Специальные административно-правовые статусы граждан

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2011 в 21:51, курсовая работа

Краткое описание

В данной работе рассмотрена административная ответственность в России, ее сущность, принципы, основания и механизм реализации. Целью работы является выявление проблем ответственности в современном законодательстве России посредством рассмотрения сущности и механизма реализации административной ответственности.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………...…3

1.Административная ответственность: понятие и сущность………..…….….4
1.Понятие и признаки административной ответственности…......………4
2.Законодательная основа административной ответственности......…….8
3.Основания административной ответственности……………………….12
2.Административное правонарушение как основание для возникновения административной ответственности……………………………...….….…...13
1.Понятие и признаки административного правонарушения........……...13
2.Освобождение от административной ответственности……………….16
3.Состав административного правонарушения………………….……….17
3.Административное наказание как мера ответственности за администра-
тивное правонарушение…………………………………………….……...….21

1.Понятие и сущность административного наказания….……………..…21
2.Принципы назначения административного наказания………………....24
3.Виды административных наказаний……………………….………….…27
Заключение………………………………………………………………………....30

Список использованной литературы….………………………………………….

Файлы: 1 файл

курсовая по адм.пр. испр..doc

— 155.00 Кб (Скачать)

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…3

  1. Административная ответственность: понятие и сущность………..…….….4
    1. Понятие и признаки административной ответственности…......………4
    2. Законодательная основа административной ответственности......…….8
    3. Основания административной ответственности……………………….12
  2. Административное правонарушение как основание для возникновения административной ответственности……………………………...….….…...13
    1. Понятие и признаки административного правонарушения........……...13
    2. Освобождение от административной ответственности……………….16
    3. Состав административного правонарушения………………….……….17
  3. Административное наказание как мера ответственности за администра-

     тивное  правонарушение…………………………………………….……...….21

    1. Понятие и сущность административного наказания….……………..…21
    2. Принципы назначения административного наказания………………....24
    3. Виды административных наказаний……………………….………….…27

Заключение………………………………………………………………………....30

Список использованной литературы….………………………………………….31 

 

Введение 

     Среди различных юридических способов борьбы с правонарушениями важное место занимают административные способы борьбы, в том числе привлечение к административной ответственности лиц, совершающих административные правонарушения.

     Последние сто лет роль административной ответственности постепенно повышалась, а с середины 80-х годов эта тенденция стала проявляться еще более активно. В последние годы произошли революционные перемены в экономике России. Страна перешла к рыночной системе хозяйствования, возросло количество организаций и учреждений. Все это привело к росту правонарушений во многих отраслях страны. Государство вынуждено было принимать адекватные меры для пресечения правонарушений, восстановления нарушенных прав и создание условий, в которых правонарушитель действовал бы в рамках законности. Такой наиболее действенной мерой выступила административная ответственность.

     Сегодня административная ответственность  лежит в основе взаимоотношений  гражданина и государства, в основе современного правового общества. Без  ответственности невозможно стабильное состояние экономики и государства в целом, достижение процветания общества. Поэтому знание основных положений об административной ответственности необходимо каждому гражданину Российской Федерации.

     В данной работе рассмотрена административная ответственность в России, ее сущность, принципы, основания и механизм реализации. Целью работы является выявление проблем ответственности в современном законодательстве России посредством рассмотрения сущности и механизма реализации административной ответственности.

 

1. АДМИНИСТРАТИВНАЯ  ОТВЕТСТВЕННОСТЬ:

ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ 

    1. Понятие и признаки административной ответственности
 

     Понятие административной ответственности

     Под административной ответственностью понимается вид юридической ответственности, который выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного взыскания к лицу, совершившему правонарушение. Административная ответственность является активным элементом исполнительно-распорядительной деятельности. Она обеспечивает регламентацию и осуществление управленческой воли государства. Поскольку объектом и субъектом управления являются люди, их воля, сознание, чувства и привычки способны активно формировать ответственное поведение личности. Субъекты административно-правовых отношений связаны между собой взаимными правами и обязанностями, следовательно, они ответственны друг перед другом. В этом смысле ответственность охватывается понятием обязанности (необходимости) давать отчет в своих действиях. Такой широкий подход к проблеме ответственности в литературе иногда критикуется. При этом либо ссылаются на уже сложившиеся представления либо на то, что: «нетрудно будет определить специфику собственно юридической ответственности»1.

     Административная  ответственность также философско-социологическое понятие, отражающее отношение личности, коллектива и общества в конкретных управленческих ситуациях. Юридическое содержание ответственности не может быть оторвано от ее индивидуально-волевого выражения, так как осуществление административно-правовой обязанности возможно лишь на основе индивидуальной воли участников административных правоотношений. Административную ответственность поэтому можно охарактеризовать также как: «регламентированную нормами и правоприменительную актами систему общественных отношений, обеспечивающих исполнение административно-правовой обязанности»2.

     Административная  ответственность носит государственный  характер, т.е. регламентируется и обеспечивается соответствующими юридическими предписаниями. Прежде всего, они являются источником информации о должном поведении. Но, поскольку реальное юридически значимое ответственное поведение служащих органов управления и граждан зависит от уровня их правосознания интересов и воли, нормами права, правоприменительными актами регламентируются поощрительные, предупредительные и пресекательные меры юридического влияния на участников административных правоотношений. В совокупности эти властные веления составляют внешний правовой механизм регулирования юридической ответственности.

     Признаки  юридической ответственности

     Поскольку административная ответственность  представляет собой вид юридической  ответственности, то, с одной стороны, ей присущи все признаки последней, а, с другой стороны, она обладает определенными отличиями от прочих видов юридической ответственности.

     Как вид юридической ответственности  административная ответственность  обладает следующими признаками:

  • представляет собой меру государственного воздействия;
    • наступает при совершении правонарушения и наличии вины;
    • применяется компетентными органами и должностными лицами;
    • состоит в применении к правонарушителю определенных санкций;
    • применяемые санкции строго определены законом.

     В то же время административная ответственность  обладает следующими характерными чертами.

     Признаки административной ответственности

  • административная ответственность имеет собственную нормативно-правовую основу, отличную от нормативно-правовых основ других видов ответственности, а ее нормы образуют самостоятельный институт административного права;
    • административная ответственность устанавливается законами, подзаконными актами, либо их нормами об административных правонарушениях;
    • основанием административной ответственности является совершение административного правонарушения;
    • к административной ответственности привлекаются как индивидуальные субъекты (физические лица и коллективные образования), так и юридические лица;
    • мерой юридической ответственности, предусмотренной за административное правонарушение, является административное наказание;
    • административные наказания (взыскания) применяются широким кругом уполномоченных органов и должностных лиц исполнительной власти, местного самоуправления, а также судами (судьями);
    • административные наказания налагаются уполномоченными органами и должностными лицами на неподчиненных им правонарушителей;
    • применение административного наказания не влечет за собой судимости и увольнения с работы, а лицо, к которому оно применено, считается имеющим административное наказание только в течение установленного срока;
    • дела об административной ответственности рассматриваются и административные наказания налагаются в соответствии с законодательством, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях, т.е. существует особый порядок привлечения к административной ответственности.

     Вышеуказанные черты позволяют отличить административную ответственность от других видов  юридической ответственности (уголовная, дисциплинарная, материальная и др.), поэтому институт административной ответственности занимает особое место в системе юридической ответственности и имеет свой специфический состав и принципы. 

     Причины административной ответственности

     Административная  ответственность базируется на следующих  причинах:

    • законность;
    • целесообразность ответственности;
    • ответственность за вину;
    • неотвратимость наказания в случае привлечения к ответственности;
    • индивидуализация мер ответственности;
    • гуманизм;
    • гласность.

 

1.2. Законодательная  основа административной  ответственности 

     Источники законодательства об административной ответственности

     Сложность и многообразие административно-правовых норм обуславливает значительное разнообразие источников законодательства об административной ответственности.

     Основными источниками законодательства об административной ответственности являются:

    • Конституция РФ. Конституция в широком смысле - основной источник российского права в целом и во многом его отдельных отраслей. Значительная часть правовых норм, содержащихся в Конституции, имеет административно-правовую направленность, является по характеру источником законодательства об административной ответственности. Нормы, содержащиеся в Конституции, являются прежде всего нормами конституционного и одновременного административного права.
    • Федеральные конституционные законы и федеральные законы.
    • Нормативные указы Президента РФ. Президент РФ достаточно активно использует в своей работе издание нормативных указов, относящихся к различным отраслям российского права, в том числе и законодательстве об административной ответственности.
    • Нормативные постановления Правительства РФ. Правительство РФ ведет активную деятельность в области административно-правового нормотворчества: утверждает акты об органах исполнительной власти, издает правовые положения и иные акты, содержащие административно правовые нормы либо целиком посвященные административно- правовым вопросам.
    • Общие правила,  положения и другие акты, издаваемые Правительством РФ.
    • Приказы, инструкции, распоряжения, указания, методические рекомендации, издаваемые федеральными министерствами, государственными комиссиями, федеральными службами, российскими агентствами, федеральными надзорами и другими органами исполнительной власти, при условии, что в названных актах содержится административно-правовые нормы, которые распространяют свое действие на соответствующие отрасли и сферы государственного управления либо имеют подведомственный характер.
    • Комплексные законы - кодексы, например, Кодекс РФ об административных правонарушениях, Таможенный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, Водный кодекс РФ, которые содержат значительное количество норм административного права. В частности, глава 63 Таможенного кодекса РФ называется «Административные правонарушения, посягающие на нормальную деятельность таможенных органов Российской Федерации, ответственность за такие правонарушение, производство по делам о них расследование этих дел». В Трудовом кодексе РФ, являющемся фундаментом трудового законодательства и трудового производства, содержатся административно-правовые нормы в главах «Коллективный договор», «Трудовой договор (контракт)» и ряд других. Являясь нормами трудового права,  названные нормы теснейшим  образом связаны с законодательством об административной ответственности.

     Административное  и административно-процессуальное законодательство находится в совместном ведении (то есть в совместной деятельности и ответственности) Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

     В соответствии с Конституцией Российской Федерации по предметам совместного  ведения Российской Федерации и  ее субъектов издаются федеральные  законы и принимаемые в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации.

     По  предметам ведения Российской Федерации  и по предметам ее совместного  ведения с субъектами Федерации  законы и иные нормативные правовые акты не могут противоречить федеральным законам, а в случае такого противоречия действует федеральный закон. То есть, не подлежит применению любой нормативно-правовой акт субъекта Российской Федерации по вопросам административного и административно-процессуального законодательства, если он противоречит какому-либо федеральному закону по этим вопросам.

     Необходимо  подчеркнуть, что немаловажную роль играют также источники законодательства об административной ответственности  на уровне субъектов РФ, издаваемых организациями государственной власти, нормативные акты, содержащихся административно-правовые нормы. К этим актам относится конституционные и иные нормативные акты республик в составе РФ; уставы и законы краев и областей, городов федерального значения, автономных областей, автономных округов, а также постановлений и  распоряжений глав администраций данных субъектов РФ.

     Понятие и структура КоАП

     В административном праве основным федеральным  нормативным правовым актом сводного характера (кодификационным актом) является Кодекс РФ об административных правонарушениях. Он был принят Государственной Думой 20 декабря 2001 года, одобрен Советом Федерации 26 декабря 2001 года и введен в действие 1 июля 2002 года в соответствии с Федеральным законом «О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

     Кодекс  состоит из Общей и Особенной  частей. В Общей части определены понятие административного правонарушения, субъекты административной ответственности, виды административных взысканий, общие  правила и сроки наложения административных взысканий. В Особенной части дана классификация административных правонарушений с указанием административного взыскания за каждое.

Информация о работе Специальные административно-правовые статусы граждан