Административная ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 16:37, реферат

Краткое описание

В новой редакции Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» значительно усилен контроль за исполнением органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и ответственность этих органов за их неисполнение.
Юридическая ответственность подразделяется на виды во многом по отраслевому признаку. В теории государства и права традиционного выделяют следующие виды юридической ответственности: уголовная, административная, гражданско-правовая, дисциплинарная, материальная. Некоторые ученые выделяют и другие виды ответственности, в частности политико-правовую, под которой имеется в виду отзыв выборного должностного лица, роспуск представительного органа власти и т.п.

Оглавление

Виды ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления…………………..……………………………………………..….3 стр.
Глава II.
Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством………………………………………………………………………...4 стр.
Глава III.
Уголовная ответственность должностных лиц местного самоуправления…………………………………………………………………….12 стр.
Глава IV.
Административная ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления……………………………………………………………………..14 стр.
Глава V.
Гражданско-правовая ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления……………………………………………………………………..20 стр.
Список литературы …………………………………………………………..…….22 стр.

Файлы: 1 файл

ответственность органов и должностных лиц (1) - копия.docx

— 37.98 Кб (Скачать)

Согласно  ч. 4 ст. 32 Федерального закона «Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» за нарушение должностным лицом  местного самоуправления порядка и  срока письменного ответа на обращения  граждан в органы местного самоуправления законом субъекта Российской Федерации  устанавливается административная ответственность. Однако здесь следует  учитывать коллизию данной нормы  и ст. 15 Федерального закона «О порядке  рассмотрения обращений граждан  Российской Федерации», согласно которой  лица, виновные в нарушении этого  Федерального закона, несут ответственность, предусмотренную законодательством  Российской Федерации.

Согласно  ст. 2.4 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях  административной ответственности  подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих  служебных обязанностей. Под должностным лицом в данном Кодексе понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, т.е. наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях.

В отличие  от ранее действовавшего законодательства об административных правонарушениях  Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает  административную ответственность  юридических лиц. Это дает основание  при соответствующих обстоятельствах  говорить о возможности привлечения  к административной ответственности  органов местного самоуправления - юридических лиц.

Значительное  число административных правонарушений, совершаемых органами и должностными лицами местного самоуправления, непосредственно  посягает на права граждан.

Так, согласно ст. 5.3 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях  неисполнение решения избирательной  комиссии, комиссии референдума, принятого  в пределах ее компетенции, влечет наложение  административного штрафа на должностных  лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических  лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч  рублей. Непредставление органами местного самоуправления, общественными объединениями, организациями независимо от формы  собственности, в том числе организациями, осуществляющими теле- и (или) радиовещание, редакциями периодических печатных изданий, а также должностными лицами указанных органов и организаций, в избирательную комиссию, комиссию референдума сведений и материалов, запрашиваемых комиссией в соответствии с законом, либо представление таких сведений и материалов с нарушением установленного законом срока влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.

В соответствии со ст. 5.4 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях  нарушение установленного законом  порядка представления сведений об избирателях, участниках референдума  либо представление недостоверных  сведений об избирателях, участниках референдума  соответствующим избирательным  комиссиям должностным лицом, на которое законом возложена эта  обязанность, влечет наложение административного  штрафа на должностных лиц в размере  от одной тысячи до пяти тысяч рублей.

Статьей 5.21 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что  неперечисление, а равно перечисление с нарушением установленных законом сроков органом местного самоуправления, наделенным соответствующими полномочиями по перечислению средств, кредитной организацией, отделением связи средств избирательным комиссиям, комиссиям референдума, кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам, инициативным группам по проведению референдума, иным группам участников референдума влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

Согласно  ст. 5.36 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях  нарушение должностным лицом  органа местного самоуправления порядка  или сроков предоставления сведений о несовершеннолетнем, нуждающемся  в передаче на воспитание в семью (на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью) либо в учреждение для детей-сирот  или для детей, оставшихся без  попечения родителей, а равно  предоставление заведомо недостоверных  сведений о таком несовершеннолетнем влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей. Совершение должностным лицом органа местного самоуправления действий, направленных на укрытие несовершеннолетнего от передачи на воспитание в семью (на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью) либо в учреждение для детей-сирот или для детей, оставшихся без попечения родителей, влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.

В соответствии со ст. 5.39 Кодекса неправомерный  отказ в предоставлении гражданину собранных в установленном порядке  документов, материалов, непосредственно  затрагивающих права и свободы  гражданина, либо несвоевременное предоставление таких документов и материалов, непредоставление иной информации в случаях, предусмотренных законом, либо предоставление гражданину неполной или заведомо недостоверной информации влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей.

Использование лицом, замещающим муниципальную должность, преимуществ своего должностного или  служебного положения в целях  выдвижения и (или) избрания кандидата, списка кандидатов, выдвижения и (или) поддержки инициативы проведения референдума, получения того или иного ответа на вопрос (вопросы) референдума, согласно ст. 5.45 Кодекса, влечет наложение административного  штрафа в размере от трех тысяч  до пяти тысяч рублей.

Участие органов  местного самоуправления в сборе  подписей избирателей в поддержку  выдвижения кандидата, списка кандидатов, в сборе подписей участников референдума  в поддержку инициативы проведения референдума, а равно сбор подписей на рабочих местах, по месту учебы, в процессе и в местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, иных социальных выплат, а также при оказании благотворительной  помощи влечет наложение административного  штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей. (ст. 5.47).

В области  охраны собственности также немало административных правонарушений, совершаемых  органами и должностными лицами местного самоуправления. Это, в частности, несоблюдение ограничений при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд путем запроса котировок цен на одноименные товары, одноименные работы, одноименные услуги и при закупке одноименных товаров, одноименных работ, одноименных услуг, осуществляемой без заключения государственных или муниципальных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд (ст. 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях); предоставление, опубликование или размещение недостоверной информации о размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, а также направление недостоверных сведений или внесение их в реестр государственных или муниципальных контрактов, заключенных по итогам размещения заказов, реестр недобросовестных поставщиков (ст. 7.31 Кодекса); нарушение условий государственного или муниципального контракта на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд (ст. 7.32 Кодекса) и ряд других.

 

Гражданско-правовая ответственность органов и должностных  лиц местного самоуправления

Согласно  ст. 76 Федерального закона «Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц  местного самоуправления перед физическими  и юридическими лицами наступает  в порядке, установленном федеральными законами. Основанием данного вида ответственности являются незаконные действия (бездействие) органов местного самоуправления и их должностных  лиц (в том числе издание незаконных правовых актов), в результате которых  был причинен имущественный и  иной вред физическим и юридическим  лицам. Федеральное законодательство предусматривает возможность привлечения  органов местного самоуправления к  гражданско-правовой ответственности. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц  местного самоуправления перед физическими  и юридическими лицами наступает прежде всего в судебном порядке. Следует отметить, что физические лица могут требовать за причинение вреда органами местного самоуправления также и компенсацию морального вреда в соответствии со ст. ст. 151, 1099 - 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Необходимо  учитывать, что гражданско-правовую ответственность перед физическими  и юридическими лицами несут органы местного самоуправления. В соответствии со ст. 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) должностных  лиц органов местного самоуправления, подлежат возмещению муниципальным  образованием. Должностное лицо местного самоуправления, соответственно, несет  ответственность перед органами местного самоуправления.

Гражданским кодексом Российской Федерации (ст. 1069) установлено, что вред, причиненный  гражданину или юридическом лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов местного самоуправления либо их должностных лиц, в том числе  в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается  за счет казны муниципального образования. В случаях, когда в соответствии с Гражданским кодексом или другими  законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны муниципального образования, от имени казны выступают прежде всего соответствующие финансовые органы.

Следует также  учитывать, что Федеральный закон  «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает возможность  судебного обжалования решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, а также решений и  действий (бездействия) органов и  должностных лиц местного самоуправления (ст. 78). Данные решения и действия могут быть обжалованы в суд или  арбитражный суд в установленном  законом порядке. Порядок такого обжалования урегулирован федеральным  законодательством, поскольку в  соответствии с пунктом "о" ст. 71 Конституции Российской Федерации  как судоустройство, так и гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство находятся в ведении Российской Федерации. Более детально порядок  обжалования устанавливается соответственно Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации либо Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

 

Список  литературы

  1. В.Т. Батычко, Муниципальное право, Конспект лекций, Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2010 г.
  2. Данилина И. Б. Муниципальное право в вопросах и ответах: Учеб. пособие. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.
  3. Игнатюк Н.А., Павлушкин А.В. Муниципальное право: Учебное пособие. – М.: Юстицинформ, 2007.
  4. Ковешников Е.М., Дубинин А.В. Муниципальное право России: Учеб. пособие. — М.: ИНФРА-М, 2003.
  5. Постовой Н.В.  Муниципальное право России: Вопросы и ответы. - М.: ИД Юриспруденция, 2004.
  6. Конституция РФ от 1993 года.
  7. Указ Президента РФ «О гарантиях местного самоуправления РФ» 29 декабря 1995 года.
  8. ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» от 28 августа 1995 года.
  9. ФЗ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27 апреля 1997 года.

 


Информация о работе Административная ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления