Правовой статус иностранных лиц

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2015 в 18:28, курсовая работа

Краткое описание

Проблема статуса иностранных граждан в России долгое время была не решенной и очень актуальной. Множество вопросов, ранее неурегулированных, законодательно оформил ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
Иностранными гражданами считаются лица, находящиеся на территории РФ, не принадлежащие к гражданству РФ и обладающие документами, доказывающими наличие у них гражданства (подданства) иностранного государства. Другой категорией лиц. находящихся в РФ и не обладающих гражданством РФ, могут быть лица без гражданства.

Оглавление

Введение 2
1. Правовые основы статуса иностранных граждан и лиц без гражданства 3
1.1. Правовой статус личности 3
1.2. Режимы пребывания иностранных граждан в Российской Федерации. 4
1.2.1. временное пребывание 4
1.2.2. временное проживание 4
1.2.3. Постоянное проживание. Вид на жительство 8
1.3. Документы и особенности пребывания иностранных граждан в РФ. 11
1.4.Передвижение по территории РФ 12
2. Приглашения на въезд в Российскую Федерацию, порядок их получения. 14
2.1. Приглашение на въезд в РФ: понятие, квота 14
2.2. Приглашение на въезд в Российскую Федерацию иностранного работника в целях обучения в образовательном учреждении. 16
2.3. Приглашение на въезд в Российскую Федерацию иностранного работника в целях осуществления трудовой деятельности 16
3. Регистрация и учет иностранных граждан и лиц без гражданства 20
3.1. Регистрация иностранных граждан 20
3.2. Учет иностранных граждан. 21
4. Статус беженцев и лиц, получивших политическое убежище. 23
4.1. Статус беженцев 23
4.2. Статус лиц, получивших политическое убежище 32
Заключение 37
Список использованной литературы. 38

Файлы: 1 файл

курсовая - ин граждане.doc

— 359.50 Кб (Скачать)

Оглавление

 

 

 

 

Введение

Проблема статуса иностранных граждан в России долгое время была не решенной и очень актуальной. Множество  вопросов, ранее неурегулированных, законодательно оформил ФЗ «О правовом положении  иностранных граждан в Российской Федерации».

Иностранными гражданами считаются лица, находящиеся на территории РФ, не принадлежащие к гражданству РФ и обладающие документами, доказывающими наличие у них гражданства (подданства) иностранного государства. Другой категорией лиц. находящихся в РФ и не обладающих гражданством РФ, могут быть лица без гражданства. Они не являются гражданами РФ и не имеют доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Именно такое определение этих категорий лиц дает главный нормативный акт этой сферы — Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25 июля 2002 г

Во многих отношениях правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства схож. Он имеет общую конституционно-правовую основу. Конституция РФ (ч. 3 ст. 62) гласит: «Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации)).

В международном праве подход, при котором иностранцы имеют в целом такой же статус, как и свои граждане, за определенными изъятиями, получил наименование национального режима.

   Российская Федерация использует по отношению к иностранным гражданам также режим наибольшего благоприятствования. Его общий смысл состоит в том, что государство предоставляет гражданам данного государства такие же возможности, какие оно гарантирует гражданам третьего государства. Однако используется и такое толкование режима наибольшего благоприятствования, при котором государства договариваются, что их граждане на территории договаривающихся государств будут иметь несколько большие возможности, чем граждане третьих стран, хотя ряд авторов

Россия соблюдает и дипломатические иммунитеты., обозначенные в международных документах и предполагающие несколько особое положение иностранных граждан с дипломатическими рангами на территории государства, особенно применительно к юридической ответственности. Обо всем этом далее будет сказано подробнее.

 

1. Правовые основы статуса  иностранных граждан и лиц без гражданства

 

1.1. Правовой статус личности

В отрасли конституционного права важное место занимают нормы, касающиеся основ правового статуса личности. Конституционное воплощение этот институт получил в гл.2 действующей Конституции РФ: «Права и свободы человека и гражданина». Здесь устанавливается, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. Нормы данного института содержатся в широкой системе законодательных актов, в которых детально раскрываются содержание и порядок реализации прав и свобод человека и гражданина. К таким актам,  затрагивающим статус иностранных лиц и лиц без гражданства относятся ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (2002г.).

Правовой статус личности – совокупность прав, свобод и обязанностей, которыми человек наделяется как субъект правоотношений, возникающих в процессе реализации норм всех отраслей права.

Конституционное право выполняет особую роль в установлен7ии правового положения человека и гражданина.

Каждая из других отраслей права закрепляет совокупность прав и обязанностей в определенной сфере общественных отношений: имущественных, трудовых и т. д.

Элементы системы взаимоотношений государства и личности:

  1. правовые установления, связанные  с принадлежностью к гражданству и регулированием отношений по поводу гражданства.  Также к данному институту относятся нормы, определяющие правовой статус иностранных граждан, лиц без гражданства, на законных основаниях проживающих в Российской Федерации, а также беженцев, получивших политическое убежище в России
  2. общие принципы статуса личности (равноправие, гарантированность, неотъемлемость прав и свобод).

 Их установление является  необходимым для исключении я  любых форм дискриминации личности  или предоставления не основанных  на законе привилегий в реализации  прав и свобод.

  1. Основные права, свободы, обязанности

 

Основной принцип, определяющий правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, закреплен в ст. 62 Конституции.  В соответствии с ней указанные лица пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. 1Этот принцип является конституционной основой правового статуса граждан.

Помимо Конституции правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства  конкретизирует  сравнительно новый федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Иностранным гражданином признаётся  физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства. 

Лицо без гражданства  - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства2.

 

1.2. Режимы пребывания иностранных  граждан в Российской Федерации.

 

В настоящее время существуют три правовых режима пребывания иностранных граждан в Российской Федерации:

1) временное пребывание

2) временное проживание

3) постоянное проживание

 

1.2.1. временное пребывание

Срок временного пребывания определяется сроком выданной ему визы, а при отсутствии визы период нахождения на территории Российской Федерации не может превышать девяносто суток, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом.  В дальнейшем при отсутствии разрешения на временное проживание прибывший иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия визы или девяносто суток. Срок временного пребывания может быть продлен или сокращен, если изменились условия или перестали существовать обстоятельства, в связи с которыми ему был разрешен въезд в Российскую Федерацию. В случае если иностранный гражданин заключил трудовой договор ил гражданско-правовой договор на  выполнение работ (оказание услуг) срок продевается на срок действия заключенного договора, но не более чем за один год со дня въезда в РФ.

 

1.2.2. временное проживание

 Разрешение на временное проживание — подтверждение права иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в Российской Федерации до получения вида на жительство, оформленное в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в виде документа установленной формы, выдаваемого в Российской Федерации лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего его личность3.

Квота на выдачу иностранным гражданам разрешений на временное проживание ежегодно утверждается Правительством РФ по предложениям исполнительных органов государственной власти субъектов РФ с учетом демографической ситуации в соответствующем субъекте и его возможностей по обустройству иностранных граждан. Квота устанавливается на календарный год в абсолютных величинах для Российской Федерации в целом и отдельно для каждого субъекта Российской Федерации.

Квота устанавливается с учетом следующих факторов:

  1. Целесообразности проживания в субъекте Российской Федерации иностранных граждан исходя из реального состояния экономики, природно-климатических особенностей и экологического состояния территории субъекта РФ.
  2. Состояния рынка труда, демографической ситуации в субъекте РФ, возможности жилищного и культурно-бытового обустройства иностранных граждан, получивших разрешение на временное проживание
  3. иммиграционных проблем и наличия средств их решения
  4. санитарно-эпидемиологического благополучия территории субъекта РФ, возможности оказания медицинской помощи иностранным гражданам, получившим разрешение на временное проживание
  5. необходимости поддержания межнационального и межконфессионального мира и согласия, а также обеспечения общественного порядка и интересов безопасности государства
  6. криминогенной  обстановки в субъекте РФ и ее влияния на положение иностранных граждан, получивших разрешение на временное проживание
  7. Генеральной схемы расселения на территории РФ, другой градостроительной документации.4

 

Без учета утвержденной Правительством Российской Федерации квоты разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину:

1) родившемуся на территории  РСФСР и состоявшему в прошлом  в гражданстве СССР или родившемуся  на территории Российской Федерации;

2) признанному нетрудоспособным  и имеющему дееспособных сына  или дочь, состоящих в гражданстве  Российской Федерации;

3) имеющему хотя бы  одного нетрудоспособного родителя, состоящего в гражданстве Российской  Федерации;

4) состоящему в браке  с гражданином Российской Федерации, имеющим место жительства в Российской Федерации;

5) осуществившему инвестиции  в Российской Федерации в размере, установленном Правительством Российской  Федерации;

6) поступившему на военную  службу, на срок его военной  службы;

7) в иных случаях, предусмотренных  федеральным законом.

   Территориальный  орган федерального органа исполнительной  власти, ведающего вопросами внутренних  дел, по заявлению, поданному в  указанный орган временно пребывающим  в Российской Федерации иностранным гражданином, либо по заявлению, поданному иностранным гражданином в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации в государстве проживания этого гражданина, в шестимесячный срок выдает иностранному гражданину разрешение на временное проживание либо отказывает ему в выдаче такого разрешения.5

 

Заявление на выдачу разрешения на  временное проживание подается в Паспортно-визовое управление (отдел, отделение, группу) МВД, УВД, ГУВД  по месту предполагаемого временного проживания. Этот орган в 6-месячный срок выдает иностранному гражданину разрешение на временное проживание либо отказывает в выдаче такого разрешения.

Находящийся за границей иностранец такое заявление подает в дипломатическое представительство или консульское учреждение РФ в государстве своего проживания. Однако указанное заявление пересылается дипломатической почтой в территориальный орган МВД по месту планируемого временного проживания иностранца, и только он в названный срок разрешает временное проживание либо отказывает в этом.

Территориальный орган МВД при рассмотрении заявления направляет запросы в органы безопасности, службу судебных приставов, налоговые органы, органы социального обеспечения, органы здравоохранения, органы миграционной службы и другие заинтересованные органы, которые в 2-месячный срок со дня поступления запроса представляют информацию о наличии либо отсутствии обстоятельств, препятствующих выдаче иностранцу разрешения на временное проживание.

В случае отказа повторное заявление подается не ранее чем через один год со дня отклонения предыдущего заявления.

Разрешение на временное проживание — это документ, содержащий определенные сведения: фамилию, имя (написанные буквами русского и латинского алфавитов), дату и место рождения: пол, гражданство иностранного гражданина, номер и дату принятия решения о выдаче разрешения, срок действия разрешения, наименование органа, выдавшего разрешение.

В ст. 7 Закона об иностранцах 2002 г. содержится обширный перечень оснований для отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание. Чтобы читатель получил полное представление об основаниях отказа, приведем их полностью в редакции Закона. Разрешение не выдается, а ранее выданное разрешение аннулируется в случае, если данный иностранный гражданин:

  1. выступает за насильственное изменение основ конституционного строя РФ. иными действиями создает угрозу безопасности РФ или граждан РФ;
  2. финансирует, планирует террористические (экстремистские)акты, оказывает содействие в совершении таких актов или совершает их, а равно иными действиями поддерживает террористическую(экстремистскую) деятельность,
  3. в течение пяти лет, предшествовавших дню подачи заявления о выдаче разрешения на временное проживание, подвергался административному выдворению за пределы РФ либо депортации;
  4. представил поддельные или подложные документы либо сообщил о себе заведомо ложные сведения;
  5. осужден вступившим в законную силу приговором суда за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо преступления, рецидив которого признан опасным;
  6. имеет непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления на территории РФ либо за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом;
  7. неоднократно (два и более раз) в течение одного года привлекался к административной ответственности за нарушение законодательства РФ в части обеспечения режима пребывания (проживания)иностранных граждан в РФ;
  8. не может представить доказательства возможности содержать себя и членов своей семьи в РФ в пределах прожиточного минимума, не прибегая к помощи государства, за исключением Случая, если иностранный гражданин признан нетрудоспособным;
  9. по истечении 3 лет со дня въезда не имеет в РФ жилого помещения на основаниях, предусмотренных законодательством РФ;

10) выехал из РФ в иностранное государство для постоянного проживания;

11) находится за пределами  РФ более шести месяцев;

12) заключил  брак с гражданином РФ, послуживший  основанием для получения разрешения  на временное проживание, и этот  брак признан судом недействительным;

13) является  больным наркоманией, либо не  имеет сертификата об отсутствии  у него заболевания, вызываемого  вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), либо страдает одним  из инфекционных заболеваний, которые  представляют опасность для окружающих. Перечень таких заболеваний и порядок подтверждения их наличия или отсутствия утверждаются Правительством РФ.

Информация о работе Правовой статус иностранных лиц