Государственный служащий: проблемы этики, компетенции и ответственности

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2012 в 00:12, курсовая работа

Краткое описание

Создание высокоэффективной государственной гражданской службы, рассматриваемой в органической связи со всей системой государственного управления, является необходимым условием укрепления российской демократической государственности, повышения авторитета и действенности власти. Сегодня для государственного строительства формирование широкого слоя высококвалифицированных государственных гражданских, способных обеспечить эффективность и безупречность работы органов государственной власти, является одной из важнейших задач.

Оглавление

Введение
Глава 1. Правовой статус государственного служащего в Российской Федерации
1.1 Государственный гражданский служащий - основные понятия
1.2 Особенности прохождения государственной гражданской службы в Российской Федерации
Глава 2. Основные понятия и проблемы соблюдения требований к служебному поведению гражданского служащего
2.1 Принципы служебного поведения государственных служащих
2.2 Проблемы соблюдения этических и моральных норм государственными гражданскими служащими
2.3 Проблемы компетенции государственных гражданских служащих соблюдения этических и моральных норм государственными гражданскими служащими
Глава 3. Проблемы ответственности должностных лиц
3.1 Понятие и виды ответственности, применяемой к государственным служащим
3.2 Механизм привлечения к ответственности государственных служащих
Глава 4. Этический кодекс как действенный механизм формирования нравственности государственного служащего
4.1 Анализ модельного этического кодекса государственного служащего Российской Федерации В. Соколова и кодекса поведения государственных служащих РФ внесенного депутатами Государственной думы Российской Федерации В.Н. Южаковым, В.А. Рыжковым
4.2 Мероприятия по внедрению и соблюдению этического кодекса государственными служащими
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

ГОС. СЛУЖАЩИЙ.doc

— 341.00 Кб (Скачать)

Надо отметить, что при расторжении служебного контракта по соглашению сторон не имеет значения вид служебного контракта (срочный или заключенный на неопределенный срок).

Данное основание  является весьма удобным средством "цивилизованного расставания" сторон служебного контракта. В случае возникновения споров при прекращении служебного контракта по данному основанию следует иметь в виду, что если такой договор возникает по соглашению сторон, следовательно, по их договоренности он может быть прекращен в любое время.

Аннулирование такой договоренности относительно срока и основания увольнения возможно лишь при взаимном согласии гражданского служащего и представителя нанимателя.

Применяя данное основание прекращения служебного контракта такое соглашение целесообразно  составлять в письменной форме, чтобы в случае необходимости можно было выяснить наличие четко выраженной воли (желания) сторон прекратить служебные (трудовые) отношения по взаимному согласию.

Одним из оснований  прекращения служебного контракта  является истечение его срока. Срочный служебный контракт расторгается по истечении срока его действия, о чем гражданский служащий должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за семь дней со дня освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы, если иное не установлено данным Федеральным законом.

Срочный служебный  контракт, заключенный на время выполнения определенного задания, расторгается по завершении выполнения этого задания, и гражданский служащий освобождается  от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы.

Срочный служебный  контракт, заключенный на период замещения  отсутствующего гражданского служащего, за которым в соответствии с законом  сохраняется должность гражданской  службы, расторгается с выходом этого гражданского служащего на службу. Гражданский служащий, замещавший указанную должность, освобождается от занимаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы.

По истечении  установленного срока полномочий гражданского служащего, замещающего должность категории "руководители" или "помощники (советники)", гражданский служащий может быть назначен на ранее замещаемую им должность или иную должность гражданской службы, за исключением случая совершения им виновных действий, если данное условие предусмотрено срочным служебным контрактом.

 

Глава 2. Основные понятия и проблемы соблюдения требований к служебному поведению гражданского служащего

2.1 Принципы служебного  поведения государственных  служащих, проблемы  соблюдения

Устанавливаемые ч. 1 ст. 18 статьи Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе» (Далее - Закон) требования к служебному поведению гражданских служащих в основном повторяют положения Указа Президента РФ от 12 августа 2002 года № 885 "Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих", принятого в целях повышения доверия общества к государственным институтам, обеспечения условий для добросовестного и эффективного исполнения государственными служащими должностных (служебных) обязанностей, исключения злоупотреблений на государственной службе. Всем лицам, замещающим государственные должности РФ, государственные должности субъектов РФ и выборные муниципальные должности, было предписано придерживаться принципов, утвержденных данным Указом, в части, не противоречащей правовому статусу этих лиц.

Общие принципы представляют собой основы поведения  гражданских служащих, которыми им надлежит руководствоваться при  исполнении должностных (служебных) обязанностей. Под требованиями же к служебному поведению гражданского служащего, содержащимися в комментируемой статье, и имеется в виду система принципов и норм (правил) служебного поведения и деятельности. В основе таких требований лежит представление о честности и неподкупности гражданских служащих, их верности государству и закону. Требования к служебному поведению призваны обеспечивать добросовестное исполнение должностных обязанностей и соблюдение установленных запретов и ограничений на основе соответствия служебного поведения правовым предписаниям и общепринятым этическим нормам.

Требования к  служебному поведению гражданского служащего можно классифицировать по трем видам содержащихся в данной статье норм:

1) предписывающие (как требуется поступать с  точки зрения профессиональной морали гражданского служащего);

2) запретительные (что недопустимо в рамках служебного  поведения);

3) рекомендательные (как следует вести себя в  той или иной ситуации в  служебное и неслужебное время).

К первой группе можно отнести следующие требования:

1) исполнять должностные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне;

2) исходить из  того, что признание, соблюдение  и защита прав и свобод человека  и гражданина определяют смысл  и содержание его профессиональной  служебной деятельности;

3) осуществлять профессиональную служебную деятельность в рамках установленной законодательством РФ компетенции государственного органа;

4) соблюдать  нейтральность, исключающую возможность  влияния на свою профессиональную  служебную деятельность решений  политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций; проявлять уважение к нравственным обычаям и традициям народов Российской Федерации;

5) учитывать  культурные и иные особенности  различных этнических и социальных  групп, а также конфессий;

6) способствовать  межнациональному и межконфессиональному  согласию.

Ко второй группе относятся требования:

1) не оказывать  предпочтения каким-либо общественным  или религиозным объединениям, профессиональным  или социальным группам, организациям и гражданам;

2) не совершать  действий, связанные с влиянием  каких-либо личных, имущественных  (финансовых) и иных интересов,  препятствующих добросовестному  исполнению должностных обязанностей;

3) соблюдать  ограничения, установленные настоящим  Законом и другими федеральными законами для гражданских служащих;

4) не совершать  поступков, порочащих его честь  и достоинство;

5) не допускать  конфликтных ситуаций, способных  нанести ущерб его репутации  или авторитету государственного  органа.

К третьей группе требований относятся:

1) проявлять  корректность в обращении с  гражданами;

2) соблюдать  установленные правила публичных  выступлений и предоставления  служебной информации.

Необходимость разработки и закрепления в законе требований к служебному поведению  гражданских служащих связана с рядом причин:

1) в статье 18 Закона в сжатом виде и в  прикладной форме отражены сущность  и специфика деятельности гражданских  служащих как социальной профессиональной  группы;

2) нравственная  направленность кадровой политики  нашла отражение в законе, руководствуясь которым, можно судить об основных моральных принципах и нормах этой политики;

3) закон является  инструментом самой кадровой  политики в органах государственной  власти, на его основе происходит  формирование кадрового состава гражданских служащих и регулируется их деятельность.

Отношение к  включению в нормативные правовые акты требований к служебному поведению  гражданских служащих неоднозначно. Существует мнение, что закрепление  законом моральных норм и требований - это формальное, искусственное действие.

Другая точка  зрения заключается в том, что  систематизация нравственных, моральных  требований к гражданским служащим помогает им ориентироваться в поведенческих  действиях и выступает в качестве критериев оценки сложных нравственных проблем поведения служащих.

Требования к  служебному поведению должны определять систему нравственных стандартов, конкретных норм поведения гражданских служащих при реализации полномочий государственных  органов. Требования определяют в том  числе и этические нормы служебного поведения. Мораль гражданского служащего на может основываться только на собственном представлении о нравственности, она определяется и общественными потребностями. Законодатель при закреплении требований к служебному поведению опирался на реальные нравы и традиции, сообразовывал требования с системой ценностей, существующих в обществе, исторически сложившимися представлениями о морали.

Большинство требований к служебному поведению гражданского служащего связано с обязанностями  гражданского служащего (ст. 15), правами (ст. 14), ограничениями (ст. 16), запретами (ст. 17).

Необходимо отметить, что сложности при практической реализации положений Закона о служебном  поведении связаны с:

1) субъективностью  и поливариантностью оценки моральных, этических, нравственных категорий;

2) отсутствием  интеграции современного российского  общества посредством единой  морали, отрицанием сложившихся  ранее нравственных норм и  ценностей;

3) невозможностью  учесть весть спектр поведенческих  стратегий и сложностью определения адекватных санкций за нарушение требований к служебному поведению.

Требования к  служебному поведению должны соответствовать  утвердившейся политической и правовой системе, то есть не должны в первую очередь противоречить нормам права, представленным в Конституции РФ, концепции прав человека. Нравственная составляющая поведения гражданского служащего не может складываться по формуле "все, что не запрещено законом, разрешено"; формальная процедура и нормативные положения не отменяют моральных оценок и суждений, основанных на общечеловеческих нормах нравственности.

В Законе нельзя предусмотреть все нравственные коллизии, возникающие в практической деятельности гражданского служащего. Статьи Закона не заменяют и личного  морального выбора, позиции и убеждений человека, его совести.

Зарубежная практика организации государственной службы свидетельствует о позитивных результатах  внедрения требований к служебному поведению служащих. Одним из наиболее известных является Моральный кодекс американского общества государственного управления, в котором содержатся принципы поведения служащих.

Следует подчеркнуть, что для оценки этического поведения  государственного служащего требуется  более высокий стандарт, чем тот, который применяется для оценки нравственности других граждан. Требования к поведению гражданского служащего должны быть более строгими, чем обычные моральные нормы. К недостаткам ст. 18 Закона можно отнести то, что, по сути, не определены процедуры принятия нормативных актов государственных органов о служебном поведении, конкретизирующих деятельность служащих применительно к отдельным сферам и специфике целей и функций органов власти; не определены способы контроля и санкции за нарушения.

Указом Президента РФ от 12 августа 2002 года № 885 "Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих" рекомендовано не только государственным служащим, но и лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов РФ и выборные муниципальные должности, придерживаться принципов, утвержденных Указом, в части, не противоречащей правовому статусу этих лиц.

Указ принят в целях повышения доверия  общества к государственным институтам, обеспечения условий для добросовестного  и эффективного исполнения государственными служащими должностных (служебных) обязанностей, исключения злоупотреблений на государственной службе. Действует Указ с момента подписания и до принятия федеральных законов о видах государственной службы, одним из видовых законов является комментируемый Закон.

Впервые в Указе  Президента РФ "Об утверждении общих  принципов служебного поведения  государственных служащих" дано определение понятию "конфликт интересов" - это ситуация, когда личная заинтересованность влияет или может повлиять на объективное исполнение должностных (служебных) обязанностей.

Определен и  порядок действий служащего при  угрозе возникновения конфликта  интересов, а именно: служащий обязан сообщить об этом непосредственному  руководителю и выполнять его  решение, направленное на предотвращение или урегулирование конфликта интересов.

Информация о работе Государственный служащий: проблемы этики, компетенции и ответственности