Административно правовой статус студента

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 14:53, реферат

Краткое описание

Это особая социальная группа в составе молодежи. И как каждой отдельной социальной группе студенчеству необходимо закрепление особого как социального, так и административно-правового статуса. Статуса, который бы давал им права и обязанности, возлагал ответственность и гарантировал защиту своих прав.

Файлы: 1 файл

Административно правовой статус студента РФ.docx

— 22.20 Кб (Скачать)

Это особая социальная группа в составе  молодежи. И как каждой отдельной  социальной группе студенчеству необходимо закрепление особого как социального, так и административно-правового  статуса. Статуса, который бы давал  им права и обязанности, возлагал ответственность и гарантировал защиту своих прав. Этот статус закреплен в уставе вуза. Устав каждого вуза индивидуален и не может повторять устав другого вуза, так же и статус студента в каждом вузе определен по-разному. Но все-таки основа этого статуса определяется федеральным законом «об образовании» от 10 июля 1992 года, а так же федеральным законом «о высшем и послевузовском образовании» от 22 августа 1996 года. И ни один устав вуза в вопросе статуса студента, да и в других вопросах не может противоречить данным законам.

 Что означает административно-правовой  статус студента

Каждый человек имеет право  на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии1. Студент является основным участником образовательных отношений и, следовательно, главным элементом правового регулирования в этой сфере. Административно-правовой статус гражданина, а конкретно студента, характеризуется его административной правоспособностью и административной дееспособностью. Объем административно-правового статуса граждан может быть различным в зависимости от специфики положения отдельных групп населения, однако все граждане имеют равные права на административную и судебную защиту их прав, свобод и охраняемых законом интересов.

 

Рассматривая образовательные  отношения между вузом и обучающимся  как административно-правовые, предполагается, что данные стороны в определенной степени являются равноправными. Администрация не только располагает управленческими правами, но имеет и определенные обязанности в отношении обучающихся (обеспечивать учащимся бесплатное пользование лабораториями, кабинетами, аудиториями, читальными залами, библиотеками и другими учебными и учебно-воспитательными учреждениями, спортивными базами и другим оборудованием учебных заведений). В отношениях же между педагогом и учащимся преобладает элемент равноправия, хотя и имеется управленческий элемент2.

Статус  студента во многом обусловлен процедурами  и условиями его вхождения  в административный коллектив. Именно на стадии приема, в процессе возникновения  и формирования образовательных  отношений определяются дальнейший объем прав, обязанностей, их возможные ограничения. Правовые основания возникновения прав и свобод, обязанностей и ответственности студента так же должны рассматриваться как элемент его правового статуса

Правосубъектность студента

 

Объем правосубъектности, или конкретное правовое положение студента зависит от многих обстоятельств. В его основе лежат общие права, обязанности и ответственность обучающегося, закрепленные в законодательстве и иных нормативно-правовых актах об образовании. Так же его обуславливают такие факторы, как статус вуза – государственный или негосударственный (аккредитованный или нет); ведомственная принадлежность вуза; источник финансирования обучения – средства бюджета, физических и юридических лиц; наличие договора на обучение – между вузом и органами местного самоуправления, иных договоров, допустимых Порядком приема, двух- или трехстороннего договора с участием работодателя; целевой характер обучения; индивидуальные способности студента и предшествующий уровень его образования; право на льготы (сиротам, участникам боевых действий, жертвам аварии на ЧАЭС, студентам из семей с низким доходом и другое) и так далее.

Студенты бюджетной формы обучения имеют право получать академическую и социальную стипендию. Государственные академические стипендии назначаются студентам, обучающимся по очной форме обучения, в зависимости от успехов в учебе и научной деятельности. Государственные социальные стипендии назначаются студентам, нуждающимся в социальной помощи3.

Академическая стипендия может  быть назначена студентам, обучающимся на «хорошо», либо «отлично». Государственные социальные стипендии назначаются в обязательном порядке: из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; признанным в установленном порядке инвалидами I и II групп; пострадавшим в результате аварии на Чернобыльской АЭС и других радиационных катастроф; являющимся инвалидами и ветеранами боевых действий4.

Образовательное учреждение создает  условия, гарантирующие охрану и  укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Учебная нагрузка, режим занятий  обучающихся, воспитанников определяются уставом образовательного учреждения на основе рекомендаций, согласованных с органами здравоохранения5.

Студент имеет право на восстановление в  высшем учебном заведении в течение  пяти лет после отчисления из него по собственному желанию или по уважительной причине с сохранением той основы обучения (бесплатной или платной), в соответствии с которой он обучался до отчисления. Порядок и условия восстановления в высшем учебном заведении студента, отчисленного по неуважительной причине, определяются уставом высшего учебного заведения.

Студент высшего учебного заведения имеет  право получать от администрации высшего учебного заведения информацию о положении в сфере занятости населения Российской Федерации.

Студентам высших учебных заведений гарантируется  свобода перехода в другое высшее учебное заведение в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. При переходе из одного высшего учебного заведения в другое за студентом сохраняются все права как за обучающимся впервые на данной ступени высшего профессионального образования.

 

Административно-правовой статус студента обуславливается вхождением его в административный коллектив. Это происходит при зачислении студента в конкретный вуз. В процессе возникновения и формирования образовательных отношений определяются дальнейший объем прав, обязанностей, возможные ограничения. Они регулируются уставом вуза, а так же федеральными законами, указами Президента, постановлениями Правительства и другими нормативно-правовыми актами.

В состав статуса традиционно включают правосубъектность, права и обязанности, ответственность и гарантии.

Правосубъектность зависит от многих факторов, не зависящих от студента. Права студента включают в себя как личные права, принадлежащие студентам, как гражданам РФ, так и специальные, зависящие от социального положения, от статуса студента, как обучающегося в вузе. Общие права обучающихся вузов перечислены в ФЗ РФ «о высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 года. Обязанностей у студента намного меньше, чем прав, но это не уменьшает их значимость. Чаще всего отчисление из вуза происходит именно по причине не выполнения своих непосредственных обязанностей. Так же студент несет ответственность за все свои действия, а именно за выполнение, либо за невыполнения своих обязанностей. Гарантия прав и свобод студентов зависит от общей гарантированности законности в стране. Как известно гарантами прав и свобод не только студентов, а всех граждан РФ является закон, как незыблемый правовой акт, и президент, как представитель народа. Каждый человек, права и свободы которого были ущемлены, имеет право отстаивать свои права и свободы в судебном порядке.

Статус  студента зависит от сущности образовательного процесса, от позиции государства в вопросе регулирования высшего образования.

1 Конституция РФ от 12 декабря 1993 года // Принята всенародным голосованием 25 декабря 1995 года. Ст. 43

2 Кванина В.В. Правовая природа отношений «Студент-бюджетник – вуз» // Право и образование.-2006.-№4.-С. 34

3 Постановление Правительства «об утверждении типового положения о стипендиальном обеспечении и других формах материальной поддержки студентов федеральных государственных образовательных учебных заведений высшего и среднего профессионального образования, аспирантов и докторантов» от 27 июня 2001 года №487. Ст. 6, 7

4Там же. Ст. 24

5 ФЗ РФ «об образовании» от 10 июля 1992 года №3266-1. Ст. 51


Информация о работе Административно правовой статус студента