Мотивация и стимулирование в образовании

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 11:36, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – проанализировать особенности и направления совершенствования мотивации и стимулирования труда в бюджетной сфере.
Для достижения поставленной цели, необходимо решение следующих задач:
- проанализировать теоретические проблемы мотивации и стимулирования персонала;
- изучить особенности мотивации и стимулирования в бюджетной сфере на примере Тверского колледжа им.Коняева;

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретические проблемы мотивации и стимулирования персонала
1.1. Понятие мотивации………………………………………………………6
1.2. Понятие и задачи стимулирования персонала на предприятии………16
Глава 2. Особенности мотивации и симулирования в бюджетной сфере на примере работников Тверского колледжа им. Коняева, направления совершенствования
2.1. Особенности мотивации и симулирования в бюджетной сфере на примере работников Тверского колледжа им. Коняева……….……………...27
2.2. Направления совершенствования системы стимулирования в бюджетной сфере……………………………………………………………………………..45
Заключение……………………………………………………………………….55
Список литературы………………………………………………………………57

Файлы: 1 файл

Мотивация и стимулирование в образовании.doc

— 918.00 Кб (Скачать)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

страница

Введение…………………………………………………………………………..3

 

 

Глава 1. Теоретические проблемы мотивации и стимулирования персонала

 

1.1. Понятие мотивации………………………………………………………6

 

1.2. Понятие и задачи стимулирования персонала на предприятии………16

 

Глава 2. Особенности мотивации и симулирования в бюджетной сфере на примере работников Тверского  колледжа им. Коняева, направления совершенствования

2.1. Особенности мотивации и симулирования в бюджетной сфере на примере работников Тверского  колледжа им. Коняева……….……………...27

 

2.2. Направления совершенствования системы стимулирования в бюджетной сфере……………………………………………………………………………..45

 

Заключение……………………………………………………………………….55

 

Список литературы………………………………………………………………57

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность изучения проблемы формирования позитивной мотивации к труду неоспорима. Осуществляемые в настоящее время реформы в России не могут быть однозначно эффективно реализованы без создания действенных стимулов к труду и предприимчивости в сочетании с высокой организованностью и дисциплиной. История человечества неопровержимо доказала, что действенность любых преобразований в экономике определяется их воздействием на отношение людей к труду.

Необходимость в созданий и разработке направлений совершенствования системы стимулирования работников бюджетного сектора экономики назрела в связи с довольно ощутимым падением престижа труда основных категорий работников этого сектора экономики: врачей, преподавателей, учителей, учёных, работников культуры и искусства, государственных служащих и других категорий работников бюджетной сферы из-за ошибочно возникшей негативной тенденции отведения этим сферам, как правило, второстепенной роли в экономике страны.

Несмотря на то, что оплата труда работников организаций социально-культурных отраслей, которые составляют основную часть бюджетной сферы, производится на основе Единой тарифной сетки, а для работников органов государственного управления в соответствии с институтом государственной службы введено специальное денежное содержание государственных служащих со всевозможными дополнительными доплатами и льготами, вопросы материального стимулирования (оплаты труда) указанных работников взаимосвязаны и всё ещё остаются актуальными и не конца разрешёнными.[1]

Принятие некоторых решений по вопросам стимулирования и оплаты труда работников бюджетной сферы приводит к созданию, так называемой, диспропорций в оплате труда, к нарушению соотношений между отраслями бюджетной сферы, некоторыми категориями работников и возникновению на этой почве всё больше нарастающего в последнее время социального напряжения.

Вопросы совершенствования оплаты труда, материального и нематериального стимулирования работников бюджетной сферы и государственных органов должны рассматриваться в комплексе для всех категорий работников с учётом анализа действующего ныне законодательства, соблюдения обоснованных пропорций и единых принципов.

Что касается изучения мотивов, то в зарубежных исследованиях их изучению уделяется довольно-таки большое внимание. Выполнены многочисленные теоретические и экспериментальные работы по вопросам побуждений в поведении человека и животных. Разработка вопросов мотивации ведётся интенсивно в различных областях психологической науки с использованием множества методов.

Своеобразное понимание мотивации характерно для гештальтской психологической школы. Левин К., разработавший методику экспериментального изучения мотивов, понимал их как нечто самостоятельное. Как представителями гештальтпсихологии понималась категория образа, так    Куртом Левиным в «теории поля» понималась категория мотива. Поведение Курт Левин объяснял, исходя из отношений, складывающихся у личности с непосредственной конкретной средой в данный временной микроинтервал.   Левин, перейдя от фрейдистского понимания мотива как сжатой в организме энергии к представлению о системе "организм - среда", сделал важный шаг вперёд в развитии учения о мотивах. Его несомненной заслугой является и разработка, и применение экспериментального метода при исследовании мотиваций.

В теории Д.К.Маккеланда говорится о том, что все без исключения мотивы и потребности человека приобретаются, формируются при его онтогенетическом развитии. Мотив здесь "стремление к достижению некоторых довольно общих целевых состояний", видов удовлетворения или результатов. Мотив достижения рассматривается как первопричина человеческого поведения.

Г.Олпорт в своей книге " Личность" как представитель "персоналистического" направления выдвинул идею личностного подхода к мотивации человека. В его теории самореализации личность рассматривается как первопричина человеческого поведения.

В теории мотивации Э.Даффи поведение описывается через его направленность (подход, общая линия поведения) и интенсивность (внутреннее возбуждение и активность).   При определении мотивации необходимо определить активацию и её направление.

Д. Берлайн разработал сложную систему мотивации, согласно которой потребность определяет ответы организма. Но сама потребность у него тесно связана с потенциалом возбуждения первичных структур, и поэтому его теория физиологична.

В теории мотивации И.Аткинсона и К.Бёрча Аткинсон выделяется несколько "языков" мотивации: экспериментальный, нейрофизиологический, поведенческий, математический.

Основываясь на взглядах К.Левина и Э.Толмена, Аткинсон, в свою очередь, рассматривает поведение как, во-первых, ожидание чего-то и, во-вторых, ценности, превращающейся в мотив. Новым здесь является то, что Аткинсон и Бёрч рассматривают не реакции, а действия (в том числе и вербальные). Воздействующие стимулы преобразуются в зависимости от мотивов, их значимости и оценки. Это определяет эффективное состояние и характеристику действий.              В теории мотивации А.Маслоу отмечается  стремление индивида к непрерывному развитию как ведущий мотив. Мотивы определяются потребностями, которые имеют несколько уровней: от биологических потребностей до потребностей самоактуализации. Поведение зависит от потребностей и способностей и определяется внутренними и внешними мотивами.

Таким образом, среди отечественных и зарубежных психологов существует несколько пониманий сущности мотивов, их осознанности, их места в структуре личности.

Цель работы – проанализировать особенности и направления совершенствования мотивации и стимулирования труда в бюджетной сфере.

Для достижения поставленной цели, необходимо решение следующих задач:

- проанализировать теоретические проблемы мотивации и стимулирования персонала;

- изучить особенности мотивации и стимулирования в бюджетной сфере на примере Тверского колледжа им.Коняева;

- предложить направления совершенствования системы стимулирования в бюджетной сфере

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические проблемы

мотивации и стимулирования персонала

1.1. Понятие мотивации

 

Предпосылкой поведения человека, источником его деятельности является потребность. Нуждаясь в определенных условиях, человек стремится к устранению возникшего дефицита. Возникающая потребность вызывает мотивационное возбуждение (соответствующих нервных центров) и побуждает организм к определенному виду деятельности. При этом оживляются все необходимые механизмы памяти, обрабатываются данные о наличии внешних условий и на основе этого формируется целенаправленное действие. Итак, актуализированная потребность вызывает определенное нейрофизиологическое состояние – мотивацию.

Таким образом, мотивация – обусловленное потребностью возбуждение определенных нервных структур (функциональных систем), вызывающих направленную активность организма.[2]

От мотивационного состояния зависит допуск в кору головного мозга тех или иных сенсорных  возбуждений, их усиление или ослабление. Эффективность внешнего стимула зависит не только от его объективных качеств, но и от мотивационного состояния организма (Утолив страсть, организм не станет реагировать на самую  привлекательную  женщину)

Отсюда, обусловленные потребностью мотивационные состояния характеризуются тем, что мозг при этом моделирует параметры объектов, которые необходимы для удовлетворения потребности и схемы деятельности по овладению требуемым объектом. Эти схемы программы поведения – могут быть или врожденными, инстинктивными, или основанными на индивидуальном опыте, или заново созданными из элементов опыта.

Осуществление деятельности контролируется путём сравнения достигнутых промежуточных и итоговых результатов с тем, что было заранее запрограммировано. Удовлетворение потребности снимает мотивационное напряжение и, вызывая положительную эмоцию, «утверждает» данный вид деятельности  (включая его в фонд полезных действий). Неудовлетворение потребности вызывает отрицательную эмоцию, усиление мотивационного напряжения и вместе с этим – поисковой деятельности. Таким образом,  мотивация – индивидуализированный механизм соотнесения внешних и внутренних факторов, определяющий способы поведения данного индивида.

В животном мире способы поведения определяются рефлекторным соотнесением внешней обстановки с актуальными, насущными органическими потребностями. Так, голод вызывает определенные действия в зависимости от внешней ситуации. В человеческой жизнедеятельности сама внешняя обстановка может актуализировать различные потребности. Так, в преступно опасной ситуации один человек руководствуется только органической потребностью самосохранения, у другого доминирует потребность выполнения гражданского долга, у третьего – проявить удаль в схватке, отличиться и т.д. Все формы и способы сознательного поведения человека определяются его отношениями к различным сторонам действительности. Мотивационные состояния человека существенно отличаются от мотивационного состояния животных тем, что регулируются второй сигнальной системой – словом. Отсюда перейдем к видам мотивационных состояний человека.[3]

К мотивационным состояниям человека относятся: установки, интересы, желания, стремления и влечения.

Установка – это стереотипная готовность действовать в соответствующей ситуации определенным образом. Эта готовность к стереотипному поведению возникает на основе прошлого опыта. Установки являются неосознанной основой поведенческих актов, в которых не осознается ни цель действия, ни потребность, ради которого оно совершается. Различаются следующие виды установок

1.Ситуативно-двигательная (моторная) установка (например, готовность шейного отдела позвонков к движению головы)

2.Сенсорно-перцептивная установка (ожидание звонка, выделение значимого сигнала из общего звукового фона)

3.Социально-перцептивная установка – стереотипы восприятия социально значимых объектов (например, наличие татуировок интерпретируется как признак криминализованной личности)

4.Когнитивная – познавательная установка (предубеждение следователя в отношении виновности подозреваемого ведет к доминированию в его сознании обвинительных доказательств, оправдательные доказательства отступают на второй план)

5.Мнемическая установка – установка на запоминание значимого материала.

Мотивационное состояние человека является психическим отражением условий, необходимых для жизнедеятельности человека как организма, индивида и личности. Это отражение необходимых условий осуществляется в виде интересов, желаний, стремлений и влечений.[4]

Интерес – избирательное отношение к предметам и явлениям в результате понимания их значения и эмоционального переживания значимых ситуаций. Интересы человека определяются системой его потребностей, но связь интересов с потребностями не прямолинейна, а иногда и не осознается. В соответствии с потребностями интересы подразделяются по содержанию (материальные и духовные) по широте (ограниченные и разносторонние) и устойчивости (кратковременные и устойчивые). Различаются также непосредственные и косвенные интересы (так, например, проявленный продавцом к покупателю интерес является интересом косвенным, тогда как прямым его интересом является продажа товара). Интересы могут быть положительными и отрицательными. Они не только стимулируют человека к деятельности, но и сами формируются в ней. С интересами человека тесно связаны его желания.

Желания – мотивационное состояние, при котором потребности соотнесены с конкретным предметом их удовлетворения. Если потребность не может быть удовлетворена в данной ситуации, но эта ситуация может быть создана, то направленность сознания на создание такой ситуации называется стремлением. Стремление с отчетливым представлением необходимых средств и способов действия является намерением. Разновидностью стремления является страсть – стойкое эмоциональное стремление к определенному объекту, потребность в котором доминирует над всеми остальными потребностями и придает соответствующую направленность всей деятельности человека.

Информация о работе Мотивация и стимулирование в образовании