Землеустройство в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 09:09, контрольная работа

Краткое описание

Существенные изменения перетерпели и землеустроительные отношения. Если до начала земельной реформы 90-х годов 20 века землеустроительные мероприятия обеспечивали реализацию функции по управлению в сфере использования и охраны земли, находящейся в исключительной государственной собственности, то в настоящее время землеустройство осуществляется на основе положений, закрепленных Конституцией Российской Федерации, в том числе многообразия форм собственности на землю. Это, а также развитие рыночных отношений, включение земельных ресурсов в оборот, установление новых принципов федерализма и осуществление муниципальной реформы, иные значимые общественные преобразования заставили пересмотреть содержание землеустройства и его назначение.
Цель работы: показать развитие землеустройства (межевания) в России/
Задачи:
рассмотреть основные виды межевания и землеустройства в дореволюционный период
показать развитие землеустройства в процессе развития народного хозяйства страны
рассмотреть правовое регулирование отношений при проведении землеустройства

Оглавление

1. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ МЕЖЕВАНИЯ И ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА В ДОРЕВОЛЮЦИОННЫЙ ПЕРИОД 4
2. РАЗВИТИЕ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА СТРАНЫ 13
3. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА 20

Файлы: 1 файл

Контрольная Земельное право.doc

— 201.50 Кб (Скачать)

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Так важно сегодня оглянуться в наше историческое прошлое, чтобы, возможно, именно там найти ответ на насущные вопросы о землеустройстве. Исключительная сложность задачи реформирования земельных отношений объективно заставляет и нас обращаться к тем периодам развития отечества, которые в этом отношении были для России переломными, проходили под знаком социально - экономических реформ.

Существенные изменения  перетерпели и землеустроительные отношения. Если до начала земельной  реформы 90-х годов 20 века землеустроительные мероприятия обеспечивали реализацию функции по управлению в сфере использования и охраны земли, находящейся в исключительной государственной собственности, то в настоящее время землеустройство осуществляется на основе положений, закрепленных Конституцией Российской Федерации, в том числе многообразия форм собственности на землю. Это, а также развитие рыночных отношений, включение земельных ресурсов в оборот, установление новых принципов федерализма и осуществление муниципальной реформы, иные значимые общественные преобразования заставили пересмотреть содержание землеустройства и его назначение.

Цель работы: показать развитие землеустройства (межевания) в России/

Задачи:

  • рассмотреть основные виды межевания и землеустройства в дореволюционный период
  • показать развитие землеустройства в процессе развития народного хозяйства страны
  • рассмотреть правовое регулирование отношений при проведении землеустройства

 

    1. Основные виды межевания  и землеустройства в дореволюционный  период

 

Обозначение на местности  границ земельного участка при помощи неподвижных и долговечных межевых знаков в точках поворота границ участка; установление границ землепользования [2, с. 51].

На Руси существовало ещё в период Древнерусского государства. Развитие феодального землевладения привело к появлению в 16—17 веках системы так называемых писцовых Межеваний, при которых не исчислялась общая площадь межуемых владений, а измерялись лишь важнейшие их элементы (пашня, сенокос и лес). Результаты заносились в писцовые книги. Одновременно возникали и межевые книги, содержащие описание границ земельных владений. В 18 веке в России начинает применяться так называемый геометрический метод Межевания, при котором довольно точно определялась как общая площадь владений, так и площадь всех угодий. Во 2-й половине 18 — 1-й половине 19 веков было проведено генеральное межевание. В 30—50-х годах 19 века осуществлялось при активном участии помещиков размежевание совместных владений (так называемое специальное полюбовное межевание). Эпизодически совершалось в 19 веке по желанию помещиков и за их счёт так называемое коштное Межевание. Технически Межевание исполняли уездные землемеры. Для подготовки высококвалифицированных землемеров в России с 1835 существовал в Москве Межевой институт. Большие межевые работы проводились в ходе Крестьянской реформы 1861 и Столыпинской аграрной реформы. Межевание в России было тесно связано с установлением земельного кадастра, то есть с учётом производительности земли, её качества и назначения.

Национализация земли в СССР вызвала коренные изменения в системе землепользования. На смену дореволюционному Межеванию пришло землеустройство, основанное на современных достижениях геодезии и картографии.

Геометрическое межевание, с употреблением астролябии, стало у нас известно со времени Петра Великого "Наставление правительствующего сената из межевого департамента землемерам", изданное в 1766 г., составляет и поныне руководство наших землемеров, несмотря на успехи геодезии. Согласно правилам этого "Наставления", землемеры обязаны исчислять лишь величину так называемых румбических и астролябических углов и длину пограничных линий. Это - так называемый угломерный способ съемки. На практике он ведет к большим неудобствам и неточностям, тем более, что измерение длины границ производится железной цепью не по горизонтальному ее приложению, а по покатостям, а румбические углы измеряются с точностью только до 1/4 градуса.

Генеральное межевание - в истории русского законодательства так называется мера, предпринятая государством для определения и укрепления границ поземельных владений. Генеральное межевание не преследовало непосредственных финансовых целей, напоминая этим современные статистические описания и резко отличаясь от кадастровых предприятий западных государств (см. Кадастр). В отличие от другого вида государственного межевания — специального — Генеральное межевание не добивалось прекращения общего и чересполосного владения, а ограничивалось определением границ отдельных дач, как географических единиц (например, город К и его земля; село В и принадлежащие к нему земли; земля, называемая пустошью С). Отдаленные начала генерального и вообще государственного межевания следует видеть в мерах борьбы царской власти против расхищения служилыми людьми поместных земель без соразмерного несения службы. С Иоанна IV в круг обязанностей писцов, рядом с описанием земель для целей финансовых, входит установление меж и решение споров о межах; наряду с писцовыми книгами появляются "писцовые межевые" или "межевые книги", содержания описания меж поземельных владений. Межи в это время определялись естественными или искусственными признаками, но нет следов того, чтобы измерялись протяжения меж и углы их направлений даже в эту сравнительно позднюю эпоху границы нередко определялись так: по разливу воды, полету птиц, коровьему рыку или куда соха, коса, топор ходили; нет также следов составления планов. Описание и межевание производились неточно, часто основывались на одних словесных показаниях владельцев и сопровождались то совершенным пропуском целых сел и пустошей, то занесением в книги под другим названием или за другим владельцем, так что уже тогда не знали, где искать многих пустошей. Отсюда выпрашивание себе в поместье таких пустошей и порожних земель, которые на самом деле находились в чужом законном владении, но только не значились в писцовых книгах или значились под другими названиями. Стремление положить конец злоупотреблениям и неурядице вызвало в конце царствования Алексея Михайловича предположение послать по всему государству валовых писцов для размежевания немежеванных и спорных земель; при Федоре Алексеевиче (1681) приступили к осуществлению этой мысли, но тотчас же убедились в необходимости распространить межевание на все земли без исключения. В писцовых наказах 1680-1684 гг. межевание впервые отделяется от описания земель и распределения населения в финансовом отношении. Основной задачей валовых писцов является только размежевание земель; но при этом, говоря языком позднейшего времени, межевание преследует ревизию и редукцию земель, т. е. писец проверяет права на владение и разыскивает лишние против крепостных актов, или примерные, земли. В зависимости от различия вотчинных и поместных земель примерные земли в вотчинах оставляются только у тех, у кого межи и грани уже описаны в прежних писцовых книгах, а в поместьях они отрезаются в казну у всех, кто владеет свыше оклада и кто не пожелает приобрести излишек в вотчину за определенную сумму денег. Первоначально предполагалось достигнуть сразу размежевания общих и чересполосных дач; но уже в 1683 г. решили ограничить задачу валовых писцов одним генеральным размежеванием, предоставив каждому из соучастников в общих дачах просить о вымежевании следующего ему участка в одном месте. Таким образом наряду с главной задачей на валового писца возложена была обязанность разбирать и споры о собственности и о межах, преследовать за нарушение меж, отводить вновь пожалованные земли, продавать примерные земли и отдавать в аренду оброчные статьи. На практике межевание по наказам 1680-84 гг. ограничилось незначительными размерами и в 1688 г. совершенно остановилось; точных результатов оно и не могло бы дать не только потому, что большие леса были вовсе исключены от измерения, но потому еще, что орудиями измерения служили простая веревка и сажень, без всяких математических инструментов; границы описывались только общими выражениями: направо, налево, и планов никаких не составлялось. Вопрос о валовом размежевании земель по всему государству снова возник при Анне Иоанновне, когда (1731) состоялся указ о посылке повсеместно валовых межевщиков; успехи просвещения выразились в требовании участия геодезистов и составления ландкарт. Но указ на практике не осуществился и только при Елисавете Петровне (1754) была обнародована основанная на писцовом наказе 1684 г. Межевая инструкция; в ней было принято в соображение совершившееся слияние вотчин и поместий, а с технической стороны прежнюю веревку заменила десятисаженная цепь, за единицу меры принята десятина, и межевщик снабжен астролябией. На межевщика из военных, сопровождаемого геодезистом и военной командой, возложена была обязанность измерять и межевать все земли в порученном ему округе, проверять и утверждать права на владение в определенном пространстве и в определенных границах, отнюдь не оставляя общего и чересполосного владения. Этим последним требованием инструкция сразу ставила неосуществимую для того времени задачу. Принцип ревизии и редукции был проведен в ней вдобавок гораздо строже, чем в наказе 1684 г.: примерные земли не оставлялись даже у тех, кто ссылался на писцовые межи и грани, а безусловно отрезались и делились между смежными владельцами за определенную сумму в пользу казны. Начатое в 1755 г. межевание подвигалось настолько медленно, что до 1762г. не было окончено размежевание одного Московского уезда; чуть не каждый шаг межевщика вызывал споры со стороны владельцев. Комиссия о Генеральном межевании, учрежденная Екатериной II 5 марта 1765г. для рассмотрения того, "полезно ли производить межевание на таком основании, как доныне установлено", подробно указала все недостатки инструкции 1754 года. Манифест 19 сентября 1765г. (П. С. З. 12474), ссылаясь на эти указания, возвестил учреждение межевания на новых основаниях. Задачей Генерального межевания постановлено было исключительно "всех владельцев собственное спокойствие и развод по настоящим границам их владения". Не должно быть ревизии прав и редукции владений: надлежит "только межевать и класть на планы земли каждого владения". Чтобы обеспечить успех межевания, манифест приказал всем владельцам, городам и селам всех ведомств отнюдь не распространять своих владений за те границы, в которых каждого застанет публикация манифеста, освидетельствовать свои границы окольными людьми, заметить их и ожидать спокойно Генерального размежевания. Вместе с манифестом обнародованы были генеральные правила, которые затем положены были в основание новых инструкций: одной — землемерам (13 февраля 1766 г., П. С. З. 12570), другой — межевым губернским канцеляриям и провинциальным конторам (25 мая 1766 г., П. С. З. 12659). Генеральные правила объявили в принципе, что обязательное прекращение общего и чересполосного владения — дело будущих специальных и уездных межеваний и что прямая задача Генерального межевания — размежевать дачи, а не владельцев, кроме тех, которые разведутся полюбовно и будут просить об укреплении их полюбовных границ. Правила предписали "все земли межевать не к именам владельцев, но к именам сел и деревень, а пустоши к их собственным названиям"; при этом, однако же, каждому владельцу совокупности селений и пустошей предоставлено было не отмежевывать каждое селение порознь, а обводить все свое владение общей межой. В межевых книгах и планах велено было писать, за кем при Генерального размежевании какие селения и пустоши во владении окажутся и сколько в них земли. Споры о правах на владение предоставляются общему государственному суду — Вотчинной коллегии; но только "утверждаются навсегда земли к селам и деревням, а пустоши к их старым названиям". Сообразно с этим землемеру, деятельность которого была вообще строго отграничена от "межевых дел", т. е. от разбирательства споров о границах, воспрещено было требовать предъявления крепостных актов от лиц спокойно и бесспорно владеющих своими дачами; он обязан был только наносить на планы дачи, а в случае споров — обозначать на планах спорные границы и отсылать спорщиков для разбора в учрежденные в каждой губернии на время межевания межевые канцелярии и конторы, которые должны были утвердить на оспоренных местах межи, а затем уже поручить землемеру проведение их в натуре. Отказавшись от ревизии и редукции, государство получило в примерных землях отличное средство для поощрения полюбовного размежевания: правила предписывали разыскивать примерные земли у всех спорщиков и оставлять им не более 10% этих земель, а остальные вымежевывать в особые государственные дачи, и, наоборот, отнюдь не проверять крепостей у всех, кто разведется бесспорно. Отобранием всей примерной земли правила угрожали всем зачинщикам неправых споров, а также всем, кто выйдет из границ, в которых его застанет манифест. Правила, далее, рекомендовали полюбовный развод всем, у кого в крепостях граница значилась по разлитию вод и т. п., всем, у кого леса записаны были без всякой меры, угрожая в противном случае размежевать их "без наблюдения каждого из них собственной выгоды, а единственно по уважению общего государственного блаженнейшего положения". Екатерининские инструкции приняли в расчет то обстоятельство, что исторически в России частное землевладение образовалось в громадном числе случаев не на основании титулов, а путем заимки, захвата и обработки бесхозяйных земель. Не требуя крепостей, поощряя полюбовное размежевание и вместе с тем издав в инструкциях подробные правила о наделении землей поселенцев на городских выгонных землях, о намежевании земель церквам, однодворцам, ямским слободам, мельницам, иностранным поселенцам, горным заводам и т. д. об отводе пространств под дороги и бечевники, — государство положило начало образованию многочисленных разрядов землевладельцев, которые до тех пор владели часто без юридических оснований, и достигло возможности обособить государственное и частное землевладение. Порядок, в котором должно было вестись Генеральное межевание, был изложен в подробной инструкции землемерам. Последние являлись на места межевания в качестве представителей власти, которым владельцы обязаны были повиновением; присутствие при межевых действиях владельцев или должностных лиц на правах опекунов за малолетних или депутатов от казенных ведомств считалось обязательным. Землемера сопровождали понятые, числом 12, для указания границ, застигнутых манифестом (о технической стороне Генерального межевания см. ниже). Генерально-общественные дачи наносились на планы, в масштабе 1 англ. дюйм = 100 саженей. В надписи, называемой картушью, обозначались название дач, имена владельцев и землемера, время межевания и отклонение магнитной стрелки; а в экспликации обозначалось количество десятин в даче по угодьям и число дворов и душ; наконец, надписывались названия смежных дач и их владельцев. На основании таких "специальных" планов на отдельные дачи составлялся генеральный план на весь уезд, а на основании уездных планов — атласы на губернии. Подлинные планы, вместе с межевыми книгами, которые содержат в себе повторение того, что значится на планах, и сверх того еще передают содержание полевых журналов землемеров, хранятся в межевой канцелярии в Москве. Так как Генеральное межевание должно было, помимо "покоя и тишины всем поселянам", доставить еще "к государственному общему экономическому правлению обстоятельное сведение", то на землемеров было возложено еще составление особых экономических примечаний или журналов; сюда заносились сведения о судоходстве, промыслах, качестве земель и лесов, о фабриках и заводах, о числе душ и даже о курганах и пещерах. Для истории Екатерининской эпохи в этих журналах содержится громадный запас данных. Межевыми знаками служили межники, просветы в лесах, ямы, наполненные камнями и углем, курганы, деревянные или каменные столбы. Начатое в 1766 г., Генерального межевание пошло вперед настолько быстро, что к концу царствования Екатерины II оно уже было закончено в 18 губерниях. Общие результаты Генерального межевания видны из приведенной выше таблицы, где обозначены губернии, в которых произведено было Генеральное межевание, время его, общее количество генерально-обмежеванных дач и десятин земли и то количество дач, которое при заключении Генерального межевания оставлено было в общем и чрезполосном владении (см. таблица).

 

Название губерний

Когда началось ген. межевание 

Когда окончено

Общее число генерально-отмежеванных

Число дач оставленных *) в общем и чересполосном владении

дач

десятин земли 

Число дач 

Кол-во земли 

1

Московская 

1766

1781

7781

2935720

2156

819362

2

Харьковская

1769

"

2509

2996098

846

1919614

3

Рязанская

1771

"

5374

3687451

3301

2551004

4

Ярославская

1773

1783

15937

3049065

8444

1515946

5

Костромская

"

"

16110

7426706

9120

3667225

6

Владимирская 

"

1781

11112

4038275

5162

1556014

7

Тульская 

1776

1780

5694

2719786

3001

1421881

8

Калужская

 

 

"

6563

2783106

2993

1125711

9

Смоленская 

"

1779

6767

4868862

2751

2069899

10

Тверская 

"

1781

16856

5401335

6759

2183161

11

Воронежская

1777

"

1441

6824252

813

3810277

12

Новгородская 

1778

1796

16407

10392554

8852

4220753

13

Орловская

"

"

4177

4040544

2267

2460664

14

Олонецкая

"

"

1833

15851021

293

560222

15

Псковская

1781

"

16603

4002459

4658

1256008

16

С.-Петербургская 

"

1795

4623

2421006

2437

1077161

17

Вологодская

1782

1796

15672

35327342

9468

2232762

18

Пензенская 

"

1792

1702

3492531

786

1808617

19

Тамбовская 

"

1797

2746

5896966

1214

2457958

20

Курская

"

"

2748

3409377

1630

2625916

21

Могилевская

1783

1784

1847

3778886

520

978101

22

Витебская

1784

1797

1737

3593650

492

583399

23

Нижегородская

"

"

3584

4467464

1623

1788145

24

Казанская

1793

1803

2624

5688570

550

973188

25

Симбирская 

1798

1821

2070

4130907

888

2069944

26

Оренбургская 

"

1842

1112

25954761

316

1457889

27

Саратовская

"

1835

2585

7614335

523

1843048

28

Самарская

"

1842

1164

15843820

-

- **)

29

Екатеринославская

"

1828

1136

6172589

244

807346

30

Херсонская 

"

"

1541

6136963

223

806013

31

Вятская

1804

1835

2952

13535278

80

162824

32

Пермская 

1822

1843

1268

24385454

6

398499

33

Таврическая

1829 "

1686

2105108

6

40301

 

34

Астраханская 

1838

1850

207

18303340

3

53070

35

Шенкурский уезд Архангельской  губ.

1855

1861

127

2003166

-

-

 

Итого

   

188295

275378747

82425

53301922


 
*) Когда после 1836 г. приступили к специальному межеванию, количество дач в общем и чересполосном владении оказалось уже несколько иное, чем при окончании Генерального межевания (см. Специальное межевание).**) Самарская губерния выделена в 1851 г. из состава Симбирской, Оренбургской и Саратовской губерний, поэтому число чересполосных дач в ней во время окончания Генерального межевания не может быть показано отдельно от названных трех губерний.

    1. Развитие землеустройства в процессе развития народного хозяйства страны

 

Начатые в годы первой послевоенной пятилетки работы по преобразованию земли, улучшению условий для  сельскохозяйственного производства дали положительные результаты. Колхозы, совхозы и лесхозы заложили до 1951 г. полезащитные лесные полосы на площади 1852 тыс. га: Камышин -- Волгоград, Воронеж -- Ростов-на-Дону, Пенза -- Каменск, Белгород -- Дон, Чапаевск -- Владимировка и др. Их протяженность составляла более 6 тыс. км.

Созданные более 40 лет назад лесонасаждения и сегодня защищают около 25 млн. га сельскохозяйственных угодий и являются примером мирного приложения человеческих сил и мудрого отношения к земле и природе.

Первым документом, изменившим существующий до 1917 г. земельный строй  стал Декрет о земле, провозгласивший, что вся земля (государственная, удельная, кабинетская, монастырская, церковная, частновладельческая, общественная и крестьянская) отчуждается безвозмездно, обращается во всенародное достояние и переходит в пользование всех тех, кто трудится на ней.

Основное содержание землеустроительных работ в 1918 г. заключалось в отграничении земельных участков, не подлежащих распределению; сборе статистических и картографических материалов для  выработки норм наделения землей; распределении конфискованных земель во временное пользование; перераспределении всех земель (черный передел); съемке неделимых площадей для последующего устройства их территории; оказании помощи при распределении земель под посевы.

14 февраля 1919 г. ВЦИК  утвердил специальное постановление, получившее название “Положение о социалистическом землеустройстве и о мерах перехода к социалистическому земледелию”. Новые задачи обусловили необходимость реорганизации землеустроительных органов. В составе Наркомзема в мае 1919 г. был создан Центральный отдел землеустройства (Центрозем), которому были переданы функции существовавших ранее землемерно-технического отдела, переселенческого управления и 30 октября 1922 г. 4-я сессия ВЦИК приняла Земельный кодекс РСФСР... отдела текущей земельной политики.

30 октября 1922 г. 4-я сессия  ВЦИК приняла Земельный кодекс  РСФСР, который существенно изменил  земельную политику, привел ее  в соответствие с новыми задачами  хозяйственного строительства в  деревне.

Вторая половина 1929 г. стала началом сплошной коллективизации. Землеустройство вновь образуемых колхозов должно было проводиться в течение двух недель после их создания. Примерным уставом сельскохозяйственной артели от 1 марта 1930 г. был установлен порядок формирования землепользований колхозов.

Сплошная коллективизация  сельского хозяйства в корне  изменила структуру землеустроительных работ и сформировала два их основных вида: межхозяйственное (вместо ранее  существовавшего межселенного), связанное  с образованием новых и улучшением существующих землепользований социалистических сельскохозяйственных предприятий, и внутрихозяйственное (вместо внутриселенного), связанное с организацией территории социалистических сельскохозяйственных предприятий. Менялось и содержание землеустройства: вместо основной ранее землераспределительной функции главной становилась организация использования земли сельскохозяйственного назначения с учетом требований крупного производства, механизации полевых работ.

Выдача колхозам Государственных  актов на вечное (бессрочное) пользование землей и связанное с ней землеустройство в 1935—1938 гг. потребовали мобилизации на эти работы всех землеустроительных сил, поэтому внутрихозяйственная организация территории колхозов и совхозов в этот период осуществлялась в незначительном объеме.

В “Основах земельного законодательства Союза ССР и союзных республик”, принятых в 1968 г. и Земельных кодексах союзных республик нашел отражение  опыт правового регулирования социалистических общественных отношений в области  распределения, использования и охраны земель. 

Земельная реформа, начатая  в России в 1990 г., имела следующие  цели: осуществление перехода к многообразию форм собственности на землю, землевладения  и землепользования; обеспечение  социально справедливого и экономически обоснованного перераспределения земель; создание равных экономических условий для всех форм хозяйствования; создание экономического механизма регулирования земельных отношений и стимулирования рационального использования и охраны земель; прекращение процесса деградации земли и других связанных с нею природных ресурсов, обеспечение их восстановления.

Государство отказалось от монопольной собственности на землю, но приватизация земли шла  медленно, непоследовательно, что порождало  путаницу и множество ошибок, особенно в вопросах получения крестьянами права собственности на имущество сельхозпредприятий и землю. Многие нормативные акты противоречили друг другу.

Информация о работе Землеустройство в РФ