Специальные административно-правовые статусы граждан

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2011 в 21:51, курсовая работа

Краткое описание

В данной работе рассмотрена административная ответственность в России, ее сущность, принципы, основания и механизм реализации. Целью работы является выявление проблем ответственности в современном законодательстве России посредством рассмотрения сущности и механизма реализации административной ответственности.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………...…3

1.Административная ответственность: понятие и сущность………..…….….4
1.Понятие и признаки административной ответственности…......………4
2.Законодательная основа административной ответственности......…….8
3.Основания административной ответственности……………………….12
2.Административное правонарушение как основание для возникновения административной ответственности……………………………...….….…...13
1.Понятие и признаки административного правонарушения........……...13
2.Освобождение от административной ответственности……………….16
3.Состав административного правонарушения………………….……….17
3.Административное наказание как мера ответственности за администра-
тивное правонарушение…………………………………………….……...….21

1.Понятие и сущность административного наказания….……………..…21
2.Принципы назначения административного наказания………………....24
3.Виды административных наказаний……………………….………….…27
Заключение………………………………………………………………………....30

Список использованной литературы….………………………………………….

Файлы: 1 файл

курсовая по адм.пр. испр..doc

— 155.00 Кб (Скачать)

     Кроме того, Кодекс определяет систему органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях (раздел III), регламентирует производство по делам об административных правонарушениях (раздел IV) и исполнение постановлений о наложении административных взысканий (раздел V).

     Нормы Кодекса об  административных правонарушениях распространяются не только на физических, но и на юридических лиц. Положения и нормы, указывающие и характеризующие виды административных правонарушений юридических лиц, круг субъектов этих правонарушений, а также определяющие меру административной ответственности для юридических лиц, содержатся также в законах субъектов Российской Федерации, изданных в пределах их компетенции.

     Положения Кодекса распространяются не только на правонарушения, ответственность  за совершение которых в нем предусмотрена, но также и на правонарушения, ответственность за совершение которых предусмотрена законодательством, нормы которого не включены в Кодекс. То есть, действие статей Кодекса, определяющих виды административных взысканий, общие правила и сроки наложения этих взысканий, регламент производства по делам об административных правонарушениях и исполнения постановлений о наложении административных взысканий, распространяется и на те административные правонарушения, ответственность за которые предусмотрена другими законами РФ и законами и иными нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации.3 
 
 
 
 
 
 

___________________________

3 Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации 
1.3. Основания административной ответственности
 

     Анализ  признаков административной ответственности позволяет выделить три ее основания:

    • нормативное: систему норм, регулирующих ее;
    • фактическое: деяния конкретного субъекта, нарушающие правовые предписания, охраняемые административными санкциями (административное нарушение);
    • процессуальное: акт компетентного субъекта о наложении конкретного взыскания за конкретное административное правонарушение.

     Для наступления реальной ответственности  необходимо, чтобы были все три  основания и именно в такой  последовательности. Прежде всего должна быть норма, устанавливающая обязанность и санкцию за ее неисполнение. Затем может возникнуть фактическое основание – противоправное деяние. При наличии нормы и деяния, ее нарушающего, уполномоченный субъект в установленный законом порядке вправе определить взыскание за административное правонарушение.

 

2. АДМИНИСТРАТИВНОЕ  ПРАВОНАРУШЕНИЕ КАК  ОСНОВАНИЕ ДЛЯ  ВОЗНИКНОВЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОЙ  ОТВЕТСТВЕННОСТИ 

2.1. Понятие и признаки  административного  правонарушения 

     Фактическим основанием для наступления административной ответственности является нарушение правовых норм, охраняемых административными санкциями, - административное правонарушение.

     Понятие административного  правонарушения

     Административным  правонарушением признается противоправное, виновное действие либо бездействие физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

     Действие  в данном случае представляет собой  акт активного противоправного  поведения - активное невыполнение обязанности, нарушение запрета и т.д. Например, занятие предпринимательской деятельностью, в отношении которой имеется специальное запрещение; включение искаженных данных в декларацию о доходах; искажение бухгалтерского отчета юридического лица; сокрытие (занижение) прибыли (дохода); воспрепятствование должностным лицам федеральных органов налоговой полиции в реализации их права на вход и обследование любых производственных, складских, торговых и иных помещений, используемых налогоплательщиком для извлечения доходов (прибыли).

     Бездействие признается противоправным деянием, если представляет собой пассивное невыполнение обязанности, требуемой законодательством. Например, непредставление гражданином  декларации о своих доходах в  случае, когда законодательство требует ее представления; непредставление юридическим лицом компетентным органам бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других платежей в бюджет.

     Нередко одни и те же обязанности могут  быть нарушены как действием, так  и бездействием. Например, продажа  подакцизных товаров без маркировки марками установленных образцов в случаях, когда эта маркировка обязательна; продажа юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями товаров без документов, содержащих сведения об изготовителе, поставщике иди продавце.

     Признаки  административного  правонарушения

     Основными конститутивными признаками административного  правонарушения являются:

    • антиобщественный характер;
    • противоправность;
    • виновность;
    • наказуемость деяния;
    • административная ответственность.

     Исходным  в характеристике указанных признаков  является понятие деяния. Это акт  волевого поведения. По своей социальной значимости деяние является антиобщественным, причиняющим вред интересам граждан, обществу и государству. Противоправность заключается в совершении деяния, нарушающего нормы права. Эти нормы могут принадлежать не только к административному, но и к ряду других отраслей права. Принципиально то, что соблюдение соответствующих норм охраняется мерами административной ответственности. Кроме административного могут быть нормы конституционного, финансового, гражданского, трудового и других отраслей права. Административное правонарушение – это деяние, которое нарушает нормы административного и иных отраслей права, охраняемых административными наказаниями. Таким образом, деяние, не являющееся противоправным не может образовать административного правонарушения и повлечь административную ответственность. Виновность деяние означает, что оно совершено умышленно или по неосторожности. Наличие вины – обязательный признак административного правонарушения, отсутствие вины исключает признание деяния административным правонарушением, в том числе, при его формальной противоправности. Например, невменяемый гражданин нарушает правила, установленные для гражданина. Административная ответственность за деяние также относится к безусловным признакам административного правонарушения. Им признается только то деяние, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность. Компетентные государственные органы, однако, вправе ограничиться устным замечанием, если с учетом характера совершенного правонарушения и личности правонарушителя к данному лицу целесообразно применять меру общественного воздействия.

     Административный  проступок

     Административная  ответственность за правонарушения наступает, если эти нарушения по своему характеру не влекут за собой  в соответствии с действующим  законодательством уголовной ответственности. Поэтому здесь уместно обратить внимание на различие между данным выше понятием административного проступка и понятием преступления, под которым понимается виновно совершенное общественно опасное деяние (действие, бездействие), запрещенное Уголовным кодексом РФ под угрозой наказания (ч. 1 ст. 14 УК РФ). Главная отличительная черта определения административного проступка (в сравнении с преступлением) - отсутствие в нем указания на общественную опасность административного правонарушения. Но, по существу, административный проступок также является общественно опасным, хотя и отличается от преступления по степени этой опасности. Поэтому при решении вопроса об отнесении правонарушения к административному проступку или преступлению иногда требуется тщательный сравнительный анализ соответствующих положений административного и уголовного законодательств.

 

2.2. Освобождение  от административной  ответственности 

     Не  подлежит административной ответственности:

    • лицо, не достигшее к моменту совершения административного правонарушения 16-летнего возраста;
    • лицо, совершившее административное правонарушение в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей  личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами;
    • лицо, которое во время совершения противоправных действий  (бездействия) находилось в состоянии невменяемости.

     С учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от 16 до 18 лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.

     При малозначительности совершенного административного  правонарушения орган (должностное  лицо), уполномоченный решать дело, может  освободить нарушителя от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

     Никто не может нести административную ответственность дважды за одно и  то же правонарушение.

 

2.3. Состав административного  правонарушения 

     Для понимания сущности административного  правонарушения необходимо определить юридический состав административного правонарушения, т.е. установить совокупность обязательных элементов правонарушения.

     Состав  правонарушения включают в себя следующие  элементы:

    • объект,
    • объективная сторона,
    • субъект,
    • субъективная сторона.

     Объект  правонарушения

     Объектом  правонарушения является общественное отношение, которое охраняется административным правом

     Формы выражения качественных объектов могут  быть различные: порядок управления, собственность принципы и правила  хозяйствования, общественный порядок  и т.д.

     Объективная сторона правонарушения

     Объективная сторона проступка – это деяние, выражающееся в нарушении установленных  административно-правовыми нормами  правил.

     Наличие объективной стороны административного  правонарушения законодатель во многих случаях становит в зависимость от времени, места, способа, характере совершенного деяния, наступивших его вредных последствий, совершения противоправного деяния в прошлом, его систематичности.

     Содержание  объективной стороны может включать следующий характер действия или  бездействия:

    • неоднократность – совершение двух или более однородных административных правонарушений;
    • повторность – совершение одним и тем же лицом в течение года однородного правонарушения, за которое оно уже привлекалось к административному наказанию;
    • длящееся правонарушение - деяние, сопряженное с последующим длительным невыполнением обязанностей, возложенных на виновного законом под угрозой административной ответственности, является единственным независимо от продолжительности.

     Различие  длящегося и продолжаемого правонарушения заключаются в том, что продолжаемый поступок – это несколько действий, каждое из которых является проступком, как правило, они объединены умыслом.

     Субъект правонарушения

     Субъектами  административного правонарушения являются вменяемые, достигшие определенного возраста физические лица и лица, обладающие специальным административно-правовым статусом, например, водители или должностные лица; организации, а к ним приравнены лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью.

     Принято различать два вида субъектов административного правонарушения:

  1. Индивидуальный – граждане и другие категории лиц, обладающие административно-правовым статусом, совершившие административное правонарушение. К данному виду субъектов относятся граждане и специальные лица, то есть лица, обладающие специальным административно-правовым статусом, с учетом их правового положения, выполняемых профессиональных и социальных функций.
  2. Коллективный – юридические и иные коллективные образования, совершившие административное правонарушение, например, организации.

Информация о работе Специальные административно-правовые статусы граждан