Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2014 в 23:17, курсовая работа
Цель данной работы стоит в раскрытии особенностей административной ответственности должностных лиц.
При изучении данного вопроса я попыталась подойти к нему с различных точек зрения:
- понятие, виды и особенности административной ответственности, путем изучения существующей нормативной базы об административной ответственности, принципов административной ответственности;
- дать понятие должностного лица;
Введение
3
Глава 1. Административная ответственность
5
1.1. Понятие и виды административной ответственности
5
1.2. Особенности административной ответственности
7
1.3. Принципы административной ответственности
12
Глава 2. Административная ответственность должностных лиц
15
2.1. Общее положение об административной ответственности должностных лиц
15
2.2. Признаки и особенности административной ответственности должностных лиц
16
2.3. Особенности привлечения к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции
23
Заключение
28
Список использованной литературы
29
Меры административной ответственности применяются органами и должностными лицами в отношении не подчиненных им по службе нарушителей, не связанных с ними служебно-трудовыми отношениями. Данное обстоятельство позволяет отличить административную ответственность от дисциплинарной, к которой привлекаются руководители, рабочие, служащие и вспомогательный персонал, как правило, в порядке подчиненности вышестоящим органом или должностным лицом.
Привлечение к административной ответственности и назначение административного наказания не влечет для нарушителя судимости и не является основанием для увольнения его с работы.
В КоАП расширен круг дел, рассматриваемых судьями. Расширена и их исключительная компетенция за счет отнесения к их ведению назначения, помимо административного ареста, ряда других административных наказаний: лишения специфических прав, конфискации, возмездного изъятия ряда предметов, дисквалификация, административного выдворения иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы Российской Федерации, административное приостановление деятельности.
Административную ответственность характеризует особый процессуальный порядок ее реализации. Своей относительной простотой, оперативностью и экономичностью от отличается от уголовного и гражданского судопроизводства.
Во всех случаях ответственность за административное правонарушение наступает перед государством, которое устанавливает полномочия органов (должностных лиц) по рассмотрению дел об этих правонарушениях и назначению наказаний.
Основной чертой административной ответственность
состоит в том, что ее можно рассмотреть
как совокупность материальных и процессуальных
правонарушений, то есть материально-деликтных,
вызванных совершением конкретного правонарушения,
и административно-
1.3. Принципы административной ответственности
Под принципами административной ответственности следует понимать ее основные правовые начала, характеризующие ее сущность, смысл и назначение. Принципами административной ответственности являются:
- равенство перед законом состои
- презумпция невиновности – состоит в том, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лица, привлекаемые к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
- принцип обеспечения законности при применении мер административного принуждения в связи с административным правонарушением – состоит в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом. Применение уполномоченными на то органом или должностным лицом административного наказания и мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в связи с административным правонарушением осуществляется в пределах компетенции указанных органа или должностного лица в соответствии с законом. При применении мер административного принуждения не допускается решения и действия (бездействие), унижающее человеческое достоинство.
Соблюдение требований законодательства при применении мер воздействия за административные правонарушения обеспечивается систематическим контролем со стороны вышестоящих органов и должностных лиц, прокурорским надзором, правом обжалования, другими установленными законодательством способами.
- ответственность только на основании закона, действовавшего во время и по месту совершения административного правонарушения, как принцип административной ответственности состоит в том, что лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время и по месту совершения административного правонарушения. Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, т.е. распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет. Производство по делу об административном правонарушении осуществляется на основании закона, действующего во время производства по указанному делу10.
Глава 2. Административная ответственность должностных лиц
2.1. Общее положение об административной ответственности должностных лиц
Административная ответственность должностных лиц является разновидностью и составной частью института административной ответственности, в силу чего ей присущи признаки института административной ответственности единое с ней основание наступления. Однако, административная ответственность должностных лиц отличается только ей свойственными специфическими чертами, особым содержанием элементов состава должностного административного правонарушения, явившихся следствием наличия специального субъекта правонарушения – должностного лица, обладающего особым правовым статусом (положением).
Административная ответственность должностных лиц является сложным, многоплановым явлением, сущность которой определена социальным характером ее происхождения и раскрывается через взаимоотношения личности и общества.
Административная ответственность должностных лиц представляет собой связь между двумя субъектами, где одна сторона – должностное лицо – обязывается в силу своего правового статуса строить свое поведение в процессе осуществления служебной деятельности в соответствии с ожидаемой моделью, содержащейся в нормах права, охраняемых административными санкциями, а другая – орган административной юрисдикции – контролирует, оценивает такое поведение и его результаты, и в случае их отрицательной оценки и наличия вины вправе применить соответствующие административные наказания, предусмотренное нормами административного права11.
Одной из основных функций административной ответственности должностных лиц является стимулирующей, показывающей ее социальную ценность как средства обеспечивающее соблюдение дисциплины и законности должностных лиц при осуществлении своей служебной деятельности. С данной позиции административная ответственность должностных лиц представляет собой систему мер морального, материального и психического воздействия уполномоченных на то государственных органов (субъектов административной юрисдикции) на создание, волю должностного лица в целях достижения в соответствии с требованиями должного поведения, закрепленного в нормах административного права, соответствующего интересам общества.
2.2. Признаки и особенности административной ответственности должностных лиц
Признаками административной ответственности должностных лиц, отражающих ее специфику как вида института административной ответственности, являются:
- субъект – должностное лицо, обладающий специальным правовым статусом;
- основание – должностное административное правонарушение;
- обособленная совокупность
- ограниченный перечень мер
административной
Административная ответственность, как институт отрасли административного права, представляет собой урегулированные нормами административного права общественные отношения, возникающие по поводу применения субъектами административной юрисдикции в установленном процессуальном порядке административных наказаний к должностному лицу, совершившему административное правонарушение в связи с неисполнением или ненадлежащем исполнении своих служебных обязанностей12.
Должность — понятие, которое определяет круг служебных обязанностей,
права и пределы ответственности государственного
служащего, требования к его профессионально-
В российском законодательстве нет единого определения понятия «должностное лицо». Определение должностного лица, данное в уголовном законодательстве (ст. 285 УК РФ), не имеет универсального характера. Оно распространяется лишь на деяния, предусмотренные гл. 30 УК РФ «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления»13.
Под должностным лицом следует понимать
лицо, постоянно, временно или в соответствии
со специальными полномочиями осуществляющее
функции представителя власти, а равно
лицо, выполняющее организационно-
Данное определение трудно признать
удачным, потому что такие признаки, как
«представитель власти», «административно-хозяйственные
обязанности», «организационно-
В данном вопросе важным будет отметить уточнение Пленума Верховного Суда СССР от 30 марта 1990 г.:
1) к представителям власти
2) под организационно-
3) под административно-
Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением
организационно-
Наряду с лицами, выполняющими постоянно
или временно властные функции либо организационно-
Не являются субъектами должностного
преступления те работники государственных,
кооперативных и общественных организаций,
предприятий, учреждений, которые выполняют сугубо профессиональные или
технические обязанности. Если наряду
с осуществлением этих обязанностей на
данного работника в установленном порядке
возложено и исполнение организационно-
Информация о работе Административная ответственность должностных лиц