Дисциплинарная ответственность сотрудников ОВД

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 02:15, курсовая работа

Краткое описание

Цель и задачи исследования: обоснование и разработка логически взаимосвязанных теоретических выводов относительно особенностей правового регулирования дисциплинарного производства в ОВД с формулированием предложений и рекомендаций по совершенствованию действующих нормативных актов.

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 311.00 Кб (Скачать)

До 1993 года имелся Дисциплинарный Устав ОВД, а сейчас он отсутствует. Учитывая положения Федерального закона от 27.05.2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской федерации», можно считать обоснованным принятие отдельных Дисциплинарных уставов для каждого из трех видов государственной службы - военной (дисциплинарный устав Вооруженных Сил уже имеется), правоохранительной, гражданской.

Анализируя действующее  законодательство Российской Федерации, В.В. Касюлин приходит к выводу, что в нем отсутствуют понятия дисциплинарное взыскание и дисциплинарный проступок, применительно к государственным служащим, в том числе и лицам рядового и начальствующего состава ОВД. Наличие близких по характеру и правовым последствиям дисциплинарных взысканий (замечание, выговор и строгий выговор) не обеспечивается законодательно четким разграничением оснований их применения. Отсутствие в действующем законодательстве понятия грубого нарушение служебной дисциплины и перечня соответствующих проступков, по его мнению, значительно затрудняет применение такого вида взыскания как увольнение из ОВД за совершение грубого нарушение служебной дисциплины.18 По этой же причине в практике встречаются самые разнообразные, порой противоречивые решения по реализации дисциплинарных полномочий начальников (командиров) ОВД. Так, за совершение одного и того же проступка в разных ОВД могут следовать очень разные по строгости дисциплинарные взыскания.

Более того, ряд проблемных вопросов характерен и непосредственно для процедуры проведения служебных проверок. Анализ нормативной - правовой базы, регламентирующей вопросы их проведения в ОВД, показывает, что отсутствуют единые критерии данной процедуры. На практике это отражается в виде применения различных методик назначения и производства служебных проверок по фактам нарушений служебной дисциплины и нарушений законности сотрудниками ОВД. В указанных методиках нет единого подхода к решению насущных вопросов и спорных моментов, возникающих при осуществлении служебных проверок. Кроме этого не существует четких установленных понятий в обозначенной сфере деятельности сотрудников органов внутренних дел (отсутствует даже легальное понятие служебной проверки и т.д.). До недавнего времени содержание норм Положения «О службе в ОВД РФ», касающихся сроков проведения служебных проверок по фактам дисциплинарных проступков, и вовсе противоречило нормам Трудового кодекса России.

В связи с вышесказанным, предлагается к грубым нарушениям служебной дисциплины отнести:

  1. Неисполнение или ненадлежащее исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и вступивших в силу решений судов;
  2. Несоблюдение ограничений, установленных для сотрудников ОВД;
  3. Неповиновение - отказ от исполнения должностных обязанностей либо правомерного приказа (распоряжения) начальника;
  4. Прогул, включая отсутствие на службе без уважительных причин более четырех часов в течение рабочего дня;
  5. Нахождение на службе в состоянии алкогольного, наркотического либо токсического опьянения;
  6. Умышленное причинение (действием или бездействием) ущерба ОВД путем уничтожения, повреждения, порчи, хищения, незаконного использования или списания государственных материальных и денежных средств;
  7. Разглашение государственной либо иной охраняемой законом тайны, или утрата документа, ее содержащего, не влекущие уголовной ответственности;
  8. Утрата сотрудником вверенного ему табельного оружия;
  9. Несоблюдение иных ограничений, установленных для государственных служащих федеральными законами.

Ряд перечисленных нарушений  служебной дисциплины могут быть квалифицированы как правонарушения, ответственность за которые наступает в соответствие с административным или уголовным законодательством.

Кроме этого, ранее проведенные в ОВД исследования дисциплинарной практики19, показали, что проблемы дисциплинарного производства в ОВД не ограничиваются недостатками правового и нормативно-правового регулирования. Зачастую отрицательно сказывается на процессе дисциплинарного производства необоснованное применение нормативных правовых актов, регулирующих вопросы прохождения службы.

Напротив, юридически грамотное  построение дисциплинарных отношений положительно сказывается не только на морально-психологическом состоянии в коллективах, но и в целом на выполнении задач, стоящих перед ОВД, ибо нарушение прав сотрудников влияет не только на состояние дисциплины и соблюдение законности, но и на общественное мнение об ОВД; а также сокращает количество обращений сотрудников в судебные инстанции что ведет к сокращению финансовых (материальных) затрат МВД России по искам.

В связи с вышесказанным, на основе приоритета принципа законности над принципом единоначалия, необходима систематизация федерального законодательства, регулирующего правоотношения в сфере государственной дисциплины, составными элементами которой явились бы консолидация законодательства, регулирующего дисциплинарные правоотношения в ОВД и его кодификация. Суть последней состоит в принятии Кодекса о дисциплине государственных служащих, в котором целесообразно развить и закрепить оправдавшие себя материальные и процессуальные дисциплинарные нормы, оставив таким образом минимальное пространство для интерпретации в их толковании и, тем самым, максимально сузив предмет усмотрения субъектов дисциплинарной практики, особенно по применению мер дисциплинарной ответственности.

На основе федерального дисциплинарного законодательства подготовить и издать как минимум два ведомственных нормативно – правовых акта. Содержанием первого из них должно определять параметры оценки состояния служебной дисциплины конкретного сотрудника, а также органа внутренних дел в целом в ее взаимосвязи с уровнем состояния служебно-боевой деятельности подразделения. Суть второго правового акта – определение механизма регистрации юридических фактов (поощрений и взысканий), их учета, анализа и отчетности, способы и формы контроля за объективностью статистики, меры ответственности за ее искажение.20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Мартыненко, О.А. Детерминация и предупреждение преступлений среди персонала ОВД Украины: Монография. – Х.: изд-во ХНУВС, 2005. С. 25.

2 Министерство внутренних дел 1802–1902. Исторический очерк. СПб., 1902. С. 172.

3 Ярмыш А.Н. Наблюдать неотступно…: Административно-полицейский аппарат и органы политического сыска царизма в Украине в конце XIX начале XX в.в. Киев, 1992. С. 45.

4 Некрасов В.Ф., Борисов А.В., Детков М.Г. Органы и войска МВД России. Краткий исторический очерк. М., 1996. С. 26.

5 Лозин-Лозинский М. Надзор за следственными действиями полицейских чинов // Журнал Министерства юстиции. 1899. № 6. С. 172–178.

6 Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1885 г. Изд.18, доп. СПб., 1915. С. 531-534.

7 Сборник узаконений и распоряжений правительства, касающихся обязанностей полиции. СПб., 1880. С. 41.

8 Горбунов, С.П. Становление и развитие дисциплинарных отношений в милиции РСФСР 1947-1931 гг.: Автореферат … к.ю.н., спец. 12.00.01. – М., 2001. С. 9.

9 Шамаров В.М. Профсоюзные организации работников милиции. М., Академия МВД РФ. 1994 г. С. 67.

10 Дорогин, В.Г. Дисциплинарная ответственность в системе правоохранительной службы: Учебное пособие. – Саратов, 2008. С. 38.

11 Савостьянов, О.Е. Обеспечение законности и укрепление служебной дисциплины в подразделениях ОВД / БД «НТИ-ЦА» (по состоянию на 06.2010 г.)

 

12 Каазков, С.А. Современные формы и методы предупреждения и профилактики нарушений законности и служебной дисциплины сотрудниками ОВД: методические рекомендации. – Саратов, 2007 / БД «НТИ-ЦА» (по состоянию на 06.2010 г.)

13 Савостьянов, О.Е. Обеспечение законности и укрепление служебной дисциплины в подразделениях ОВД / БД «НТИ-ЦА» (по состоянию на 06.2010 г.)

14 Килясханов, И.Ш., Никоноров, Е.А. Основания, организация и проведение служебной проверки  в ОВД. Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности. – М., 2008 / БД «НТИ-ЦА» (по состоянию на 06.2010 г.)

15 Савостьянов, О.Е. Основания, организация и проведение служебных проверок в ОВД (в т.ч. по фактам нарушения служебной дисциплины и законности, чрезвычайных происшествий, гибели (смерти), причинения вреда здоровью и имуществу сотрудников), порядок привлечения к дисциплинарной ответственности / БД «НТИ-ЦА» (по состоянию на 06.2010 г.)

16 Килясханов, И.Ш., Никоноров, Е.А. Указ. соч.

17 Дорогин, В.Г. Дисциплинарная ответственность в системе правоохранительной службы: Учебное пособие. – Саратов, 2008. С. 87.

18 Касюлин, В.В. Проблемы дисциплинарной практики ОВД: Автореферат … к.ю.н., спец. 12.00.14. – М., 2003. С. 15.

19 См. например: Бушкевич, В.Н., Котлярова, А.Г. Правоприменительная (судебная) практика по вопросам увольнения из ОВД. – Домодедово, 2008. С. 12.

20 Касюлин, В.В. Указ. соч.


Информация о работе Дисциплинарная ответственность сотрудников ОВД