Административно-правовой статус религиозных общественных объединений

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Августа 2011 в 11:38, курсовая работа

Краткое описание

Рассматривая общественные объединения как один из субъектов административного права, следует подчеркнуть, что это один из фундаментальных конституционно-правовых институтов. Нормы об общественных объединениях содержатся в ч. 4, 5 ст. 13; ч. 2 ст.19; ч.1 ст. 30; ч. 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации. В этих статьях дана общая характеристика общественных объединений как субъектов российского права.

Оглавление

Введение
I. Общественные объединения как субъекты административного права
1. Понятие общественного объединения.
2. Общественные объединения и исполнительная власть .
3. Права и обязанности общественных объединений.
II. Административно-правовой статус некоммерческих организаций
1. Понятие некоммерческой организации.
2. Административно-правовые отношения в сфере деятельности профессиональных союзов.
3. Административно правовой статус благотворительных организаций.
III. Административно-правовой статус религиозных общественных объединений
1. Законодательная регламентация деятельности религиозных общественных объединений. Взаимоотношение органов юстиции религиозных общественных объединений.
2. Административно-правовые отношения в сфере деятельности религиозных отношений.
Заключение
Библиография

Файлы: 1 файл

Административно.docx

— 59.39 Кб (Скачать)

     В то же время имеются и принципиальные различия между базовым Законом  об общественных объединениях и Законом  о некоммерческих организациях в  правовой регламентации деятельности некоммерческих объединений. Прежде всего, Закон о некоммерческих организациях практически не допускает деятельности организации без ее государственной  регистрации, а Законом об общественных объединениях предусмотрена возможность  факультативного режима регистрационных  отношений: объединение самостоятельно решает проблему участия в административно-правовых отношениях с органами юстиции, при  этом допускается и альтернативный вариант – общественное объединение  вправе функционировать без государственной регистрации и не обладать правомочиями юридического лица. В данном случае очевидны противоречия законов.

     Следовательно, так и не решена проблема юридической  основы регистрации: подлежат ли некоммерческие организации регистрации как  общественные объединения, либо они  регистрируются на общих для всех юридических лиц основаниях, в  порядке предусмотренным статьей 51 ГК РФ.

     Некоммерческие  организации вступают в административно-правовые отношения в процессе создания, реорганизации  или ликвидации. Субъектом таких  отношений являются физические или  юридические лица, ходатайствующие  о создании некоммерческой организации, либо об изменении ее статуса, и федеральный  орган исполнительной власти, на который  возложены функции регистрации  организации. В отношении религиозных  общественных организаций эти функции  осуществляется федеральным Министерством  юстиции или его территориальными органами в субъектах Федерации.

     Отношения некоммерческих организаций и органов  государственной власти во многом обусловлены  присущим организациям социально-приоритетным функциям.

     Органы  государственной власти вправе представлять организациям льготы по уплате налогов, таможенных и иных сборов и платежей, полностью или частично освобождать  их от платы за пользование федеральным  и муниципальным имуществом, предоставлять  иные преимущества и льготы.

     Формы осуществления контроля за деятельностью  некоммерческих организаций лишь в  самом общем виде определены Законом. Среди органов исполнительной власти, которым организации обязаны  представлять информацию о своей  деятельности, специально указаны лишь органы государственной статистики и налоговые органы, но очевидно, что их перечень значительно шире. В частности, в некоторых случаях контрольные функции в этой сфере осуществляют органы юстиции, органы внутренних дел и органы безопасности. Формы и методы осуществления контрольных органов, перечень предоставляемой им информации определены Законом о некоммерческих организациях. Им урегулированы в основном имущественные и иные гражданско-правовые проблемы: взаимоотношения органов государства и некоммерческих организаций так и не были должным образом регламентированы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Административно-правовые отношения  в сфере деятельности профессиональных союзов 

     Среди общественных объединений особый статус имеют профессиональные союзы. Дефиниции  «профсоюз» и «некоммерческая организация» во многом схожи. Это объединения, имеющие  своей целью обеспечение и  защиту социально-приоритетных интересов  создавших их физических лиц. Граждан, объединившихся в профсоюз, связывает  общность производственных и профессиональных интересов. Статус профсоюзов напоминает правовое положение многих видов  объединений, поскольку в уставах  практически всех из них (творческих союзов, землячеств, благотворительных  и молодежных организаций, религиозных  объединений) предусмотрена та или  иная организация социально-правовой защиты трудовых прав и интересов  физических лиц. Профсоюзы могут  быть созданы только в форме организации.

     Среди административно-правовых отношений  в деятельности профсоюзов особое значение имеют их взаимоотношения с органами исполнительной, законодательной и  судебной власти. Статья 5 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»  от 12 января 1996 г.36 закрепляет принцип  независимости профсоюзов в своей  деятельности от органов исполнительной власти и органов местного самоуправления. Законом социально предусмотрено, что профсоюзы не подотчетны и  не подконтрольны указанным органам. Запрещается вмешиваться этим органам  и их должностным лицам в деятельность профсоюзов в тех случаях, когда  это «может повлечь за собой ограничение  прав профсоюзов или воспрепятствовать  законному осуществлению их уставной деятельности».

     Профсоюзы и их члены зависят от органов  законодательной власти: ее предписания, воплощенные в форме федерального закона или закона субъекта Федерации, обязательны для исполнения всеми его членами, а в некоторых случаях (например, Кодекс законов о труде) непосредственно затрагивают статус профсоюзов, компетенцию его органов, права и обязанности их членов.

       В процесс законодательной регламентации,  допускаются некоторые ограничения  прав профсоюзов, например, при реализации  гражданами, объединенными в профсоюз, своего права на забастовку  и иные виды коллективного  протеста против действий работодателей (см. ст. 31 и ч. 4 ст. 37 Конституции).

     Законодательство  об общественных объединениях предусматривает  особые формы регистрационных отношений, возникающих между лицами, ходатайствующими о создании профсоюза, и органов  юстиции. Законом о профсоюзах предусмотрена  уведомительная государственная регистрация: профсоюзы, объединения, первичные  профсоюзные организации в течение  месяца со дня образования направляют в Минюст России или его территориальные  органы необходимые документы, после  чего последний обязан их зарегистрировать. Базовым Законом об общественных объединениях была предусмотрена процедура  отказа объединению в регистрации  по тем или иным правовым основаниям, В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона о профсоюзах отказ в  их регистрации не допускается, однако часть 2 этой статьи все же предусматривает  возможность отказа органов юстиции  в регистрации либо уклонения  от нее и обжалования этих действий в судебном порядке. «Тем самым действия, признанные Законом противоправными, этим же правовым предписанием квалифицируются  в качестве легитимных! Недостатком  Закона о профсоюзах как раз и  является то, что он предусматривает  процедуру и правовые основания  для отказа профсоюзам в государственной регистрации».

     Осуществление профсоюзами своих прав, закрепленных Законом, представляет собой наиболее распространенную форму взаимоотношений  профсоюзов и исполнительной власти.

     Субъектами  административно-правовых отношений  в данном случае являются работодателя в лице руководителя органа исполнительной власти и соответствующих должностных  лиц и представитель профсоюзного органа. Возникающие в этой сфере  общественные отношения имеют все  признаки административно-правовых. Прежде всего, они характеризуются неравенством сторон. Субординация проявляется в  том, что Законом предусмотрены  права профсоюзов в их взаимоотношениях с работодателем, и обязанности  последних удовлетворить эти  права. Органы государственной власти любого уровня обязаны согласовать  с профсоюзами проекты законодательных  актов, затрагивающих социально-трудовые права работников. Та же обязанность  распространяется и на органы исполнительной власти при разработке ими проектов соответствующих нормативно-правовых актов.

     Законодательством предусмотрены отдельные виды нормативных  актов органов исполнительной власти, требующих согласования с профсоюзом в процессе не только их разработки, но и осуществления. Среди них  акты, предусматривающие ликвидацию предприятия, учреждения, либо его подразделений.

     Процесс ликвидации может происходить как  по инициативе самого профсоюза, так  и по инициативе органов судебной власти, включая и органы прокуратуры России.

     Особый  статус в сфере исполнительной власти не свойствен взаимоотношениям профсоюзов с органами судебной власти, включая  и органы прокуратуры. Последние  вправе осуществлять контроль и надзор за их деятельностью, причем их полномочия не ограничены какой-либо определенной сферой, как это предусмотрено  Законом о профсоюзах в случае осуществления контрольных функций органами исполнительной власти. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3. Административно-правовой статус благотворительных организаций 

     Законом об общественных объединениях предусмотрено, что деятельность отдельных видов  общественных объединений может  быть урегулирована в специальных  законах. Первым среди них стал Федеральный  закон от 11 августа 1995 г. «О благотворительной  деятельности и благотворительных  организациях».41 Согласно этому Закону, благотворительная организация  должна соответствовать всем основным признакам общественного объединения, определенным Законом об общественных объединениях. Созданная для осуществления  социально-приоритетных целей, некоммерческая благотворительная организация  должна обладать важнейшим свойством: ее деятельность должна носить бескорыстный характер – безвозмездный или на льготных условиях.

     Льготные  условия означают предоставление благотворителям  тех или иных льгот и преимуществ (прежде всего, материального характера), стимулирующие эту разновидность  социально-приоритетной деятельности.

     Однако  государственные гарантии – предоставление налоговых и имущественных льгот  – распространяется лишь на благотворительные  организации, но не на юридических и  физических лиц, являющихся спонсорами благотворительных организаций (см. ст. 18 Закона о благотворительных организациях).

       Благотворительные организации, как и все другие общественные объединения, не вправе перераспределять денежные средства, полученные в результате предпринимательской деятельности, между своими членами или участниками. В соответствии со статьей Закона о благотворительной деятельности, благотворительная организация не вправе использовать более 20% финансовых средств, расходуемых за финансовый год, на оплату труда административно-управленческого персонала. Тем самым подобная форма противоправного перераспределения денежных средств невозможна среди членов или участников благотворительных организаций.

     Основания возникновения и прекращения  административно-правовых отношений, субъектов которых являются благотворительные  организации, во многом такие же, как  и у некоммерческих организаций  и профсоюзов. В Законе о благотворительной  деятельности, как и в Законе о  некоммерческих организациях, не указан орган государственной регистрации  благотворительных организаций. Эта  процедура должна осуществляться «в порядке, установленном федеральными законами».

     Административно-правовые отношения возникают в процессе представления благотворительным  организациям органами исполнительной власти различных льгот и преимуществ, например передача в собственность государственного имущества.

     В Законе о благотворительной организации  более детально урегулированы формы  контроля: орган власти, осуществляющий регистрацию благотворительной  организации, вправе контролировать ее финансово-хозяйственную деятельность «по использованию имущества и расходованию средств».

     Это означает, что подконтрольна может  быть вся информация, подтверждающая обязательственно-правовые отношения  организации с любыми юридическими и физическими лицами. Помимо активных форм контроля, осуществляемых должностными лицами регистрирующего органа непосредственно  на месте, предусмотрены и пассивные  формы: благотворительная организация, представляя регистрирующему или  налоговому органу годовой отчет  о своей деятельности, инициирует и возникновение административно-правовых отношений.

     Помимо  контроля регистрирующего органа за финансово-хозяйственной деятельностью  благотворительных организаций  важное место отводится контролю налоговых органов, которые контролируют источники доходов организаций, размеры получаемых ими средств и уплату налогов. В данном случае контрольная деятельность регистрирующих и налоговых органов во многом идентична: ее объектом является все та же информация об общественно-правовых отношениях благотворительных организаций.

     Очевидно, что все виды финансового контроля должна осуществляться налоговыми органами.

     Таким образом, очевидны различия в правовой регламентации деятельности общественных объединений в базовом Законе об общественных объединениях и в  принятых позднее законах об отдельных  видах общественных объединений. Статус отдельных видов юридических  лиц, например: производственных кооперативов, весьма напоминает правовое положение общественных объединений. Однако данная форма совместной деятельности граждан преследует основной целью извлечение прибыли, что совершенно неприемлемо для статуса некоммерческих объединений.

     Конечно, могут принимать специальные  законы об отдельных видах объединений, но их соответствие предписаниям базового Закона об общественных объединениях обязательно. Однако фактически этот принцип не всегда соблюдается. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     III. Административно-правовой статус  религиозных общественных объединений 

     1. Законодательная регламентация  деятельности религиозных общественных  объединений. Взаимоотношения органов  юстиции и религиозных общественных объединений. 

     Итогом  длительного развития мировой религиозно-философской  мысли, как известно, стало формирование церкви как политического института  гражданского общества. Несмотря на то, что светский характер Российского  государства исключает возможность  влияния церкви на политическую жизнь  общества, вопрос о свободе совести, ее правовом регулировании постоянно  находится в нашей стране в  центре внимания властных структур: государства, его органов политических партий.

     Согласно  ст. 14 Конституции РФ Российская Федерация  объявлена светским государством: «Никакая религия не может устанавливаться  в качестве государственной или  обязательной. Религиозные объединения  отделены от государства». Правовое положение  церкви до недавнего времени регулировалось российским законом о свободе  вероисповеданий от 25 октября 1990 г.

Информация о работе Административно-правовой статус религиозных общественных объединений