Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 17:02, курсовая работа
Одной из основных проблем организации федеративного устройства является проблема определения содержания правового статуса субъектов Федерации. Анализ проблем федеративного устройства имеет особое значение для России, где сегодня происходит масштабное реформирование федерализма. Очевидно, что необходим поиск действующих правовых и политических механизмов, отражающих объективную потребность общественного развития и способность всех структур власти реализовывать на практике федеративную модель в России, с развитием которой связывают надежды на демократизацию государства и общества, синхронизацию интересов федеральных и региональных уровней власти и укрепление государственного устройства.
Есть в конституциях республик и особенности, определенные национальными традициями и моральными принципами. Так, Конституция Республики Татарстан закрепляет: «семья, материнство, отцовство, детство и старость находятся под защитой государства»43. Так закрепляется историческая традиция почитания старших. Конституция Республики Удмуртия расширяет данный перечень: «обеспечивается поддержка семьи и материнства, отцовства и детства, молодежи, инвалидов и пожилых граждан»44 . Исторически сложившимися традициями обуславливается название некоторых государственных органов власти республик. Так, конституция Республики Башкортостан закрепляет: «Высшим и единственным законодательным (представительным) органом государственной власти Республики Башкортостан является Государственное Собрание – Курултай Республики Башкортостан»45.
Таким образом, конституции
республик имеют практически
идентичное строение с федеральной
Конституцией, хотя некоторые республиканские
конституции имеют
Статус республики как
юридическая категория
Становление статуса республик происходит после принятии Конституции 1918г., которая учреждала создание свободных национальных республик. Однако в шло развитие станы, менялся ее конституционный облик, а вместе с ним менялся статус республик. Он претерпевал изменения, которые находили свое отражение в статьях конституций и носили порой кардинальный характер.
Это также сыграло свою роль в образовании асимметрии Российского государства. Хотя наличие асимметрии в устройстве государства в современном мире набирает тенденцию, стоит заметить, что у данного явления в России существуют свои специфические черты. Асимметрия – это исторически сложившийся факт, она существовала в Российском государстве всегда, еще во времена империи. Асимметрия –это необходимое состояние для поддержания целостности такого большого и многонационального государства как Россия. Именно она явилась необходимым устройством для создания целостного государства в период «парада суверенитетов». Асимметрия носит легальный характер, она закреплена в Конституции Российской Федерации.
Наличие асимметрии в устройстве России повлекло необходимость регулирования вопросов взаимодействия республик с федеральным центром, и первая попытка осуществить данное регулирование была предпринята подписанием Федеративного Договора "О разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами власти суверенных республик в составе РФ" от 31 марта 1992г. Но с принятием Конституции 1993г., которая включила в себя практически все статьи этого договора, необходимость в нем отпала, хотя формально он продолжает действовать. Попытки подписать новые федеративные договоры не имеют под собой никаких оснований и лишь усиливают асимметрию между субъектами России, которая может привести к пагубным для нее последствиям. К тому же такие договора содержат много юридических ошибок, многие их статьи противоречат Конституции РФ, либо просто дублируют ее положения. Все это требует детального анализа и разработки решения.
Еще одним актом, регулирующим статус республик, являются Конституции Республик, которые определяются как самостоятельные, отделенные от федеральной Конституции. Они имеют свою специфику, которая выделяется в некоторых особенностях строения конституций (добавление, конкретизирование некоторых глав), расширении содержания некоторых статей и включении в них некоторых отличительных пунктов. Данная специфика республиканских конституций обусловлена историческим развитием наций, спецификой традиций и культуры, сложившихся за много столетий. Но в конституциях республик также содержатся нормы, противоречащие Конституции РФ, которые многие республики не захотели изменять даже после вынесения определений Конституционным Судом РФ. Данная проблема также требует скорейшего анализа и решения, устраивающего как республики, как составные части Российской Федерации, так и федеральный центр.
Список использованных источников и литературы
2. Судебная практика
2.1. Определение Конституционного Суда РФ от 06.12.2001г. №249-О «По ходатайству Президента Республики Башкортостан об официальном разъяснении Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 19 апреля 2001 года по ходатайству полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе об официальном разъяснении Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 27 июня 2000 года по запросу группы депутатов Государственной Думы о проверке соответствия Конституции РФ отдельных положений Конституции Республики Адыгея, Республики Башкортостан».
2.2. Определение Конституционного Суда РФ от 6 декабря 2001г. №250-О « По запросу Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан о толковании ряда положений статей 5, 11, 71, 72, 73, 76, 77 и 78 Конституции Российской Федерации».
3. Использованная литература:
3.1. Князев С.Д. Конституционно – правовой статус субъекта Российской Федерации: понятие, структура, юридическое оформление//Известия Вузов. Правоведение.-2008.-№4.
3.2. КозловаЕ.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учеб.-4-е изд.,прераб. и доп.-М.:ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006г.
3.3. Глигич-Золоторева
М.В. Правовые основы
3.4. Иванов А.М. Асимметрия
в федеративном устройстве
3.5. Конюхова И.А. Современный российский федерализм и мировой опыт: Итог становления и перспективы развития. М.: Городец, 2004.
3.6. Русская линия 6 июля 2007г.// http://www.kroutov.ru/content/
3.7. РосБизнесКонсалдинг, 11.07.2007г.// http://www.rbc.ru/
3.8. Качмазова Д.М. Основы конституционного строя субъектов РФ: общее и особенное.-//Закон-2010-№1
Содержание
Введение
Глава1. Понятие статуса республик.
Развитие статуса республик в Советских конституциях. 4
Глава2.
2.1. Асимметрии в федеративном устройстве
России.
2.2. Федеративный договор как правовой
компонент регулирования отношений
Федерации и республик.
2.3. Анализ Договора с республикой
Татарстан 2007г. как правового акта,
регулирующего вопросы взаимоотношения
Федерации и республики.
Глава3. Особенности конституционного
права республик Российской
Федерации
Заключение
Список использованных
источников и литературы
1 Князев С.Д. Конституционно – правовой статус субъекта Российской Федерации: понятие, структура, юридическое оформление//Известия Вузов. Правоведение.-2008.-№4.-с49.
2 Князев С.Д. Конституционно – правовой статус субъекта Российской Федерации: понятие, структура, юридическое оформление//Известия Вузов. Правоведение.-2008.-№4.-с50.
3 КозловаЕ.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учеб.-4-е изд.,прераб. и доп.-М.:ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006г.
4 Конституция РСФСР 1918г., ст.2, гл.1, раздел1.
5 Конституция РСФСР 1918г., Ст.8, гл.4, раздел1.
6 Конституция СССР 1924г., Раздел первый. Декларация об образовании Союза Советских Социалистических Республик.
7 Конституция СССР 1924г. Раздел первый. Декларация об образовании Союза Советских Социалистических Республик.
8 Конституция СССР 1924г. Раздел первый. Декларация об образовании Союза Советских Социалистических Республик.
9 Конституция СССР 1936г., ст.17, гл.II
10 Конституция СССР 1977г., ст.70, гл.8, разделIII.
11 Конституция 1977г.ст.75, гл.8, раздел III
12 Конституция РФ 1993г., ч1, ст1
13 Конституция РФ 1993г., ч.1, ст.5.
14 Глигич-Золоторева М.В. Правовые основы федерализма. М.:Юристъ, 2006.
15 Конституция РФ 1993г., ч.1., ст5.
16 Иванов А.М. Асимметрия в федеративном устройстве России.-//Философия права-2009-№6-с104.
17 Конюхова И.А. Современный российский федерализм и мировой опыт: Итог становления и перспективы развития. М.: Городец, 2004.
18 Конституция РФ 1993г. Раздел второй. Заключительные и переходные положения.
19Русская линия 6 июля 2007г.// http://www.kroutov.ru/content/
20 РосБизнесКонсалдинг, 11.07.2007г.// http://www.rbc.ru/
21 ФЗ от 24 июня 1999г. №119-ФЗ «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации» ч.2, ст.32.
22 Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 199-ФЗ "Об утверждении Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан"
23 Конституция РФ 1993г., ч.2, ст.19.
24 Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 199-ФЗ "Об утверждении Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан"
25 Конституция РФ 1993г., ч1, ст. 66.
Информация о работе Правовой статус человека и гражданина в РФ