Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 17:24, контрольная работа
Признание высшей ценности прав и свобод человека означает приоритет прав и свобод человека в деятельности всех органов государства, их ориентацию на эти права и свободы. Высшая ценность прав человека, во-первых, в выражении его свободы, во-вторых, права человека призваны служить ограничителем всевластия государства, препятствовать произволу государственных органов и должностных лиц, необоснованному вторжению государства в сферу личной свободы человека. В этой связи следует обратить внимание на проводимое разграничение универсальных прав и свобод на права и свободы человека и гражданина.
Введение. 3
1. Понятие правового статуса человека и гражданина. 4
2. Принципы правового статуса человека и гражданина. 8
Заключение. 13
Список использованной литературы. 15
КРАСНОЯРСКИЙ ИНСТИТУТ
ЭКОНОМИКИ
НОУ ВПО «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ»
Факультет: |
«Экономики и управления» |
Направление бакалавриата: |
«Экономика» |
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине: Право
Тема: «Правовой статус граждан РФ»
Выполнил: |
Студентка 1 курса, 5-19734/1-1 группы Пряжникова Т.С. |
Проверил: |
Богомолова Т.И. |
г. Красноярск, 2013 г.
Содержание
Введение.
1. Понятие правового статуса человека
и гражданина.
2. Принципы правового статуса человека
и гражданина.
Заключение.
Список использованной литературы.
Правовое положение (статус)
человека и гражданина в полном объеме
характеризуется совокупностью прав,
свобод и обязанностей, которыми он наделяется
как субъект правоотношений, возникающих
в процессе реализации норм всех отраслей
права, и конституционное право выполняет
особую роль в установлении правового
положения человека и гражданина.
Важное место в системе отрасли конституционного
права занимает институт, нормы которого
закрепляют основы правового статуса
личности, или иными словами, основы правового
положения (статуса) человека и гражданина.
Конституционное воплощение этот институт
получил в главе 2 действующей Конституции
Российской Федерации: "Права и свободы
человека и гражданина". В нормах этой
главы конкретизирована одна из основ
конституционного строя России, которая
провозглашена в статье 2 Конституции
и в которой устанавливается, что человек,
его права и свободы являются высшей ценностью,
а признание, соблюдение и защита прав
и свобод человека и гражданина - обязанность
государства.
Признание высшей ценности прав и свобод
человека означает приоритет прав и свобод
человека в деятельности всех органов
государства, их ориентацию на эти права
и свободы. Высшая ценность прав человека,
во-первых, в выражении его свободы, во-вторых,
права человека призваны служить ограничителем
всевластия государства, препятствовать
произволу государственных органов и
должностных лиц, необоснованному вторжению
государства в сферу личной свободы человека.
В этой связи следует обратить внимание
на проводимое разграничение универсальных
прав и свобод на права и свободы человека
и гражданина. Такой подход не является
традиционным для нашего конституционного
регулирования, которое сводило положение
человека только к его взаимосвязи с государством
в качестве гражданина, получающего свои
права в "дар" от государственной
власти и всецело ей подчиненного.
1. Понятие правового статуса человека и гражданина
Место и роль личности (человека
и гражданина) в правовой системе, во взаимоотношении
с государством, общественными организациями
и другими физическими лицами наиболее
полно можно раскрыть через категорию
правового статуса личности, который позволяет
определить юридическое и, в определенной
степени, фактическое положение человека
в обществе.
Под правовым (юридическим) статусом личности
понимается совокупность юридических
норм, которые закрепляют права, свободы
и обязанности личности (гражданина, иностранца,
лица без гражданства) по отношению к обществу,
государству и другим физическим лицам
и одновременно права и обязанности последних
в отношении данной личности.
Правовой статус выражает легальные пределы
свободы личности, объем ее прав, законных
интересов и обязанностей. Он устанавливается
государством в нормах Конституции, законов
и подзаконных актов.
В Российской Федерации этому вопросу
посвящены ст. ст.2, 3, 6, 7, вся гл.2, отдельные
нормы гл.4, 5, 7, 8 Конституции.
Важные моменты правового статуса личности
закрепляются в Федеральных конституционных
Законах:
"О Конституционном суде Российской
Федерации" (1994 г);
"О референдуме в Российской Федерации"
(1995 г);
"Об уполномоченном по правам человека
в Российской Федерации" (1997 г); в законах:
"О гражданстве Российской Федерации"
(2002 г);
"О праве граждан Российской Федерации
на свободу передвижения, выбор места
пребывания и жительства в пределах Российской
Федерации" (1995 г);
"Об основных гарантиях избирательных
прав и права на участие в референдуме
граждан Российской Федерации" (2002 г);
а также многих других федеральных законах
и подзаконных актах, в нормативных актах,
принимаемых в субъектах Российской Федерации.
В области регулирования правового статуса
личности действует Федеральный закон
"О правовом положении иностранных
граждан в Российской Федерации", вступивший
в силу 1 ноября 2002 г.
Кроме того, регулируя правовой статус
человека и гражданина, Российская Федерация
использует общепризнанные принципы международного
права и международные договоры, которые
стали составной частью ее правовой системы
(например, "Декларация о правах человека
и гражданина" 1948 г., договоры с некоторыми
странами о признании двойного гражданства).
Роль права, в первую очередь, проявляется
именно в том, что оно своими нормами поддерживает
исторически обусловленное место индивида
(личности), хотя следует помнить, что правовой
статус человека и гражданина в огромной
мере определяется:
1. социально-экономическим положением
государства;
2. степенью развитости и демократичности
политического режима;
3. нравственными и иными условиями жизни
общества.
Закрепляя необходимый, прежде всего с
точки зрения государства и общества,
комплекс прав и обязанностей, а также
меру юридической свободы личности, право
предусматривает гарантии их осуществления,
способы защиты со стороны государства,
формы ответственности за нарушения прав
и свобод физических лиц, в том числе, и
в первую очередь, государственных органов,
обязанных защищать законные интересы
человека и гражданина. Право не допускает
дискриминации в пользовании правами
и свободами по не признаваемым законом
основаниям.
Прежде всего, государство признает данного
человека субъектом действующего в стране
права. Для демократического государства,
каким провозгласила себя Россия, характерно
признание субъектом права любого физического
лица, находящегося на его территории.
Однако, в зависимости от того, является
ли это лицо гражданином, иностранцем
или лицом без гражданства, определяется
характер, устойчивость, объем прав, свобод
и обязанностей данной личности, основы
ее отношения с обществом и государством.
Правовое положение (статус) человека
и гражданина в полном объеме устанавливается
и регулируется совокупностью норм всех
отраслей права, однако каждая из этих
отраслей (кроме конституционного права)
закрепляет права и обязанности индивида
только в определенной сфере общественных
отношений (семейных, трудовых, имущественных
и т.д.).
Нормы конституционного права закрепляют
и регулируют не все, а наиболее важные
права и обязанности личности, составляющие
основы ее правового статуса (ст.64 Конституции).
Без конституционных прав, свобод и обязанностей
не может быть полного правового статуса
гражданина и человека.
Конституционные права, свободы и обязанности
носят всеобщий характер, они присущи
всем гражданам - членам общества, независимо
от частного индивидуального положения.
Конституционные права, свободы
и обязанности предоставляются гражданам
(так же как и иностранцам и лицам без гражданства)
на равном основании, независимо от пола,
расы, национальности, религии, служебного
и материального положения. Они носят
стабильный характер. Недаром нормы гл.2
Конституции РФ не подлежат изменению
ни со стороны Парламента, ни со стороны
Президента РФ.
Конституционные (основные) права, свободы
и обязанности неотделимы от личности,
многие из них принадлежат человеку от
рождения и выражают всю систему взаимоотношений
человека и государства.
Конституционный статус личности проникнут
наиболее общими принципами (всеобщность,
равноправие, неотъемлемость, гарантированность)
и должен учитываться при закреплении
и реализации определенных прав и свобод
другими отраслями права.
Сама Конституция подчеркивает роль
и значение норм, закрепляющих правовой
статус человека и гражданина, и тем, что
они входят как часть в основы конституционного
строя (а большинство норм входят в гл.2),
и тем, что нормы Конституции, закрепляющие
порядок формирования и принципы деятельности
органов государственной власти и местного
самоуправления, не могут нарушать основы
правового статуса человека и гражданина.
Конституционный статус является
основой индивидуального статуса человека,
который не постоянен и зависит от профессии,
общественного, семейного и иного положения
каждого конкретного человека. Индивидуальный
статус не может противоречить конституционному,
отменять или изменять предоставленные
Конституцией права, свободы и обязанности.
Именно поэтому конституционный статус
называется основным и базовым, он создает
основу равных возможностей.
Таким образом, правовой статус (правовое
положение) личности, основу которого
составляют конституционные права, свободы
и обязанности, влияет на положение личности
в обществе, что, в свою очередь, раскрывает
характер самого общества, данного социального
строя. Правовой статус включает в себя
не только права и свободы, но и обязанности
человека и гражданина как перед государством,
так и перед другими физическими лицами.
Конституция гарантирует неприкосновенность
конституционных прав и свобод человека
и гражданина, строго оговаривая порядок
и причины их ограничения со стороны государства
(ст. ст.55, 56).
2.Принципы правового статуса человека и гражданина
Принципы правового статуса человека и гражданина -это основополагающие начала, руководящие идеи, провозглашаемые и охраняемые государством, положенные в основу осуществления прав, свобод и обязанностей человека и гражданина.
В Конституции РФ получили закрепление следующие принципы правового статуса человека и гражданина:
1. Центральное место занимает принцип равноправия (ст. 19). Равноправие означает, что каждому члену общества государство гарантирует равные с другими его членами права и свободы, требует от него выполнения равных обязанностей и обеспечивает ему возможность осуществления прав, свобод и обязанностей на равных с другими основаниях.
Принцип равноправия включает в себя следующие положения:
1) правовой статус человека и правовой статус гражданина с точки зрения равноправия. Суть этого положения сводится к тому, что как член гражданского общества каждый человек равноправен со всеми другими, но как член политически организованного общества (как гражданин своего государства) он равноправен только лишь с теми, кто, как и он, принадлежит к данному государству;
2) равенство конституционных прав и свобод человека и гражданина независимо от их фактических различий (пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения и т. д.). Принципу равенства противоречит дискриминация в пользовании правами и свободами, в наложении обязанностей по каким-либо основаниям, зависящим от естественных особенностей личности и ее правового статуса;
3) равноправие мужчины и женщины. Необходимость сформулировать указанное положение в виде отдельной правовой нормы в Конституции РФ (ч. 3 ст. 19) обусловлена требованиями Конвенции ООН от 18 декабря 1979 г. «О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин», ратифицированной СССР в 1980 году;
4) равенство всех перед законом и судом. Равенство всех перед законом -необходимое, но не достаточное условие равноправия. Если закон устанавливает привилегии или произвольно ограничивает права отдельных категорий лиц, то равенство всех перед таким законом означает неравноправие.
Законодательство Российской Федерации допускает в отдельных случаях неравенство перед законом. Например, Федеральный закон «О статусе судей» запрещает судьям принадлежать к каким-либо политическим общественным объединениям. Данный запрет обусловлен соблюдением принципа независимости судей и подчинения их только закону.
Положение о равенстве всех перед судом означает:
- наличие единой
для всех судебной системы,
обеспечивающей каждому
- справедливое
разбирательство его дела
- равное для
всех применение норм
- процессуальное равенство сторон в судебном заседании;
5) равноправие
в социальном государстве.
2. Непосредственное действие прав и свобод. Данный принцип получил впервые свое закрепление в ст. 18 Конституции РФ, которая гласит: «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием».
Принцип
непосредственного действия
3. Неотчуждаемость основных прав и свобод как принцип правового статуса человека сформулирован в ч. 2 ст. 17 Конституции РФ, где говорится: «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения». Тем самым Конституция РФ впервые признает естественную природу прав и свобод человека, подтверждая, что эти права не дарованы государством личности и не могут быть им отобраны. Обязанность государства заключается всего лишь в признании этих прав и в создании условий для их беспрепятственной реализации.
4. Недопустимость произвольного ограничения прав и свобод. В общем вире принцип недопустимости произвольного ограничения прав и свобод содержится в ч. 2 ст. 55 Конституции РФ, запрещающей издание в Российской Федерации законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина. Это положение дополняется нормой Конституции РФ о том, что любые нормативно-правовые акты затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего обозрения (ч. 3 ст. 15). Кроме того, на недопустимость произвольного ограничения прав и свобод направлены нормы Конституции РФ о невозможности пересмотра положений гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина» Федеральным Собранием РФ (ст. 135).