Правовой статус иностранных лиц

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2015 в 18:28, курсовая работа

Краткое описание

Проблема статуса иностранных граждан в России долгое время была не решенной и очень актуальной. Множество вопросов, ранее неурегулированных, законодательно оформил ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
Иностранными гражданами считаются лица, находящиеся на территории РФ, не принадлежащие к гражданству РФ и обладающие документами, доказывающими наличие у них гражданства (подданства) иностранного государства. Другой категорией лиц. находящихся в РФ и не обладающих гражданством РФ, могут быть лица без гражданства.

Оглавление

Введение 2
1. Правовые основы статуса иностранных граждан и лиц без гражданства 3
1.1. Правовой статус личности 3
1.2. Режимы пребывания иностранных граждан в Российской Федерации. 4
1.2.1. временное пребывание 4
1.2.2. временное проживание 4
1.2.3. Постоянное проживание. Вид на жительство 8
1.3. Документы и особенности пребывания иностранных граждан в РФ. 11
1.4.Передвижение по территории РФ 12
2. Приглашения на въезд в Российскую Федерацию, порядок их получения. 14
2.1. Приглашение на въезд в РФ: понятие, квота 14
2.2. Приглашение на въезд в Российскую Федерацию иностранного работника в целях обучения в образовательном учреждении. 16
2.3. Приглашение на въезд в Российскую Федерацию иностранного работника в целях осуществления трудовой деятельности 16
3. Регистрация и учет иностранных граждан и лиц без гражданства 20
3.1. Регистрация иностранных граждан 20
3.2. Учет иностранных граждан. 21
4. Статус беженцев и лиц, получивших политическое убежище. 23
4.1. Статус беженцев 23
4.2. Статус лиц, получивших политическое убежище 32
Заключение 37
Список использованной литературы. 38

Файлы: 1 файл

курсовая - ин граждане.doc

— 359.50 Кб (Скачать)

В соответствии с Законом о беженцах лицо признается беженцем на срок до 3 лет. При сохранении в государстве гражданской принадлежности (прежнего обычного местожительства) лица обстоятельств, ставших основанием для признания его беженцем, срок признания беженцем продлевается территориальным органом ФМС на каждый последующий год.

В случае отказа в признании беженцем лицу, находящемуся вне пределов территории РФ, ФМС в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения об отказе направляет данное решение в дипломатическое представительство или консульское учреждение по месту подачи ходатайства. Дипломатическое представительство или консульское учреждение в течение 3 рабочих дней со дня получения решения об отказе вручает или направляет данному лицу уведомление с указанием причин отказа и порядка обжалования принятого решения.

Если отказано лицу, находящемуся на территории РФ, территориальный орган ФМС в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения об отказе вручает или направляет данному лицу по месту его пребывания уведомление с указанием причин отказа и порядка обжалования принятого решения, а также с разъяснением правового положения лица и членов его семьи.

Лицо, подавшее ходатайства в пост иммиграционного контроля, в орган пограничного контроля, в территориальный орган внутренних дел, в территориальный орган ФМС и получившее уведомление об отказе в признании беженцем, а также не использующее право на обжалование такого решения, обязано по предложению территориального органа ФМС покинуть территорию РФ вместе с членами семьи в месячный срок со дня получения уведомления об отказе.

У лиц, признанных беженцами, по Закону достаточно много прав и обязанностей.

В частности, они сохраняют право на услуги переводчика и получение информации о своих правах и обязанностях, а также иной информации о своем положении.

Если человек находится вне пределов территории РФ, он получает содействие российской стороны в оформлении документов для въезда в РФ. В любом случае беженец получает содействие в обеспечении проезда и провоза багажа к месту пребывания.

Он получает питание и пользуется коммунальными услугами в центре временного размещения до убытия к новому месту пребывания. В этом центре беженцы имеют также право на охрану представителями территориального органа внутренних дел для обеспечения их безопасности.

Беженцы имеют право на пользование жилым помещением, предоставляемым в порядке, определяемом Правительством РФ, из фонда жилья для временного поселения. Постановлением Правительства РФ от 9 апреля 2001 г. утверждено Положение о фонде жилья для временного поселения лиц, признанных беженцами, и его использовании. Согласно этому документу, фонд представляет собой совокупность жилых помещений, включая жилые дома, квартиры, общежития и другие жилые помещения, предназначенных для временного проживания на территории РФ лиц, признанных беженцами, и членов их семей в течение срока признания их беженцами (в совокупности — фонд жилья). Формирование фонда жилья осуществляется с учетом Генеральной схемы расселения на территории РФ и другой градостроительной документации, утверждаемой в установленном порядке, а также необходимости регулирования миграционных потоков посредством определения квоты распределения по регионам лиц, признанных беженцами.


Формирование фонда жилья осуществляется путем приобретения, строительства или аренды жилых помещений. Решение о приобретении, строительстве или аренде жилых помещений принимается ФМС на основе предложений ее территориальных органов, согласованных с органами исполнительной власти субъектов РФ. Финансирование деятельности по формированию фонда жилья осуществляется за счет средств федерального бюджета, выделяемых на реализацию Федеральной миграционной программы, а также средств, поступающих из других законных источников. Жилые помещения из фонда жилья, за исключением арендуемых, являются федеральной собственностью и находятся в оперативном управлении соответствующего территориального органа ФМС.

Жилые помещения из фонда жилья в соответствии с законодательством РФ относятся к специализированным жилым помещениям. Лица, проживающие в жилых помещениях из фонда жилья, не имеют права: приватизировать эти жилые помещения; осуществлять бронирование жилых помещений, их обмен либо иным способом распоряжаться ими; сдавать жилые помещения в поднаем; осуществлять раздел занимаемого жилого помещения; вселять временных жильцов без разрешения территориального органа по вопросам миграции.

Беженцы получают жилые помещения из фонда жилья, если они или члены их семей не имеют жилого помещения, предоставленного им по договору найма или принадлежащего им на праве собственности на территории РФ. Жилое помещение предоставляется беженцу по нормам, установленным жилищным законодательством для общежитий, с согласия указанного лица. Территориальный орган по вопросам миграции заключает с лицом, признанным беженцем, договор социального найма этого жилого помещения. Договор заключается на срок, не превышающий срока действия статуса беженца. По окончании срока действия договора найма рассматривается вопрос о заключении нового договора.

Оплата жилых помещений и коммунальных услуг производится лицом, признанным беженцем, по ставкам и тарифам, установленным органом местного самоуправления для жилых помещений социального использования по месту расположения жилого помещения.

По окончании срока действия договора найма или при его досрочном расторжении проживающие в жилом помещении лица обязаны в месячный срок освободить его и сдать наймодателю по акту. В случае отказа от добровольного освобождения указанные лица подлежат выселению в судебном порядке без предоставления другого жилого помещения.

Лицо, признанное беженцем, и члены его семьи утрачивают право на пользование жилым помещением из фонда жилья для временного поселения в случае приобретения, получения, найма другого жилья.

Согласно Закону о беженцах, они получают медицинскую и лекарственную помощь наравне с гражданами РФ, если иное не предусмотрено международными договорами РФ.

Закон о беженцах говорит том, что они имеют ряд экономических и социальных прав наравне с гражданами РФ, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ и международными договорами РФ. В частности, это права: на получение содействия в направлении на профессиональное обучение или в трудоустройстве; на работу по найму или предпринимательскую деятельность; на социальную защиту, в том числе социальное обеспечение; на получение содействия в устройстве детей лица, признанного беженцем, в государственные или муниципальные дошкольные и общеобразовательные учреждения, образовательные учреждения начального профессионального образования, а также в переводе их в образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования.

Беженец имеет также право на содействие ФМС в получении сведений о своих родственниках, проживающих в государстве его гражданской принадлежности (его прежнего обычного местожительства), а также право на обращение в территориальный орган миграционной службы по месту своего пребывания в целях оформления проездного документа для выезда за пределы территории РФ.

Согласно Закону, беженец имеет право на обращение с заявлением о предоставлении права на постоянное проживание на территории РФ или на приобретение гражданства РФ в соответствии с законодательством РФ и международными договорами РФ. Находясь в РФ, беженец обладает правом на участие в общественной деятельности наравне с гражданами РФ, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ и международными договорами РФ.

За беженцем сохраняется право на добровольное возвращение в государство своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного местожительства), а также на выезд на место жительства в иностранное государство.

Перечень прав беженца не является закрытым. Закон о беженцах говорит о том, что они могут пользоваться иными правами, предусмотренными законодательством РФ и международными договорами РФ, а также законодательством субъектов РФ.

Естественно, у беженца есть и обязанности. Согласно Закону, лицо, признанное беженцем, и прибывшие с ним члены семьи обязаны соблюдать Конституцию РФ, Закон о беженцах, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Беженцы должны своевременно прибыть в центр временного размещения или иное место пребывания, определенное ФМС либо ее территориальным органом. В этом центре они соблюдают установленный порядок проживания и выполняют требования санитарно-гигиенических норм.

Беженцы должны сообщать в течение семи дней в территориальный орган ФМС сведения об изменении фамилии, имени, состава семьи, семейного положения, о приобретении гражданства РФ или гражданства другого иностранного государства либо о получении разрешения на постоянное проживание на территории РФ. Они обязаны также сообщать о намерении переменить место пребывания на территории РФ либо выехать на место жительства за пределы территории РФ.

При перемене места пребывания беженцы обязаны сняться с учета в территориальном органе ФМС и в течение 7 дней со дня прибытия к новому месту пребывания встать на учет в соответствующем территориальном органе ФМС. Постановка на учет является основанием для регистрации в территориальном органе внутренних дел по новому месту пребывания.

Беженцы обязаны проходить ежегодный переучет в сроки, устанавливаемые территориальным органом ФМС.

Закон о беженцах предусматривает два понятия: «утрата лицом статуса беженца» и «лишение лица статуса беженца».

Утрата статуса беженца происходит, если лицо:

— получило разрешение на постоянное проживание на территории РФ либо приобрело гражданство РФ;

— снова добровольно воспользовалось защитой государства своей гражданской принадлежности;

  • снова добровольно приобрело прежнее гражданство;
  • приобрело гражданство иностранного государства и пользуется защитой государства своей новой гражданской принадлежности;
  • добровольно вновь обосновалось в государстве, которое покинуло или вне пределов которого пребывало вследствие опасений преследований;
  • не может более отказываться от защиты государства своей гражданской   принадлежности,   территорию  которого   вынуждено было покинуть по обстоятельствам, предусмотренным Законом о беженцах, в связи с тем, что данные обстоятельства более не существуют;

— не имеет определенного гражданства и может вернуться в государство своего прежнего обычного местожительства в связи с тем, что обстоятельства, вынудившие покинуть это государство, более не существуют.

Лишение статуса беженца — это своего рода санкция, мера конституционно-правовой ответственности. Федеральная миграционная служба либо ее территориальный орган лишает лицо статуса беженца, если оно:

  • осуждено по вступившему в силу приговору суда за совершение преступления на территории РФ;
  • сообщило  заведомо  ложные  сведения,   либо  предъявило фальшивые документы, послужившие основанием для признания беженцем, либо допустило иное нарушение положений Закона о беженцах.

Уведомление об утрате лицом статуса беженца или о лишении лица статуса беженца с указанием причин принятого решения и порядка его обжалования вручается или направляется данному лицу ФМС либо ее территориальным органом в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения.

Лицо, утратившее статус или лишенное статуса беженца и не использующее право на обжалование такого решения, а также не имеющее иных законных оснований для пребывания на территории РФ, обязано по предложению территориального органа ФМС покинуть территорию РФ вместе с членами семьи в месячный срок со дня получения уведомления об утрате или о лишении статуса беженца.

Закон о беженцах (ст. 10) содержит ряд гарантий прав лица, ходатайствующего о признании беженцем, признанного беженцем, утратившего статус беженца или лишенного статуса беженца. Прежде всего, такое лицо не может быть возвращено против его воли на территорию государства своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного местожительства) при сохранении в данном государстве обстоятельств, заставивших его покинуть.

Решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и должностных лиц, связанные с исполнением Закона о беженцах, могут быть обжалованы в вышестоящий по подчиненности орган либо в суд. Срок подачи жалобы не должен превышать:

  • месяца со дня получения лицом уведомления в письменной форме о принятом решении или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если лицом не был получен на нее ответ в письменной форме;
  • 3 месяцев со дня, когда лицу стало известно об отказе в признании беженцем.

До принятия решения по жалобе лицо, подавшее жалобу, и члены его семьи имеют права и выполняют обязанности, предусмотренные Законом о беженцах, в части, не противоречащей настоящему правовому положению данных лиц.

Если же по жалобе принято отрицательное решение, беженец обязан покинуть территорию РФ вместе с членами семьи в течение 3 рабочих дней со дня получения уведомления об отказе на жалобу — при отсутствии у данных лиц иных законных оснований для пребывания на территории РФ.

Лицо, которое получило уведомление об отказе в рассмотрении ходатайства по существу, об отказе в признании беженцем, об утрате статуса беженца или о лишении статуса беженца, не использует право обжалования решения и отказывается от добровольного выезда, подлежит выдворению (депортации) вместе с членами семьи за пределы территории РФ. Если жалоба подавалась и не удовлетворена, также может последовать выдворение (депортация), если лицо не имеет иных законных оснований для пребывания на территории РФ и отказывается от добровольного выезда. Если лицо лишено статуса беженца в связи с его осуждением за совершение преступления на территории РФ, выдворение (депортация) за пределы территории РФ осуществляется после отбытия наказания, если иные правила не предусмотрены международными договорами РФ.

Информация о работе Правовой статус иностранных лиц