Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2015 в 18:28, курсовая работа
Проблема статуса иностранных граждан в России долгое время была не решенной и очень актуальной. Множество вопросов, ранее неурегулированных, законодательно оформил ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
Иностранными гражданами считаются лица, находящиеся на территории РФ, не принадлежащие к гражданству РФ и обладающие документами, доказывающими наличие у них гражданства (подданства) иностранного государства. Другой категорией лиц. находящихся в РФ и не обладающих гражданством РФ, могут быть лица без гражданства.
Введение 2
1. Правовые основы статуса иностранных граждан и лиц без гражданства 3
1.1. Правовой статус личности 3
1.2. Режимы пребывания иностранных граждан в Российской Федерации. 4
1.2.1. временное пребывание 4
1.2.2. временное проживание 4
1.2.3. Постоянное проживание. Вид на жительство 8
1.3. Документы и особенности пребывания иностранных граждан в РФ. 11
1.4.Передвижение по территории РФ 12
2. Приглашения на въезд в Российскую Федерацию, порядок их получения. 14
2.1. Приглашение на въезд в РФ: понятие, квота 14
2.2. Приглашение на въезд в Российскую Федерацию иностранного работника в целях обучения в образовательном учреждении. 16
2.3. Приглашение на въезд в Российскую Федерацию иностранного работника в целях осуществления трудовой деятельности 16
3. Регистрация и учет иностранных граждан и лиц без гражданства 20
3.1. Регистрация иностранных граждан 20
3.2. Учет иностранных граждан. 21
4. Статус беженцев и лиц, получивших политическое убежище. 23
4.1. Статус беженцев 23
4.2. Статус лиц, получивших политическое убежище 32
Заключение 37
Список использованной литературы. 38
Если иностранец поселяется в гостинице, администрация гостиницы или иной организации, оказывающей гостиничные услуги, обязана в день его прибытия направить в территориальный орган внутренних дел информацию о дате приезда и сроке пребывания иностранного гражданина в данной организации, а в день его убытия — о дате выезда для передачи указанной информации в центральный банк данных, созданный в соответствии с Законом об иностранцах 2002 г.
По этому Закону освобождаются от регистрации следующие категории иностранных граждан:
Согласно Закону об иностранцах 2002 г., в целях учета иностранных граждан, временно пребывающих и проживающих (как временно, так и постоянно) в РФ, создается центральный банк данных. Центральный банк данных и содержащаяся в нем информация подлежат защите от несанкционированного доступа в порядке, установленном федеральным законом. Распространение информации об иностранных гражданах, содержащейся в центральном банке данных, запрещается.
По существу учет иностранных граждан начинается с момента пересечения ими границы РФ, тем более что для большинства из них применяется такое нововведение, как выдача миграционной карты при въезде. Она утверждена Постановлением Правительства от 16 августа 2004 года №413 и вводится в действие с 1 января 2005 года.
Иностранный гражданин при въезде в Российскую Федерацию заполняет миграционную карту, которая вместе с документом, удостоверяющим личность иностранного гражданина, предъявляется должностному лицу органа пограничного контроля в пункте пропуска через Государственную границу РФ. При выезде из РФ иностранный гражданин обязан сдать миграционную карту должностному лицу органа пограничного контроля в пункте пропуска через Государственную границу РФ. Должностное лицо органа пограничного контроля проставляет в миграционной карте отметку о въезде иностранного гражданина в Российскую Федерацию и отметка о его выезде из РФ.
Требования Закона об иностранцах 2002 г. относительно миграционных карт нашли развитие в совместном приказе МВД РФ, МИД РФ, Министерства транспорта РФ, МПС РФ, Государственного таможенного комитета РФ, Федеральной пограничной службы РФ от 11 ноября 2002 г. «О введении в действие миграционных карт», которым утверждено Положение о миграционной карте , а также в Инструкции по выдаче, оформлению и учету миграционных карт паспортно-визовыми подразделениями и подразделениями по делам миграции МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, утвержденной приказом МВД от 21 ноября 2002 Но для полноты картины надо остановиться на специфике положения отдельных групп иностранцев, оказавшихся в нашей стране в целях обеспечения собственной безопасности. Речь идет о таких категориях иностранных граждан и лиц без гражданства, как беженцы; лица, получившие временное убежище; лица, получившие политическое убежище. Подчеркнем, что основы их статуса как иностранцев такие же, как и у других, скажем так, «обычных» иностранцев: они не попадают в категорию лиц с дипломатическим иммунитетом, пользуются в России национальным режимом, отраженным в ч. 3 ст. 62 Конституции РФ, т. е. имеют такие же права и обязанности, как и граждане РФ, за изъятиями, обозначенными в наших законах и тех международных документах, к которым присоединилась Россия.
Проблема беженцев существовала и будет существовать до тех пор, пока в мире не прекратится разрешение внутригос5дарственных и межгосударственных конфликтов с помощью силы. На появление беженцев влияют два основных фактора:
во-первых, внутренняя ситуация в государстве: соперничество различных группировок в борьбе за власть, порой доходящее до гражданской войны: приход к власти лиц и организаций, устанавливающих авторитарный режим и преследующих своих соперников или вообще любых граждан в попытке устранить инакомыслие;
во-вторых, войны между государствами, когда граждане вынуждены, спасая свои жизни, бежать в третьи страны.
Мировое сообщество давно обратило внимание на проблем}' беженцев и пытается посредством международных договоренностей создать им определенные гарантии. В настоящее время основными международными документами относительно беженцев являются Конвенция ООН о статусе беженцев от 28 июля 1951 г. и Протокол, касающийся статуса беженцев от 31 января 1967 г.
Россия присоединилась к Конвенции и Протоколу 13 ноября 1992 г. и приняла на себя обязательства по приему таких лиц, признанию их беженцами и предоставлению им таких же экономических и социальных прав, как и другим иностранцам, законно находящимся на территории России.
Соответственно был принят Закон РФ от 19 февраля 1993 г. «О беженцах», который теперь действует в редакции Федерального закона от 28 июня 1967 г. (с изменениями от 21 июля 1998 г., 7 августа и 7 ноября 2000 г,30 июня 2003 года, 29 июня, 22 агуста 2004 г.)
Число беженцев в Российской Федерации достаточно велико, и государство обязано оказывать им помощь и тратить на это немалые средства. Так, по данным, содержащимся в специальном докладе Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации «О конституционном праве на свободу передвижения, свободный выбор места пребывания и жительства в Российской Федерации», на 1 января 2000 г. в России было зарегистрировано 80 тыс. беженцев
Закон РФ не признает беженцами некоторые категории лиц. Положения Закона не распространяются на лицо:
1) в отношении которого имеются серьезные основания предполагать, что оно совершило преступление против мира, военное преступление или преступление против человечества в определении, данном этим деяниям в международных актах, составленных в целях принятии отношении подобных преступлений;
Кроме того, Закон не распространяется на иностранных граждан и лиц без гражданства, покинувших государство своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного места жительства) по экономическим причинам либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера20.
Мы уже отмечали, что иностранец может законным путем оформить документы и прибыть в РФ; возможна и такая ситуация, когда он сначала прибыл в РФ и уже здесь оформляет свое пребывание. В отношении беженцев как раз допустимы оба варианта. Закон считает лицом, ходатайствующим о признании беженцем, иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывших или желающих прибыть на территорию РФ, а также пребывающих на территории РФ на законном основании.
Признание лица беженцем осуществляется в порядке, определяемом Законом о беженцах. В нем предусматривается следующая последовательность стадий:
— выдача свидетельства либо уведомления об отказе в рассмотрении ходатайства по существу;
Решение о выдаче свидетельства или о признании беженцем либо решение об отказе в рассмотрении ходатайства по существу или об отказе в признании беженцем принимается по итогам анкетирования лица, оформления опросного листа на основе проведения индивидуальных собеседований, а также по результатам проверки достоверности полученных сведений о данном лице и прибывших с ним членах семьи, проверки обстоятельств их прибытия на территорию РФ и оснований для их нахождения на территории РФ, после всестороннего изучения причин и обстоятельств, изложенных в ходатайстве. В целях уточнения сообщенных лицом фактов допускается проведение дополнительных собеседований.
Лицо, ходатайствующее о признании беженцем и находящееся на территории РФ, в соответствии с законодательством РФ проходит процедуру идентификации личности, включая обязательную государственную дактилоскопическую регистрацию, по месту подачи ходатайства.
Признание беженцами лиц, являющихся членами одной семьи, осуществляется в отношении каждого члена семьи, достигшего возраста 18 лет. Признание беженцем лица, не достигшего возраста 18 лет и прибывшего на территорию РФ без сопровождения родителей или опекунов, осуществляется с учетом интересов лица после получения сведений о его родителях или опекунах.
Ходатайство о признании беженцем подается лицом, достигшим 18 лет, лично или через уполномоченного на то представителя в письменной форме. Ходатайство подается:
при нахождении на законном основании на территории РФ — в территориальный орган ФМС по месту пребывания.
Сведения о прибывших вместе с лицом членах его семьи, не достигших 18 лет, заносятся в ходатайство одного из родителей, а при отсутствии родителей — в ходатайство опекуна либо в ходатайство одного из членов семьи, достигшего возраста 18 лет и добровольно взявшего на себя ответственность за поведение, воспитание и содержание членов семьи, не достигших 18 лет.
Ходатайство, поданное в орган пограничного контроля, передается им в пост иммиграционного контроля ФМС в течение 3 рабочих дней со дня поступления ходатайства. При вынужденном незаконном пересечении Государственной границы РФ ходатайство, поданное в орган пограничного контроля или территориальный орган внутренних дел, передается данными органами в пост иммиграционного контроля или территориальный орган ФМС также в течение 3 рабочих дней.
Ходатайство лица, находящегося вне пределов территории РФ, предварительно рассматривается дипломатическим представительством или консульским учреждением в течение одного месяца со дня поступления обращения. Ходатайство лица, находящегося в пункте пропуска через Государственную границу РФ или на территории РФ, предварительно рассматривается постом иммиграционного контроля или территориальным органом ФМС в течение 5 рабочих дней со дня поступления ходатайства.
Рассмотрев ходатайство, названные выше органы и учреждения системы МИД или ФМС принимают решение о выдаче лицу свидетельства — документа, удостоверяющего личность человека, ходатайствующего о признании беженцем. Постановлением Правительства РФ от 28 мая 1998 г. (в ред. от 27 апреля 2001 г.) утвержден Порядок оформления, выдачи и обмена свидетельства о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации по существу.