Административно-правового статуса должностного лица

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2014 в 19:37, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы — изучение административно-правового статуса высшего должностного лица субъекта Российской Федерации на примере губернатора Вологодской области.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- дать понятие административно-правового статуса должностного лица;
- определить правовое регулирование административно-правового статуса высшего должностного лица субъекта РФ;

Оглавление

Введение………………………………………………………………….………..3
Понятие административно-правового статуса должностного лица
и правовое регулирование административно-правового статуса
высшего должностного лица субъекта РФ…………………………………….5
Порядок назначения губернатора Вологодской области,
его статус и основные полномочия……………………………………………..9
Порядок досрочного прекращения
полномочий и ответственность губернатора Вологодской области…………15
Заключение………………………………………………………………………23
Список использованной литературы……………………

Файлы: 1 файл

курсовая по административному праву.docx

— 61.19 Кб (Скачать)

Кроме того, следует отметить, что в соответствии с п. 4 ст. 29.1 Федерального закона от  06.10.1999 г. № 184-ФЗ  в случае предъявления высшему должностному лицу субъекта РФ обвинения в совершении преступления, оно может быть временно отстранено от исполнения своих обязанностей Президентом РФ в форме указа по представлению Генерального прокурора РФ. Указанное лицо вправе в порядке уголовного судопроизводства обжаловать данное решение. Данное временное отстранение указанного лица от исполнения своих должностных обязанностей служит правовым средством обеспечения объективности уголовного преследования, а также защиты прав потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью. 21

В свою очередь наделение Президента Российской Федерации полномочием временно отстранять высшее должностное лицо субъекта РФ на основании представления Генерального прокурора РФ связано со статусом высших должностных лиц, которые в силу принципов единства системы государственной власти  находятся в отношениях субординации непосредственно с Президентом РФ, поскольку он несет ответственность за согласованное функционирование органов государственной власти. 22

Таким образом, полномочия Губернатора Вологодской области прекращаются досрочно в следующих случаях: смерти; отставки по собственному желанию; отрешения губернатора области от должности Президентом Российской Федерации в связи с выражением ему недоверия Законодательным собранием Вологодской области; отрешения губернатора Вологодской области от должности Президентом Российской Федерации в связи с утратой доверия Президента РФ; признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным, безвестно отсутствующим или объявления умершим, либо вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда; выезда за пределы страны на постоянное место жительства, утраты гражданства РФ или приобретения гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства; отзыва избирателями, зарегистрированными на территории области.

Следует особо отметить, что процедура отрешения губернатора области от должности Президентом РФ в связи с утратой доверия происходит в следующей последовательности: признание судом акта, изданного высшим должностным лицом субъекта РФ, противоречащим Конституции РФ и федеральным законам, который повлек конституционно значимые тяжкие последствия; подтверждение в судебном порядке неисполнения решения суда; вынесение Президентом РФ предупреждения в адрес этого лица в связи с непринятием им мер по отмене приостановленного указом Президента РФ соответствующего нормативного акта; и далее если в течение месяца со дня вынесения предупреждения высшее должностное лицо субъекта РФ не приняло в пределах своих полномочий соответствующих мер Президент РФ отрешает его от должности в форме указа. Конституционно значимые тяжкие последствия, которые повлек изданный высшим должностным лицом субъекта РФ нормативно-правовой акт обеспечивают соразмерность федерального вмешательства негативным последствиям нормативных решений органов государственной власти субъекта РФ.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Таким образом, на основании выше изложенного можно сделать следующие выводы.

Административно-правовой статус высшего должностного лица субъекта РФ представляет собой совокупность прав и обязанностей, а также ограничений, полномочий и ответственности, которые закреплены в федеральном и региональном законодательстве и иных документах, регулирующих полномочия и функции указанного должностного лица.

Губернатор Вологодской области является высшим должностным лицом Вологодской области, возглавляет высший исполнительный орган государственной власти области – Правительство Вологодской области и относится к государственным должностям Вологодской области, устанавливаемым для непосредственного исполнения полномочий государственных органов Вологодской области. Срок полномочий Губернатора области составляет 5 лет и прекращается с момента вступления в должность вновь избранного Губернатора области, за исключением случаев, досрочного прекращения полномочий губернатора Вологодской области, характеристика которым будет дана ниже.

В ст. 38 Устава Вологодской области приведены полномочия Губернатора области как высшего должностного лица и руководителя Правительства Вологодской области. Полномочия Губернатора Вологодской области прекращаются досрочно в следующих случаях: смерти; отставки по собственному желанию; отрешения губернатора области от должности Президентом Российской Федерации в связи с выражением ему недоверия Законодательным собранием Вологодской области; отрешения губернатора Вологодской области от должности Президентом Российской Федерации в связи с утратой доверия Президента РФ; признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным, безвестно отсутствующим или объявления умершим, либо вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда; выезда за пределы страны на постоянное место жительства, утраты гражданства РФ или приобретения гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства; отзыва избирателями, зарегистрированными на территории области.

Следует особо отметить, что процедура отрешения губернатора области от должности Президентом РФ в связи с утратой доверия происходит в следующей последовательности: признание судом акта, изданного высшим должностным лицом субъекта РФ, противоречащим Конституции РФ и федеральным законам, который повлек конституционно значимые тяжкие последствия; подтверждение в судебном порядке неисполнения решения суда; вынесение Президентом РФ предупреждения в адрес этого лица в связи с непринятием им мер по отмене приостановленного указом Президента РФ соответствующего нормативного акта; и далее если в течение месяца со дня вынесения предупреждения высшее должностное лицо субъекта РФ не приняло в пределах своих полномочий соответствующих мер Президент РФ отрешает его от должности в форме указа. Конституционно значимые тяжкие последствия, которые повлек изданный высшим должностным лицом субъекта РФ нормативно-правовой акт обеспечивают соразмерность федерального вмешательства негативным последствиям нормативных решений органов государственной власти субъекта РФ.

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. М.: ТК Велби, Проспект, 2003. 32 с.
  2. Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 1999. - № 42. - Ст. 5005
  3. Федеральный закон от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 2002. - № 24. - Ст. 2253.
  4. Указ Президента РФ от 02.07.2005 № 773 «Вопросы взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти» // Собрание законодательства РФ, 2005. - № 27. - Ст. 2730.
  5. Указ Президента РФ от 27.12.2004 № 1603 «О порядке рассмотрения кандидатур на должность высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 2004. - № 52 (часть 2). - Ст. 5427.
  6. Устав Вологодской области от 18.10.2001 г. № 716-ОЗ, принятый постановлением Законодательного Собрания Вологодской области от 03.10.2001 № 481 // Красный Север, 2001. - № 202-203
  7. Закон Вологодской области от 22.01.2013 N 2970-О «О порядке отзыва Губернатора Вологодской области», принят Постановлением Законодательного Собрания Вологодской области от 26.12.2012 г. № 892 // Красный Север, 2013. - № 13.
  8. Закон Вологодской области от 13.07.2012 N 2835-ОЗ «О выборах Губернатора Вологодской области», принят Постановлением Законодательного Собрания Вологодской области от 27.06.2012 г.  № 377 // Красный Север, 2012. -  № 133
  9. Постановление Губернатора Вологодской области от 26.04.2004 № 118 «О структуре органов исполнительной государственной власти области» // Законодательство Вологодской области. -  Март-апрель, 2004. - N 2. - С. 254
  10. Постановление Конституционного Суда РФ от 04.04.2002 N 8-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в связи с запросами Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) и Совета Республики Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея» // Собрание законодательства РФ, 2002. - № 15. - Ст. 1497
  11. Жуков А.П. Институт недоверия высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (в условиях нового порядка наделения полномочиями) // Конституционное и муниципальное право, 2007. -  14. – С. 15-29
  12. Старилов Ю.Н. Курс общего административного права: В 3 т. Т. I: История. Наука. Предмет. Нормы. Субъекты. - М., 2002. - С. 447
  13. Мелехин А.В. Административное право: Курс лекций. - М., 2009. - С. 131
  14. Старилов Ю.Н. Служебное право: Учебник. - М., 1996. - С. 383 – 384
  15. Ноздрачев А.Ф. Государственная служба: Учебник для подготовки государственных служащих. - М., 1999. - С. 195
  16. Макарова Т.Б. Об административно-правовом статусе высшего должностного лица субъекта Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление, 2012. -  N 5. – С. 12-22

 

1 Старилов Ю.Н. Курс общего административного права: В 3 т. Т. I: История. Наука. Предмет. Нормы. Субъекты. - М., 2002. - С. 447

2 Мелехин А.В. Административное право: Курс лекций. - М., 2009. - С. 131

3 Старилов Ю.Н. Служебное право: Учебник. - М., 1996. - С. 383 - 384

4 Ноздрачев А.Ф. Государственная служба: Учебник для подготовки государственных служащих. - М., 1999. - С. 195

5 Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 1999. - № 42. - Ст. 5005

6 Федеральный закон от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 2002. - № 24. - Ст. 2253

7 Указ Президента РФ от 02.07.2005 № 773 «Вопросы взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти» // Собрание законодательства РФ, 2005. - № 27. - Ст. 2730

8 Указ Президента РФ от 27.12.2004 № 1603 «О порядке рассмотрения кандидатур на должность высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 2004. - № 52 (часть 2). - Ст. 5427

9 Устав Вологодской области от 18.10.2001 г. № 716-ОЗ, принятый постановлением Законодательного Собрания Вологодской области от 03.10.2001 № 481 // Красный Север, 2001. - № 202-203

10 Закон Вологодской области от 22.01.2013 N 2970-О «О порядке отзыва Губернатора Вологодской области», принят Постановлением Законодательного Собрания Вологодской области от 26.12.2012 г. № 892 // Красный Север, 2013. - № 13

11 Закон Вологодской области от 13.07.2012 N 2835-ОЗ «О выборах Губернатора Вологодской области», принят Постановлением Законодательного Собрания Вологодской области от 27.06.2012 г.  № 377 // Красный Север, 2012. -  № 133

12 Закон Вологодской области от 13.07.2012 N 2835-ОЗ «О выборах Губернатора Вологодской области», принят Постановлением Законодательного Собрания Вологодской области от 27.06.2012 г.  № 377 // Красный Север, 2012. -  № 133

13 Постановление Губернатора Вологодской области от 26.04.2004 № 118 «О структуре органов исполнительной государственной власти области» // Законодательство Вологодской области. - Март-апрель, 2004. - N 2. - С. 254

14 Ст. 19 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 1999. - № 42. - Ст. 5005

15 Пункт 6 ст. 19 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 1999. - № 42. - Ст. 5005

16 Макарова Т.Б. Об административно-правовом статусе высшего должностного лица субъекта Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление, 2012. -  N 5. – С. 12-22

17 Постановление Конституционного Суда РФ от 04.04.2002 N 8-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в связи с запросами Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) и Совета Республики Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея» // Собрание законодательства РФ, 2002. - № 15. - Ст. 1497

18 Там же

19 Жуков А.П. Институт недоверия высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (в условиях нового порядка наделения полномочиями) // Конституционное и муниципальное право, 2007. -  14. – С. 15-29

20 Постановление Конституционного Суда РФ от 04.04.2002 N 8-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в связи с запросами Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) и Совета Республики Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея» // Собрание законодательства РФ, 2002. - № 15. - Ст. 1497

21 Ст. 52 Конституции Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. М.: ТК Велби, Проспект, 2013. – С. 18

22 Постановление Конституционного Суда РФ от 04.04.2002 N 8-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в связи с запросами Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) и Совета Республики Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея» // Собрание законодательства РФ, 2002. - № 15. - Ст. 1497


Информация о работе Административно-правового статуса должностного лица