Административно-правового статуса должностного лица

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2014 в 19:37, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы — изучение административно-правового статуса высшего должностного лица субъекта Российской Федерации на примере губернатора Вологодской области.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- дать понятие административно-правового статуса должностного лица;
- определить правовое регулирование административно-правового статуса высшего должностного лица субъекта РФ;

Оглавление

Введение………………………………………………………………….………..3
Понятие административно-правового статуса должностного лица
и правовое регулирование административно-правового статуса
высшего должностного лица субъекта РФ…………………………………….5
Порядок назначения губернатора Вологодской области,
его статус и основные полномочия……………………………………………..9
Порядок досрочного прекращения
полномочий и ответственность губернатора Вологодской области…………15
Заключение………………………………………………………………………23
Список использованной литературы……………………

Файлы: 1 файл

курсовая по административному праву.docx

— 61.19 Кб (Скачать)

- подписание и обнародование законов Вологодской области либо отклонение законов области;

- представление в Законодательном Собрании Вологодской области проекта областного бюджета, проектов бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, проектов программ социально-экономического развития области, а также опубликование проекта областного бюджета;

- ежегодное представление в Законодательном Собрании Вологодской области отчетов об исполнении бюджета Вологодской области, о выполнении программ социально-экономического развития; ежегодного отчета о результатах своей деятельности, а также о результатах деятельности Правительства Вологодской области;

- ежемесячное представление Законодательному Собранию Вологодской области информации об исполнении бюджета Вологодской области;

- информирование Законодательного Собрания Вологодской области об исполнении законов области;

Губернатор Вологодской области помимо вышеперечисленного также формирует и руководит Правительством Вологодской области; в соответствии со ст. 38 Устава Вологодской области определяет его структуру (так, структура органов исполнительной государственной власти Вологодской области утверждена постановлением Губернатора Вологодской области от 26.04.2004 № 118 «О структуре органов исполнительной государственной власти области» 13), а также структуру исполнительных органов государственной власти области; председательствует на заседаниях Правительства области и принимает решение о его отставке; осуществляет внутриорганизационное управление Правительством Вологодской области как юридическим лицом; вправе требовать созыва внеочередной сессии Законодательного Собрания области, а также созывать Законодательное Собрание области очередного созыва на первую сессию Законодательного Собрания области ранее установленного срока; а также принимает решение о досрочном прекращении полномочий Законодательного Собрания области; участвует в работе Законодательного Собрания Вологодской области с правом совещательного голоса; в случаях, предусмотренных законодательством РФ, дает заключения по проектам нормативных правовых актов; подписывает государственные контракты на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд области; учреждает  и награждает государственными наградами, премиями, почетными званиями; руководит гражданской обороной Вологодской области; также вправе обращаться в суды; обеспечивает координацию деятельности органов исполнительной государственной власти Вологодской области с иными органами государственной власти области органами местного самоуправления и общественными объединениями; вносит в Законодательное Собрание Вологодской области представление о назначении на должность уполномоченного по правам человека в Вологодской области; назначает на должность и досрочно прекращает полномочия уполномоченного по защите прав предпринимателей в Вологодской области по представлению Уполномоченного при Президенте Российской по защите прав предпринимателей либо с его согласия; а также губернатор Вологодской области Федерации осуществляет иные полномочия.

Таким образом, губернатор Вологодской области является высшим должностным лицом Вологодской области, возглавляет высший исполнительный орган государственной власти области – Правительство Вологодской области и относится к государственным должностям Вологодской области, устанавливаемым для непосредственного исполнения полномочий государственных органов Вологодской области. Срок полномочий Губернатора области составляет 5 лет и прекращается с момента вступления в должность вновь избранного Губернатора области, за исключением случаев, досрочного прекращения полномочий губернатора Вологодской области, характеристика которым будет дана ниже.

Статьей 40 Устава Вологодской области предусмотрены ограничения, связанные с осуществлением полномочий Губернатора области

В ст. 38 Устава Вологодской области приведены полномочия Губернатора области как высшего должностного лица и руководителя Правительства Вологодской области, основными из которых являются: губернатор Вологодской области при осуществлении внешнеэкономических связей представляет область лично или через уполномоченных им представителей в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления; подписывает и обнародует законы Вологодской области либо их отклонение; представляет в Законодательном Собрании Вологодской области проект областного бюджета и проекты бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, проекты программ социально-экономического развития области, а также опубликование проекта областного бюджета; ежегодно представляет в Законодательном Собрании Вологодской области отчеты об исполнении бюджета области, о выполнении программ социально-экономического развития, а также осуществляет иные полномочия, предусмотренные Уставом области.

 

  1. Порядок досрочного прекращения полномочий и ответственность губернатора Вологодской области

В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и ст. 39 Устава Вологодской области от 18.10.2001 г. № 716-ОЗ полномочия Губернатора Вологодской области прекращаются досрочно в случае:

1) смерти;

2) отставки по собственному желанию;

3) отрешения губернатора области от должности Президентом Российской Федерации в связи с выражением ему недоверия Законодательным собранием Вологодской области. Следует отметить, что решение о досрочном прекращении полномочий губернатора области принимается Законодательным Собранием области по представлению Президента РФ двумя третями голосов от установленного числа депутатов по инициативе не менее одной трети от установленного числа депутатов Законодательного Собрания области.14 Следовательно, окончательное слово остается за Президентом РФ, и это не означает, что инициатива законодательного (представительного) органа области будет поддержана Президентом РФ. В то же время решение Президента РФ об отрешении губернатора области от должности влечет за собой отставку возглавляемого им Правительства области.15

Таким образом, решение Президента РФ об отрешении высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, безусловно, и не требует не только одобрения либо неодобрения законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а даже не нуждается в согласовании.16

В соответствии с п. 2 ст. 19 Федерального закона от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ Законодательное Собрание Вологодской области вправе выразить недоверие высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации – губернатору Вологодской области по следующим основаниям:

- издания им актов, противоречащих Конституции РФ, федеральным законам, Уставу области, в случае установления данных противоречий судом, и губернатор Вологодской области не устранит со дня вступления в законную силу судебного решения указанные противоречия в течение месяца;

- установленного судом иного грубого нарушения Конституции РФ, федерального и регионального законодательства, что в результате повлекло за собой массовое нарушение прав и свобод граждан;

- а также в случае ненадлежащего исполнения губернатором области своих обязанностей.

4) отрешения губернатора Вологодской области от должности Президентом Российской Федерации в связи с утратой доверия Президента РФ, за ненадлежащее исполнение своих обязанностей, а также в случаях, выявление в отношении губернатора области фактов коррупции или неурегулирование конфликта интересов как правонарушений, либо установление в отношении губернатора Вологодской области фактов открытия или наличия счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами в период, когда такое лицо являлось зарегистрированным кандидатом на данную должность.

Конституционным судом РФ была проверена конституционность отдельных положений Федерального закона от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».17 Предметом рассмотрения по данному делу являлись положения Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ, в которых устанавливаются непосредственно не закрепленные Конституцией РФ меры федерального воздействия, применяемые в случаях неисполнения судебных решений о признании нормативных правовых актов субъектов РФ не соответствующими Конституции РФ и федеральным законам, а именно досрочное прекращение полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти и высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, а также закрепляется досрочное прекращение каждым из этих органов полномочий другого в связи с отказом от приведения принятого им нормативного правового акта в соответствие с Конституцией РФ, федеральными законами, конституцией, уставом субъекта РФ.

Вместе с тем, досрочное прекращение полномочий (отрешение от должности) высшего должностного лица  субъекта Российской Федерации в качестве применяемой в целях защиты Конституции РФ меры федерального воздействия реализуется на основе взаимосвязанных нормативных и правоприменительных решений федерального парламента, который определил основания применения данной меры; органов судебной власти, которые вправе вынести решение о признании нормативного акта высшего должностного лица или высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, не соответствующим Конституции РФ и федеральным законам; Президента Российской Федерации, который вправе на основании решений судебных органов и федерального парламента издать указ об отрешении высшего должностного лица субъекта РФ от должности как завершающий акт процедуры в целом. 18

Данная процедура происходит в следующей последовательности: признание судом акта, изданного высшим должностным лицом субъекта РФ, противоречащим Конституции РФ и федеральным законам, который повлек конституционно значимые тяжкие последствия; подтверждение в судебном порядке неисполнения решения суда; вынесение Президентом РФ предупреждения в адрес этого лица в связи с непринятием им мер по отмене приостановленного указом Президента РФ соответствующего нормативного акта; и далее если в течение месяца со дня вынесения предупреждения высшее должностное лицо субъекта РФ не приняло в пределах своих полномочий соответствующих мер Президент РФ отрешает его от должности в форме указа.

Вместе с тем Федеральным законом от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ предоставлено право высшему должностному лицу субъекта РФ в течение десяти дней со дня  официального опубликования указа Президента РФ обжаловать его в Верховный Суд РФ.

Конституционно значимые тяжкие последствия, которые повлек изданный высшим должностным лицом субъекта РФ нормативно-правовой акт (и напротив неприменение данной меры федерального воздействия в связи лишь с формальным противоречием нормативного акта высшего должностного лица субъекта Российской Федерации федеральному регулированию) обеспечивают соразмерность федерального вмешательства негативным последствиям нормативных решений органов государственной власти субъекта РФ.

Следовательно, обоснованность отрешения высшего должностного лица субъекта РФ от должности гарантируется судебной властью, разрешающей спор между РФ и ее субъектом, тем самым удовлетворяются вытекающие из Конституции РФ требования о необходимости использования судебного механизма в процессе применения мер федерального воздействия для обеспечения соответствия федеральным нормативным правовым актам нормативных актов субъектов РФ и защиты прав субъектов РФ.

Издание указа об отрешении высшего должностного лица субъекта РФ от должности в качестве завершающего этапа федерального воздействия является реализацией Президентом РФ своих конституционных функций как главы государства и гаранта Конституции РФ в сфере федеральных полномочий исполнительной власти. 19

Таким образом, вышеприведенный механизм отрешения высшего должностного лица субъекта РФ от должности, включающий в качестве элементов предупреждение, возможность согласительных процедур, а также судебное разрешение возникающих при этом споров, обеспечивает необходимый в процессе применения Президентом РФ указанной меры федерального воздействия баланс законодательной, исполнительной и судебной власти и их согласованное взаимодействие и не противоречит Конституции РФ.

Кроме того, Конституционным судом были признаны положения п. 6 и 7 ст. 19 во взаимосвязи с п. 2 ст. 17 и пп. в п. 7 ст. 18 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ, направленные на беспрепятственное осуществление вновь избранным высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации полномочия самостоятельно формировать возглавляемый им орган, не могут рассматриваться как не соответствующие конституционным принципам организации и деятельности исполнительной власти в Российской Федерации. 20

5) признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным, безвестно отсутствующим или объявления умершим, либо вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;

6) выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства, утраты гражданства РФ или приобретения гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;

7) отзыва избирателями, зарегистрированными на территории области, на основании и в порядке, установленных федеральными законами и принятым в соответствии с ними законом области. Так, отзыв губернатора Вологодской области производится соответствии с Федеральным законом от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ, Федеральным законом от 12.06.2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», другими федеральными законами, Уставом Вологодской области и законом Вологодской области от 22.01.2013 г. № 2970-ОЗ «О порядке отзыва Губернатора Вологодской области».

Согласно ст. 8 Закона Вологодской области от 22.01.2013 г. № 2970-ОЗ «О порядке отзыва Губернатора Вологодской области» отзыв возможен в случаях: нарушения Губернатором области законодательства РФ и (или) законодательства Вологодской области; неоднократного грубого без уважительных причин неисполнения Губернатором Вологодской области своих обязанностей. Факты совершения данных случаев должны быть установлены соответствующим судом по заявлению политических партий, их региональных отделений, иных общественных объединений, а также группы граждан РФ в количестве не менее 100 человек, проживающих на территории Вологодской области и обладающих активным избирательным правом на выборах Губернатора Вологодской области.

Информация о работе Административно-правового статуса должностного лица