Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2011 в 21:51, курсовая работа
В данной работе рассмотрена административная ответственность в России, ее сущность, принципы, основания и механизм реализации. Целью работы является выявление проблем ответственности в современном законодательстве России посредством рассмотрения сущности и механизма реализации административной ответственности.
Введение………………………………………………………………………...…3
1.Административная ответственность: понятие и сущность………..…….….4
1.Понятие и признаки административной ответственности…......………4
2.Законодательная основа административной ответственности......…….8
3.Основания административной ответственности……………………….12
2.Административное правонарушение как основание для возникновения административной ответственности……………………………...….….…...13
1.Понятие и признаки административного правонарушения........……...13
2.Освобождение от административной ответственности……………….16
3.Состав административного правонарушения………………….……….17
3.Административное наказание как мера ответственности за администра-
тивное правонарушение…………………………………………….……...….21
1.Понятие и сущность административного наказания….……………..…21
2.Принципы назначения административного наказания………………....24
3.Виды административных наказаний……………………….………….…27
Заключение………………………………………………………………………....30
Список использованной литературы….………………………………………….
В
2001 г. КоАП впервые закрепил в качестве
субъекта административного
Существуют два вида признаков субъекта административного правонарушения:
Субъективная сторона
Субъективная
сторона административного
Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия или бездействия, предвидело его вредные последствия и желало их или сознательно допускало их наступление либо относилось к ним безразлично.
Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия либо бездействия, но легкомысленно рассчитывало на их предотвращение либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.
От неосторожной вины следует отличать невиновное причинение вреда, так называемы казус, или случай, при котором лицо не несет ответственности.
3.
АДМИНИСТРАТИВНОЕ НАКАЗАНИЕ
КАК МЕРА ОТВЕТСТВЕННОСТИ
ЗА АДМИНИСТРАТИВНОЕ
ПРАВОНАРУШЕНИЕ
3.1
Понятие и сущность
административного
наказания
Административное
наказание является установленной
государством мерой ответственности
за совершение административного
Административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации физического лица.
Наказание
за административное правонарушение назначается
в пределах, установленных нормативным
актом, предусматривающим
Административные наказания
Содержание административных наказаний определяется характером управленческих отношений, регулируемых и охраняемых нормами административного права, спецификой посягательств (правонарушений) на эти отношения. В то же время особенность правонарушений в сфере государственного управления состоит в том, что ими причиняется, как правило, нематериальный вред (ущерб), восполнить или загладить который обычно невозможно. Вот почему содержание административно-правовых санкций, охраняющих общественные отношения в сфере реализации исполнительной власти, носит наказательный характер, т.е. они содержат обязанность виновного понести наказание, претерпеть определенные лишения, существенно затрагивающие личность, ущемляющие ее права и блага. Содержание административных наказаний состоит в ограничении, лишении субъективных прав или благ лица, к которому они применяются. 5
Разумеется, административным, как и уголовным, наказаниям присущ воспитательный характер. Однако суть и тех, и других санкций состоит в принудительном воздействии на правонарушителей со стороны компетентных органов государства. Добровольное исполнение правонарушителем наложенного на него наказания (например, уплата штрафа в установленный срок) не меняет принудительной сущности этой меры, так как государство всегда оставляет за собой право принудить виновного претерпеть правоограничения, вытекающие из применения к нему соответствующего наказания (например, при неуплате штрафа взыскание обращается на его имущество).
Согласно действующему законодательству административные наказания характеризуются той особенностью, что их назначает широкий круг государственных органов и должностных лиц. Административные наказания применяются единолично должностными лицами органов исполнительной власти и судами (судьями). С рассмотренной особенностью административного наказания тесно связан и другой признак этой санкции. Она применяется в процессе специальной деятельности соответствующих юрисдикционных органов и их должностных лиц по разбирательству и разрешению дела об административном правонарушении. Причем осуществляется это разбирательство в относительно простом порядке, что обусловливается самой сущностью административного правонарушения. Административные правонарушения часто настолько бесспорны и очевидны, что одно и то же должностное лицо согласно закону и констатирует факт нарушения, и принимает решение о назначении наказания, и даже тут же приводит его в исполнение (например, взимая штраф на месте).
_________________
5 Салищева Н.Г. Проблемы
административного процесса / В сб.: Институты
административного права России. М., 1999.
С. 128.
Применение
административного наказания
Применение административного наказания в случае рецидива административного правонарушения влечет наступление юридических последствий двух видов:
3.2. Принципы назначения
административного
наказания
Общие
правила наложения
Принцип равенства перед законом означает, что лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом. Юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств.
Из принципа презумпции невиновности следует, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в его пользу.
Законность применительно к назначению административных наказаний заключается в том, что судья, орган, должностное лицо, рассматривающий дело об административном правонарушении, может назначить виновному только то наказание, которое установлено законодательным актом и только в пределах их компетенции и санкции конкретной правовой нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение. При этом законность назначения административного наказания обеспечивается рядом правовых гарантий:
Особую роль при назначении обоснованного и справедливого административного наказания играют обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за административные правонарушения.
Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются:
Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело, также могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в Кодексе или законах субъектов РФ об административных правонарушениях.
Обстоятельствами, отягчающими ответственность за административное правонарушение, признаются:
Данные
обстоятельства не могут учитываться
как отягчающие в случае, если они
предусмотрены в качестве квалифицирующего
признака административного правонарушения
соответствующими нормами об административной
ответственности за совершение административного
правонарушения. Кроме того, судья, орган,
должностное лицо, рассматривающие дело,
в зависимости от характера совершенного
административного правонарушения могут
не признать данное обстоятельство отягчающим.
Перечень обстоятельств, отягчающих административную
ответственность, не может быть расширен
юрисдикционными органами и их должностными
лицами: он является исчерпывающим, в отличие
от перечня смягчающих обстоятельств.
Информация о работе Специальные административно-правовые статусы граждан