Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2014 в 23:17, курсовая работа
Цель данной работы стоит в раскрытии особенностей административной ответственности должностных лиц.
При изучении данного вопроса я попыталась подойти к нему с различных точек зрения:
- понятие, виды и особенности административной ответственности, путем изучения существующей нормативной базы об административной ответственности, принципов административной ответственности;
- дать понятие должностного лица;
Введение
3
Глава 1. Административная ответственность
5
1.1. Понятие и виды административной ответственности
5
1.2. Особенности административной ответственности
7
1.3. Принципы административной ответственности
12
Глава 2. Административная ответственность должностных лиц
15
2.1. Общее положение об административной ответственности должностных лиц
15
2.2. Признаки и особенности административной ответственности должностных лиц
16
2.3. Особенности привлечения к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции
23
Заключение
28
Список использованной литературы
29
Содержание
Введение |
3 |
Глава 1. Административная ответственность |
5 |
1.1. Понятие и виды |
5 |
1.2. Особенности административной ответственности |
7 |
1.3. Принципы административной |
12 |
Глава 2. Административная ответственность должностных лиц |
15 |
2.1. Общее положение об |
15 |
2.2. Признаки и особенности |
16 |
2.3. Особенности привлечения к |
23 |
Заключение |
28 |
Список использованной литературы |
29 |
Введение
Любое современное государство и общество заинтересовано в успешном управлении своими социальными делами. Ведь именно социальные дела отражают общий интерес и потребности общества, государства и граждан к самосохранению и обеспечению жизнедеятельности. Для решения данных целей необходимо организовать, упорядочить и постоянно контролировать, регулировать поведение лиц, деятельность государственных органов, должностных лиц, социальных институтов, а также поддерживать общественный интерес.
В условиях Российской Федерации на современном этапе проблема борьбы со взяточничеством приобрела серьезную остроту, главным образом, вследствие снижения в последние годы уровня ответственности.
Проблема коррупции и взяточничества в России встала так угрожающе остро, что мотивы и актуальность выбранной темы просто очевидны. Покупается и продается все: от оценок в школе до принятия закона в Госдуме.
Цель данной работы стоит в раскрытии особенностей административной ответственности должностных лиц.
При изучении данного вопроса я попыталась подойти к нему с различных точек зрения:
- понятие, виды и особенности административной ответственности, путем изучения существующей нормативной базы об административной ответственности, принципов административной ответственности;
- дать понятие должностного лица;
- изучить особенности привлечения к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции.
Глава 1. Административная ответственность
1.1. Понятие и виды административной ответственности
Административная ответственность – это вид юридической ответственности, наступающей вследствие совершения лицом административного правонарушения, т.е. нарушения законодательства об административных правонарушениях, посредством которого осуществляется защита личности, охрана прав и свобод гражданина, охрана их здоровья, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений.
Административная ответственность также философско-социологическое понятие, отражающее отношение личности, коллектива и общества в конкретных управленческих ситуациях. Юридическое содержание ответственности не может быть оторвано от ее индивидуально-волевого выражения, так как осуществление административно-правовой обязанности возможно лишь на основе индивидуальной воли участников административных правоотношений. Административную ответственность поэтому можно охарактеризовать также как: "регламентированную нормами и правоприменительную актами систему общественных отношений, обеспечивающих исполнение административно-правовой обязанности"1.
В административном праве из всех многочисленных мер административного принуждения (досмотр, реквизиция, задержание, изъятие и т.д.) только административные взыскания выполняют функцию наказания и только их применение влечет наступление административной ответственности2. Следовательно, административная ответственность – это реализация административно-правовых санкций, примененные уполномоченным органом или должностным лицом административных взысканий к гражданам и юридическим лицам, совершившим правонарушение3.
Административная ответственность представляет реакцию государства на совершение предусмотренных законодательством административных правонарушений в различных сферах (поведение в общественных местах, торговля, финансы, природопользование и пр.) и выражается в применении соответствующими органами государственной власти и должностными лицами установленных законодательством административных наказаний за совершение административных правонарушений.
Административная ответственность регламентируется и обеспечивается соответствующими юридическими предписаниями. Прежде всего, они являются источником информации о должном поведении. Но, поскольку реальное юридически значимое ответственное поведение служащих органов управления и граждан зависит от уровня их правосознания интересов и воли, нормами права, правоприменительными актами регламентируются поощрительные, предупредительные и пресекательные меры юридического влияния на участников административных правоотношений. В совокупности эти властные веления составляют внешний правовой механизм регулирования юридической ответственности.
Административной ответственности присуще общие признаки юридической ответственности (наступление при наличии правонарушений, регулирование нормами права, государственно-правовое принуждение, наступление неблагоприятных последствий для виновного). Специфическим признаком административной ответственности является то, что она применяется, как правило, органами исполнительной власти в процессе исполнения функциональной деятельности (например, сотрудники инспекций, надзоров), реализуя свои властно-распорядительные функции. При этом эти органы не связаны с виновным служебными отношениями.
Административная ответственность влечет за собой наступление неблагоприятных последствий для правонарушителей, предусмотренных санкцией правовой нормы. По содержанию меры административной ответственности выражаются в предусмотренных КоАП лишений или ограничений прав и свобод нарушителей, поскольку иным образом оказать принудительное воздействие на этих лиц невозможно. Неблагоприятные последствия для правонарушителя могут наступать в виде лишений или ограничений морального (предупреждение), материального (штраф, конфискация, возмездное изъятие) или физического характера (административный арест)4.
1.2. Особенности административной ответственности
Выделим особенные черты административной ответственности, присущие только этому институту административного права.
Во-первых, административную ответственность можно рассмотреть как правовую ответственность за административные правонарушения. При этом следует учесть, что объектом посягательства являются отношения в сфере государственного управления, а также некоторые другие (за посягательство на таможенные, налоговые отношения, отношения, связанные с защитой собственности, с охраной прав граждан, природы, здоровья населения, торговли и пр.). Вместе с тем административная ответственность применяется за нарушение не каждой нормы административного права, а тех из них, которые содержат указание на административную ответственность.
Во-вторых, административная ответственность используется как важное средство правоохраны, борьбы с особым видом нарушений – административными правонарушениями, которые хотя и не так опасны, как преступления, но совершаются гораздо чаще. Их опасность состоит не только в характере самих противоречивых действий или бездействий, но и в значительной распространенности.
Так, в отличии от уголовной ответственности административная ответственность не влечет судимости, отличается меньшей тяжестью наказания и более коротким сроком давности.
Отличие административной ответственности от гражданско-правовой ответственности состоит в том, что последняя связана с причинением материального ущерба. Административная ответственность может наступить и без причинения нарушителем материального ущерба.
От дисциплинарной ответственности административная ответственность отличается тем, что она не связана с подчиненностью, служебными отношениями правонарушителя и органа государственной власти (должностного лица), привлекающего его к ответственности5.
В-третьих, административная ответственность отличается своим субъектным составом. Субъектами этого вида ответственности являются как физические лица (граждане, лица без гражданства, иностранные граждане, государственные и муниципальные служащие, должностные лица, руководители (собственники) юридических лиц), так и юридические лица – предприятия, организации.
В-четвертых, по своей сути административная ответственность представляет собой воздействие, оказываемое полномочными органами государства на лицо, совершившее административное правонарушение. Цель этого воздействие состоит в воспитании виновного в духе уважения к закону и правопорядку, а также в предупреждении совершения новых правонарушений как лицами, привлеченными к административной ответственности, так и другими гражданами.
В-пятых, нарушение административно-правовых норм влечет за собой применение мер административного принуждения, одним из видов которых является административные наказания. Именно эти последствия, в отличии от мер предупреждения, пресечения и процессуальных мер обеспечения производства по делу, применяются в результате привлечения к административной ответственности.
В-шестых, некоторые составы административного правонарушения можно назвать формальными, т.к. административная ответственность наступает независимо от того, наступили ли отрицательные последствия или нет, - достаточно самого факта нарушения правил, охраняемых норм административно-правовых актов. Например, переход гражданином улицы в неположенном месте.
В-седьмых, административную ответственность отличает порядок ее установления. В соответствии с п. «к» ч. 1 ст.72 Конституции РФ административное и административно-процессуальное законодательство, а, следовательно, и установление административной ответственности относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов6. С учетом положения ст. 1.1 КоАП это означает, что административная ответственность характеризуется множественностью органов государственной власти, уполномоченных ее установлению. К ним в настоящее время относятся законодательные органы Российской Федерации и ее субъектов7.
КоАП предусматривает установление административной ответственности только этим Кодексом и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. При этом к ведению Российской Федерации отнесено установление: общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях; перечня видов административных наказаний и правил их применения; административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ; порядка производства по делам об административных правонарушениях, в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях; порядка исполнения постановлений о назначении административных наказаний.
Значит, нормы права, содержащиеся во вновь принимаемых федеральных законах и вносящие изменения или дополнения в действующий КоАП, должны в обязательном порядке вноситься в данный Кодекс.
Административная ответственность за правонарушения, носящие региональный характер (нарушение благоустройства населенных пунктов, общественного порядка и т.п.), т.е. находящиеся вне предметов ведения Российской Федерации, может быть установлена законами субъектов РФ, осуществляющих, таким образом, собственное правовое регулирование в данной сфере.
Меры административной ответственности применяются широким кругом уполномоченных органов и должностных лиц. Все они, реализуя свои полномочия, назначают правонарушителям административные наказания. К ним относятся судья (мировые судьи), комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, многочисленные органы исполнительной власти. Законами субъектов Российской Федерации к ним могут быть отнесены административные комиссии и иные коллегиальные органы8 (например, Закон Республики Татарстан от 30.12.2005г. №144-ЗРТ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов государственными полномочиями по образованию и организации деятельности административных комиссий»).
Информация о работе Административная ответственность должностных лиц