Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2014 в 19:37, курсовая работа
Цель работы — изучение административно-правового статуса высшего должностного лица субъекта Российской Федерации на примере губернатора Вологодской области.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- дать понятие административно-правового статуса должностного лица;
- определить правовое регулирование административно-правового статуса высшего должностного лица субъекта РФ;
Введение………………………………………………………………….………..3
Понятие административно-правового статуса должностного лица
и правовое регулирование административно-правового статуса
высшего должностного лица субъекта РФ…………………………………….5
Порядок назначения губернатора Вологодской области,
его статус и основные полномочия……………………………………………..9
Порядок досрочного прекращения
полномочий и ответственность губернатора Вологодской области…………15
Заключение………………………………………………………………………23
Список использованной литературы……………………
План
Введение…………………………………………………………
и правовое регулирование административно-правового статуса
высшего должностного лица субъекта РФ…………………………………….5
его статус и основные полномочия……………………………………………..9
полномочий и ответственность губернатора Вологодской области…………15
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………25
Введение
Понятие административно-правовой статус используется в основном при характеристике органов и должностных лиц исполнительной власти. При этом «каждая государственная должность замещается государственным служащим, имеет специальный административно-правовой статус (права, обязанности, ограничения, полномочия, ответственность и т.д.)».1 Административно-правовой статус раскрывается именно в отношениях между органом управления или должностным лицом и другими субъектами права.
Конституционная модель организации государственной власти в Российской Федерации предполагает установление взвешенных механизмов взаимодействия, взаимного контроля и взаимной ответственности органов различных ветвей государственной власти на каждом ее территориальном уровне, включая региональный. Изменение порядка наделения полномочиями высших должностных лиц субъектов РФ, возглавляющих, как правило, высший исполнительный орган государственной власти субъектов РФ, не может квалифицироваться как одностороннее усиление исполнительной власти соответствующего территориального уровня, уход региональных органов исполнительной власти от парламентского контроля. В связи, с чем необходимо детальное определение административно-правового статуса высшего должностного лица субъекта РФ, который закрепляется в федеральном и региональном законодательстве и иных документах, регулирующих полномочия и функции указанного должностного лица. В этом и заключается актуальность темы исследования.
Цель работы — изучение административно-правового статуса высшего должностного лица субъекта Российской Федерации на примере губернатора Вологодской области.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- дать понятие административно-правового статуса должностного лица;
- определить правовое регулирование административно-правового статуса высшего должностного лица субъекта РФ;
- рассмотреть административно-
При написании данной курсовой работы использовались различные методы: метод сравнительного исследования, научный, изучение нормативно-правовой базы.
Теоретической основной курсовой работы послужили нормативно-правовые источники, статьи и учебная литература.
Административно-правовой статус должностного лица составляют следующие элементы: должность, функции, полномочия и гарантии их реализации, ответственность. Административно-правовой статус должностного лица определяется не только полномочиями, но и особым порядком назначения на должность и усложненной процедурой отстранения от занимаемой должности.
Кроме того, лица, замещающие определенные должности, должны соответствовать установленным требованиям, вытекающим из должностной компетенции, представляющей собою устойчивый комплекс обязанностей и прав, юридически закрепленный и ориентированный на одного служащего, который должен осуществлять свою деятельность в государственном органе. Также А.В. Мелехин справедливо указывает на то, что административная должность является «соединением его организационно-правового положения и состоит из двух частей: служебной и личной. Причем если вторая часть устанавливает различные гарантии для служащего (размер отпуска, льготы, компенсации и др.), то в первой заключены его служебные обязанности и права (обязанность соблюдать внутренний распорядок, право применять меры административного пресечения и др.)». 2
Административно-правовой статус должностного лица характеризуется следующими элементами:
- осуществление деятельности
на установленных
- наименование должностного
лица и место в
- функции должностного
лица - главные направления
- права и обязанности
- это центральные элементы
- правовые формы и методы
реализации функций и
- гарантии реализации полномочий должностного лица;
- ответственность - неотъемлемый
элемент правового статуса
- льготы, гарантии и компенсации. 3
А.Ф. Ноздрачев, анализируя акты законодательства, пришел к выводу о том, что общее содержание статуса должностного лица образуют в основном следующие элементы: наименование должностного лица; функции; правомочия; гарантии реализации полномочий; ответственность. 4
Административно-правовой статус высшего должностного лица субъекта Российской Федерации регулируется следующими правовыми актами:
- Конституция РФ
- Федеральный закон от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». 5
- Федеральный закон от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». 6
- Указ Президента РФ от 02.07.2005 № 773 «Вопросы взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти». 7
- Указ Президента РФ от 27.12.2004 N 1603 «О порядке рассмотрения кандидатур на должность высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации». 8
- Уставами субъектов РФ, в частности Уставом Вологодской области от 18.10.2001 г. № 716-ОЗ, принятым постановлением Законодательного Собрания Вологодской области от 03.10.2001 № 481. 9
- и иными правовыми актами РФ и субъектов РФ, в частности: порядок отзыва губернатора Вологодской определен законом Вологодской области от 22.01.2013 г. № 2970-ОЗ «О порядке отзыва Губернатора Вологодской области», принятым Постановлением Законодательного Собрания Вологодской области от 26.12.2012 г. № 892 10; порядок выборов губернатора Вологодской области определяется Законом Вологодской области от 13.07.2012 г. № 2835-ОЗ «О выборах Губернатора Вологодской области», принятым постановлением Законодательного Собрания Вологодской области от 27.06.2012 г. № 377. 11
Так, Закон Вологодской области от 13.07.2012 г. № 2835-ОЗ «О выборах Губернатора Вологодской области» определяет избирательные права граждан на выборах губернатора Вологодской области, устанавливает порядок назначения выборов, определяет систему и полномочия избирательных комиссий, устанавливает требования к выдвижению кандидата, регламентирует порядок проведения предвыборной агитации.
Следует отметить, что раннее в соответствии с законодательством РФ высшее должностное лицо субъекта РФ, в частности губернатор Вологодской области наделялись данными полномочиями по представлению Президента Российской Федерации законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и Уставами субъектов РФ, в частности Уставом Вологодской области.
Таким образом, административно-правовой статус высшего должностного лица субъекта РФ представляет собой совокупность прав и обязанностей, а также ограничений, полномочий и ответственности, которые закреплены в федеральном и региональном законодательстве и иных документах, регулирующих полномочия и функции указанного должностного лица.
Административно-правовой статус высшего должностного лица субъекта Российской Федерации регулируется в первую очередь Конституцией РФ, Федеральным законом от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», а также иными федеральными законами и указами Президента РФ. Кроме того статус указанного лица регулируется уставами субъектов РФ и иными правовыми актами субъектов РФ.
В соответствии со ст. 35 и п. 2 ст. 71 Устава Вологодской области от 18.10.2001 г. № 716-ОЗ губернатор Вологодской области является высшим должностным лицом Вологодской области, возглавляет высший исполнительный орган государственной власти области – Правительство Вологодской области и относится к государственным должностям Вологодской области, устанавливаемым для непосредственного исполнения полномочий государственных органов Вологодской области.
Согласно п. 3 ст. 18 Федерального закона от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ и п. 2 и 3 ст. 36 Устава Вологодской области от 18.10.2001 г. № 716-ОЗ губернатор Вологодской области избирается гражданами Российской Федерации, проживающими на территории области и обладающими в соответствии с законодательством РФ активным избирательным правом, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Губернатором Вологодской области может быть избран гражданин Российской Федерации, обладающий в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законом пассивным избирательным правом, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, и достигший возраста 30 лет.
В соответствии со ст. 2 Закона Вологодской области от 13.07.2012 г. № 2835-ОЗ «О выборах Губернатора Вологодской области» законодательство о выборах Губернатора области составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а также иные федеральные законы, Устав Вологодской области. 12
Срок полномочий Губернатора области составляет 5 лет и исчисляется со дня вступления в должность, то есть не позднее чем через 20 дней со дня официального опубликования результатов выборов с момента принесения губернатором Вологодской области населению области присяги на верность народу и Конституции Российской Федерации, Уставу области. Также в соответствии со ст. 37 Устава Вологодской области от 18.10.2001 г. № 716-ОЗ одно и то же лицо не может замещать должность Губернатора области более двух сроков подряд.
Полномочия Губернатора области прекращаются с момента вступления в должность вновь избранного Губернатора области, за исключением случаев, досрочного прекращения полномочий губернатора Вологодской области, предусмотренных Уставом Вологодской области, характеристика которым будет дана в следующем параграфе данной курсовой работы.
Статьей 40 Устава Вологодской области предусмотрены ограничения, связанные с осуществлением полномочий Губернатора области, в частности, губернатор области не может быть одновременно членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы, судьей, замещать иные государственные должности РФ, государственные должности Вологодской области, должности федеральной государственной службы, государственной гражданской службы субъекта РФ, а также муниципальные должности и должности муниципальной службы, не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, губернатор области не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором или законодательством РФ.
Исключение составляет лишь то, что губернатор области вправе заниматься преподавательской, научной и иной творческой деятельности, которая в свою очередь не должна финансироваться за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено законодательством РФ.
В ст. 38 Устава Вологодской области приведены полномочия Губернатора области как высшего должностного лица и руководителя Правительства Вологодской области. Так, в соответствии со ст. 38 Устава Вологодской области губернатор при осуществлении внешнеэкономических связей представляет область лично или через уполномоченных им представителей в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления. Также основными полномочиями губернатор Вологодской области являются:
Информация о работе Административно-правового статуса должностного лица