продвижения по службе; конфликты с вышестоящим руководителем. Информационная мотивация. Мотивы: доступность необходимой информации; возможность предоставления нужной информации людям, которые испытывают в ней соответствующую потребность. Антимотивы: поиск нужных документов с использованием личных связей; отсутствие различной литературы по теории и практике социальной работы с разными группами населения; слабое использование компьютерной техники в повседневной работе.[7]

 

1.2. Понятие и задачи стимулирования персонала на предприятии

 

Мотивация включает стимулирование, которое принято считать положительной мотивацией, и санкции, обычно относимые к отрицательной мотивации. Среди мотивов труда решающее значение принято придавать мотивам, связанным с материальной заинтересованностью. Именно они главным образом влияют на выбор профессии, места работы, определяют отношение к труду.

Социальные, или моральные, стимулы основаны на нравственных ценностях человека, осознании работником своего труда как долга перед обществом, понимании ценности и полезности этого труда. К данной категории относят также побудительные мотивы, связанные с творческой насыщенностью и содержательностью труда, относительно благоприятными его условиями, взаимоотношениями в трудовом коллективе, отношениями между работником и его руководителем, возможностью профессионально-квалификационного роста, самосовершенствования и самовыражения.

Стимул – физическая энергия (действие) и информация, на которую реагирует сенсорная система, в процессе взаимодействия субъекта с окружающей средой. Мотив – материальный или идеальный предмет, который побуждает или направляет на себя деятельность или поступок, и ради которого они осуществляются. Источником побудительной силы мотива выступают потребности. [8]

Таким образом, стимуляция это система материальных или нематериальных стимулов, вызывающих реакцию, и если говорить о стимуляции как о системе в организации, то субъект выполняет пассивную роль и реагирует на стимулы со стороны системы управления персоналом. Система мотивации же в отличие от стимуляции может включать в себя различные мотивы и побуждать к действию субъекта. Таким образом, субъект занимает более активную позицию и не только реагирует, но и сам действует для достижения желаемого результата. В настоящее время в обиходе HR-менеджеров превалирует такой термин как «мотиватор», это как раз то, что мотивирует к деятельности, и в данном случае, полностью совпадает с определением мотива, данным выше. Добавим, что в современном управлении персоналом «мотивация» сотрудника понимается несколько шире и включает в себя как нематериальное, так и материальное стимулирование.

Стимулирование труда – это, прежде всего, внешнее побуждение, элемент трудовой ситуации, влияющий на поведение человека в сфере труда, материальная оболочка мотивации персонала. Одновременно оно несет в себе и нематериальную нагрузку, позволяющую работнику реализовать себя как личность и работника одновременно. Стимулирование выполняет экономическую, социальную и нравственную функции.

Информация о работе Мотивация и стимулирование в образовании