Административная ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 16:37, реферат

Краткое описание

В новой редакции Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» значительно усилен контроль за исполнением органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и ответственность этих органов за их неисполнение.
Юридическая ответственность подразделяется на виды во многом по отраслевому признаку. В теории государства и права традиционного выделяют следующие виды юридической ответственности: уголовная, административная, гражданско-правовая, дисциплинарная, материальная. Некоторые ученые выделяют и другие виды ответственности, в частности политико-правовую, под которой имеется в виду отзыв выборного должностного лица, роспуск представительного органа власти и т.п.

Оглавление

Виды ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления…………………..……………………………………………..….3 стр.
Глава II.
Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством………………………………………………………………………...4 стр.
Глава III.
Уголовная ответственность должностных лиц местного самоуправления…………………………………………………………………….12 стр.
Глава IV.
Административная ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления……………………………………………………………………..14 стр.
Глава V.
Гражданско-правовая ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления……………………………………………………………………..20 стр.
Список литературы …………………………………………………………..…….22 стр.

Файлы: 1 файл

ответственность органов и должностных лиц (1) - копия.docx

— 37.98 Кб (Скачать)

Федеральным законом установлены ограничения  на исполнение отдельных полномочий органов местного самоуправления органами государственной власти субъектов  Российской Федерации. Так, не могут  быть временно возложены на региональные органы государственной власти следующие полномочия органов местного самоуправления:

- принятие устава муниципального образования, внесение в него изменений и дополнений;

- установление структуры органов местного самоуправления;

- изменение границ территории муниципального образования.

Решение о  временном возложении на органы государственной  власти субъекта Российской Федерации  соответствующих полномочий принимается  главой исполнительной власти региона. Основанием для принятия такого решения  является обращение представительного  органа местного самоуправления или  решение законодательного органа государственной  власти субъекта Федерации, принимаемое квалифицированным большинством - не менее 2/3 голосов от установленного числа депутатов.

При этом Федеральный  закон «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает  ряд требований, предъявляемых к  постановлению главы исполнительной власти региона о временном возложении на региональные органы государственной  власти отдельных полномочий органов  местного самоуправления. Данное постановление  должно содержать:

- перечень возлагаемых на органы государственной власти субъектов Российской Федерации отдельных полномочий органов местного самоуправления, установленных федеральными законами;

- перечень органов государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) должностных лиц, назначаемых органами государственной власти субъектов Федерации, на которые (которых) возлагаются соответствующие полномочия органов местного самоуправления, с распределением этих полномочий между ними;

- срок, на который на органы государственной власти субъектов Российской Федерации возлагаются полномочия органов местного самоуправления;

- источники и порядок финансирования деятельности соответствующих органов государственной власти субъектов Российской Федерации по временному исполнению полномочий органов местного самоуправления.

В случае если вследствие решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления возникает  просроченная задолженность муниципальных  образований по исполнению своих  долговых и (или) бюджетных обязательств, определенная в порядке, установленном  Бюджетным кодексом Российской Федерации, превышающая 30% собственных доходов  бюджета муниципального образования  в отчетном году, и (или) просроченная задолженность муниципальных образований  по исполнению своих бюджетных обязательств, превышающая 40% бюджетных ассигнований в отчетном финансовом году, в таком муниципальном образовании вводится временная финансовая администрация. Временная финансовая администрация вводится по ходатайству главы исполнительной власти субъекта Российской Федерации и (или) представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования решением арбитражного суда соответствующего субъекта Федерации. Федеральным законом определен срок, на который может быть введена временная финансовая администрация, - до одного года.

В Федеральном  законе «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» сделана важная оговорка, в соответствии с которой временная  финансовая администрация не может  вводиться по ходатайству главы  исполнительной власти субъекта Федерации  в течение одного года со дня вступления в полномочия представительного  органа муниципального образования.

В целях восстановления платежеспособности муниципального образования  временная финансовая администрация  в соответствии с федеральным  законом:

- принимает меры по реструктуризации просроченной задолженности муниципального образования;

- подготавливает изменения и дополнения в бюджет муниципального образования на текущий финансовый год, проект бюджета муниципального образования на очередной финансовый год, представляет их в представительный орган муниципального образования на рассмотрение и утверждение, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, - в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации для утверждения региональным законом;

- обеспечивает контроль за исполнением бюджета муниципального образования;

- осуществляет иные полномочия в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В случае если при реализации полномочий за счет предоставления субвенций местным  бюджетам органами местного самоуправления допускается установленное соответствующим  судом нецелевое расходование бюджетных  средств либо нарушение Конституции  Российской Федерации, федерального закона, иных нормативных правовых актов, решение  о временном осуществлении региональными  органами исполнительной власти отдельных полномочий органов местного самоуправления принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации с одновременным изъятием соответствующих субвенций.

Федеральным законом «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлены  судебные гарантии местного самоуправления в случае принятия решений о временном  исполнении полномочий органов местного самоуправления региональными органами государственной власти. Решения  органов государственной власти субъектов Российской Федерации  могут быть обжалованы в судебном порядке. Федеральным законом определен  также срок рассмотрения судом жалобы и принятия по ней решения. Этот срок не должен быть более десяти дней со дня подачи такой жалобы.

 

Уголовная ответственность должностных лиц  местного самоуправления

В соответствии с п. "о" ст. 71 Конституции Российской Федерации уголовное законодательство находится в исключительном ведении  Российской Федерации. Согласно ст. 1 Уголовного кодекса Российской Федерации уголовное  законодательство Российской Федерации  состоит из данного Кодекса. Новые  законы, предусматривающие уголовную  ответственность, подлежат включению  в Уголовный кодекс.

Уголовная ответственность  носит личный характер, поэтому к  ней не могут привлекаться органы местного самоуправления. Основанием уголовной ответственности должностного лица местного самоуправления является совершение деяния, содержащего все  признаки состава преступления, предусмотренного Уголовным кодексом Российской Федерации.

Должностные лица местного самоуправления могут  привлекаться к уголовной ответственности  за различные преступления. При этом в Уголовном кодексе Российской Федерации (в основном в его главе 30), как правило, за соответствующие  преступления предусматривается более  суровое наказание для главы муниципального образования, нежели для иного должностного лица местного самоуправления. Приведем несколько примеров.

Так, согласно ст. 285 Уголовного кодекса Российской Федерации использование должностным  лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это  деяние совершено из корыстной или  иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций  либо охраняемых законом интересов  общества или государства, наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере  заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.

То же деяние, совершенное главой органа местного самоуправления, наказывается штрафом  в размере от ста тысяч до трехсот  тысяч рублей или в размере  заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишением свободы  на срок до семи лет с лишением права  занимать определенные должности или  заниматься определенной деятельностью  на срок до трех лет или без такового.

В соответствии со ст. 286 Уголовного кодекса Российской Федерации совершение должностным  лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших  существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций  либо охраняемых законом интересов  общества или государства, наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере  заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.

То же деяние, совершенное главой органа местного самоуправления, наказывается штрафом  в размере от ста тысяч до трехсот  тысяч рублей или в размере  заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

В статье 290 Уголовного кодекса установлено, что получение  должностным лицом лично или  через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или  выгод имущественного характера  за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а  равно общее покровительство или попустительство по службе наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Получение должностным  лицом взятки за незаконные действия (бездействие) наказывается лишением свободы  на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности  или заниматься определенной деятельностью  на срок до трех лет.

Те же деяния, совершенные главой органа местного самоуправления, наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет  с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

 

Административная  ответственность органов и должностных  лиц местного самоуправления

Согласно  п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении  Российской Федерации и ее субъектов  находится административное законодательство. В состав административного законодательства входит и законодательство об административных правонарушениях.

Конституцией  Российской Федерации (ч. 2 ст. 76) установлено, что по предметам совместного  ведения Российской Федерации и  субъектов Российской Федерации  издаются федеральные законы и принимаемые  в соответствии с ними законы и  иные нормативные акты субъектов  Российской Федерации. Согласно ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации  законы и иные нормативные акты субъектов  Российской Федерации не могут противоречить  указанным федеральным законам. В случае противоречия между федеральным  законом и иным актом, изданным в  Российской Федерации, действует федеральный  закон.

Федеральным законом, определяющим основы (общие  принципы) правового регулирования  в области административных правонарушений, является Кодекс Российской Федерации  об административных правонарушениях. В части 1 ст. 1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  установлено, что законодательство об административных правонарушениях  состоит из данного Кодекса и  принимаемых в соответствии с  ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. Таким образом, Кодекс Российской Федерации  об административных правонарушениях  в настоящее время является единственным законодательным актом федерального уровня, комплексно регулирующим основополагающие нормы, составляющие институт административной ответственности. Принятие иных федеральных  законов в данной сфере не предусматривается. Следовательно, в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях  сосредоточены все виды правонарушений, влекущие за собой административную ответственность в соответствии с федеральными нормативными правовыми  актами.

Согласно  ст. 26 Федерального закона «Об общих  принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» конституция (устав), законы и иные нормативные  правовые акты субъекта Российской Федерации, принятые в пределах его полномочий, обязательны для исполнения всеми  находящимися на территории субъекта Российской Федерации органами государственной  власти, другими государственными органами и государственными учреждениями, органами местного самоуправления, организациями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами. Невыполнение или нарушение указанных актов влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации. В случае если административная ответственность за указанные действия не установлена федеральным законом, она может быть установлена законом субъекта Российской Федерации.

В Федеральном  законе «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» в ряде случаев прямо  предусматривается установление административной ответственности законами субъектов  Российской Федерации. Например, согласно ч. 6 ст. 84 данного Федерального закона непредставление органам местного самоуправления материалов и информации, необходимых им для формирования проекта соответствующего местного бюджета, является основанием для привлечения  к административной ответственности  в соответствии с законами субъектов  Российской Федерации.

Информация о работе Административная ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления