Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 02:15, курсовая работа
Цель и задачи исследования: обоснование и разработка логически взаимосвязанных теоретических выводов относительно особенностей правового регулирования дисциплинарного производства в ОВД с формулированием предложений и рекомендаций по совершенствованию действующих нормативных актов.
Данный вид деятельности осуществляется в установленном порядке и имеет определенные свои этапы (стадии). Таковыми стадиями можно признать: возбуждение дисциплинарного производства, выяснение обстоятельств совершенного дисциплинарного правонарушения, принятие решения по делу, пересмотр принятого решения (данная стадия является факультативной), исполнение принятого решения.
Институт служебной проверки составляет часть дисциплинарного производства. В его содержание входит возбуждение дисциплинарного производства и выяснение обстоятельств совершенного дисциплинарного правонарушения.
Служебная проверка - это совокупность осуществляемых на основе нормативных актов МВД России уполномоченными на то начальником ОВД лицами организационно-правовых действии, состоящих в выявлении виновных в нарушении законности и служебной дисциплины сотрудников, а также устранении причин и условий, способствующих их совершению15.
Служебные проверки проводятся по факту грубого нарушения сотрудником служебной дисциплины; при необходимости наиболее полного и всестороннего исследования обстоятельств совершения дисциплинарного проступка; гибели сотрудника, получения им ранений, травм, применения и использования оружия, а также в случае возбуждения в отношении сотрудника уголовного дела или дела об административном правонарушении, в целях устранения причин и условий, приведших к совершению им преступления или административного правонарушения; по требованию сотрудника для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство; для подтверждения факта существенного и (или) систематического нарушения условий контракта в отношении сотрудника. По иным основаниям служебная проверка может быть проведена только в случаях, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 2 Инструкции).
Главная задача служебной проверки это полное, объективное и всестороннее исследование обстоятельств нарушений законности или иных правонарушений, допущенных лицами рядового и начальствующего состава ОВД, выявление причин и условий, способствующих их совершению, установление виновных с тем, чтобы каждый совершивший нарушение был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к ответственности.
Основания для проведения служебной проверки различны. Это заявления, жалобы и письма граждан, информация профсоюзных и других общественных организаций, сообщения органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры, суда. Сообщения предприятий, учреждений, организаций и должностных лиц, телевидения, радио, а также публикации в газетах, журналах и иных средствах массовой информации о допущенных или выявленных нарушениях законности и иных правонарушениях.
Субъектами назначения служебных проверок являются начальники ОВД всех уровней и их заместители. Служебные проверки, проведение которых поручается инспекциям по личному составу кадрового аппарата, назначаются руководителем ОВД или его заместителем по кадрам. Служебные проверки, проведение которых поручается должностным лицам других служб, назначается руководителем ОВД или его заместителем по соответствующей службе.
Существуют ограничения участия работников инспекций по личному составу и других должностных лиц в проведении служебных проверок:
- если они являются потерпевшими, очевидцами данного нарушения законности или иного правонарушения;
- если они являются
родственниками потерпевшего
- если они являются подчиненными по службе работнику, совершившему нарушение законности или иное правонарушение;
- если они состоят
в дружеских или неприязненных
отношениях или родственниками,
совершившими нарушение
- если имеются иные обстоятельства, дающие основание считать, что они лично прямо или косвенно заинтересованы в этой проверке.
При наличии указанных оснований работник обязан обратиться к руководителю ОВД, назначившему служебную проверку, с рапортом об освобождении от участия в проверке, до принятия решения руководителем проверка не приостанавливается. По этим же основаниям работнику инспекции по личному составу, другому должностному лицу может быть заявлен отвод работником ОВД, в отношении которого назначена проверка, потерпевшими, их представителями.
Служебная проверка условно делится на две составляющие.
1. Организационно-правовая – включает следующие элементы:
- цель и задачи служебной проверки;
- субъекты назначения служебной проверки;
- субъекты проведения служебной проверки;
- поводы к назначению служебной проверки;
- сроки служебной проверки;
- обстоятельства, подлежащие установлению в ходе служебной проверки;
- права лица, в отношении которого проводится служебная проверка.
2. Организационно-методическая - последовательные действия проверяющего в ходе служебной проверки и способы их осуществления.
Служебная проверка включает так же три этапа - подготовительный, исследовательский и заключительный (итоговый).
В ходе подготовительного этапа разрабатывается план и определяются формы и методы предстоящей проверки, изучают законодательство и нормативные акты, анализируются данные о состоянии законности и изучаются материалы предыдущих проверок, относящиеся к ОВД, где допущено нарушение законности или иное правонарушение, а также другая необходимая информация.
На стадии исследовательского этапа, сотрудник (руководитель и члены комиссии), проводящий служебную проверку, имеет право:
- предлагать
сотрудникам, в отношении
- предлагать сотрудникам, которым могут быть известны какие-либо сведения об обстоятельствах, подлежащих установлению в ходе служебной проверки, давать по ним письменные объяснения;
- выезжать на место совершения проступка, происшествия;
- вносить начальнику органа, подразделения, учреждения системы МВД России предложения об отстранении от занимаемой должности сотрудника на время проведения служебной проверки с сохранением на этот период денежного содержания по занимаемой должности;
- истребовать в установленном порядке документы, относящиеся к предмету проверки, из органов, подразделений, учреждений системы МВД России, направлять запросы в иные органы, учреждения и организации;
- изымать в установленном порядке служебные документы, относящиеся к предмету проверки, на основании акта;
- знакомиться с документами, имеющими значение для проведения служебной проверки, и в случае необходимости приобщать их копии к материалам служебной проверки;
- ходатайствовать о проведении исследования, инвентаризации и ревизии;
- привлекать должностных лиц и специалистов по вопросам, требующим научных, технических и иных специальных знаний, и получать от них консультации;
- пользоваться в установленном порядке оперативными учетами и информационными массивами МВД России, научно-исследовательских и образовательных учреждений системы МВД России;
- применять для документирования фактов совершенного дисциплинарного проступка или происшествия технические средства в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России;
- вносить начальнику органа, подразделения, учреждения системы МВД России предложения о необходимости обеспечения правовой защиты сотрудника, в отношении которого проводится служебная проверка, оказания ему социальной и психологической помощи (п. 23 Инструкции).
Приведенный выше перечень мероприятий не является исчерпывающим и может быть дополнен руководителем, назначившим служебную проверку, в ходе ее проведения в зависимости от конкретной ситуации (п. 24 Инструкции).
Кроме этого, сотрудник (руководитель, члены комиссии), проводящий служебную проверку, должен:
- разъяснить
заявителям и лицам, в
- своевременно доложить руководителю, назначившему служебную проверку, поступившие заявления и ходатайства и проинформировать заинтересованных лиц об их разрешении;
- документально
подтвердить время совершения
дисциплинарного проступка,
- проверить выполнение требований приказов МВД России о направлении в соответствующие подразделения МВД России информации о дисциплинарном проступке, допущенном сотрудником, или происшествии с его участием;
- изучить личное дело лица, в отношении которого проводится служебная проверка;
- осуществить сбор документов и материалов, характеризующих личные, деловые и моральные качества сотрудника, совершившего дисциплинарный проступок;
- изучить материалы проводившихся ранее служебных проверок в отношении сотрудника, информацию о ранее совершенных им дисциплинарных проступках, поступавшие жалобы на его неправомерное поведение;
- предложить сотруднику дать объяснение по существу вопроса (при необходимости изложить вопросы в письменном виде), а в случае отказа от дачи письменных объяснений в установленном порядке составить соответствующий акт, подписанный комиссией в составе не менее 3 человек;
- опросить очевидцев происшествия, дисциплинарного проступка;
- использовать результаты мониторинга социально - психологического климата в служебном коллективе;
- немедленно доложить назначившему служебную проверку должностному лицу о выявленных нарушениях служебной дисциплины и законности, требующих незамедлительного пресечения;
- предложить проведение профилактических мероприятий;
- подготовить по результатам служебной проверки заключение и представить его в установленный срок на утверждение руководителю органа, подразделения, учреждения системы МВД России, назначившему проведение служебной проверки (п. 29 Инструкции).
При этом сотрудник, в отношении которого проводится служебная проверка, имеет право:
- знать предмет служебной проверки, давать устные и (или) письменные объяснения, представлять заявления, ходатайства и иные документы;
- обжаловать решения и действия (бездействие) лица, проводящего служебную проверку, начальнику органа, подразделения, учреждения системы МВД России, назначившему служебную проверку;
- знакомиться
по окончании служебной
Заключительный или итоговый этап служебной проверки завершается составлением заключения, которое утверждается начальником, ее назначившим. С момента утверждения заключения, проверка считается завершенной.
На заключительном этапе сотрудник, проводящий служебную проверку, обязан: информировать руководителя и личный состав ОВД, заявителя, потерпевшего или его представителя, а также представителей предприятий, учреждения, организации и должностных лиц, сообщивших о неправомерных действиях работников органов внутренних дел, о результатах проверки и принятых мерах, соблюдая при этом государственную и служебную тайну.
По результатам служебной проверки составляется заключение, которое рассматривается руководителем органа внутренних дел или его заместителем. Утверждение служебной проверки означает ее окончание.
В заключении должны быть указаны:
1. Во вводной части:
должность, звание, инициалы, фамилия сотрудника, проводившего служебную проверку, или состав комиссии, проводившей служебную проверку (с указанием специального звания, должности, фамилии и инициалов председателя и членов комиссии);
основания проведения служебной проверки;
должность, звание, фамилия, имя, отчество сотрудника, в отношении которого проведена служебная проверка, и лиц, чья вина установлена в ходе ее проведения, а также год рождения, образование, время службы в органах внутренних дел и в занимаемой должности, количество поощрений, взысканий, наличие (отсутствие) неснятых дисциплинарных взысканий.
2. В описательной части:
факты и обстоятельства, установленные по результатам служебной проверки;
сущность совершенного дисциплинарного проступка или случившегося происшествия, их последствия и другие существенные обстоятельства;
какими материалами подтверждается или исключается вина сотрудника;
Информация о работе Дисциплинарная ответственность сотрудников ОВД