Правовой статус иностранных лиц

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2015 в 18:28, курсовая работа

Краткое описание

Проблема статуса иностранных граждан в России долгое время была не решенной и очень актуальной. Множество вопросов, ранее неурегулированных, законодательно оформил ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
Иностранными гражданами считаются лица, находящиеся на территории РФ, не принадлежащие к гражданству РФ и обладающие документами, доказывающими наличие у них гражданства (подданства) иностранного государства. Другой категорией лиц. находящихся в РФ и не обладающих гражданством РФ, могут быть лица без гражданства.

Оглавление

Введение 2
1. Правовые основы статуса иностранных граждан и лиц без гражданства 3
1.1. Правовой статус личности 3
1.2. Режимы пребывания иностранных граждан в Российской Федерации. 4
1.2.1. временное пребывание 4
1.2.2. временное проживание 4
1.2.3. Постоянное проживание. Вид на жительство 8
1.3. Документы и особенности пребывания иностранных граждан в РФ. 11
1.4.Передвижение по территории РФ 12
2. Приглашения на въезд в Российскую Федерацию, порядок их получения. 14
2.1. Приглашение на въезд в РФ: понятие, квота 14
2.2. Приглашение на въезд в Российскую Федерацию иностранного работника в целях обучения в образовательном учреждении. 16
2.3. Приглашение на въезд в Российскую Федерацию иностранного работника в целях осуществления трудовой деятельности 16
3. Регистрация и учет иностранных граждан и лиц без гражданства 20
3.1. Регистрация иностранных граждан 20
3.2. Учет иностранных граждан. 21
4. Статус беженцев и лиц, получивших политическое убежище. 23
4.1. Статус беженцев 23
4.2. Статус лиц, получивших политическое убежище 32
Заключение 37
Список использованной литературы. 38

Файлы: 1 файл

курсовая - ин граждане.doc

— 359.50 Кб (Скачать)

Сопоставление норм Закона о беженцах и постановления Правительства позволяет сделать вывод о том, что принятие решения о выдаче свидетельства и сама выдача — не одно и то же. Дипломатическое или консульское учреждение направляет свое решение в течение 5 рабочих дней ФМС для рассмотрения ходатайства по существу и выдачи свидетельства.   Таким образом, дипломатическое ведомство ожидает решения ФМС, а этот орган при положительном варианте направляет свидетельство за границу для вручения его соответствующему лицу, и тогда документ может быть основанием для законного въезда лица в РФ. Не исключено, что ходатайствующее лицо за это время «объявится» в России, и тогда оно сможет . получить свидетельство непосредственно в ФМС.

Лицу же, которое уже находится в России, этот документ крайне необходим. Поэтому, согласно Закону, вручает или направляет ему такое свидетельство пост иммиграционного контроля или территориальный орган ФМС в течение суток со дня принятия решения.

Решение о выдаче свидетельства является основанием для предоставления лицу и членам его семьи прав и возложения на них обязанностей, предусмотренных Законом о беженцах.

Свидетельство является основанием для регистрации в установленном порядке лица, ходатайствующего о признании беженцем, и членов его семьи в территориальном органе внутренних дел на срок рассмотрения ходатайства по существу.   Свидетельство является также основанием для получения лицом и членами его семьи направления в центр временного размещения беженцев.

Лицо, находящееся на территории РФ, при получении свидетельства передает свой национальный (гражданский) паспорт и (или) другие документы, удостоверяющие его личность, на хранение в пост иммиграционного контроля или территориальный орган ФМС на период рассмотрения ходатайства по существу.

Закон о беженцах содержит достаточно объемный перечень оснований для отказа в рассмотрении ходатайства по существу, если:

  • в отношении лица возбуждено уголовное дело за совершение преступления на территории РФ;
  • лицу ранее было отказано в признании беженцем в связи с отсутствием обстоятельств, предусмотренных данным Законом, при условии, что обстановка в государстве его гражданской принадлежности (его прежнего обычного местожительства) со дня получения отказа и до дня подачи нового ходатайства не изменилась;
  • лицо получило обоснованный отказ в признании беженцем в любом из государств, присоединившихся к Конвенции ООН 1951 г.о статусе беженцев и (или) к Протоколу 1967 г., при условии, что правовые нормы о признании беженцем в данном государстве не противоречат законодательству РФ;

—лицо имеет гражданство третьего государства, защитой которого может воспользоваться, или права на пребывание на законном основании на территории третьего государства при отсутствии обоснованных опасений стать жертвой преследований в третьем государстве;

  • лицо прибыло из иностранного государства, на территории которого имело возможность быть признанным беженцем;
  • лицо покинуло государство своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного местожительства) не по обстоятельствам, предусмотренным данным Законом, и не желает возвращаться в государство своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного местожительства) из опасения понести в соответствии с законодательством данного государства наказание за незаконный выезд за пределы его территории либо за совершенное в нем иное правонарушение;
  • лицо было вынуждено незаконно пересечь Государственную границу РФ с намерением ходатайствовать о признании беженцем и не обратилось с ходатайством в порядке, предусмотренном данным Законом;
  • лицо отказывается сообщить сведения о себе и (или) об обстоятельствах прибытия на территорию РФ;
  • лицо состоит в браке с гражданкой (гражданином) РФ и в соответствии с законодательством РФ имеет возможность получить разрешение на постоянное проживание на территории РФ;
  • лицо уже имеет разрешение на постоянное проживание на территории РФ.

Решение об отказе в рассмотрении ходатайства по существу принимает ФМС. Если ходатайствующее лицо находится за границей, принятое решение об отказе в рассмотрении ходатайства по существу в течение 5 рабочих дней ФМС направляет в дипломатическое представительство или консульское учреждение; если человек находится в России, решение направляется в пост иммиграционного контроля или территориальный орган ФМС.

Названные органы, учреждения в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения об отказе вручают или направляют лицу уведомление с указанием причин отказа и порядка обжалования принятого решения, а также с разъяснением правового положения лица и членов его семьи на территории РФ, которое состоит в том, что человек обязан покинуть территорию РФ вместе с членами семьи в течение 3 рабочих дней со дня получения уведомления об отказе, если он 1 подавал ходатайство в пункте пересечения границы РФ законным путем, либо в месячный срок — при иных вариантах подачи ходатайства.

Если же вопрос решен положительно, при получении свидетельства у человека и прибывших с ним членов его семьи появляются определенные права и обязанности. В частности, они имеют право на услуги переводчика и получение информации о порядке признания беженцем, о своих правах и обязанностях, а также иной информации относительно своих возможностей.

Эти лица могут получить содействие в обеспечении проезда и провоза багажа к месту своего пребывания в соответствии с постановлением Правительства РФ от 23 мая 1998 г., которым утвержден Порядок оказания содействия лицу, получившему свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации по существу, и беженцу в обеспечении проезда и провоза багажа к месту пребывания.

В соответствии с этим Порядком содействие названным категориям лиц, а также прибывшим с ними членам семьи осуществляется территориальным органом миграционной службы, в котором они состоят на учете. Орган выдает этим лицам соответствующее направление на приобретение бесплатно в приоритетном порядке в транспортной организации билетов и багажных квитанций (проездных документов) для следования по территории РФ: от места выдачи свидетельства до центра временного размещения (места временного проживания) — для лиц, получивших свидетельство; от центра временного размещения (места временного проживания) до нового места пребывания — для беженцев. Правом на получение содействия указанные лица могут воспользоваться не более одного раза.

Проезд лиц, получивших свидетельство, беженцев и прибывших с ними членов семьи, а также провоз их багажа осуществляются железнодорожным или автомобильным транспортом в соответствии с правилами, установленными для этих видов транспорта. В случаях, если проезд указанными видами транспорта невозможен, он может осуществляться речным, морским и воздушным транспортом.

Оплата проезда и провоза багажа (не более 100 кг на одного человека) осуществляются территориальными органами миграционной службы из средств федерального бюджета по безналичному расчету на основании предъявленных транспортными организациями счетов. Органы миграционной службы и транспортные организации осуществляют взаимодействие в оказании содействия лицу, получившему свидетельство, и беженцу, а также прибывшим с ними членам семьи на основе договора. Форма типового договора утверждается ФМС по согласованию с МПС РФ и Министерством транспорта РФ.

У лиц, получивших свидетельства, есть право на получение единовременного денежного пособия на каждого члена семьи в порядке и в размерах, определяемых Правительством РФ, но не ниже 100 рублей .

Если у лиц, получивших свидетельство, нет крыши над головой, они могут получить направление территориального органа ФМС в центр временного размещения. Более того, они могут рассчитывать на сопровождение представителями этого органа и (или) территориального органа внутренних дел в центр временного размещения и на охрану представителями органа внутренних дел в этом центре для обеспечения их безопасности.

Свидетельство дает также право на получение питания и пользование коммунальными услугами в месте временного содержания или центре временного размещения, на медицинскую и лекарственную помощь, на получение содействия в направлении на профессиональное обучение в центре временного размещения или в трудоустройстве.

Что касается обязанностей, эти лица должны соблюдать Конституцию РФ, Закон о беженцах, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Они обязаны соблюдать установленный порядок проживания и выполнять требования санитарно-гигиенических норм проживания в месте временного содержания или центре временного размещения, пройти обязательное медицинское освидетельствование в установленном объеме требований медицинского сертификата, наконец, сообщать в ФМС либо в ее территориальный орган достоверные сведения, необходимые для принятия решения о признании их беженцами.

Основные последствия для лиц, ходатайствующих о признании их беженцами, наступают после рассмотрения ходатайств по существу. Это рассмотрение осуществляют: ФМС в отношении лица, находящегося вне пределов территории РФ, в течение 2 месяцев со дня принятия решения о выдаче свидетельства; территориальный орган ФМС в отношении лица, находящегося в центре временного размещения или ином месте пребывания на территории РФ, в течение 3 месяцев со дня принятия решения о выдаче свидетельства. Срок рассмотрения ходатайства по существу может быть продлен ФМС либо ее территориальным органом с согласия ФМС, но не более чем на три месяца.

Лицу, признанному беженцем и достигшему 18 лет, ФМС либо ее территориальный орган выдает удостоверении установленной формы. Удостоверение является документом, удостоверяющим личность лица, признанного беженцем. Сведения о членах семьи лица, признанного беженцем, не достигших 18 лет, заносятся в удостоверение одного из родителей, а при отсутствии родителей — в удостоверение опекуна либо в удостоверение одного из членов семьи, достигшего 18 лет и добровольно взявшего на себя ответственность за поведение, воспитание и содержание членов семьи, не достигших 18 лет.

Удостоверение действительно на всей территории РФ и является основанием для регистрации в установленном порядке лица, признанного беженцем, и членов его семьи в территориальном органе внутренних дел на срок признания данного лица беженцем. Форма бланка удостоверения, порядок его оформления, выдачи и обмена определяются Правительством РФ.

При получении удостоверения национальный (гражданский) паспорт и (или) другие документы, удостоверяющие личность человека, признанного беженцем, остаются на хранении в ФМС либо в ее территориальном органе на срок признания данного лица беженцем.

Помимо удостоверения беженцу по его заявлению может быть выдан так называемый проездной документ. Проездной документ беженца предназначен для его выезда за пределы РФ и возвращения (въезда) на территорию РФ. Проездной документ можно использовать вместо национального паспорта как документ, удостоверяющий личность при выезде беженца за пределы РФ и его возвращении (въезде) на территорию РФ. При этом выезд беженца, имеющего проездной документ, осуществляется в порядке, установленном для выезда иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в РФ, а въезд в иностранное государство — в порядке, установленном данным государством. При наличии национального паспорта проездной документ недействителен.

Действителен проездной документ для выезда беженца из РФ во все иностранные государства, за исключением государства гражданской принадлежности или прежнего обычного места жительства, из которого он выехал в поисках убежища, а также государств, обстановка в которых является небезопасной для него и членов его семьи. Проездной документ не обеспечивает беженцу в период его нахождения на территории иностранного государства защиту его интересов дипломатическими представительствами или консульскими учреждениями РФ.

Проездной документ выдается сроком не более чем на 2 года. Действие проездного документа может быть продлено на срок, не превышающий срок признания лица беженцем. В случае выезда беженца в иностранное государство для проживания действие проездного документа устанавливается на срок, не превышающий 3 месяцев со дня его выдачи.

Оформляется и выдается проездной документ беженцу на территории РФ по его письменному заявлению, поданному лично в территориальный орган миграционной службы по месту его учета.

Кроме территориальных органов оформлять и выдавать проездной документ для выезда беженца за пределы РФ по письменному заявлению беженца может также ФМС в случае: необходимости экстренного выезда беженца на лечение; срочного выезда беженца в иностранное государство для проживания; смерти близких родственников беженца, проживавших в других государствах; выезда беженца за пределы РФ в связи с чрезвычайной ситуацией природного, техногенного или другого характера, возникшей на территории РФ; письменного обращения официальных органов Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев, Международной организации по миграции или соответствующих органов иностранных государств.

После возвращения (въезда) беженца в Российскую Федерацию проездной документ в течение 10 дней сдается его владельцем на хранение в территориальный орган ФМС по месту учета. Проездной документ подлежит изъятию в случае утраты лицом статуса беженца, лишения его статуса беженца либо в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ.

Информация о работе Правовой статус иностранных лиц