Государственный служащий: проблемы этики, компетенции и ответственности

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2012 в 00:12, курсовая работа

Краткое описание

Создание высокоэффективной государственной гражданской службы, рассматриваемой в органической связи со всей системой государственного управления, является необходимым условием укрепления российской демократической государственности, повышения авторитета и действенности власти. Сегодня для государственного строительства формирование широкого слоя высококвалифицированных государственных гражданских, способных обеспечить эффективность и безупречность работы органов государственной власти, является одной из важнейших задач.

Оглавление

Введение
Глава 1. Правовой статус государственного служащего в Российской Федерации
1.1 Государственный гражданский служащий - основные понятия
1.2 Особенности прохождения государственной гражданской службы в Российской Федерации
Глава 2. Основные понятия и проблемы соблюдения требований к служебному поведению гражданского служащего
2.1 Принципы служебного поведения государственных служащих
2.2 Проблемы соблюдения этических и моральных норм государственными гражданскими служащими
2.3 Проблемы компетенции государственных гражданских служащих соблюдения этических и моральных норм государственными гражданскими служащими
Глава 3. Проблемы ответственности должностных лиц
3.1 Понятие и виды ответственности, применяемой к государственным служащим
3.2 Механизм привлечения к ответственности государственных служащих
Глава 4. Этический кодекс как действенный механизм формирования нравственности государственного служащего
4.1 Анализ модельного этического кодекса государственного служащего Российской Федерации В. Соколова и кодекса поведения государственных служащих РФ внесенного депутатами Государственной думы Российской Федерации В.Н. Южаковым, В.А. Рыжковым
4.2 Мероприятия по внедрению и соблюдению этического кодекса государственными служащими
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

ГОС. СЛУЖАЩИЙ.doc

— 341.00 Кб (Скачать)

Необходимо четко  разделять требования административных, уголовных кодексов, законов, нормативных  документов к должностным обязанностям, поведению государственного служащего  и общественные требования к ним. Этический кодекс не является административно-правовым документом, невыполнение его норм не влечет за собой какого-либо административного или тем более уголовного наказания государственного служащего.

Этический кодекс государственного служащего есть система  моральных норм, обязательств и требований добросовестного служебного поведения должностных лиц государственных органов и органов местного самоуправления, основанная на нравственных общепризнанных принципах и нормах российского общества и государства.

В силу того, что  в кодексе собраны воедино и систематизированы общественные требования к нравственности государственных служащих, он:

- служит основой  для формирования содержания  должной морали в сфере государственной  службы;

- призван помочь  государственному служащему правильно  ориентироваться в сложных нравственных коллизиях, ситуациях, обусловленных спецификой его работы;

- является важным  критерием для определения профессиональной  пригодности человека к работе  в сфере государственной службы;

- выступает как  инструмент общественного контроля за нравственностью государственных служащих.

Этический кодекс государственного служащего призван  содействовать укреплению авторитета государственной власти, доверия  граждан к институтам государства, обеспечить единую нравственно-правовую основу для согласованных и эффективных действий всех государственных структур, противодействовать падению нравственной культуры в обществе.

Государственный служащий объективно выступает одновременно как должностное лицо, занимающее определенное место в служебной иерархии, как общественный деятель, оказывающий влияние на развитие социальных и экономических процессов, как наемный работник, зачастую как руководитель персонала и работодатель, а также как частное лицо.

Эти роли могут  вступать в противоречие друг с другом, следствием чего являются нравственные дилеммы и конфликты, которые не всегда имеют однозначное решение. Этический кодекс призван помочь государственному служащему правильно разобраться в подобных ситуациях.

В Этическом  кодексе нельзя предусмотреть всех коллизий, возникающих в практической деятельности госслужащего. Правила Кодекса не заменяют личного нравственного выбора, позиции и убеждений государственного служащего, его совести и ответственности.

Государственная служба не является привилегией. Гражданин, поступая на государственную службу, добровольно ограничивает некоторые свои права, в частности, право на критику, предпринимательскую деятельность, избирательные права и другие. Это обусловлено тем, что этические нормы государственного служащего являются более строгими, чем нравственные нормы граждан, не занятых в сфере государственной и муниципальной службы. Высшие должностные лица, госслужащие любого уровня объективно наделены большей властью и полномочиями. Этические требования становятся более строгими, и ответственность тем больше, чем выше статус государственного служащего.

Возможны разные формы функционирования Этического кодекса: в виде присяги, принимаемой  человеком при приеме на государственную  или муниципальную службу, в виде особого документа, с которым он обязан ознакомиться и который хранится в его личном деле, и т.д.

Действия ряда норм и требований Кодекса распространяются на определенное количество лет (по усмотрению принимающего его субъекта) после  оставления человеком государственной  службы (переход на работу в коммерческую организацию, ранее связанную с ним служебными отношениями; получение от подобных организаций каких-либо подарков, льгот, услуг; использование в личных интересах конфиденциальной или служебной информации и т.д.).

Отсюда - императивность требований к государственному служащему, соответствующий стиль, юридические и абстрактно-специфические термины («ненадлежащая выгода», «коррупционно опасное поведение» и т.д.). Кодекс же поведения, как подтверждает мировая практика и история нашей страны, это, прежде всего совокупность конкретных социально-духовных, нравственных принципов, образцов поведения людей, перечень и обоснование тех моральных норм, которые необходимы им на практике для того, чтобы в полной мере соответствовать своей профессии.

На проведенном  в 2002 году ученом совете РАГС данный проект Кодекса в присутствии его  авторов был подвергнут серьезной  критике. Его новый вариант во втором чтении в 2003 году был справедливо  отвергнут Государственной думой. Таким образом, и сегодня, когда проблема формирования должной морали государственных служащих стоит с особой остротой, у нас нет подобного этического кодекса.

Это и побудило вновь вернуться к этому документу. Основной целью было не просто усовершенствовать  проект Кодекса 1997 года, но создать на его основе новый документ, который бы носил модельный характер. В него вошли положения из Модельного кодекса поведения для государственных служащих, принятого Комитетом Министров Совета Европы 11 мая 2000 года (№ R (2000) 10), из Указа Президента РФ от 12 августа 2002 года № 885 «Общие принципы служебного поведения государственных служащих», из ряда других соответствующих документов.

Модельность предлагаемого  Кодекса заключается прежде всего  в том, что его основные направления, принципы, содержание конкретных норм, требований, его структура, форма изложения могут служить основой при формировании соответствующих кодексов поведения государственных служащих Российской Федерации, отдельных ее субъектов, государственных структур, органов, ведомств, учреждений.

4.2 Мероприятия по  внедрению и соблюдению  этического кодекса  государственными  служащими

Этический кодекс регулирует отношения государственных  служащих Российской Федерации по исполнению установленных Федеральным законом "Об основах государственной службы Российской Федерации", другими федеральными законами обязанностей, ограничений, ответственности государственных служащих.

Этический кодекс определяет свод правил добросовестного, антикоррупционного поведения государственных  служащих.

Этический кодекс предназначен для профилактики недобросовестного  и коррупционно опасного поведения  государственных служащих, закрепления  в повседневном поведении государственных  служащих норм добросовестности и нетерпимости к коррупции, для оказания государственным служащим помощи в выполнении этих норм и информирования граждан о том, какого поведения они вправе ожидать от государственных служащих. С этой целью на предприятиях разрабатываются и принимаются этические кодексы.

Рассмотрев несколько  этических кодексов, мы остановили свой выбор на кодексе поведения государственных служащих Российской Федерации, внесенном депутатами Государственной думы Российской Федерации В.Н. Южаковым, В.А. Рыжковым и предлагаем его для использования в структурах власти муниципального образования Берёзовский район (приложение 1).

Опишем процедуру  внедрения этического кодекса в  практику работы.

• с момента  вступления в силу этического кодекса  непосредственный руководитель обязан информировать государственных  служащих о его положениях;

• государственный  служащий обязан вести себя в соответствии с кодексом и, следовательно, должен ознакомиться с его положениями  и любыми изменениями в нем;

• работающий государственный  служащий и поступающий на службу, знакомится с положениями кодекса и соблюдает их в процессе своей служебной деятельности;

• кодекс является составной частью условий труда (службы) государственных служащих с момента подтверждения ими  факта ознакомления с ним;

• каждый государственный  служащий должен принимать все необходимые меры для выполнения положений этического кодекса;

• обязательства  по соблюдению этического кодекса включаются в трудовой договор (контракт) государственного служащего;

• этический  кодекс прописывает ценности, которыми должны руководствоваться в своей деятельности государственные гражданские служащие;

• принципы этического кодекса внедряются через корпоративную  культуру и традиции администрации;

• с целью  повышения престижа государственной  власти и ее аппаратов в средствах  массовой информации появляется информация о том, что в администрации принят этический кодекс и его основные принципы;

• пример соблюдения этического кодекса демонстрируется  на личном примере руководителя;

• Кодекс является составной частью условий труда (службы) государственных служащих с момента подтверждения ими факта ознакомления с ним.

Каждый государственный  служащий должен принимать все необходимые  меры для выполнения положений этического кодекса.

Государственный служащий обязан вести себя в соответствии с кодексом и, следовательно, должен ознакомиться с его положениями  и любыми изменениями в нем.

Если он не уверен в том, как необходимо поступить, он должен обратиться к компетентному  лицу.

Компетентным лицом может быть руководитель, сотрудник органа по вопросам государственной службы, специальной комиссии (например, по этике), другое компетентное должностное лицо.

Обязательства по соблюдению этического кодекса включаются в трудовой договор (контракт) государственного служащего.

Нарушение кодекса  квалифицируется как неисполнение или ненадлежащее исполнение государственным  служащим должностных обязанностей и влечет одно из дисциплинарных взысканий, установленных Федеральным законом "Об основах государственной службы Российской Федерации".

Наложению дисциплинарного  взыскания за нарушение настоящего кодекса, если оно не связано с  неисполнением или ненадлежащим исполнением обязанностей, прямо  установленных иными нормативными правовыми актами, должностными инструкциями, предшествует процедура согласования с государственным служащим, включающая:

- рассмотрение  обстоятельств нарушения;

- согласование  возможности устранения причин, условий и последствий нарушения;

- согласование  гарантий предотвращения нарушений в будущем;

- обсуждение  адекватности предполагаемого дисциплинарного  взыскания.

По просьбе  государственного служащего процедура  согласования может быть проведена  с участием вышестоящего уполномоченного  должностного лица, или специальной  уполномоченной комиссии.

 

Заключение

Изменение законодательства о государственной службе обусловлено, в первую очередь, постановкой новых  государственных задач, реформой государственного управления.

К числу некоторых  наиболее острых проблем, надо отнести: недостаточную развитость государственности Российской Федерации; противоречий и пробелов в законодательстве о государственной службе, повышение престижа и социальной привлекательности государственной службы в российском обществе; сращивание отдельных чиновников с криминальными элементами, что порождает интегральную проблему - недостаточную эффективность деятельности государственной власти и их аппаратов.

В структуре  аппарата государственного органа планируется  образовать самостоятельное подразделение  по вопросам государственной службы. Пока не совсем понятно, как это подразделение будет соотноситься с федеральным государственным органом управления государственной службы.

Как видно, преобразования необходимы не только в изменении  правового и социального статуса  государственного служащего, защиты его от ведомственного начальника, но и в структурной организации государственной службы.

В качестве одной  из ключевых проблем, требующих своего решения, является повышение престижа государственной службы. Одним из решений этой проблемы является привлечение на работу в государственный аппарат образованных, компетентных, профессионально подготовленных людей с достойным вознаграждением за их добросовестный труд.

В целях поддержания  и защиты авторитета государства  и уважения к его служащим со стороны общества, каждый государственный служащий или иное должностное лицо, в рамках персональной ответственности, обязан соблюдать требования этических и моральных стандартов поведения, которые соответствуют его статусу. С этой целью внедряются этические кодексы, в них воедино собраны и систематизированы общественные требования к нравственности государственных служащих они:

Информация о работе Государственный служащий: проблемы этики, компетенции и ответственности