Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2014 в 19:47, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение поощрений государственных служащих.
При написании работы ставились задачи:
исследовать литературные источники и действующее законодательство по рассматриваемой теме;
выявить виды поощрений государственных служащих и основания их назначения.
Объектом исследования работы являются общественные отношения, связанные с поощрениями государственных служащих.
Оглавление
Жизнь человека предполагает удовлетворение различных материальных и духовных потребностей. Без потребностей человек не имел бы стимула к действию1.
Актуальность рассмотрения темы «Поощрения государственных служащих» состоит в том, что роль государственного аппарата в выполнении задач и функций государства в современных и будущих политических и экономических условиях является исключительно важной. Огромное значение государственной службы определяется тем, что среди вопросов, решаемых государством, стержневым является вопрос о кадрах, в первую очередь руководителей. Именно государственный аппарат призван претворять в жизнь реформы, новые идеи и законоположения, а ведь очевидно, что основная масса недостатков связана с неумением, а порой и неприятием реформаторских программ со стороны некоторой части «аппаратчиков». Эффективное использование добротного кадрового потенциала государства – приоритетная общенациональная задача. Различные политики приходят и уходят, а машина государственного управления должна при всех обстоятельствах работать безупречно. Правильное понимание сущности государственной службы и ее реформирование на современном этапе должны обеспечить четкую, эффективную и законную деятельность государственного аппарата. При этом большую роль играет система поощрений государственных служащих.
Целью данной работы является рассмотрение поощрений государственных служащих.
При написании работы ставились задачи:
Объектом исследования работы являются общественные отношения, связанные с поощрениями государственных служащих.
Предмет исследования – вопросы, связанные с порядком применения мер поощрения и их законодательным регулированием.
Правовое поощрение – это форма и мера юридического одобрения добровольного, заслуженного поведения, в результате чего субъект вознаграждается, для него наступают благоприятные последствия2.
Действующими правовыми актами закрепляются:
- виды правовых поощрений;
- основания их применения;
- полномочия субъектов власти поощрять;
- порядок поощрения (поощрительное производство).
В последнее десятилетие появилась тенденция к расширению сферы действия таких норм, которые не принуждают, а побуждают субъектов3.
Правовое поощрение – это метод деятельности публичной исполнительной власти, регулирования ею общественных отношений посредством стимулирования социальной активности граждан и организаций. Развитая система правовых норм о поощрении и их активное использование (правоприменение) – один из показателей социальной зрелости общества и существующих в нем организаций.
В правовой системе России существует комплекс поощрительных норм, образующих межотраслевой правовой институт. Преобладают в рассматриваемом правовом институте нормы административного права4. Ими закрепляется большое число видов поощрения, разнообразные основания поощрения и широкий круг субъектов, которые могут быть поощрены, а также процедуры поощрения.
Поощрительные административно-правовые нормы содержатся во многих источниках. Среди них можно выделить две группы:
1. Источники, специальной
темой которых является
2. Акты, в которых наряду со многими другими включены одна или несколько поощрительных норм. Это ФЗ РФ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»5, «О полиции»6, и многие другие дисциплинарные уставы, КоАП РФ.
Как метод деятельности исполнительной власти поощрение характеризуется следующими особенностями:
1) фактическим основанием для него является заслуга, деяния, положительно оцениваемые субъектами власти;
2) оно связано с оценкой уже совершенных деяний;
3) оно персонифицировано, применяется
в отношении отдельных
4) оно состоит в моральном
одобрении, наделении правами, льготами,
материальными ценностями и
5) оно косвенно, через интересы,
эмоции, сознание воздействует на
волю поощряемых, стимулируя, побуждая
их. Поощрение связано с существующ
Потребность в поощрении и его роль тем выше, чем более творческим является труд, чем больше усилий вкладывает лицо в общественно полезное дело.
Если поощрение урегулировано правом, оно реализуется в форме правоприменения. Поощрительные правовые нормы закрепляют, как правило, право субъектов власти поощрять и крайне редко – субъективное право гражданина, служащего, организации на поощрение. В этой сфере деятельности администрация наделена широкими дискреционными полномочиями (свободой усмотрения).
Основные принципы поощрительной деятельности: обоснованность, оперативность, гласность, разнообразие – вытекают из общих принципов функционирования публичной исполнительной власти. Их соблюдение обеспечивает эффективность этой разновидности властвования.
Обоснованность означает, во-первых, наличие заслуги, во-вторых, соответствие ее награде. Явная несоразмерность меры поощрения ее фактическому основанию у поощряемого и окружающих может вызвать не радость, а огорчение и даже чувство несправедливости. Принцип соответствия нарушается и тогда, когда за небольшие заслуги даются большие премии (чины, награды).
Гласность поощрительной деятельности важна и для того, кто отличился, и для окружающих. Она повышает авторитет поощренного, улучшает отношение к нему окружающих. А с другой стороны, положительно влияет на многих из тех, кто узнал, кого и за что поощрили.
Принцип разнообразия обусловлен огромным множеством и разнообразием заслуживающих поощрения действий. Соответственно, и реагировать на них администрация должна по-разному, используя большой арсенал поощрительных мер. Кроме того, эти действия могут быть неоднократными и даже многократными. Многократное поощрение одного субъекта права не должно быть однообразным. Стимулирующая роль неоднократных благодарностей, премий и т.д. в силу особенностей человеческой психики постепенно снижается.
Поощрение лучше воздействует на поощренного и окружающих, если оно производится оперативно, своевременно.
Публичная администрация не является монополистом в поощрительной деятельности. Поощряют все типы администраций, в том числе и частная. Поощряют также Президент РФ, главы субъектов РФ, представительные (законодательные) государственные и муниципальные органы, суды. Так, награждение государственными наградами РФ, присвоение почетных званий и государственных премий РФ производится Президентом РФ. В подобных случаях государственная администрация начинает поощрительное производство, оформляет необходимые материалы и ставит перед главой государства, главами субъектов РФ, представительными органами, судами вопросы о поощрении конкретных субъектов права. Например, о присвоении почетного звания, досрочном освобождении от отбывания наказания, замене его более мягким.
Поощрение государственного служащего является формой общественного признания его заслуг, оказания ему почета, имеющего большое моральное значение и влекущего определенные правовые, в том числе материальные, преимущества.
Основаниями для применения мер поощрения являются:
Поощрение должно быть своевременным, значимым, весомым. Поощрение применяется таким образом, чтобы оно стало реальным стимулом для достижения высоких результатов управленческого труда. В этом смысле поощрение является видом (формой) стимулирования.
Общими основаниями для поощрения государственного служащего являются:
Поощрение может быть индивидуальным (поощрение конкретного лица) и коллективным (поощрение коллектива, нескольких лиц), а по содержанию — моральным, материальным или смешанным, т.е. включающим в себя как моральные, так и материальные элементы. Действующее законодательство, как правило, соединяет материальное и моральное поощрение государственного служащего.
Поощрения объявляются приказами. Благодарность может быть объявлена и устно. Материальным поощрением является премирование государственного служащего. Институт поощрения — важнейшая часть законов субъектов РФ о региональной государственной службе. Эти законы устанавливают основания, перечень и процедуру применения поощрений. Например, объявление благодарности производится в устной или письменной форме лицом, у которого государственный служащий находится в непосредственном подчинении.
Награждение денежной премией или ценным подарком осуществляется соответственно руководителями государственных органов субъектов РФ. Факт поощрения государственного служащего заносится в его личное дело.
Как правило, принято говорить о четырех стадиях поощрительного производства: возбуждение ходатайства о поощрении; направление представления о поощрении в соответствующий государственный орган; рассмотрение представления о поощрении и принятие решения; практическое осуществление поощрения.
Действующее законодательство выделяет два вида поощрений за труд: собственно поощрения и награждения. По смыслу закона к поощрениям, как правило, относятся денежные выплаты, а награждения скорее носят моральный характер, являются выражением признания заслуг государственного служащего.
Такое разграничение произведено впервые: ни ранее действовавшее законодательство о государственной службе, ни трудовое законодательство не выделяют награждение как особое правовое явление. Награждение, в том числе государственными наградами, считалось одним из видов поощрения. Надо отметить, что отказ от обобщающего термина, который охватывал бы все действия нанимателя по поводу безупречной и эффективной службы гражданского служащего, представляется не совсем удачным, тем более что законодатель употребляет и другие понятия, например «объявление благодарности», «присвоение почетного звания». Кроме того, не всегда поощрение можно свести к денежной выплате (имущественному приобретению). Например, среди поощрений Правительства Российской Федерации надо назвать Почетную грамоту Правительства Российской Федерации7.
Также предусматриваются виды поощрений и награждений. Их можно разделить на поощрения и награждения, применяемые представителем нанимателя, и поощрения и награждения, применяемые вышестоящими государственными органами.
Высшей формой поощрения является награждение государственными наградами Российской Федерации. Эта форма поощрения применяется специально уполномоченными государственными органами за особые заслуги8.
Объявление благодарности – вид поощрения государственного служащего, официальное выражение оценки его труда, деятельности.
Так, указом Губернатора Брянской области от 28 мая 2013 года №394 «Об утверждении Положений о Почетной грамоте Губернатора Брянской области, благодарности Губернатора Брянской области и благодарственном письме Губернатора Брянской области» устанавливается порядок применения названных поощрений, круг субъектов, к которым они применяются.9
Благодарность является видом поощрения граждан Российской Федерации, а также граждан иностранных государств, внесших значительный вклад в социально-экономическое и культурное развитие страны или субъекта Российской Федерации, за заслуги в хозяйственной, научно-исследовательской, общественной и благотворительной деятельности, направленной на улучшение условий жизни петербуржцев, достижения в подготовке квалифицированных кадров, многолетнюю безупречную работу и иные заслуги.