Мотивация и стимулирование сотрудников

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 21:26, курсовая работа

Краткое описание

Мотивация имеет прямое отношение к результатам работы. И сейчас она играет более важную роль в жизни каждого менеджера, чем когда-либо ранее. Времена, когда руководители просто говорили своим подчиненным, что им делать, уже давно прошли. Теперь сотрудники более требовательно относятся к своим работодателям, чем раньше. Они хотят знать, что происходит в организации, участвовать в ее жизни, хотят, чтобы с ними советовались.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1 Система мотивации персонала 6
2 Стимулирование персонала 11
3. Модель современной системы материальной мотивации 15
4 Порядок разработки и внедрения системы материального и нематериального стимулирования 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28

Файлы: 1 файл

текст работы.doc

— 190.50 Кб (Скачать)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

         Актуальность данной темы заключается в правильном и эффективном использовании мотивации персонала организации к качественному и результативному труду на предприятии.

         Целью данной работы является исследование такого аспекта, как мотивация. Объектом исследования является исследование мотивации в организации, предметом исследования – персонал этой организации.

         К задачам данной работы можно отнести следующие моменты:

- систему мотивации  персонала;

- стимулирование персонала;

- рассмотрение модели  современной системы материальной  мотивации;

- порядок разработки  и внедрения системы материального  и нематериального стимулирования.

Исследования мотивации  труда последних лет показали, что она как система претерпела негативные структурные изменения. Это означает, что высшие потребности  отступили далеко на второй план, а  поведением большинства работников управляют низшие потребности (по иерархии Маслоу)[10, с.13], что является как следствием, так и причиной формирования специфического менталитета современного российского работника. Кроме того, мотивация подверглась и типологическим изменениям – в целом, она свелась к мотивации выбора и сохранения места работы, а не к мотивации высокой активности и отдачи труда при достаточной его оплате.

Анализ значения внешней  среды для мотивации показал  полную неэффективность традиционных систем стимулирования труда. Это связано  с тем, что старые системы стимулирования разрушены, а новые еще формируются. Такие выводы дают основание говорить о кризисе мотивации на современном этапе и необходимости создания нового подхода к развитию и удовлетворению у работников высших потребностей [2, с.3].

Сложность поиска новых путей мотивирования заключается, во-первых, в растущей дифференциации общества, в резком разделении на богатых и бедных, следствием чего является большое различие в потребностях. Во-вторых, растущее обнищание низших социальных слоев ведет к снижению уровня потребностей до чисто физиологических, что зачастую приводит к бездуховности и желанию жить одним днем.

Кроме этого, существующее в настоящее время многообразие форм собственности накладывает  свой отпечаток на выбор инструментов и способов мотивирования в каждой отдельно взятой организации.

Мотивация имеет прямое отношение к результатам работы. И сейчас она играет более важную роль в жизни каждого менеджера, чем когда-либо ранее. Времена, когда  руководители просто говорили своим  подчиненным, что им делать, уже давно прошли. Теперь сотрудники более требовательно относятся к своим работодателям, чем раньше. Они хотят знать, что происходит в организации, участвовать в ее жизни, хотят, чтобы с ними советовались.

Кроме того, чтобы получать удовольствие от работы и, конечно же, удовлетворение, им нужно чувствовать, что все, что они делают, имеет реальную ценность. Когда люди довольны работой, они делают ее хорошо. Если сотрудники не достаточно мотивированы, это может проявляться по-разному: увеличивается количество прогулов, сотрудники тратят больше времени на личные разговоры по телефону и решение личных проблем, задерживаются на перерывах. При этом бюрократизм становится частью повседневной деятельности. Кроме того, из-за недостатка заинтересованности и внимания снижается качество выполнения работы, замедляется ее темп, у сотрудников не возникает желания брать на себя ответственность.

В целом, рассматривая эти  симптомы, можно сделать вывод, что  результаты работы во всех своих аспектах тесно связаны с мотивацией. Работники с достаточной мотивацией – это люди продуктивные, которые хотят и  могут делать то, что от них требуется, и таким образом, чтобы задачи выполнялись, а результаты работы последовательно улучшались.

Создавать условия для  мотивации – значит «делать так, чтобы люди каждый раз с удовольствием выполняли свою работу», чтобы факторов, вызывающих негативные чувства, было меньше, а факторов, рождающих позитивные, – больше. Очевидно, что мотивация требует от руководителя честности и искренности. Очень трудно рассчитывать на эффективную мотивацию, если вы относитесь к людям безразлично.

В связи с этим руководителю следует помнить, что каждому  человеку нужен свой стимул для достижения успеха. Это один из факторов, без  которого мотивация становится стандартной и менее эффективной. Большинство сотрудников ищут на работе прежде всего защищенности. Это включает в себя такие аспекты, как четкая должностная инструкция и благоприятные условия работы, ясное понимание требований и критериев оценки, признание и уважение, работа с эффективным руководителем и лидером, который умеет принимать решения. В данной работе была использована как учебная, так и научная литература.

 

 

  • 1 Система мотивации персонала

  • Мотивация (как процесс) – есть процесс эмоционально-чувственного сопоставления образа своей потребности с образом внешнего предмета (претендента на предмет потребности). Или, мотивация (как механизм) – это внутренний психический механизм человека, который обеспечивает опознание предмета соответствующего потребности и запускает направленное поведение по присвоению этого предмета (если он соответствует потребности).

    Некоторые психологи  и конфликтологи, при анализе  практической деятельности, причины  большинства конфликтов в организации  видят исключительно в межличностной дисгармонии конфликтующих работников. Не оспаривая существование таких видов конфликтов, мы хотим подчеркнуть наличие и конфликтов возникающих на деловой почве. В частности – из-за отсутствия или игнорирования работниками норм межфункционального взаимодействия. Это выражается в стремлении навязать “пограничную” работу, например, по передачи своего продукта, на своего “соседа” и т.п. Деловой характер взаимных претензий работников довольно быстро переходит в плоскость межличностных антипатий.

    Правила межличностных отношений. Здесь подчеркивается значимость поддержания мотивационной системой “теплых” межличностных отношений. Важность этого мотивационного слоя подтвердит всякий, кто сталкивался с провалом дела из-за межличностных антипатий, межиндивидуальных конфликтов на не принципиальной (бытовой) почве и пр. Вообще очень и очень немногим работникам удается не переносить личностные антипатии в деловую сферу отношений.

     

     

     

     

     

    1.1 Мотивообразование

    На схеме 1 видно, что  мотивация может протекать у  человека без посторонней помощи [3, с.17]. 

    Схема 1

    Мотивообразование

     

     

    Напомним основные движущие мотивы работников:

    1. Мотив вознаграждения – сотрудник работает ради денег и других благ.
    2. Социальный мотив – работнику важно одобрение руководства и коллектива.
    3. Процессный мотив – сотрудник трудится ради удовольствия от самого процесса работы.
    4. Мотив достижения – сотрудник стремится к самоутверждению и самореализации.
    5. Идейный мотив – для сотрудника важно достижение совместных с компанией высоких целей.

     

     

     

     

     

    1.2 Механизм оптимального стимулирования труда

    Система мотивации труда  должна включать в себя как часть  механизм оптимального стимулирования труда (схема 2)[7, с.35].

     

    Схема 2

     

    Механизм оптимального стимулирования труда

     

     

     

     

     

     

    Система мотивации труда  призвана обеспечивать адекватную мотивацию работника к труду в организации и к кругу своих профессиональных задач.

    Система мотивации поощряет такой труд работника, который ценен  для организации. В связи с  этим она должна быть направлена на: поддержание требуемой производительности; повышение производительности; поддержание норм организации; совершенствование норм организации.

     

     

     

     

     

     

     

     

    1.3 Основные  группы нормативных требований

    В основе мотивационной  политики в соответствии с природой деятельности лежит необходимость поощрения соответствия сотрудников организации пяти основным группам нормативных требований (схема 3)[12, с.1].

    Схема  3

    Основные группы нормативных требований

     

     

     

    Общие нормативные требования ко всем работникам организации (требования дисциплины и корпоративной культуры). Это нормативные рамки общие для всех членов организации, включая руководство. Более того, для руководства желательно подчеркнутое соответствие общекорпоративным нормам, так как этим можно задавать желаемый образец менее сознательным членам организации. Напротив, нарушение управленческими работниками общих для всех норм очень быстро приводит к разложению дисциплины и во всей организации. Нормативные требования управленческой (для менеджеров) и исполнительской (для исполнителей) деятельности. Известно, что исполнительская дисциплина – залог организованности в деятельности любого предприятия, а ее отсутствие – источник развала. Поэтому мотивационные условия в организации должны поддерживать исполнительскую дисциплину.

    Опыт показывает, что авторитарный стиль управления, как правило, довольно действенен при поддержании исполнительской дисциплины [14, с.378]. Однако, зачастую такая исполнительская организованность лишь “внешняя ширма” и при директивных “перегибах” может стать настолько формальной, что приводит к деструктивности. Но антипод директивности – попустительский стиль еще более способствует снижению исполнительской дисциплины, особенно у малосознательной части работников. Установить баланс между указанными крайностями и есть одна из важнейших задач руководителя. Грамотная система мотивации может оказать ему в этом неоценимую услугу через условия, поощряющие исполнительский порядок.

    Профессионально-функциональные нормы. У каждого сотрудника на своем  рабочем должен быть строго определенный круг типовых задач, и каждый сотрудник должен соответствовать требованиям, вытекающим из логики решения этих задач. Мотивационные условия внутри организации должны способствовать культивированию профессионально-функционального духа работников, понимание ими встроенности своей части задач в общую задачу фирмы. Мотивационная система обслуживающая данный нормативный акцент должна исключать всякую профессиональную дискриминацию, создавая равные моральные и материальные возможности для представителей разных функций.

    Позиционные нормы (или  нормы межфункциональных взаимодействий). Наличие в компании высоких профессионалов своего дела – необходимое, но недостаточное  условие эффективной деятельности компании в целом. Не менее важным является отлаженность механизма взаимодействия между сотрудниками разных отделов.

    В свою очередь, отлаженность механизма возможна только при наличие  нормативной определенности деловых  взаимоотношений и готовности работников соответствовать данным нормам. Следовательно, одно из направлений мотивационной направленности должно обслуживать конструктивные взаимоотношения между работниками, подразделениями и т.п[16, с.38].

    Лучшее средство поддержания  нормальных межличностных отношений:

    • включение в корпоративную культуру ценностных установок, относящихся к сфере межиндивидуальных отношений внутри организации;
    • поддержание мотивационных условий порождающих заинтересованность работников в бесконфликтном взаимодействии.

    Итак, мы можем сделать  вывод, что оптимальная система  мотивации и стимулирования компании должна соответствовать следующим требованиям:

    • оплата труда должна быть достаточной, то есть сотрудник должен зарабатывать столько, чтобы обеспечить удовлетворение своих насущных потребностей. В ином случае сотрудник будет искать дополнительные способы зарабатывания денег или другую компанию. Обеспечить достаточность оплаты могут разработка и внедрение системы оплаты «по категориям» сотрудников с введением минимального размера, ниже которого оклады в данной компании не опускаются;
    • уровень заработной платы с переменной составляющей должен быть конкурентоспособен на рынке труда. Факт повышения оклада мотивирует сотрудников к лояльному отношению к компании, факт повышения переменной составляющей – к продуктивной работе, достижению более высоких результатов;
    • оплата труда должна восприниматься сотрудником как справедливая. Критерии оценки деятельности сотрудников, достижения результатов должны быть зафиксированы в локальных нормативных актах компании, известны персоналу и легко измеряемы. Если сотрудник не имеет возможности точно определить размер своей оплаты, он будет считать, что она занижена.

    Сложная система оплаты труда не позволяет сотруднику планировать  свой бюджет, что приведет к дополнительным издержкам и, следовательно, вызовет  недовольство своей зарплатой.

  • 2 Стимулирование персонала

  • Управление персоналом должно воздействовать на мотивацию  людей так, чтобы у работника  появилось желание к работе, желание  проявить себя с лучшей стороны. Для  этого можно предложить анкету на мотивацию и трудовые ценности сотрудников.

    Крайне важны модели работников. В своей работе руководитель должен создать целостность, он должен сознавать какой результат работы будет конечным. При этом его подчиненные  должны видеть важность работы (иметь  материальные стимулы), должны иметь возможность участвовать в принятии решений, и, конечно, должна быть связь между менеджером и работником. Оценка эффективности труда работника зависит только от менеджера. Следовательно, он должен быть объективен и справедлив. Спроектированная на основе этих принципов работа обеспечивает внутреннее удовлетворение каждого участника. Именно на основе этих данных, была разработана модель характеристик работы с точки зрения мотивации.

     Мотиваторами служат не только различные премии, памятные подарки и т.д. Характер вознаграждения труда зависит от его количества и качества, а также от удовлетворения пожеланий и надежд самих сотрудников. Один из наиболее действенных мотивов творческого труда – продвижение по службе. Большое значение имеет и возможность приобрести акции предприятия, что создает для сотрудника впечатление совладельца.

    Информация о работе Мотивация и стимулирование сотрудников