Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 16:37, реферат
В новой редакции Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» значительно усилен контроль за исполнением органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и ответственность этих органов за их неисполнение.
Юридическая ответственность подразделяется на виды во многом по отраслевому признаку. В теории государства и права традиционного выделяют следующие виды юридической ответственности: уголовная, административная, гражданско-правовая, дисциплинарная, материальная. Некоторые ученые выделяют и другие виды ответственности, в частности политико-правовую, под которой имеется в виду отзыв выборного должностного лица, роспуск представительного органа власти и т.п.
Виды ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления…………………..……………………………………………..….3 стр.
Глава II.
Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством………………………………………………………………………...4 стр.
Глава III.
Уголовная ответственность должностных лиц местного самоуправления…………………………………………………………………….12 стр.
Глава IV.
Административная ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления……………………………………………………………………..14 стр.
Глава V.
Гражданско-правовая ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления……………………………………………………………………..20 стр.
Список литературы …………………………………………………………..…….22 стр.
Содержание.
Глава I.
Виды
ответственности органов и
Глава II.
Ответственность
органов и должностных лиц местного
самоуправления перед государством………………………………………………
Глава III.
Уголовная
ответственность должностных
Глава IV.
Административная
ответственность органов и
Глава V.
Гражданско-правовая
ответственность органов и
Список литературы …………………………………………………………..…….22 стр.
Виды
ответственности органов и
В новой редакции Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» значительно усилен контроль за исполнением органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и ответственность этих органов за их неисполнение.
Юридическая ответственность подразделяется на виды во многом по отраслевому признаку. В теории государства и права традиционного выделяют следующие виды юридической ответственности: уголовная, административная, гражданско-правовая, дисциплинарная, материальная. Некоторые ученые выделяют и другие виды ответственности, в частности политико-правовую, под которой имеется в виду отзыв выборного должностного лица, роспуск представительного органа власти и т.п.
Согласно ст. 70 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы и должностные лица местного самоуправления в соответствии с федеральными законами несут ответственность перед:
а) населением муниципального образования;
б) государством;
в) физическими и юридическими лицами.
Такая иерархия
закрепления ответственности
Виды ответственности
органов местного самоуправления, депутатов,
членов выборных органов и должностных
лиц местного самоуправления, основания
наступления этой ответственности
и порядок решения
Население муниципального образования также вправе отозвать депутатов, членов выборных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством
Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством наступает в следующих случаях:
- нарушения Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституции (устава), законов субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования;
- ненадлежащего осуществления органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий. При этом в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» сделана важная оговорка о том, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий только в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств (ч. 3 ст. 20).
Досрочное прекращение
полномочий органов местного самоуправления
по инициативе органов государственной
власти имеет место в ряде зарубежных
государств. Однако на практике эта
мера воздействия используется весьма
редко. Конституционный Суд РФ в
Постановлении от 16 октября 1997 года
указал, что предусмотренная
По мнению Конституционного Суда положение о досрочном прекращении полномочий - один из основных принципов, определяющих статус органов и выборных должностных лиц местного самоуправления. Поэтому федеральный законодатель был вправе предусмотреть возможность досрочного прекращения их полномочий в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Одновременно с этим Конституционный Суд отметил, что ряд общественных отношений, связанных с применением такой меры ответственности, остается неурегулированным. Поэтому законодатель субъекта Федерации в этой части вправе осуществить собственное правовое регулирование в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом. В значительном числе субъектов Российской Федерации были приняты законы, с различной степенью детализации осуществляющие такое правовое регулирование.
Федеральный
закон «Об общих принципах
организации местного самоуправления
в Российской Федерации» в ст. ст.
73 и 74 предусматривает особенности
ответственности перед
Полномочия
представительного органа местного
самоуправления могут быть прекращены
законом субъекта Российской Федерации.
При этом должна быть соблюдена последовательность
действий, установленная Федеральным
законом «Об общих принципах
организации местного самоуправления
в Российской Федерации». Во-первых,
соответствующий суд должен установить,
что представительным органом муниципального
образования принят нормативный
правовой акт, противоречащий Конституции
Российской Федерации, федеральным
конституционным законам, федеральным
законам, конституции (уставу) и законам
субъекта Федерации, уставу муниципального
образования. Представительный орган
муниципального образования в течение
трех месяцев со дня вступления в
силу решения суда либо в течение
иного предусмотренного решением суда
срока должен в пределах своих
полномочий принять меры по исполнению
решения суда, в том числе отменить
соответствующий нормативный
Порядок принятия
и вступления в силу законов субъектов
Российской Федерации установлен в
Федеральном законе «Об общих
принципах организации
Закон субъекта Российской Федерации о роспуске представительного органа муниципального образования может быть обжалован в судебном порядке в течение 10 дней со дня вступления в силу. Суд должен рассмотреть жалобу и принять решение не позднее чем через 10 дней со дня ее подачи.
Ответственность
главы муниципального образования
или главы местной
1) издания таким должностным лицом местного самоуправления нормативного правового акта, противоречащего Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, конституции (уставу) и законам субъекта Федерации, уставу муниципального образования, и если такие противоречия установлены соответствующим судом. При этом ответственность перед государством наступает только в случае, если это должностное лицо в течение двух месяцев со дня вступления в силу решения суда (либо в течение иного предусмотренного решением суда срока) не приняло в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда;
2) совершения таким должностным лицом действий (в том числе принятия им правового акта, не носящего нормативного характера), влекущих нарушение прав и свобод человека и гражданина, угрозу единству и территориальной целостности, национальной безопасности, обороноспособности, единству правового и экономического пространства Российской Федерации, нецелевое расходование субвенций из федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации. Данные факты также должны быть установлены соответствующим судом. При этом ответственность перед государством наступает только в случае, если это должностное лицо не приняло в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда.
В обоих из
указанных случаев глава
Федеральным
законом «Об общих принципах
организации местного самоуправления
в Российской Федерации» установлены
судебные гарантии для главы муниципального
образования или главы местной
администрации, в отношении которых
высшим должностным лицом (руководителем
высшего исполнительного органа
государственной власти) субъекта Федерации
был принят акт об отрешении от
должности. Глава муниципального образования
или глава местной
Важно отметить, что в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (п. 6 ст. 32) гражданин Российской Федерации, замещавший должность главы муниципального образования и отрешенный от этой должности высшим должностным лицом субъекта (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), не может быть выдвинут кандидатом на выборах, назначенных в связи с данным обстоятельством.
В Федеральном
законе «Об общих принципах
Отдельные полномочия органов местного самоуправления могут быть временно возложены на органы государственной власти субъектов Российской Федерации в случаях:
а) если в связи со стихийным бедствием, катастрофой, иной чрезвычайной ситуацией органы местного самоуправления отсутствуют и (или) не могут быть сформированы;
б) если вследствие решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления возникает просроченная задолженность муниципальных образований по исполнению своих долговых и (или) бюджетных обязательств, определенная в порядке, установленном Бюджетным кодексом Российской Федерации, превышающая 30% собственных доходов бюджета муниципального образования в отчетном году, и (или) просроченная задолженность муниципальных образований по исполнению своих бюджетных обязательств, превышающая 40% бюджетных ассигнований в отчетном финансовом году, при условии выполнения бюджетных обязательств федерального и регионального бюджетов в отношении бюджетов указанных муниципальных образований;
в) если при реализации полномочий за счет предоставления субвенций местным бюджетам органами местного самоуправления допускается установленное соответствующим судом нецелевое расходование бюджетных средств либо нарушение Конституции Российской Федерации, федерального закона, иных нормативных правовых актов.