Административная ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 16:37, реферат

Краткое описание

В новой редакции Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» значительно усилен контроль за исполнением органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и ответственность этих органов за их неисполнение.
Юридическая ответственность подразделяется на виды во многом по отраслевому признаку. В теории государства и права традиционного выделяют следующие виды юридической ответственности: уголовная, административная, гражданско-правовая, дисциплинарная, материальная. Некоторые ученые выделяют и другие виды ответственности, в частности политико-правовую, под которой имеется в виду отзыв выборного должностного лица, роспуск представительного органа власти и т.п.

Оглавление

Виды ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления…………………..……………………………………………..….3 стр.
Глава II.
Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством………………………………………………………………………...4 стр.
Глава III.
Уголовная ответственность должностных лиц местного самоуправления…………………………………………………………………….12 стр.
Глава IV.
Административная ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления……………………………………………………………………..14 стр.
Глава V.
Гражданско-правовая ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления……………………………………………………………………..20 стр.
Список литературы …………………………………………………………..…….22 стр.

Файлы: 1 файл

ответственность органов и должностных лиц (1) - копия.docx

— 37.98 Кб (Скачать)

Содержание.

 

Глава I.

Виды  ответственности органов и должностных  лиц местного самоуправления…………………..……………………………………………..….3 стр.

Глава II.

Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством………………………………………………………………………...4 стр.

Глава III.

Уголовная ответственность должностных лиц  местного самоуправления…………………………………………………………………….12 стр.

Глава IV.

Административная  ответственность органов и должностных  лиц местного самоуправления……………………………………………………………………..14 стр.

Глава V.

Гражданско-правовая ответственность органов и должностных  лиц местного самоуправления……………………………………………………………………..20 стр.

Список  литературы …………………………………………………………..…….22 стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Виды  ответственности органов и должностных  лиц местного самоуправления

В новой редакции Федерального закона «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации» значительно  усилен контроль за исполнением органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и ответственность этих органов за их неисполнение.

Юридическая ответственность подразделяется на виды во многом по отраслевому признаку. В теории государства и права  традиционного выделяют следующие  виды юридической ответственности: уголовная, административная, гражданско-правовая, дисциплинарная, материальная. Некоторые  ученые выделяют и другие виды ответственности, в частности политико-правовую, под которой имеется в виду отзыв выборного должностного лица, роспуск представительного органа власти и т.п.

Согласно  ст. 70 Федерального закона «Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы и должностные лица местного самоуправления в соответствии с  федеральными законами несут ответственность  перед:

а) населением муниципального образования;

б) государством;

в) физическими и юридическими лицами.

Такая иерархия закрепления ответственности органов  местного самоуправления и должностных  лиц местного самоуправления не случайна. Указание на первоочередность ответственности  перед населением отражает сущность местного самоуправления как формы  народовластия в соответствии с  ч. 2 ст. 3 Конституции Российской Федерации. Население является основным субъектом  прав местного самоуправления. Поэтому прежде всего необходимо установление эффективных видов ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением.

Виды ответственности  органов местного самоуправления, депутатов, членов выборных органов и должностных  лиц местного самоуправления, основания  наступления этой ответственности  и порядок решения соответствующих  вопросов, в том числе основания  и порядок отзыва населением выборных должностных лиц местного самоуправления, досрочного прекращения полномочий выборных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления, определяются уставами муниципальных образований в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Население муниципального образования также вправе отозвать депутатов, членов выборных органов  и выборных должностных лиц местного самоуправления в соответствии с  Федеральным законом «Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

 

Ответственность органов и должностных лиц  местного самоуправления перед государством

Ответственность органов местного самоуправления и  должностных лиц местного самоуправления перед государством наступает в  следующих случаях:

- нарушения Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституции (устава), законов субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования;

- ненадлежащего осуществления органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий. При этом в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» сделана важная оговорка о том, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий только в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств (ч. 3 ст. 20).

Досрочное прекращение  полномочий органов местного самоуправления по инициативе органов государственной  власти имеет место в ряде зарубежных государств. Однако на практике эта  мера воздействия используется весьма редко. Конституционный Суд РФ в  Постановлении от 16 октября 1997 года указал, что предусмотренная Федеральным  законом «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации» возможность  прекращения полномочий органа местного самоуправления и выборного должностного лица местного самоуправления не противоречит Конституции Российской Федерации. Российская Федерация вправе предусмотреть адекватные меры ответственности органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления, в том числе досрочное прекращение полномочий данных органов и выборных лиц. Само по себе досрочное прекращение полномочий не может рассматриваться как неправомерное вмешательство органов государственной власти в деятельность органов местного самоуправления при условии, что оно сопровождается назначением новых выборов и как разновидность ответственности соразмерно степени совершенного нарушения и значимости защищаемых интересов.

По мнению Конституционного Суда положение о досрочном прекращении полномочий - один из основных принципов, определяющих статус органов и выборных должностных лиц местного самоуправления. Поэтому федеральный законодатель был вправе предусмотреть возможность досрочного прекращения их полномочий в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Одновременно с этим Конституционный Суд отметил, что ряд общественных отношений, связанных с применением такой меры ответственности, остается неурегулированным. Поэтому законодатель субъекта Федерации в этой части вправе осуществить собственное правовое регулирование в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом. В значительном числе субъектов Российской Федерации были приняты законы, с различной степенью детализации осуществляющие такое правовое регулирование.

Федеральный закон «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации» в ст. ст. 73 и 74 предусматривает особенности  ответственности перед государством представительного органа муниципального образования, а также главы муниципального образования и главы местной  администрации.

Полномочия  представительного органа местного самоуправления могут быть прекращены законом субъекта Российской Федерации. При этом должна быть соблюдена последовательность действий, установленная Федеральным  законом «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации». Во-первых, соответствующий суд должен установить, что представительным органом муниципального образования принят нормативный  правовой акт, противоречащий Конституции  Российской Федерации, федеральным  конституционным законам, федеральным  законам, конституции (уставу) и законам  субъекта Федерации, уставу муниципального образования. Представительный орган  муниципального образования в течение  трех месяцев со дня вступления в  силу решения суда либо в течение  иного предусмотренного решением суда срока должен в пределах своих  полномочий принять меры по исполнению решения суда, в том числе отменить соответствующий нормативный правовой акт. Если же представительный орган  не принял таких мер по исполнению решения суда, то факт неисполнения решения суда также должен быть установлен судом. Затем глава исполнительной власти субъекта Российской Федерации  в течение месяца после вступления в силу такого судебного решения  вносит в законодательный орган  государственной власти субъекта Российской Федерации проект закона о роспуске представительного органа муниципального образования.

Порядок принятия и вступления в силу законов субъектов  Российской Федерации установлен в  Федеральном законе «Об общих  принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». В  Федеральном законе «Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» особо оговорено, что полномочия представительного органа муниципального образования прекращаются со дня  вступления в силу закона субъекта Российской Федерации о его роспуске.

Закон субъекта Российской Федерации о роспуске представительного органа муниципального образования может быть обжалован  в судебном порядке в течение  10 дней со дня вступления в силу. Суд должен рассмотреть жалобу и принять решение не позднее чем через 10 дней со дня ее подачи.

Ответственность главы муниципального образования  или главы местной администрации  перед государством наступает в  случаях:

1) издания таким должностным лицом местного самоуправления нормативного правового акта, противоречащего Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, конституции (уставу) и законам субъекта Федерации, уставу муниципального образования, и если такие противоречия установлены соответствующим судом. При этом ответственность перед государством наступает только в случае, если это должностное лицо в течение двух месяцев со дня вступления в силу решения суда (либо в течение иного предусмотренного решением суда срока) не приняло в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда;

2) совершения таким должностным лицом действий (в том числе принятия им правового акта, не носящего нормативного характера), влекущих нарушение прав и свобод человека и гражданина, угрозу единству и территориальной целостности, национальной безопасности, обороноспособности, единству правового и экономического пространства Российской Федерации, нецелевое расходование субвенций из федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации. Данные факты также должны быть установлены соответствующим судом. При этом ответственность перед государством наступает только в случае, если это должностное лицо не приняло в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда.

В обоих из указанных случаев глава исполнительной власти субъекта Российской Федерации  издает правовой акт об отрешении  от должности главы муниципального образования или главы местной  администрации. При этом Федеральным  законом «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлены  пределы срока издания такого правового акта. Этот срок не может  быть менее одного месяца со дня  принятия последнего решения суда, необходимого для издания указанного акта, а также не может превышать шести месяцев со дня вступления в силу этого решения суда.

Федеральным законом «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлены  судебные гарантии для главы муниципального образования или главы местной  администрации, в отношении которых  высшим должностным лицом (руководителем  высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Федерации  был принят акт об отрешении от должности. Глава муниципального образования  или глава местной администрации  вправе обжаловать указанный акт  в судебном порядке в течение 10 дней со дня его официального опубликования. Федеральным законом определен  также срок рассмотрения судом жалобы и принятия по ней решения. Этот срок не должен быть более 10 дней со дня подачи такой жалобы.

Важно отметить, что в соответствии с Федеральным  законом "Об основных гарантиях избирательных  прав и права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации" (п. 6 ст. 32) гражданин Российской Федерации, замещавший должность главы муниципального образования и отрешенный от этой должности высшим должностным лицом  субъекта (руководителем высшего  исполнительного органа государственной  власти субъекта Российской Федерации), не может быть выдвинут кандидатом на выборах, назначенных в связи с данным обстоятельством.

В Федеральном  законе «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» также предусматривается  и возможность временного исполнения полномочий органов местного самоуправления органами государственной власти субъектов  Российской Федерации.

Отдельные полномочия органов местного самоуправления могут  быть временно возложены на органы государственной власти субъектов  Российской Федерации в случаях:

а) если в связи со стихийным бедствием, катастрофой, иной чрезвычайной ситуацией органы местного самоуправления отсутствуют и (или) не могут быть сформированы;

б) если вследствие решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления возникает просроченная задолженность муниципальных образований по исполнению своих долговых и (или) бюджетных обязательств, определенная в порядке, установленном Бюджетным кодексом Российской Федерации, превышающая 30% собственных доходов бюджета муниципального образования в отчетном году, и (или) просроченная задолженность муниципальных образований по исполнению своих бюджетных обязательств, превышающая 40% бюджетных ассигнований в отчетном финансовом году, при условии выполнения бюджетных обязательств федерального и регионального бюджетов в отношении бюджетов указанных муниципальных образований;

в) если при реализации полномочий за счет предоставления субвенций местным бюджетам органами местного самоуправления допускается установленное соответствующим судом нецелевое расходование бюджетных средств либо нарушение Конституции Российской Федерации, федерального закона, иных нормативных правовых актов.

Информация о работе Административная ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления