Правовой статус иностранных лиц

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2015 в 18:28, курсовая работа

Краткое описание

Проблема статуса иностранных граждан в России долгое время была не решенной и очень актуальной. Множество вопросов, ранее неурегулированных, законодательно оформил ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
Иностранными гражданами считаются лица, находящиеся на территории РФ, не принадлежащие к гражданству РФ и обладающие документами, доказывающими наличие у них гражданства (подданства) иностранного государства. Другой категорией лиц. находящихся в РФ и не обладающих гражданством РФ, могут быть лица без гражданства.

Оглавление

Введение 2
1. Правовые основы статуса иностранных граждан и лиц без гражданства 3
1.1. Правовой статус личности 3
1.2. Режимы пребывания иностранных граждан в Российской Федерации. 4
1.2.1. временное пребывание 4
1.2.2. временное проживание 4
1.2.3. Постоянное проживание. Вид на жительство 8
1.3. Документы и особенности пребывания иностранных граждан в РФ. 11
1.4.Передвижение по территории РФ 12
2. Приглашения на въезд в Российскую Федерацию, порядок их получения. 14
2.1. Приглашение на въезд в РФ: понятие, квота 14
2.2. Приглашение на въезд в Российскую Федерацию иностранного работника в целях обучения в образовательном учреждении. 16
2.3. Приглашение на въезд в Российскую Федерацию иностранного работника в целях осуществления трудовой деятельности 16
3. Регистрация и учет иностранных граждан и лиц без гражданства 20
3.1. Регистрация иностранных граждан 20
3.2. Учет иностранных граждан. 21
4. Статус беженцев и лиц, получивших политическое убежище. 23
4.1. Статус беженцев 23
4.2. Статус лиц, получивших политическое убежище 32
Заключение 37
Список использованной литературы. 38

Файлы: 1 файл

курсовая - ин граждане.doc

— 359.50 Кб (Скачать)

 

4.2. Статус лиц, получивших политическое  убежище

Лица, получившие политическое убежище, — еще одна специфическая группа иностранцев в Российской Федерации. По общему понятию политическое убежище — это предоставление соответствующим государством возможности лицу, покинувшему по политическим мотивам (убеждениям и общественно-политической деятельности) государство своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного местожительства), неограниченное время пребывать (проживать) на территории данного государства и пользоваться его защитой.

Российская Федерация гарантирует иностранным гражданам и лицам без гражданства политическое убежище. В ст. 63 Конституции РФ говорится, что Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права.

В Российской Федерации не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или бездействие), не признаваемые в Российской Федерации преступлением. Выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также передача осужденных для отбывания наказания в других государствах осуществляются на основе федерального закона или международного договора Российской Федерации.

Специальным документом, посвященным данному вопросу, является утвержденное Указом Президента РФ от 21 июля 1997 г. Положение о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища.

В нем говорится, что политическое убежище предоставляется Российской Федерацией иностранным гражданам и лицам без гражданства с учетом государственных интересов РФ на основании общепризнанных принципов и норм международного права в соответствии с Конституцией РФ и настоящим Положением.

Российская Федерация предоставляет политическое убежище лицам, ищущим убежище и защиту от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного местожительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом, нормам международного права, если преследование направлено непосредственно против лица, обратившегося с ходатайством о предоставлении политического убежища (п. 2 Положения 1997 г.).

Таким образом, политическое убежище предоставляется при следующих условиях:

во-первых, при наличии факта преследования либо реальной угрозы преследования;

во-вторых, основаниями преследования являются общественно-политическая деятельность и убеждения;

в-третьих, местом преследования или его угрозы является государство, гражданином которого является лицо, либо государство, где оно проживает (следовательно, если угроза преследования возникает в третьем государстве, где человек находится проездом, на отдыхе и т. п., вопрос о предоставлении политического убежища возникнуть не может).

Наибольший интерес представляют основания преследования. Как видим, российское Положение 1997 г. формулирует их достаточно абстрактно — это общественно-политическая деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом и нормам международного права.

В международных документах говорится в целом о праве убежища, а не о политическом убежище. Так, согласно Всеобщей декларации о правах человека ООН от 10 октября 1948 г., каждый человек имеет право искать убежища от преследований в других странах и пользоваться этим убежищем. Это право не может быть использовано в случае преследования, в действительности основанного на совершении неполитического преступления или деяния, противоречащего целям и принципам ООН (ст. 14). В Декларации ООН о территориальном убежище от 14 декабря 1967 г., в основу которой положен документ 1948 г., сказано, что на право искать убежище и пользоваться убежищем не может ссылаться никакое лицо, в отношении которого существуют серьезные основания полагать, что оно совершило преступление против мира, военное преступление или преступление против человечества по смыслу тех международных актов, которые были выработаны для того, чтобы предусмотреть нормы относительно этих преступлений (ч. 2 ст. 1).

Таким образом, политический аспект убежища здесь не назван, хотя Декларация 1948 г., отрицая возможность пользоваться правом убежища при совершении неполитического преступления, тем самым подразумевает возможность убежища от преследования за так называемые политические преступления, а они-то как раз и есть отражение неблагоприятных последствий для человека за его политическую деятельность и убеждения.

Отметим еще два момента. В преамбуле к Декларации 1967 г. отмечено, что предоставление государством убежища лицам, имеющим основание ссылаться на ст. 14 Всеобщей декларации прав человека, является мирным и гуманным актом и поэтому не может рассматриваться никаким другим государством как недружелюбный акт. И еще в ст. 1 (п. 3) Декларации 1967 г. говорится, что оценка

оснований для предоставления убежища лежит на предоставляющем это убежище государстве.

Таким образом, очевидно, что при совершении уголовных преступлений и преступлений, направленных против человечества, лица не могут спрятаться в другом государстве под предлогом получения убежища. Соответственно и государства не могут рассматривать основания предоставления убежища по данным мотивам.

В остальном же государства свободны в определении оснований предоставления убежища, лишь бы они (хотя бы словесно) сражали демократические принципы международных актов и право личности на свои мнения и убеждения.

Это, собственно, и сделано в российском варианте регулирования. Но поскольку в Конституции и Положении 1997 г. говорится о предоставлении политического убежища, отсюда логически следует, что помощь оказывается человеку, который преследуется по политическим мотивам. Получается, что соответствующую окраску имеют не только деятельность человека (не случайно она называется в Положении 1997 г. общественно-политической), но и его убеждения (в ст. 63 Конституции РФ как раз и говорится о том, что в Российской Федерации не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения). Более того, при некоторой доле казуистики можно даже считать: раз уж в российском документе сказано, что лицо преследуется или опасается преследования «за общественно-политическую деятельность и убеждения», то эти два фактора надо рассматривать вместе. Иначе говоря, общественно-политическая деятельность предполагает наличие адекватных убеждений. Но очевидно, что к преследованиям ведут не наличие политических убеждений и не любое их высказывание, а лишь когда изложение взглядов выливается в общественно-политическую (т. е. организованную) деятельность.

Главная ценность убежища в целом, и политического убежища в частности состоит в том, что это есть гуманный акт государства, имеющий целью только спасение человеческих жизней. С одной стороны, не должно быть физической расправы со своими поверженными соперниками. С другой, нельзя рассматривать политическое убежище как средство оказания помощи своим идейным союзникам, проигравшим борьбу за власть в другой стране, приютить их на время, чтобы они могли сплотить силы и предпринять новую попытку вернуться «на коне» в свое государство. Не случайно Декларация 1967 г. призывает считать предоставление убежища мирным и гуманным актом, не рассматривать его никаким другим государством как недружелюбный акт. Но предоставление политического убежища все-таки есть выражение определенной политической линии государства. Она может быть и более ярко выраженной, и внешне несколько нейтральной, но в целом это не меняет общей картины.


 

Предоставление Российской Федерацией политического убежища производится Указом Президента РФ.

Лицо, которому предоставлено политическое убежище, пользуется на территории РФ правами и свободами и несет обязанности  наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных для иностранных граждан и лиц без гражданства федеральным законом или , международным договором РФ.

Как видим, особого положения у лиц, получивших политическое убежище (их часто называемых политэмигрантами), нет. Однако важно то, что они находятся под защитой нашего государства в такой же мере, что и российские граждане. Рискнем даже предположить, что предоставив убежище, государство готово взять на себя повышенную защиту личной безопасности человека. Ведь не секрет, что спецслужбы некоторых наших соседей, пользуясь прозрачностью границ, уже пытались похищать людей, чтобы лишить их свободы на своей территории. Известен, в частности, пример, когда сотрудники литовских служб задержали на территории Беларуси и вывезли в Литву руководителей литовской компартии.

Надо сказать, что на подобную «свободу» действий, независимо от оснований, не имеют права службы одного государства на территории другого государства. Тем более это не может быть допущено в отношении лиц, получивших в стране политическое убежище. Предоставляя убежище, государство вполне осознает, что его шаг вызовет недовольство властей другого государства, однако убеждено в том, что, с точки зрения международного права и гуманизма, человек нуждается в его защите.

Предоставление политического убежища распространяется и на членов семьи ходатайствующего лица, при условии их согласия. Согласия детей, не достигших 14-летнего возраста, не требуется.

Политическое убежище Российской Федерацией не предоставляется (п. 5 Положения 1997 г.), если лицо:

  • преследуется за действия (бездействие), признаваемые в РФ преступлением, или виновно в совершении действий, противоречащих целям и принципам ООН;
  • привлечено в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда на территории РФ;
  • прибыло из третьей страны, где ему не грозило преследование;
  • прибыло из страны с развитыми и устоявшимися демократическими институтами в области защиты прав человека;
  • прибыло из страны, с которой РФ имеет соглашение о безвизовом пересечении границ, без ущерба для права данного лица на убежище в соответствии с Законом РФ «О беженцах»;
  • представило заведомо ложные сведения;

 имеет гражданство третьей страны, где оно не преследуется.

Лицо, которому Российская Федерация предоставила политическое убежище, утрачивает право на предоставленное политическое убежище в случаях: возврата в страну своей гражданской принадлежности или страну своего обычного местожительства; выезда на жительство в третью страну; добровольного отказа от политического убежища на территории РФ; приобретения гражданства РФ или гражданства другой страны.

Утрата политического убежища определяется Комиссией по вопросам гражданства при Президенте РФ. Решение Комиссии доводится до сведения лица, утратившего политическое убежище.

Лицо может быть лишено предоставленного ему Российской Федерацией политического убежища по соображениям государственной безопасности, а также если это лицо занимается деятельностью, противоречащей целям и принципам ООН, либо если оно совершило преступление и в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда. Лишение политического убежища производится Указом Президента РФ.

Лицо, желающее получить политическое убежище на территории РФ, обязано в течение 7 дней по прибытии на территорию России или с момента возникновения обстоятельств, не позволяющих этому лицу вернуться в страну своей гражданской принадлежности либо страну своего обычного местожительства, обратиться лично в ; территориальный орган ФМС по месту своего пребывания с письменным ходатайством, которое при наличии достаточных оснований для его рассмотрения направляется в ФМС РФ.

Не принимаются к рассмотрению ходатайства о предоставлении политического убежища на территории РФ при наличии оснований, перечисленных выше (п. 5 Положения). МИД РФ ежегодно составляет список стран с развитыми и устоявшимися демократическими институтами в области защиты прав человека и представляет его в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте РФ и ФМС.

На период рассмотрения ходатайства обратившемуся лицу выдается справка установленного образца, которая наряду с его документом, удостоверяющим личность, является подтверждением законного пребывания на территории РФ. После принятия решения по ходатайству справка изымается органом, ее выдавшим.

В ходатайстве на имя Президента РФ о предоставлении политического убежища на территории РФ должны быть изложены обстоятельства, свидетельствующие о мотивах, указанных в Положении 1997 г., а также необходимые автобиографические сведения.

Федеральная миграционная служба МВД РФ рассматривает поступившие ходатайства, запрашивает заключения других подразделений МВД, а также МИД РФ, ФСБ РФ и затем направляет все материалы в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте РФ со своим заключением о возможности и целесообразности предоставления лицу политического убежища Российской Федерацией. Комиссия рассматривает ходатайства и материалы к ним и вносит свои предложения по каждому ходатайству Президенту РФ для принятия им решения.

Указ Президента РФ о предоставлении Российской Федерацией политического убежища лицу вступает в силу со дня его подписания. ФМС в 7-дневный срок со дня издания Указа уведомляет лицо, ходатайствующее о предоставлении Российской Федерацией политического убежища, через свои территориальные органы о принятом решении. В случае отклонения ходатайства лицу сообщается, что его дальнейшее пребывание регулируется законодательством РФ, определяющим порядок пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории РФ.

Информация о работе Правовой статус иностранных лиц