Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 17:02, курсовая работа
Одной из основных проблем организации федеративного устройства является проблема определения содержания правового статуса субъектов Федерации. Анализ проблем федеративного устройства имеет особое значение для России, где сегодня происходит масштабное реформирование федерализма. Очевидно, что необходим поиск действующих правовых и политических механизмов, отражающих объективную потребность общественного развития и способность всех структур власти реализовывать на практике федеративную модель в России, с развитием которой связывают надежды на демократизацию государства и общества, синхронизацию интересов федеральных и региональных уровней власти и укрепление государственного устройства.
Введение
Одной из основных проблем
организации федеративного
В связи с этим отдельно работ по проблеме конституционно правового статуса республик найти крайне сложно, почти невозможно. Однако как составляющий данный вопрос анализируется с разных содержательных сторон в работах многих авторов: М.Г. Карапетяна, Д.М. Качмазовой, А.В. Григорьева, В.М. Крылов, И.Г. Горбачев и др. Каждый автор затрагивает в своей работе проблему республик в составе Российской Федерации, но смотрит на это лишь с позиции рассматриваемого им общего, поднятого им вопроса: Качмазова поднимает вопрос об исследовании конституций республик, регулирующих основы их конституционного строя; Карапетян ставит вопрос о наличии у республик суверенитета; Горбачев - о регулировании статуса республик непосредственно по тексту Конституции. Но, ни у одного автора нет целостного исследования по проблеме статуса республик. Поэтому данный вопрос остается мало изученным.
В Конституции Российской Федерации вопрос о республиках рассматривается, но не на столько подробно. Лишь четыре статьи Конституции содержат непосредственное отношение к статусу республик, их особенностям правового регулирования. Существуют нормативно – правовые акты, регулирующие образование республик в составе Российской Федерации (Закон РФ от 04.06.1992 № 2927-1 «Об образовании Ингушской Республики в составе Российской Федерации»), деятельность местного самоуправления (Федеральный Закон от 24.11.2008 №207-ФЗ «О мерах по организации местного самоуправления в Республике Ингушетия и Чеченской Республике»), а также конституции республик (Конституция Республики Алтай от 07.06.1997), которые регулируют вопросы управления на местном уровне. Существует также судебная практика Конституционного Суда Российской Федерации, которая дает пояснения и решает споры, возникающие при регулировании статуса республик (Определение Конституционного Суда РФ от 06.12.2001г. №249-О «По ходатайству Президента Республики Башкортостан об официальном разъяснении Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 19 апреля 2001г.). Не маловажную роль играют международные общепризнанные принципы коренных народов, на основании которых осуществляется законодательное регулирование их прав в Российской Федерации.
Цель исследования: изучить
особенности конституционно – правового
регулирования статуса
Задачи исследования:
Глава1. Понятие статуса республик. Развитие статуса республик в Советских конституциях.
Чтобы понять тему исследования и определить ее рамки необходимо, прежде всего, дать понятие статуса республик. Как такового определения статуса республик нет, в настоящее время в научных кругах отсутствует концептуальное единство во взглядах на содержание этого правового феномена. Но нельзя сказать, что эти оценки конституционно – правового статуса республик принципиально расходятся. Поскольку, так или иначе, все они акцентируют внимание на том, что при помощи правового статуса фиксируется юридически значимое состояние субъектов РФ в качестве участников федеративного правового общения1. То есть республики являются субъектами права, а статус субъекта права – это то, «что оказывает влияние на правоотношения одних субъектов с другими»2. Однако это вовсе не означает идентичность статуса республик со структурой статуса других субъектов РФ. Исходя из этого, можно определить, что содержание правового статуса республик составляют ее взаимоотношения с Российской Федерацией и входящих в ее состав субъектов. Авторы выделяют различные составляющие статуса республик. Так А.А. Белкин и А.А. Ливеровский включают в него: территорию, предметы ведения и полномочия, гарантии самостоятельности, правовое оформление собственности республик и меры ответственности, которые могут быть к ним применены. А Е.И.Козлова и О.Е. Кутафин выделяют следующие компоненты статуса республик: республика является государством в составе РФ (обладает всей полнотой государственной власти, определенной Конституцией РФ), имеет свою конституционно – правовую систему (конституцию, законы, договора и другие нормативные правовые акты), самостоятельно определяет систему своих органов государственной власти, наличие своих государственных языков3. Таким образом, обобщив все выше сказанное, можно прийти в выводу, что статус республики включает компоненты, которые определяют юридическую форму республики как субъекта РФ и характеризуют как самостоятельный субъект правоотношений.
Проблема статуса субъектов
рассматривалась в
Прежде чем рассматривать конституционно-правовой статус республик Российской федерации, необходимо проанализировать развитие статуса республик в истории Российской Советской Республики, так как признание республик, их права и особенности их статуса в конституциях советского периода провозглашались и гарантировались по-разному.
Самым первым основным законом Российской Советской Республики, провозглашающим и гарантирующим основные права республик, была конституция 1918года. Она учреждала свободный союз наций, то есть республик, так как республики по конституции основывались по национальному признаку: «Российская Советская Республика учреждается на основе свободного союза свободных наций как федерация Советских национальных республик»4. При этом особо подчеркивалось, что республики самостоятельно, на добровольной и свободной основе решают о вхождении в состав Российской Советской республики на равных началах. Также выступало гарантом прав республик то, что они самостоятельно могли определить на каких основаниях они хотят войти в состав Российской Советской Республики. Конституция прямо закрепляла эти права за республиками: «Всероссийский съезд Советов ограничивается установлением коренных начал федерации Советских Республик России, предоставляя рабочим и крестьянам каждой нации принять самостоятельное решение на своем собственном полномочном Советском съезде: желают ли они и на каких основаниях участвовать в федеральном правительстве и в остальных федеральных советских учреждениях»5. Таким образом, в конституции 1918 года косвенно закреплялось право за республиками на сецессию, о чем свидетельствует п. д), ст. 49, гл. 9, раздела 3, в котором зафиксированы полномочия Всероссийского съезда Советов и Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов, в том числе и признание выхода из Российской Федерации отдельных частей ее.
Следующая конституция 1924 года претерпевает заметные изменения. Меняется само название государства, оно становится Союзом Советских Социалистических Республик. Больше внимания уделяется самим республикам, как неотъемлемым составным союзного государства. Меняются основания вхождения республик в состав советского государства, если раньше это было только добровольное решение республик, то теперь в конституции были прописаны основания объединения, которые обозначены в разделе первом, а именно: неспособность республик самостоятельно преодолеть хозяйственные трудности и восстановить хозяйство «оказалось невозможным при раздельном существовании республик»6. А также «само строение Советской власти, интернациональной по своей классовой природе, толкает трудящиеся массы советских республик на путь объединения в одну социалистическую семью»7. Подчеркивалось также, что объединения республик требуют обстоятельства необходимости обеспечения внешней безопасности и свободы национального развития народов. Особо провозглашалось, что объединение в Союз Советских Социалистических Республик происходит по воле народа, добровольно и на основе равных прав народов. Четко прописывалось, что «за каждой республикой обеспечено право свободного выхода из Союза, что доступ в Союз открыт всем социалистическим советским республикам, как существующим, так и имеющим возникнуть в будущем»8. Право на сецессию также закреплено отдельно в ст.4, гл.2, разделе втором, что подтверждает его особую важность для республик, так как он является гарантом их прав и самостоятельности. Однако стоит отметить, что, несмотря на то, что провозглашалось объединение республик на основе равных прав народов, уже в конституции прослеживается обратная тенденция. Так, в Совет национальностей отправляются по 5 представителей от каждой республики, однако в примечании после ст.15, гл.4, раздела второго сказано: «Автономные республики — Аджария и Абхазия — посылают в Совет Национальностей по одному представителю», что является наглядным примером неравноправия республик.
Конституция 1936 года объявляла Союз Советских Социалистических Республик государством, образованным на основе добровольного объединения равноправных республик, что непосредственно закреплено в ст.13, гл.II. В конституции также закреплялось, что каждая республика имеет право свободного выхода из СССР9.
Дальнейшее развитие законодательства и принятие новой конституции 1977 года обусловило изменения в конституционно-правовом статусе республик. В новой конституции также как и в предыдущих было закреплено, что Союз Советских Социалистических Республик – это государство, образованное на основе добровольного объединения равноправных союзных республик10. Но конституция также упраздняла право республик на сецессию. «Территория Союза Советских Социалистических Республик едина и включает территории союзных республик»11.
Таким образом, конституционно-правовой
статус республик в ходе исторических
процессов претерпевал
Глава2.
2.1. Асимметрии в федеративном устройстве России.
Российская Федерация есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления12. Федерация как специфическая форма государственного устройства это, прежде всего характеристика построения государственной власти по вертикали и взаимоотношений властей общенационального и регионального уровней. Данная форма государственного устройства предопределяется, прежде всего, территориальными масштабами страны, национальным составом населения и иными демографическими особенностями, историческими традициями и другими факторами. Однако в федеративном устройстве России присутствует такой феномен как асимметрия, который виден уже из различных названий субъектов Российской Федерации, которая состоит из «республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов»13. В мире наблюдается тенденция развития асимметрии даже в когда–то симметричных федеративных государствах. Так, когда – то считавшиеся классической симметричной федерацией Соединенные Штаты Америки, сегодня уже таковой не являются за счет особого статуса Пуэрто Рико и Северных Маршал.
Но асимметрия в федеративном устройстве Российской Федерации имеет свои специфические черты. Во – первых, это исторически сложившийся факт. Асимметрия всегда присутствовала в административно – территориальном устройстве Российской Империи. Присоединенным территориям присваивался особый статус, так, например, отличительным статусом обладали Финляндия и Польша, являясь автономными единицами. Во – вторых, асимметрия явилась необходимым средством для сохранения целостности государства в период «парада суверенитетов». После распада СССР в период ослабления федерального центра многие территории бывшего союзного государства стремились провозгласить свою независимость и отделиться, особенно это касалось республик, разногласия с которыми по данному вопросу привело к вооруженным столкновениям. В связи с этим, чтобы оставить республики в составе государства и сохранить его целостность, Российская Федерация закрепила за республиками ряд отличительных особенностей и привилегий, которых нет у других субъектов Федерации. Однако в настоящее время данная специфика асимметрии может породить диаметрально противоположные проблемы: конфликты субъектов Федерации в сфере уравнивания прав. В – третьих, специфика асимметрии в федеративном устройстве России в том, что она не только «скрытая», то есть субъекты «формально равны, но фактически не в состоянии реализовывать свое равноправие»14, но также легально закреплена в Конституции РФ. Конституция предусматривает шесть видов субъектов: республика, край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ15. Таким образом, изначально заложены элементы асимметрии федеративного устройства Российского государства.
Информация о работе Правовой статус человека и гражданина в РФ